Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Евгений в доме отдыха васильево. Поощрен путевкой за отличную учебу.
Клятва юности.
Завуч Чернушинской железнодорожной школы № 9 Василий Харитонович Харитонов с интересом читал характеристику Евгения Францева, выданную Сергачской школой. В голове преподавателя невольно возникали сомнения - не слишком ли высоко оцениваются достоинства этого парня? Упорный в учебе, примерный комсомолец, хороший общественник. Не преувеличено ли? Василий Харитонович даже усмехнулся: общие фразы. А ему, классному руководителю, хотелось бы поглубже и конкретнее узнать эти “исключительные” достоинства новичка. Правда, на вид он сразу понравился. Высокого роста, атлетического сложения. Глаза ясные, взгляд уверенный, но спокойный и доброжелательный. В разговоре тактичный, вежливый. “Что ж, это располагает. Однако, однако, - повторяет про себя Василий Харитонович и решает: - Схожу-ка я к его родителям. Познакомлюсь с семьей, увижу их жизнь. И станет яснее.” ... Иван Дмитриевич и Варвара Васильевна встретили классного руководителя с почтением и доброжелательно. Угостили чаем, разговорились откровенно. - О его учебе мы давно не беспокоимся, - махнул рукой Иван Дмитриевич. - Да и о младших тоже. - Женя о них заботится не меньше нашего, - вставила слово Варвара Васильевна. - Сам никогда не опаздывает на уроки и им не позволяет. Пусть даже времени в обрез, вперед не убежит, а возьмет за руку, кому тоже в эту смену, и скоренько за собой. Ни за что не даст опоздать. - А как заботится о младшем, Славе, - добавляет Иван Дмитриевич. - Слава-то у нас на костылях, нога больная, когда большой снег, ходить ему трудно. Тогда Женя в школу на саночках его везет. - И уроки помогает учить, - вновь вступает в разговор Варвара Васильевна. - Все объясняет, объясняет, как что там решать. И ждет, когда поймут. Откуда только терпение? - Так и нужно, - твердо заявляет Иван Дмитриевич. - Добивается, чтобы суть поняли, а потом решали. А вот немецкий язык осваивают совместно, даже экзаменуют друг друга. - Евгений у вас старший? - спрашивает гость. - Нет, - улыбается Иван Дмитриевич. - Старшая у нас Мария. Школу давно закончила, работала на заводе, сейчас в педагогическом институте. Вторая - Александра. Третья - Юлия. Учится на зоотехника в Москве в Тимирязевской академии. И четвертое дите - дочка, Людмила. Она тоже пожелала стать учительницей и поступила в Калининский пединститут.
- Уехала, и без нее в доме тише и как-то грустнее стало, - вздохнула Варвара Васильевна. - Ведь Людочка у нас страсть какая веселая и бойкая. Ее и прозвали пионервожатой. Заводила во всем: и спеть, и сплясать первая. - И спортсменка, - поддакнул Иван Дмитриевич и, подбоченившись, продолжал. - А вот пятый у нас - уже мужчина, Николай. Хорошо закончил школу, уехал учиться в институт Цветных металлов и золота. Два года отлично учился. И вдруг - на тебе! По призыву комсомола принял решение пойти на флот - недавно по специальному набору послан в Ленинградское Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. С интересом слушал Харитонов рассказы родителей своего нового ученика, а потом поинтересовался их младшим сыном, Славой. Как же он учится с такой физической травмой. - На отлично! - не без гордости отвечал Иван Дмитриевич. - Парнишка тоже не плох. Это ведь он выучил грамоте свою маму. - Он с улыбкой посмотрел на Варвару Васильевну. - Выполнил пионерское поручение, занялся “ликбезом” - ликвидацией безграмотности почтенных по возрасту граждан, в том числе и своей родной мамаши. Помолчав, усмехнулся. - То-то его прозвали “профессором”. ... Евгений с первых дней держался в классе просто и дружелюбно, с обычным серьезным отношением к учебе и комсомольским делам, общественным и спортивным занятиям. И сразу завоевал авторитет у одноклассников. Не только потому, что сам учился на отлично, глубоко вникал в предмет, но и оттого, что неустанно помогал товарищам. Бывало, зайдет их классный руководитель в общежитие-интернат школы, которое он посещал ежедневно как завуч, а там - Евгений. Объясняет ребятам решение задач по алгебре, физике, помогает изучать немецкий язык. Склонились над столом, спокойно рассуждают. А в другой раз - разговор громкий, спорят, шумят. Что такое? Оказывается, развели дискуссию по какому-нибудь классическому роману или обсуждают события в стране, за рубежом. Вспоминает одноклассник Евгения Виталий Филиппов. - В Чернушинскую школу я пришел из сельской. Вначале учиться было трудно, мои знания оказались значительно ниже, чем у моих новых товарищей. По национальности я чуваш и прежде посещал марийскую школу, русский язык знал плоховато.
В новой школе ко мне отнеслись с большим участием. Стали помогать в учебе. Особенно старался Женя Францев. В классе он был самым сильным, охотно помогал товарищам. Разъяснял, растолковывал и добивался, чтобы его подопечный во всем разобрался. К выпускным экзаменам по физике и математике я готовился с ним. Уходили к реке Танып на целый день и там занимались. Очень помог мне Женя. У нас была хорошая дружба. Продолжалась она и после того, как в 1940 году ребята и девочки нашего класса проводили меня в Красную Армию: с Женей обменивались письмами до 1944 года, когда в июне пришла от него последняя весточка... Позади девятый класс. Пролетели и летние каникулы, полные интересных занятий, спортивных соревнований, походов, музыкальных вечеров. В 10 класс ребята и девушки пришли повзрослевшими, даже более солидными. Евгений заметно выделяется, и на комсомольском собрании его избирают комсоргом 10 класса, а затем, на районной конференции, членом райкома ВЛКСМ. Школьная же организация комсомола доверяет ему работу заместителя секретаря. Ощущение ответственности, важности возложенного шло в унисон с устремлениями и мечтами юноши, и Евгений как бы получает от этого дополнительный импульс к своей целеустремленности и энергии. “Во всем должен быть примером; во всех делах, больших и малых - впереди”, - пишет он в дневнике. И, как говорится, изо всех сил стремился к этому. Безграничное увлечение юности нередко озарено видением только главного и почти не мирится с послаблением, даже если оно жизненно естественное, а то и необходимое. У Евгения это проявлялось. Он довольно резко “критиковал” тех комсомольцев, которые учились неровно или без особого усердия выполняли общественные поручения. Не пожалел даже брата Володю. Тот подал заявление о вступлении в комсомол. На заседании комитета ВЛКСМ школы все проголосовали “за”, а вот Евгений “против”. Почему? - Да потому, что я знаю Володю лучше всех и считаю: он еще не готов к такому серьезному шагу, - отвечал Евгений. Сознание особой ответственности комсомольского вожака в Евгении проявлялась и в покровительственном отношении к младшим. Впрочем, так вели себя многие его сверстники. Семьи, в основном, были многодетные. “Пятый класс, в котором я училась, - вспоминает Тамара Ивановна, - занимался в первую смену, а во вторую, в этом же помещении, - 10 класс, в котором учился Женя. Когда приходили десятиклассники, мы, малыши, еще собирали учебные принадлежности. Старшие нас не торопили, поджидали, когда все сложим в портфели. Вели себя спокойно, по-взрослому разговаривали с нами, спрашивали об учебе, пионерских делах, давали советы. Потом даже взяли шефство (правда, этот термин тогда не применялся) над нами: обучали в кружках ПВХО и ГСО (“Противовоздушная и химическая оборона” и “Готов к санитарной обороне”). И что особенно нам нравилось - приглашали на школьные вечера старшеклассников. Мы, очень довольные таким вниманием и великодушием, держались тихо, скромно, во все глаза наблюдали за поведением старших, их манерами: как они разговаривают со сверстниками, как танцуют. Одним словом, учились тому, чего в то время не писали в книгах и учебниках. По прошествии многих лет мне кажется, что большая заслуга в этой невидимой, ненавязчивой воспитательной работе была именно моего брата Жени. Ведь он был не только активным участником этих вечеров, но и главным организатором”.
Боевым организатором становился Женя при необходимости оказать помощь путейцам. На снегоборьбу выходили все учащиеся школы. Комсомольские вожаки выдвигали лозунг: все средства, заработанные на уборке снега - на оборудование физико-математического и химического кабинета. Существующий до этого был бедным. А за две зимы школьники заработали столько денег, что на них закупили оборудование, превратившее кабинет в образцовый: по оснащенности он занял второе место среди школ Казанской железной дороги. Каждый день у Евгения заполнен до предела. С утра - домашние дела, уроки, после обеда - школа. Вечером - общественные занятия. В них он внес и давнишнюю семейную увлеченность самодеятельным искусством. В школе действовали хоровой и драматический кружки. Евгений с удовольствием занимался в них. В праздники, иногда по воскресеньям, хористы спешили в большое деревянное здание, что стояло неподалеку от школы, - районный Дом культуры. Выступали с концертами. Играл и духовой оркестр. По выходным под его музыку устраивались танцы. Надо сказать, что руководил оркестром на общественных началах одноклассник Евгения Юрий Баландин. Одаренный музыкальными способностями, он был душой оркестра и заводилой вечеров и концертов. Играл на многих инструментах: трубе, альте, баритоне. Десятиклассники считали оркестр своим. Ведь в нем играл еще один из них - Игорь Гурин, который был хорошим баянистом. Он же аккомпанировал школьному хору. В хоре Евгений Францев чувствовал себя рядовым исполнителем, а вот в драмкружке - тут уж он выделялся. С восторгом воспринял предложение руководителя кружка, учительницы по литературе Полеско поставить любительский спектакль о пограничниках Дальнего Востока. Пьеса называлась “Падь серебряная”. - В ней очень интересен главный герой - полковник Красной Армии, - добавила учительница. - Роль интересная, но сложная, - согласился Евгений. - Как вы думаете, Олимпиада Ивановна, кто бы мог ее сыграть? - Думаю, что у тебя она получится лучше всех, - улыбаясь, отвечала руководитель кружка. Так и решили. Готовили кружковцы постановку вдохновенно, учили роли, анализируя и критикуя друг друга, подбирали костюмы, мастерили декорации. Самыми деятельными помощниками режиссера - Олимпиады Ивановны Полеско были Евгений Францев и секретарь комсомольской организации школы Екатерина Мартазова. Она, правда, не играла в спектакле, но была, как и Евгений, помощником режиссера.
Роли исполняли, в основном, их одноклассники: Михаил Глухов, Дмитрий Чертаков, Алексей Цапкин, Петр Швецов, а друг Евгения - Виталий Филиппов играл сержанта-пограничника. В день премьеры все страшно волновались. Шутка ли, спектакль будет смотреть вся Чернушка! И в самом деле, зал был полон. Занавес раздвинулся, и глаза зрителей обратились на сцену... Вначале юные артисты были скованы, чуть ли не путались, но вскоре разыгрались, особенно Евгений. Он самозабвенно вошел в роль патриота-командира и даже не столько был “артистом”, сколько естественно выражал свою увлеченность высокими идеями защитника Родины. И здесь, в любительском спектакле, на скромной сцене районного Дома культуры, пусть с наивным пафосом, но искренне, от души, твердо и непоколебимо прозвучала клятва будущего героя России. ... Зал был полон аплодисментов. Успех окрылил самодеятельных артистов. И они надумали поставить спектакль по классическому произведению. Выбор пал на поэму М. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича и купца Калашникова”. Конечно же, роль богатыря-купца была поручена Евгению. Внешность его, как нельзя более подходила к облику русского молодца эпохи Ивана Грозного. “Я с нетерпением ждала спектакль, - вспоминает Наталья Ивановна, сестра Евгения. - Наконец, этот вечер настал. Смотрю на сцену, вижу купца Калашникова, как настоящего, и не узнаю в нем Евгения. Вылитый торговый гость старорусских времен. Только характерные нотки голоса выдавали в нем родного брата.” Главным героем любовались многие, в том числе и Вера Плеханова. Она за год до этого закончила 10 класс, но осталась в школе пионервожатой. Возможно, Евгений знал ее, но, как говорится, его сердце ждало своего часа. И вот однажды их глаза встретились: приятное, томное чувство разлилось в сознании и душе каждого. “Увиделись - и словно биополе между нами возникло, - вспоминала потом Вера Васильевна. - Никаких слов о любви, однако, не произносили. Просто старались побольше находиться вместе.” Как оценить эти отношения юных сердец? Конечно же - сдержанностью чувств, воспитанных целомудренной этикой строгой комсомольской атмосферы того времени, верными и послушными детьми которой были многие молодые энтузиасты построения социалистического общества. Тогда даже слово “любить” заменяло слово “дружить”. А Евгений ведь уже дружил. С одноклассницей Катей Мартазовой. О том, как началась эта дружба, Евгений вспоминает впоследствии в одном из своих писем. “Хорошо помню тот день, когда мы с Колей шли полями, без дорог в Брод на пионерский костер, где ты была пионервожатой. Там, вечером, Коля познакомил меня с тобой. Особенно помню тот день, когда пошел с Милой в Дом культуры и я пригласил тебя танцевать. Как смущался потом, что плохо танцую и многие смотрят на неуклюжего новенького. В общем чувствовал себя неловко. После этого я долго не решался танцевать...”
Однако дружба с Катей Мартазовой завязалась. Впрочем, в самом деле, они только дружили в истинном смысле этого слова. У Кати был патефон - большая редкость в то время - одноклассники нередко собирались у нее. В общей компании бывала и Вера, приглашала всех, в том числе и Катю к себе в гости, в деревню неподалеку, где жила. Все держались друг с другом просто и искренне. Вот как рассказывала впоследствии обо всем этом Вера Плеханова. Вспоминая Евгения той поры, она видит его высоким и стройным; с голубыми глазами, которые иногда кажутся серыми; со светлыми, слегка вьющимися волосами; прямым носом, приятной застенчивой улыбкой. Одевался Евгений скромно, но всегда и во всем был аккуратен. Доброжелательный, приветливый, он быстро сблизился с одноклассниками, а потом вошел в ряд активистов школы. Стал председателем совета дружины и членом комитета ВЛКСМ. Увлекался занятиями в драмкружке. Учился Женя только на “отлично”. Любил математику, историю, литературу, особенно стихи. Читал исключительно много. И охотно помогал в учебе товарищам. Ему нравилось объяснять ребятам решение сложных задач, формул, теорем. Но когда его хвалили или ставили в пример за хорошую учебу - смущался, отмахивался: мол, не за что его превозносить, так как хорошо учиться - обязанность каждого школьника. И вместе с тем был снисходителен к слабым, не высмеивал их, не оскорблял, не обижал, а вот помощь мог оказать любому. Как Евгений относился к девушкам? Вера рассказывает об этом хотя и сдержанно, но тепло и откровенно. Сердечные увлечения как Евгения, так и свои, затушевывает понятием дружбы. О любви не произносилось ни слова, лишь осторожно говорилось, что человек нравится. “Одноклассницей Жени была Катя Мартазова, - рассказывает Вера. - Скромная, симпатичная девушка. Женя ей нравился с первого дня приезда. У меня с Катей были дружеские отношения. И вот вскоре мы с ней, а так же Женя и его товарищ, одноклассник Миша Глухов образовали тесную компанию. Постоянно встречались в школе, по общественным и комсомольским делам. Иногда Катя приглашала нас к себе в гости. У нее был патефон. Мы заводили его, танцевали. Я учила Женю танцевать, а Катя - Мишу. Обстановка всегда была веселая, непринужденная. Мы чувствовали себя свободно. Женя становился более откровенным и душевным в чувствах к нам, в проявлении своих увлечений поэзией, романтикой. С жаром читал стихи, больше Лермонтова, шутил, рассуждал обо всем, что его волновало. Многое находило отклик в моем сознании, и мы с Женей невольно чувствовали все большую общность взглядов и интересов. Не знаю, как получилось, но через некоторое время мы уже чувствовали тягу друг к другу. И хотя у меня к обоим мальчикам Жене и Мише - были самые добрые отношения, я уловила, что к Евгению моя душа лежит по-особому. Да и он был ко мне неравнодушен, хотя никаких объяснений в любви не было. Только однажды, после того, как я 10 дней не была в школе из-за болезни, Женя, встретив меня, серьезно произнес: я получил по истории “четверку”. Потому что ничто в голову не шло, все думал о тебе. Да и вообще, тогда на переменах он все-время стремился встретиться со мной, находил какие-то общие дела, всегда улыбался и откровенно сожалел, когда раздавался звонок. Стали встречаться мы не только в компаниях, но и вдвоем. Особенно нравилось кататься на лыжах по лесным дорожкам. Даже нашли две любимые березки. К одной становился Женя, к другой - я. Мы называли эти березки своими друзьями и даже разговаривали с ними. Это время было самое счастливое в наших отношениях. Иногда я приглашала Женю и Катю с Мишей к себе домой, в деревню Б. Березник. Я с родителями жила там на квартире, занимали мы небольшую комнатку. Она была вся в цветах, разводили которые мои родители. Женя всегда восхищался и любовался цветами. Мои гости пили чай с печеньем. Это было единственным угощением. О вине и курении никто и понятия не имел.” Наступило лето 1940 года. Для Евгения и его одноклассников пришла пора знаменательная, торжественная и немного грустная. Закончена учеба в 10 классе, хорошо сданы выпускные экзамены: из 26 учащихся семеро получили аттестат отличника. И у всех впереди теперь разные жизненные дороги.
Евгению - восемнадцать лет.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.027 с.) |