Глава IV. Ступени освоения музыкальной грамотности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Ступени освоения музыкальной грамотности



«Опыт – вот учитель жизни вечной!»

И. Гете

«Познание начинается с удивления».

Аристотель

Мир младшего школьника

Удивительный народ эти младшие школьники!

Доверчивые и эмоциональные, непосредственные и непоседливые, любознательные и уверенные в том, что они всё могут, такие разные и такие непростые. Работать с учениками начальной школы безумно интересно и безумно сложно. Глубокое проникновение в их мир, умение видеть окружающий мир, его явления с их точки зрения, понять и принять их систему ценностей – залог успешности педагогической работы. Обратимся к некоторым психофизиологическим особенностям детей этого возраста.

Итак, перед нами ребенок 7-10 лет. Прежде всего, этот возраст – возраст активного роста всего организма ребенка, всех его систем. Вес ребенка удваивается в период от 6 до 12 лет; активно растут кости (особенно в длину), изменяется их химический состав, формируется мышечная система, система органов дыхания. К десяти годам формируется голосовая мышца, дифференцируются волокна её составляющие, а главное – происходит формирование коры больших полушарий головного мозга. Нервная ткань, соединяющая полушария становится более совершенной и обеспечивает их взаимодействие. У ребенка 6-7 лет различия в деятельности правого и левого полушарий выражены слабо, кора головного мозга сформирована приблизительно на 80%; дольше всего формируется лобная доля, её окончательное формирование происходит к двенадцати годам.

Кора больших полушарий оказывает тормозящее влияние на нижележащие отделы мозга, на подкорковые структуры, следовательно, повышенная активность подкорковых структур, характерная для детей семи- восьми летнего возраста, связана с некоторой незрелостью коры больших полушарий. Прежде всего, это проявляется в эмоциях детей: они более непосредственно, чем взрослые проявляют свои чувства. Для ребенка этого возраста характерна частая смена эмоций, эмоциональных состояний; отчетливое проявление и восприятие полярных эмоций и непонимание или неадекватное восприятие и проявление оттенков эмоций. Многое из эмоциональных состояний и переживаний взрослых недоступно для понимания ребенка, а тем более для сопереживания, без которого невозможен процесс полноценного восприятия музыки. Как же внимательно и серьёзно необходимо относиться к выбору музыкального материала для работы с детьми!

В младшем школьном возрасте кора головного мозга приобретает главенствующую роль – это чрезвычайно важный фактор развития ребенка. Кора – тормоз по отношению к подкорковым структурам, и усиление её влияния способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, контролируемости и осмысленности поведения ребёнка. Кора – организатор всей нервной деятельности и укрепление её в этой роли создаёт почву для совершенствования основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти и мышления, интенсивное развитие которого является одной из главных особенностей школьного возраста в целом, и младшего школьного возраста в частности.

Необходимость подчинять свое поведение указаниям учителя и жизни в коллективе, развивает произвольность как особое качество психических процессов. Ребенок учится предусматривать результаты своих действий, планировать их порядок, намечать средства, которыми можно добиться цели. Умение анализировать и оценивать собственные действия лежит в основе формирования рефлексии, одного из важнейших качеств, без которого невозможно теоретическое мышление.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии.

Стиль мышления дошкольника – монолог (он не заботится о реакции других людей, не пытается понять другого человека, принять его точку зрения). Младший школьник вступает в диалог, у него постепенно формируется совместное социальное общение, возникает потребность в обмене информацией.

Для дошкольника доминирующим фактором психического развития была игра, в процессе которой формировалась личность ребенка, отрабатывались жизненные установки, правила общения.

Основным фактором психического развития младшего школьника является учебная деятельность. (Б. Волкова, А. Люблинская и др.) Поступление в школу – важнейший момент в жизни ребенка.

Учебная деятельность – важная социальная обязанность, социально значимая деятельность; к ребенку, впервые в жизни, начинают предъявлять требования, как к члену общества. Понимая всю психологическую сложность смены доминантных факторов психического развития ребенка, необходимо постепенно включать ребенка в новую для него учебную деятельность, осваивая её формы, виды, правила и используя как можно в более полном объёме привычные для ребенка условия игровой деятельности. Органичное использование различных видов игровой деятельности, создание игровых ситуаций на уроках позволит учителю оптимально организовать учебную деятельность учащихся, особенно в первом и втором классах.

В наибольшей степени всё вышеизложенное определяет работу учителя музыки. Процесс вхождения ребенка в мир музыкального искусства невозможен без целого комплекса дидактических музыкальных игр, да и сам урок музыки, особенно в первом классе, должен, на наш взгляд, восприниматься ребенком как интересная, увлекательная игра. Модель игры может служить основой для построения драматургии урока.

Каждое новое поколение детей, сохраняя стратегически важные возрастные характеристики, преподносит педагогам и родителям новые проблемы, задачи, а зачастую, и загадки. Современные младшие школьники –сильно отличаются от детей 60-80-х годов ХХ века.

Существует несколько объективных факторов, которые детерминируют существенные особенности этого поколения детей.

Первый фактор социальный – это формирование новых общественных отношений, огромная дифференциация общества, существенная разница в материальном обеспечении семей, разница в их социальном статусе. Большая, подчас, чрезмерная занятость родителей на работе создаёт у ребенка дефицит общения, любви, формирует чувство одиночества, что губительно сказывается на формировании духовного мира ребенка, его личности, т.к. именно потребность в общении со взрослым является социальной потребностью ребенка.

Мнение взрослых определяет самооценку ребенка, в связи с этим огромной, чрезвычайно важной, значимой становится роль учителя, который для младшего школьника, особенно для ребенка 7-8 лет, является главным авторитетом. Недостаточность, неполноценность диалога со взрослым способствует созданию психического и психологического напряжения, зажатости, нарушению контактов со сверстниками, т.о. создавая предпосылки для проблем в учебной деятельности, формируя заниженную самооценку, ущербную социальную позицию.

Серьезное ухудшение здоровья детей – второй объективный фактор, характеризующий новое поколение младших школьников. По данным, опубликованным в Санкт-Петербурге, около 80-90% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями, причем процент здоровых детей продолжает падать. Дети с ослабленным здоровьем быстрее утомляются, их внимание более рассеянно, объём его невелик, им трудно сосредоточится. Растёт процент детей с различными нервно-психическими нарушениями: повышенной двигательной активностью, повышенной нервной возбудимостью, различными нарушениями координации, особенной слабостью процессов торможения, дефектами развития речи, дисграфией.

Такие дети обычно плохо дифференцируют звуковысотность, особенности ритма, чаще всего «гудят». Если в 70-х годах ХХ века, по данным исследования В. Белобородовой, в классе процент «гудошников» составлял 10-12% от общего количества детей, то по результатам наших ежегодных прослушиваний первоклассников, в последние годы он составляет до 30% - 35% детей.

Существенная разница уровней развития музыкальных способностей у детей и ограниченность времени обучения (один раз в неделю) усложняют задачи педагогического руководства процессом музыкального обучения, требуя от учителя музыки виртуозного владения сочетанием фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке.

Третий фактор, определяющий групповой портрет современных младших школьников – это научно-техническая и информационная революция, обусловившая новые условия жизни людей ХХI века.

Доминирующая роль слухового анализатора в восприятии мира в ХIХ веке вывела музыку на первое место среди искусств, вызвав в эпоху романтизма небывалый по широте охвата взрыв композиторского творчества, расцвет исполнительского искусства, явивший миру новую профессию – дирижер, увлеченность всех просвещенных слоёв общества музыкальным искусством, музицированием. Образно говоря, мир воспринимался и познавался «ушами».

ХХ век – век кино, телевидения, компьютеров выдвинул на первое место зрительный анализатор в процессе восприятия мира. Мир познаётся «глазами». «Зрелищность», визуализация пронизывают всю нашу жизнь. С одной стороны на детей обрушивается огромная масса самой разнообразной информации, с другой стороны – эта информация бессистемна, хаотична, поверхностна, а иногда и не вполне достоверна, но у детей создаётся впечатление о том, что они «всё знают». Теле и радио эфир, обилие звуковоспроизводящей аппаратуры, сделав музыку более доступной, превратили её в привычный звуковой фон жизни. Жанровое однообразие, низкое качество музыкального материала, отсутствие упорядоченности музыкальных впечатлений отрицательно сказываются на развитии музыкальных способностей ребенка, на формировании музыкального вкуса.

Вышеизложенное позволяет сделать некоторые важные выводы:

1. Ребенок, пришедший в школу, привык музыку сл ы шать, а не сл у шать, поэтому первое, чему приходится учить первоклассников – это внимательно вслушиваться в каждый звук, в красоту звучащей музыкальной ткани.

2. Воспринимая музыку как фон, дети не воспринимают музыку как художественный смысл, как содержание, воплощенное в определенной форме, не способны пережить, прочувствовать, понять логику развертывания музыкального образа (неразвитость музыкального мышления), оплодотворить в процессе сотворчества музыкальный образ личностно значимым смыслом (отсутствие рефлексии).

3. Подавляющее число детей – первоклассников не владеют «азбукой» музыкального языка. Имеется ввиду умение слышать, понимать и вычленять в процессе музыкальной деятельности интонацию, лад, регистр, темп, динамику, тембр и т.д. Дети 7-8 лет лучше слышат интонационные, мелодические особенности музыки; несколько хуже воспринимают явление регистра, особенно его изменение; сложно дифференцируют в музыкальной ткани произведения явление темпа.

Самым неразвитым является ладовое мышление. Дети плохо воспринимают ладовую окраску, систему ладовых тяготений, ладовую оформленность музыкальной ткани, ладофункциональные связи, в результате чего дети плохо дифференцируют гармонию, не слышат её смену; не слышат соответствия гармонического сопровождения и мелодии, не различая, зачастую, даже консонансное и диссонансное звучание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.012 с.)