Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические основы формирования певческого голоса
Эффективность процесса певческого воспитания обусловлена уровнем компетентности педагога-хормейстера в области физиологии певческого голоса, пониманием механизмов взаимодействия всех частей певческого аппарата. Обратимся к науке. Основными частями голосового аппарата человека являются: дыхательный аппарат - легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Деятельность голосового аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга. Гортань - центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых складок - основной мышцы гортани. Гортань представляет собой сложное образование, состоящее из хрящей, мышц и связок. Она подвижно соединена с подъязычной костью и подвешена вместе с ней к нижней челюсти и основанию черепа. Кроме того, гортань прикреплена к грудной кости. В спокойном состоянии гортань находится у детей на уровне от 3-го до 6-го шейного позвонка. Гортань состоит из нескольких хрящей: перстневидного, щитовидного и двух черпаловидных. Мышцы, прикрепленные к хрящам гортани, разделяются на две группы: группа наружных мышц, смещающих гортань в целом и группа внутренних мышц, изменяющих расположение хрящей по отношению друг к другу. Мышцы голосовых складок, толщу которых составляют щиточерпаловидные мышцы, у детей, состоят из одного слоя (наружного), второй слой (внутренний), формируется с возрастом. Длина голосовых связок у детей меньше, чем у взрослых, примерно в 1,5 раза, а голосовые складки у детей имеют не только меньшую длину, но и толщину. Собственно вокальными мышцами являются внутренние части щиточерпаловидных мускулов. Вокальные мышцы отличаются от других мышц гортани своим строением, особенностью обмена веществ и необычайными функциональными возможностями. Голосовые мышцы содержат продольные, поперечные и косые волокна. Сокращение продольных пучков мышечных волокон вызывает замыкание голосовой щели, а сокращение поперечных ведет к ее размыканию. Косые мышечные пучки идут от голосового отростка черпаловидных хрящей косо по направлению к свободному краю голосовой связки, в котором они заканчиваются, вплетаясь в него отдельными волокнами. Влияние сокращения этих мышц на изменение высоты тона можно сравнить с нажатием пальца на струну во время игры на струнном инструменте.
Собственно вокальные мышцы, т.е. внутренняя часть щиточерпаловидных мускулов, формируется постепенно, начиная с 5 лет, они выделяются в виде особого отдела из общей массы щиточерпаловидных мышц. Косые, поперечные и продольные волокна этой внутренней части щиточерпаловидных (т.е. вокальных) мышц формируются из косых, поперечных и продольных мышечных пучков наружной части щиточерпаловидных мускулов. С возрастом эти разнонаправленные мышечные волокна постепенно отодвигаются к внутренней части голосовых складок и начинают обособляться в собственную голосовую мышцу, которая к 7 годам в гортани ребенка занимает медиальную часть голосовой складки. Но еще не доходит до ее свободного края и не вплетается в нее. К 12 годам голосовые мышцы полностью отделяются от наружных щиточерпаловидных мышц. Основная функция косых и поперечных мышечных волокон заключается в изменении параметров колебательной системы (голосовых складок) по длине, толщине и жесткости при воспроизведении звуков различной высоты, силы и тембра. Однако кроме этих фонаторных мускулов (наружных и внутренних щиточерпаловидных), заложенных в толще самих голосовых складок, в регуляции их натяжений участвует еще и внешняя мышечная система, основу которой составляют щитоперстневидные мускулы, оплетающие хрящи гортани с внешней стороны. Микстовое звучание обеспечивается за счет совместного участия в работе обеих мышечных систем в различном соотношении. Пока вокальные мускулы еще не выделились из общей фонаторной массы, их функцию выполняют щиточерпаловидные мускулы, которые у детей состоят также из разнонаправленных мышечных пучков при поддержке активно работающих других мышечных систем всего тела. Механизм формирования различных регистров у детей тот же, что и у взрослых, т.е. чисто грудному и чисто фальцетному звучанию детского голоса соответствуют крайние типы настроя гортани на полный или краевой колебательный режим; смешанное звучание основано на балансировании между двумя голосообразующими мышечными системами, которые управляют натяжением голосовых складок.
Поскольку кора головного мозга у детей функционально еще не развита, им легче удаются простые регулировки за счет какой- либо одной мышечной системы (внешней или внутренней). Голосовые мышцы формируются к 10 годам. Внизу гортань переходит непосредственно в трахею, нижний конец трахеи разделяется на два крупных бронха. Бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких, расположенных в герметически изолированной от окружающей среды грудной полости внутри грудной клетки. Скелет грудной клетки оплетен поперечно полосатыми мышцами, которые осуществляют дыхательные движения. Основание грудной клетки составляет диафрагма - мощная дыхательная мышца. При вдохе она опускается вниз, при выдохе поднимается. Она работает как поршень и является главными регулятором подвязочного давления в речи и пении. К артикуляционным органам относятся ротовая полость с языком, мягким небом, нижней челюстью, губами, а также глотка и гортань. Роль резонаторов в голосовом аппарате человека выполняют различные воздушные полости дыхательного тракта, окружающие голосовые складки сверку и снизу. Отсюда и название: верхние и нижние резонаторы. Нижними резонаторами являются трахея и бронхи. Они придают голосу грудное резонирование, полноту и объемность. К верхним резонаторам относятся глотка, ротовая и носовая полости. Верхние резонаторы усиливают голос, возникающий в гортани, сообщая звуку головное резонирование, значительно влияют на его тембр. Главная особенность голоса ребенка состоит в том, что он постоянно находится в процессе роста, развития, изменения и требует осторожного отношения. Рассмотрим некоторые процессы певческой деятельности. Сложное движение всех систем звеньев голосового аппарата, обуславливающих певческий процесс можно назвать атактной певческой функцией (от лат. attaktus - прикосновение). Под атактной функцией подразумевается жизнедеятельный процесс всего сложного тканевого объединения, составляющего голосообразующий участок гортани, а именно: голосовых мышц, голосовых связок и эластического конуса. Этот аппарат осуществляет корковый интонационно-певческий рефлекс. Выполняя певческое движение, певческий аппарат является материальной основой для формирования музыкально-проекционного аппарата коры больших полушарий. Малейшее интонационно-певческое движение голосообразующего участка гортани передается в кору как раздражение. В результате множественных и целенаправленных певческих движений постепенно образуется система временных связей, проторенных путей и очагов возбуждения, позволяющая в дальнейшем выработать динамическую стереотипию певческой функции в целом. Динамическая стереотипия представляет собой устойчивую систему деятельности большого комплекса мышц брюшного пресса, диафрагмы, межреберных мышц, легочных альвеол, бронхов и трахеи; весь этот двигательный аппарат включается в специальную певческую работу при первом прикосновении друг к другу двух половин голосообразующего участка гортани, между которыми начинает движение воздушный смычок. При первой попытке произвести звук приходят в движение голосовая мышца с голосовыми связками, и, как бы автоматически, образуется без всякого волевого усилия физиологически необходимый выдох.
Начало образования динамического стереотипа рефлекторного певческого поведения - это воспитание интонационного и фонематического рефлексов и слухового анализатора. Формирование этой динамической стереотипии педагогическими путями возможно только на основе понимания всех закономерностей деятельности и развития певческого аппарата и обеспечивается систематической вокальной тренировкой. Вся деятельность певческого аппарата в процессе пения представляет собой яркий пример цепного рефлекса: когда кончается действие одной пары или группы мышц, начинает работать другая. Поверхность голосовых связок, слизистой ткани стенок голосообразующего участка гортани под влиянием бесконечного количества физиологически верных движений претерпевает значительные микро - функциональные тканевые изменения, что находит существенное отражение в певческом звуке данной индивидуальности. Звук приобретает блеск, гладкость, чистоту интонации и другие качественные изменения в тембре. В этом заключается процесс сонастраивания тканевых элементов, осуществляющих певческое движение. Процесс тканевого сонастраивания под влиянием специальных вокальных упражнений происходит не только в координировании больших двигательных систем, но и в самом голосообразующем участке гортани между голосовыми валиками обеих половин этого участка. Это сложный и длительный процесс. Функциональное взаимодействие тканевых элементов голосообразующего участка гортани в процессе певческого движения совершенствуется, и техника музыкального движения, осуществляемая двигательными центрами, поднимается до более высокого уровня. Всякий рефлекс, в том числе и двигательный, оставляет в коре головного мозга последствие, которое влияет на состояние тканевых элементов голосовой мышцы, тканей мягких резонаторов глоточного пространства и ротовой полости, таким образом возникает следовой рефлекс. Автоматизм музыкального движения по хроматическому и диатоническому звукоряду формируется средствами подкорковых и спинномозговых центров, а за двигательными анализатором коры остается регулирующая функция.
Весь процесс овладения музыкально-исполнительской техникой должен проходить по системе образования комплексной связи слухового, зрительного и двигательного анализаторов с кинестезическими клетками коры. На основе этой органично выраженной и многократно подкрепленной комплексными движениями связи в корковых, подкорковых и спинно-мозговых центрах постепенно создается автоматизм данного двигательного акта певческого движения. Основным методическим принципом вокального воспитания является принцип комплексного развития частей певческого аппарата и его функций в тесной взаимосвязи между собой. Исходя из данного принципа, согласно концепции А. Яковлева можно сформулировать основные задачи в работе над развитием детского голоса, а именно: 1. Развитие певческой атактной функции. 2. Формирование универсальной пластичности подвижной акустической формы мягких и твердых резонаторов полости рта и глотки в единстве с речедвигательным аппаратом. 3. Развитие опорно-мышечной функции в процессе певческого движения, в тесной функциональной связи с певческим механизмом гортани. 4. Формирование дифференцированного интонационного движения гортани. 5. Формирование легатированного и стаккатированного певческого движения, оптимальной силы на протяжении всего диапазона. 6. Формирование непринужденности и органичности певческого движения и глубины фонематической формы певческого звучания. Формирование динамической стереотипичности певческого процесса обуславливает необходимость системы целенаправленных упражнений, развивающих в комплексе все составляющие певческого аппарата, не отрывая друг от друга работу над развитием атактной функции от развития опорно-мышечной дыхательной функции, и фонематического рефлекса. Предлагаемый путь работы, в основе которого лежит фонетический метод воспитания певческого голоса, предполагает систематическую многолетнюю работу с детьми, начиная с младшего школьного возраста. Формирование певческих навыков, с одной стороны, обусловлено формированием музыкального мышления, памяти, с другой стороны, активизирует развитие выше названных психических процессов. Голосовые связки в процессе пения всё более тонко дифференцируют интонационную и ритмическую структуру музыки, обеспечивает освоение в процессе пения элементов музыкального языка, что позволяет впоследствии детям слышать эти элементы в звучащей музыкальной материи; совершая во внутреннем плане операции анализа и синтеза. Весь пропетый музыкальный материал благодаря включению психофизиологического певческого механизма надолго запоминается, в пении формируется активное отношение к интонации, к звучащей музыкальной ткани, пение - возможность самостоятельной интерпретации в процессе исполнительской деятельности. В певческой деятельности происходит как бы «ощупывание» голосовыми связками, запоминание на нервно-мышечном уровне основных типизированных интонаций лада.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.017 с.) |