Фото на стр. 78, 80, 83, 84 из газеты “краснофлотец” за 11 марта 1944 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фото на стр. 78, 80, 83, 84 из газеты “краснофлотец” за 11 марта 1944 Г.



 

Грохнули вторую подлодку

 

Прошли лишь сутки после славной боевой операции летчиков минно-торпедной дивизии, а на долю экипажа Францева выпала новая большая удача...

Рассказывая о ней, вначале обратимся к воспоминаниям подполковника технической службы И. Овсянникова, который тогда был на аэродроме техником. Вот что он поведал в газете “На страже Заполярья” за 1972 год.

Весна в этих краях капризна. И в тот день, 4 марта, она откровенно проявляла свой жесткий нрав. С утра, с короткими перерывами валил сырой снег. Временами его неистово крутили порывы ветра. Но я и мои товарищи из технического экипажа самолета-торпедоносца, командир которого - лейтенант Францев, наперекор непогоде готовили машину к полету. Прекрасно знали, что наши воздушные асы, особенно такие лихие, как летчик Францев и его штурман Галкин, просто обожают эту дьявольскую снежно-ветреную или туманно-облачную мглу. Она им здорово помогает обмануть бдительность неприятеля и скрытно наброситься на него.

Впрочем, инженер эскадрильи гвардии капитан Анатолий Крахмильцев уже предупредил нас.

- Подвесьте торпеду и ждите летчиков. - Промолчав, подмигнул нам. - Они получают боевое задание.

Самолет, по существу, постоянно готов к полету. Однако такая непогода, как сегодня, всегда настораживает и мы, техники - я, второй механик гвардии старший сержант Иван Варфоломеев и моторист гвардии матрос Петр Акимов не раз, а два, а то и три раза тщательно осматриваем системы и оборудование. Опробываем моторы. Помогаем оружейникам подвесить торпеду. Пушки заряжены еще раньше механиком по вооружению гвардии сержантом Иваном Черепановым. Все в порядке.

Вот появляются и летчики.

- Самолет к боевому вылету готов! - докладываю я Францеву.

Он козыряет в ответ и по установившейся традиции объясняет нам, какое задание получил экипаж: вылет на “свободную охоту” в паре с самолетом экипажа младшего лейтенанта Гарбуза.

По сигнальной ракете с командного пункта два воздушных лайнера набирают ход, отрываются от земли и исчезают в белесой пелене.

Каждый раз, провожая их в воздух, мы, авиаторы технической службы, невольно останавливаемся на мысли: что их ожидает, вернутся ли? Ведь их зачастую встречает огненный ад.

Об этом полете подробно рассказывал штурман Павел Галкин на встрече с курсантами ейского авиационного училища в 1995 году. Были публикации и в газетах: “Краснофлотец” за 7 апреля и “Североморский летчик” 29 августа 1944 года.

Вот что произошло.

Погода для полета была сложной и тяжелой. Снежные заряды затрудняли пилотирование и поиск. Самолет Гарбуза пролетел над морскими дорогами немцев до мыса Нордкап. Чуть в стороне следовал торпедоносец Францева. Ни тому, ни другому обнаружить “цели полета” не удалось. Горючего оставалось немного, и Гарбуз повернул обратно.

Францев же, точно рассчитав, решил использовать возможности самолета до предела и продолжил поиск, направляясь к порту Хаммерфест. Это уже далеко в тылу врага. На море стали появляться небольшие суда. Это были сторожевые корабли, катера. Летчики пожимали плечами: на такую мелочь торпеду жалко тратить.

Решили долететь до Хаммерфеста, где немцы обычно формируют свои морские караваны, которые затем отправляются в порт Киркинес. У берегов Хаммерфеста нередко пришвартовываются транспортные суда и боевые корабли. А перед портом, как бы преграждая к нему путь, встает скалистый остров Серейа, вытянувшийся километров на пятнадцать. На нем мирных жителей, конечно, не было, но зато располагались зенитные батареи, военные посты, наблюдательный дозор.

Подлетая к острову, летчик заметил длинную самоходную баржу, за которой следовали еще два черных судна размерами значительно меньше. Издалека не разглядеть, катера это или шхуны. Плыла троица между островом и берегом материка.

Галкин заметил первым.

- Вон баржа вышла из порта и два катера за ней.

- Может, баржу стукнем? - предложил Францев.

- Вообще-то можно, - неуверенно согласился штурман. - Только какая у нее осадка. Пожалуй, малая. Тогда торпеда пройдет под днищем и выстрел окажется впустую.

- Верно. Лучше подойдем поближе и рассмотрим эту самоходку, - решил командир. - Если грузовая - будем топить.

Цель все ближе. Оставалось до нее километров пять, и тут взлетело ввысь несколько ракет, осветив все вокруг. И почти сразу вдоль борта самолета ярко полыхнуло. С баржи навстречу самолету ринулись снопы огненных трасс. И сразу стало ясно: не баржа это, а боевой корабль. Хорошо вооруженный эсминец, закамуфлированный, замаскированный под баржу.

У летчиков засверкали глаза: хороша добыча! Раз это эсминец - атаковать! Как раз и ракурс полета был подходящим для атаки. Самолет лег на боевой курс. Эсминец тоже не дремал, он начал умело маневрировать, вправо-влево, зигзагами, ускорил ход. И внезапно стал разворачиваться, именно в тот момент, когда Францев приготовился выстрелить торпедой. Нажми он кнопку, снаряд прошел бы мимо.

Но недаром у молодого летчика был отработан точный глазомер, он моментально улавливал малейшие изменения в боевой обстановке и редко ошибался. Как и на этот раз.

- Оставить! - резко скомандовал он и уже спокойнее добавил, - делаем второй заход. А сейчас бы промахнулись.

Самолет повернул вправо. К огненным стрелам с эсминца прибавились залпы береговых батарей. Экипаж будто и не замечал этого смертоносного смерча. Торпедоносец, отвалив в сторону, стал заходить на круг и пронесся мимо следовавших за эсминцем небольших судов. Галкин, вглядевшись в них, закричал:

- Это не катера! Это подлодки!

Так вон оно что! Францев даже присвистнул: эсминец, по-видимому, выводит стальные акулы в море, на боевые позиции. Лодки же в надводном положении, на ходу. Лавировать, как эсминец, они не могут, плывут гуськом, друг за другом.

Между тем обстрел отважной железной птицы усилился. С эсминца, с острова, с берега неслись шквалы пуль и снарядов. В сгущающихся сумерках летчикам казалось, что воздух, небо, море насыщены молниями. Францев сразу уловил опасность и чуть-чуть отвернул вправо. Очень вовремя. Это был умелый маневр, и огненный смерч остался в стороне.

Но из прицела исчезла выбранная для атаки первая подводная лодка. Впрочем, Францев видел, что следом движется вторая, и приготовился поймать ее “на мушку”. Все решали мгновения и точный расчет. Огонь с эсминца почти прекратился: артиллеристы могли поразить свои же подводные лодки, так как самолет пролетал рядом с ними. Это был следующий искусный ход торпедоносца, обезопасивший себя и поставивший под беззащитный удар одного из этой троицы морских пиратов.

Вот лодка в прицеле. Кнопка нажата. Торпеда понеслась вперед. Тут же щелкнул затвор фотоаппарата. Самолет взмыл в сторону, но его окружили завесы огня. В грохоте и смерче летчики не расслышали взрыва подводной лодки. Трассы снарядов шли прямо на самолет.

- Влево! - почти рявкнул штурман.

Машина скользнула на крыло, снаряды просвистели мимо. Но вдруг ее сильно тряхнуло, в перегородку бомболюков угодил снаряд. Взрыв. Но, к счастью, не сильный.

...Даже сейчас, пятьдесят лет спустя, Павел Андреевич Галкин помнит тот полет до мельчайших подробностей. Взрыв на какие-то секунды оглушил его. Придя в себя, он увидел под ногами, в фюзеляже большое рваное отверстие, через которое можно свободно вывалиться из кабины. И через эту дыру совсем близко видны морские волны. Но удивительно то, что на себе Галкин не почувствовал ни удара, ни царапины. Только кабина засыпана осколками, обрывками и крошкой алюминиевой обшивки. Снаряд, наверное, попал не прямо, а по касательной. Взрыв был вне самолета, нижнюю обшивку разворотило, осколки же снаряда пролетели дальше, пробили правый мотор. Тут стоял Антипичев. Взрыв опрокинул его, оглушил, в ногу врезался осколок. Но радист быстро пришел в себя, в горячке даже не почувствовал боли. Машинально занял свое место стрелка-радиста.

- Пробило машину! - зло проговорил Галкин, не спуская глаз с водной глади в отверстии и пытаясь определить, падает самолет или летит. - Руль действует? - спросил у Евгения.

- Действует, - голос Францева уверенный, твердый.

- Тогда за остров! - выкрикнул штурман.

Остров рядом. Залетели за него, осмотрелись. Тяги исправны.

- Посмотри, бензин сзади не течет? Ничто там не горит? - обратился Францев к Антипичеву.

- Нет, не течет. Масло немножко по плоскости разлилось, - ответил радист. Да меня тут осколком в ногу...

- Не сильно? Потерпишь? Можешь сам перевязаться?

- Да я уже прихватил рану, - натуженно усмехнулся Антипичев.

Францев, устремив взгляд в сторону места боя, четко произнес:

- Надо все сфотографировать. А то не поверят, что вторую подводную лодку грохнули.

Осторожно стал выводить самолет из-за скал острова. Когда взору летчиков открылся пролив, они увидели, что эсминец, развернувшись, спешит к месту, где взорвалась подводная лодка. а там повсюду пятна масла, всплывают и грохочут пузыри воздуха. Это последствия тонущего судна.

Францев решительно направил туда самолет, орудия эсминца и береговых батарей вновь открыли стрельбу. Но на этот раз торпедоносец без задержек пронесся над кораблями, фотоснимок был выполнен моментально. Правда, Францев мало надеялся на хороший результат: наступали вечерние сумерки, сам взрыв заснять не удалось, а хорошо ли будут видны на пленке остатки от него?

Мы вновь обращаемся к рассказу механика И. Овсянникова.

На аэродроме возвращения воздушных бойцов ждали с беспокойством. Ведь на исходе был уже третий час их полета. Наконец в небе показалась крылатая машина. Обычно летчик, возвращаясь с победой, разгонял скорость, совершал над взлетно-посадочной полосой так называемую “горку” - своеобразный пилотажный прием, давал длинную очередь из передних пушек. Но прилетевший самолет сразу пошел на посадку. Причем видно было, что он прилично поврежден. У всех мелькнула мысль: полет неудачный.

Торпедоносец остановился в конце полосы, и когда мы подъехали на дежурной машине, то, буквально вывалившийся из кабины командир, устало проговорил:

- Помогите выбраться Антипичеву. Он ранен.

Мы осторожно вынесли радиста и на машине отправили в санитарную часть. Затем стали осматривать самолет. И невольно воскликнули, увидев большую пробоину в кабине около места радиста. Францев на нашу реакцию усмехнулся. Потом, не скрывая восхищения, воскликнул.

- Ну и живуч наш самолет! - и похлопав меня по плечу, добавил, - Благодаря вашим стараниям, товарищи механики. Спасибо! Представьте, когда снаряд ударил в борт, у меня штурвал вырвало из рук. Самолет - вправо! Мотор чуть не захлебнулся! Ну, думаю, шлепнемся в море, да не зря - фашистскую подлодку потопили.

У нас всех глаза расширились. Как? Опять такую важную фашистскую акулу пустили на дно. Вот это здорово!

- Потом смотрю, рановато собрался помирать, - продолжал Францев. - Хоть и теряем скорость, все же летим. Еще и сфотографировали последствия взрыва. Но добрались уже кое-как. Устраняй, Васильич, повреждения. Завтра наша славная птица должна быть в строю.

Самолет отбуксировали на стоянку, тщательно осмотрели. И поразились: как он дотянул до аэродрома? Тяги управления во многих местах посечены осколками и держались буквально на волоске. Вырвана проводка, перебиты трубки кислородной системы. Разбит люк покидания, нарушено управление пушками. И еще много различных повреждений. Всего обнаружено 64 пробоины.

На помощь нашему экипажу техников инженер прислал еще специалистов. Распределились на две группы. Одну возглавил лейтенант Яков Аржанов, очень опытный авиатор, первый в полку среди нас, техников, награжденный медалью “За боевые заслуги”. Его группа ремонтировала правый мотор.

Второй группой руководил старший лейтенант Алексей Котовский, тоже технически весьма грамотный и исключительно трудолюбивый. Впоследствии его заслуги были отмечены орденом Красной Звезды.

Предполагалось, что работать будем в две смены, чтобы получать отдых. Но когда взялись за дело, причем все вместе, об отдыхе, можно сказать, забыли. Только один раз коротенько передохнули, когда пришли Францев и Галкин узнать о состоянии машины. Сказали, что раны у Антипичева не опасные: скоро поправится и опять будет летать. И тоже подключились к ремонту.

Через сутки самолет был восстановлен. Экипаж поднял его в воздух для пробного облета. Замечаний не нашлось.

Ну, а как отнеслись к подвигу Францева и его боевых товарищей однополчане?

Большинство пилотов поздравляли и радовались, особенно молодые. А начальство буквально опешило. Даже рассердилось.

- Как, опять подводная лодка? Вы что там с ума сошли? Удивить кого-то хотите, что ли!

Срочно проявили фотопленки. На первом видны эсминец и две подводные лодки. На втором, хотя и сильно вдалеке, можно было различить тот же эсминец и одну подводную лодку, от второй - темной пятно. Специалисты по фото определили: лодки-немецкие. К тому же вскоре наши агенты передали в штаб флота, что наблюдали за этим боем и видели гибель фашистской подлодки.

Вообще-то на Северном флоте из летчиков больше никто на подлодки не покушался. Возможно, отчасти, потому, что командование запрещало нападать на них. Изучая журнал боевых действий 9-го полка только за март 1944 года, я прочел до десяти предупреждений: подводные лодки не атаковать, в каком бы положении они ни были. Доносить о них по радио на КП.

Невольно встают два вопроса. Первый, почему летчикам запрещалось пытаться уничтожать эти опаснейшие для наших морских судов и очень ценные для фашистов мощные подводные суда?

Запрет же не был случайным. В тех же районах действовали наши подлодки и практически отличить их в боевом полете от неприятельских было почти невозможно. А тут еще на флоте произошла трагедия: летчик по ошибке потопил свою же подлодку. Вот и родились строжайшие запреты...В штабах не могли и представить, что кто-то сможет нарушить эти распоряжения, внести свои коррективы. Такие действия воспринимались, как никчемное лихачество, желание выделиться, покрасоваться. Потому и встретили подвиг экипажа Францева вначале почти оскорбительной оценкой:

- Удивить кого-то хотите!

Второй вопрос: почему Францев решительно атаковал подводные лодки, нисколько не думая о запрещающих инструкциях? Ответ прост: потому что он и был из тех отчаянно смелых людей, кто предан своему долгу, а не догмам. Он не мог взвешивать и рассуждать в боевой обстановке, как, впрочем, и большинство истинных патриотов-летчиков, на кого надо нападать, а кого не велено трогать. Он видел врага и шел на него с единой страстью - победить, уничтожить. Каким бы неуязвимым или сильным этот враг ни был. А о бессмысленности или невозможности нападения решал в конкретной обстановке реально, здраво. Бравады в нем никогда не было. Зато всегда был точный и трезвый расчет, высокое искусство маневра и... русская отвага. Конечно, она нередко граничила с отчаянной смелостью, но она чаще всего и приносила победу. Она украшала воина.

И награда все-таки находит героев. Подвиг экипажа Францева был оценен по достоинству. За потопление второй подводной лодки врага Францев и Галкин были представлены к орденам Красного Знамени, а Антипичев - ордену Отечественной войны II степени. Любопытная деталь: в наградном листе Францева в разделе “Заключение Военного Совета” первоначально было напечатано: “Наградить орденом Ушакова II степени”. Но адмирал Головко черными чернилами написал: “Наградить орденом Красного Знамени”

 

               НАГРАДНОЙ ЛИСТ

 

Летчика 2 авиа эскадрильи 9 Гвардейского МТАП 5 МТАД ВВС СФ Гвардии Лейтенанта ФРАНЦЕВА Евгения Ивановича

 

1. Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг

В Отечественной войне участвует с июля м-ца 1943 г. За этот период имеет 20 боевых вылетов, в ходе которых: -

21 января 1944г. атаковал, торпедировал и потопил в районе о-ва Инге подводную лодку противника (Опер. сводка ШВВС СФ № 21). За образцовое выполнение боевого задания, за лично потопленную подводную лодку противника награжден орденом “Красного Знамени”.

 

После награждения: -

4 марта 1944г., вылетая в крейсерский полет на поиск и уничтожение боевых кораблей противника, в районе севернее о-ва Квалей обнаружил 2 подводные лодки в охранении 1 миноносца. Тов. ФРАНЦЕВ умелым маневром, несмотря на интенсивный огонь с миноносца и подводных лодок противника, вышел в атаку и с короткой дистанции торпедировал и потопил вражескую подводную лодку. При отходе от цели самолет также был подвержен интенсивному обстрелу огнем ЗА, в результате чего получил прямое попадание в правый борт фюзеляжа, осколками повреждена правая мотогондола, пробит пневматик правого колеса и стрелок-радист - Гвардии Ст. Сержант АНТИПИЧЕВ легко ранен в правую ногу.

За самоотверженное выполнение боевых заданий Командования, за лично потопленную подводную лодку противника и проявленные при этом отвагу и мужество достоин представления к правительственной награде - ордену “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ”.

 

КОМАНДИР 9 ГМТАП 5 МТАД ВВС СФ

ГВАРДИИ МАЙОР

11 марта 1944г.                                    (ЛИТВИНОВ)

 

КОМАНДИР 5 МТАД ВВС СЕВЕРНОГО ФЛОТА

П О Л К О В Н И К

16 марта 1944 г.                                   (КИДАЛИНСКИЙ)

 

   II. Заключение вышестоящих начальников.

За личное потопление подводной лодки противника и проявленные при этом мужество и отвагу - достоин Правительственной награды. Ходатайствую о награждении орденом КРАСНОГО ЗНАМЕНИ.

КОМАНДУЮЩИЙ ВВС СЕВ.ФЛОТА

ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ АВИАЦИИ:

                                                                          (АНДРЕЕВ)

11 марта 44г.

  

   III. Заключение Военного Совета Флота

Наградить орденом Красного Знамени

Командующий Северным флотом

   Адмирал:

                           (ГОЛОВКО)

3 апреля 1944г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.04 с.)