О смысле и значении праздника Рождества Христова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О смысле и значении праздника Рождества Христова



Рождество Христово было одним из самых любимых праздников на Руси, причем не только в среде крестьянства, но и буквально во всех слоях общества. Этот день ждали с нетерпением, к нему тщательно готовились.

Рождество открывало столь любимый русскими людьми период зимних Святок. Святки длились две недели: одна – от Рождества (7 января)[2] до Нового года (14 января или Васильев день,[3] ныне: «Старый Новый год»), вторая – от Нового года до Крещенья (19 января). Святкам предшествовал Филиппов пост, который становился особенно строгим в день Сочельника – кануна Рождества (6 января).

И.С. ШМЕЛЕВ. РОЖДЕСТВО.

«В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом: взвар – из чернослива, груши, шепталы…[4] Ставили под образа, на сено. Почему? А будто – дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. <…> ноготком протрешь – звезды́ не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая…<…> И звон услышишь. И будто это звезды – звон-то! <…> Звездный звон, певучий, – плывет, не молкнет; сонный, звон – чудо, звон – виденье, славит Бога в вышних, – Рождество.

Ко всенощной. Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный, какой-то детский, теплый… – и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое́, Христе́ Бо́же наш,

Возсия́ ми́рови Свет Ра́зума…

И почему-то кажется, что давний тот напев священный был всегда. И будет».

    В кануны Рождества Христова, Нового года и Крещенья Господня вечером в каждой крестьянской семье проходили торжественные обрядовые трапезы, включавшие ритуальную пищу – кутью́ (со́чиво) и взвар (подслащенный отвар из фруктов и ягод). Необходимо отметить, что собственно «соче́льником» являлись Рождественский и Крещенский сочельники (кануны). СО́ЧИВО, от которого происходит слово «сочельник» – это ПОСТНОЕ КУШАНЬЕ, приготовленное на соке из маковых и т.п. семян (маковое, миндальное «молочко»), употребляемом вместо масла.

КУТЬЯ́ (от слова «куту́шка» – нечто маленькое и круглое; малое зернышко: см. загадка: «Маленька кута́фьюшка[5] в тесном месте сидит — пуговица») — это род каши, кушанье ИЗ ЦЕЛЬНЫХ ЗЕРЕН. Название «кутья́» имеет более общее значение, чем «со́чиво», поскольку она в некоторых случаях могла делаться не постной. Так, кутья на Старый Новый год делалась с маслом, поскольку в Святки поста нет.

Кутья дала название святочным трапезам–канунам. Первая – «постная кутья» – в канун Рождества (этому празднику предшествовал шестинедельный Филиппов пост, который и завершался в этот вечер); вторая – «богатая» или «жирная кутья» – в канун [старого] Нового года (в святки пост отменялся), и третья – «голодная кутья» – накануне Крещенья, (этому великому празднику предшествовал строгий однодневный пост, казавшийся особенно «голодным» после обильных пиршеств предшествовавших святочных дней).

Значение кутьи́ (со́чива) как обрядовой пищи обусловлено символикой составляющих ее ингредиентов. Так, цельное зерно (чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено, в городской среде – рис) является символом жизни и плодородия, так как оно и надолго сохраняет, и вновь воссоздает жизнь, и умножает ее. Зерно и получаемый из него хлеб наделены в традиции глубоким богословским смыслом, живо ощущаемым и переживаемым крестьянами-земледельцами. Добавляемые в кутью ягоды (изюм: сушеный виноград), связаны с традиционной символикой райского плода, что ярко прослеживается в церковном изобразительном искусстве и литургической поэзии.

Третьим важным составляющим кутьи был мед или сыта́ (мед, разварной на воде). Символическое значение меда связано с образом пчелы – его производительницы. Народное отношение к пчеле как к священному существу объясняется представлениями об ее идеальности («Божья угодница», «И на себя, и на людей, и на Бога трудится», «Одной пчеле Бог науку [об идеальном строении сот и получении меда из цветочной пыльцы] открыл»). Мед, как и пряности, по возможности добавляемые в сочиво, символизировал также райскую, неземную сладость и вкус.

    

Кроме кутьи, на Рождество и Святки готовились еще несколько видов выпечных изделий, наделенных функцией обрядовой пищи, особого праздничного преображения «хлеба насущного».

К ним относятся традиционное рождественское печенье в виде коней, коров и птиц: пряники, в т. ч. архангельские «козу́ли», а также лепные фигурки животных и птиц из теста – «коровушки» и др. И наконец, в этом же ряду мы видим «коля́дки» («колядушки», «калидки», «кокурки» и др.) – праздничная выпечка для одаривания коля́дников, колядо́вщиков: род ватрушек из ржаного или ячменного теста с начинкой. Малый, отдельный пирожок с начинкой (т.е. праздничный!), в отличие от куска, доли большого пирога, предназначался в ответный дар за поздравление с праздником и благопожелания хозяевам дома. Для общей же семейной трапезы выпекались большие пироги, предназначенные для деления и вкушения доли каждого члена семьи за ОБЩИМ СТОЛОМ. Гости на таких праздниках были, как правило, членами одной церковной общины (соседями) либо ближними или дальними родственниками, и пирог, как и круговая чаша (ендова́) с домашним праздничным пивом выступали как символ единения участников пира.[6]

Основные обряды и обычаи периода Святок – славление Христа, колядование, молодежные посиделки («игри́ща»), зимние «смотрины невест», сочетавшиеся с традиционным гощением девушек у своих родных или подруг в других деревнях.

Традиционное празднование Рождества включало в себя обход всех домов церковного прихода. Различаются христославление и колядование.

Колядование традиционно происходило в канун Рождества («пришла коляда накануне Рождества»), а также Нового года, и участвовали в нем миряне, включая стариков и детей (каждая возрастная группа отдельно).

Христославление было, прежде всего, прерогативой церковного причта, но в нем принимали участие и миряне. Славили Христа утром в сам праздник, после Литургии.

С годами многое в этих двух изначально различных действах переплелось, срослось, особенно на рубеже XIX – XX вв. Так, христославы могли после рождественских песнопений исполнять и колядки (особенно «щедро́вки»), а колядовщики часто, наряду с поздравительными песнями пели тропарь и кондак Рождества.

Главный святочный обряд – СЛАВЛЕНИЕ ХРИСТА (ХРИСТОСЛАВЛЕНИЕ). Он осмыслялся в традиционном сознании как приход пастухов и волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Именно поэтому главным атрибутом этого обряда была рождественская звезда, символизирующая вифлеемскую звезду, которая привела их к месту рождения Спасителя.

Исполнителями обряда были церковный причт и миряне. Праздничный обход церковного причта по домам был как бы продолжением крестного хода, поэтому эта группа славильщиков носила церковный фонарь, который олицетворял собой и свет Христова учения, и вифлеемскую звезду. Отдельными группами ходили дети-школьники, молодежь, взрослые мужчины (а в XX веке и женщины), хорошо знавшие церковные песнопения.

Славление приурочивалось к первому дню Рождества, реже – ко второму и последующим дням (до «старого» Нового года). Славильщики ходили от дома к дому и пели песнопения из праздничных служб: тропарь и кондак праздника, ирмос рождественского канона, стихиру («Слава в вышних Богу) и многолетие хозяевам. Иногда к христославным песнопениям присоединялись «раце́и» – праздничные стишки и «речи», могли звучать и величания хозяевам («Виноградья» и др. песни из колядного репертуара – см. ниже). Часто после христославления исполнялись небольшие стишки или припевки с просьбой о вознаграждении. Начиная с XVII века, когда в России появился вертеп, славление могло сопровождаться также вертепным представлением (чаще всего – частично, тогда как полное «вертепное действо» происходило на святочных игрищах, посиделках или вечорках).

Славильщиков одаривали специально приготовленными праздничными угощениями, а также продуктами и деньгами. Церковный причт, а иногда и другие группы славильщиков, приглашали в дом, иногда угощали за столом.

В старину христославление включало в себя обширный цикл богослужебных песнопений. Так, записанное на реке Анадырь, на крайнем северо-востоке Сибири в 1901 году, христославление включало в себя:

•   Тропарь праздника:

Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, возсия́ ми́рови свет ра́зума: в нем бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися Со́лнцу Пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка; Го́споди, сла́ва Тебе́.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

•   Кондак праздника:

Де́ва днесь Пресуществе́ннаго ражда́ет, и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит; а́нгели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют; нас бо ра́ди роди́ся О́троча мла́до, Преве́чный Бог.

•   Стихиру, глас 6-ый:

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, дне́сь восприе́млет Вифлее́м Седя́щаго при́сно со Отце́м, дне́сь а́нгели Младе́нца рожде́ннаго боголе́пно славосло́вят: сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние.

•   Ирмос канона Рождеству:

Христо́с ражда́ется, сла́вите. Христо́с с небе́с, сря́щите. Христо́с на земли́, возноси́теся. По́йте Го́сподеви вся́ земля́ и весе́лием воспо́йте, лю́дие, я́ко просла́вися.

•   Многолетие хозяевам дома:

Мно́гая ле́та, мно́гая ле́та, мно́гая ле́та (трижды).

       В записанный в 1970-х гг. на Мезени христославный цикл входил только ирмос и тропарь (именно в такой последовательности). Само народное название «славление Христа» безусловно связано с образным осмыслением первого стиха ирмоса: «Христо́с ражда́ется, сла́вите». Тропарь же Рождества был известен в русской традиции повсеместно и обязательно исполнялся христославами при «хождении со звездой», очень часто пелся и наряду с колядками.

Если в христославлении участвовали дети-школьники, то перед началом пения они могли исполнять приговорки с пожеланием добра и здоровья всему дому, а после него – «щедро́вки» с шутливым требованием угощения.

    КОЛЯДОВАНИЕ – второй важный обряд, характеризующий святки. Свое название обычай получил от слова «коляда́», известного всем славянским и некоторым другим европейским народам. Оно восходит к латинским словам «calare» («выкликать») и «кале́нды» (начальные дни месяца).[7] Интонация «выкликания» присуща всем без исключения песням с припевом «Коляда!»

Ко́леда, ко́леда!

Пришла коляда́ накануне Рождества,

Ко́леда, ко́леда!

Мы ходили-искали коляду́ святую,

Ко́леда, ко́леда!

Нашли коляду у Петра на дворе,

Ко́леда, ко́леда!

Петров-то двор на семи столбах,

Ко́леда, ко́леда!

На семи столбах, на восьми верстах,

Ко́леда, ко́леда!

На восьми верстах, да о трех теремах…

Далее в поздравительной песне поется о том, что сказочно большой и богатый двор красив как небесный свод с солнышком-хозяином, луной-хозяйкой и частыми звездочками – малыми детушками.

Наиболее устойчивые названия колядных песен получены ими по постоянным припевам, повторяющимся после каждой строки: «Коляда!», и «Виноградье красно-зеленое!».

Припев «Виноградие красно-зеленое» обращает нас вновь к образам небесного сада – рая, который в праздник Рождества словно спустился на землю: «Христо́с с небе́с, сря́щите»[8].[9] Одновременно рождение Христа как бы возносит верующих на небо: «Христо́с на земли́, возноси́теся».

Собственно «виноградье» (ср.: «ви́шенье», «оре́шенье» – вишневые, ореховые кусты, заросли) – это не просто ягоды винограда, а лоза с алыми и зелеными кистями (поэтому и красно-зеленое), сам заветный райский сад, виноградник, каким он предстает в искусстве церковной резьбы и в церковной поэзии, в священных текстах Евангелия.

Таким образом, колядующие несут по земле, на это праздничное время ставшей райским, небесным «виноградьем», радостную весть о рождении Спасителя.

Пришла коляда накануне Рождества,

Виноградие красно-зеленое!

Накануне коляды да выпала порошка,

Виноградие красно-зеленое!

Уж как выпала порошка, снежку белого немножко,

Виноградие красно-зеленое!

Как по этой по порошке колядовщички и шли,

Виноградие красно-зеленое!

Сочили-искали богатого двора,

Виноградие красно-зеленое!

Богатый двор далеко в поли стоит,

Виноградие красно-зеленое!

На семи столбах, на восьми верстах,

Виноградие красно-зеленое! (…)

 

Колядовали в рождественский, новогодний, редко – в крещенский сочельники. Иногда могли ходить с пением колядок и рано утром в Рождество, в Васильев день (день Нового года), а в некоторых местах и на протяжении всех «святых вечеров». Собравшись в назначенное время, группа колядовщиков (подобно славильщикам, это могли быть только молодые парни, или девушки, парни вместе с девушками, а также взрослые мужчины и женщины и отдельно – дети школьного возраста) выбирала мехоно́шу, того, кто нес мешок, и направлялась к краю деревни. Колядовщики останавливались под окном у первого дома и спрашивали разрешения: «Хозяин с хозяюшкой, можно ли коляду покликать?» (либо: «Авсень кликать», «Виноградье спеть»). Останавливались Получив разрешение, колядовщики начинали поздравительную песню. Закончив величание (величали всех членов семьи, в том числе, отдельно – девушек-невест и парней-женихов), они требовали угощения.

Отвечая на преподнесенные дары, поздравители исполняли песню, в которой желали хозяевам благополучия, хорошего урожая, приплода скота, здоровья всех домочадцев, скорой свадьбы взрослым детям хозяина и рождения детей молодоженам, после чего отправлялись далее, к третьей, четвертой избе. При отказе хозяев одарить обходчиков или проявлении ими жадности неизбежно следовали песни с угрозами, самые неприятные для крестьянина пожелания: неурожая, увода скотины со двора:

…Кто хлеба не дал, у того рожь худа́,

Неумоло́ченная-неуколо́ченная,

А кто хлеба дал – у того рожь хороша́,

Умоло́ченная-уколо́ченная!

 

Коляда-моляда, тетка, дай пирога!

Не даёшь пирога – мы корову за рога!

Обойдя все дома деревни, колядовщики собирались в избе, выкупленной молодежью для святочных «игрищ», и делили подарки, угощались все вместе. Помимо выпечных изделий, обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами, в некоторых местах – «свиными ножками», «кишками» (колбасами). Полученные продукты и деньги частично отдавали хозяевам избы, которую молодежь откупала для праздничных вечо́рок, частично они шли на приготовление общей трапезы. Другая часть наколядованного делилась между участниками.

Помимо христославления и колядования, в некоторых местностях Центральной России в первый день Нового года бытовал обычай «ПОСЕВА́НИЯ». Посева́льщики (дети, в основном, мальчики) поутру обходили все избы и «сеяли» (бросали) в красный угол зерна с приговорами или песенками, в которых высказывалось пожелание богатого урожая. Исполнялись песни с припевом «Авсень!» («овсень», «таусень», «баусень») – «авсе́ньки».

В одной из таких песенок, записанной в деревне Озерно Калужской области, поется о «трех братцах – праздниках», которые идут по зимнему «мосточку». Это Рождество, Васильев вечер («старый» Новый год) и Крещенье. Сюжет другой «авсеньки», которая начинается словами: «Мы ходили, мы ходили по святым вечерам», рассказывает о «богатом дворе», который стоит «на семи столбах, на восьми верстах» (см. приведенный выше текст поздравительной песни с припевом «Виноградие краснозеленое»). В этой новогодней «авсеньке», записанной в деревне Гурьевке Дубенского района Калужской области, в припеве звучат оба «выкликания»: «Эй, авсень, эй, коляда!»

Народная православная традиция впитала и с любовью «усыновила» образы Священного писания и предания. В народных рождественских и новогодних песнях-поздравлениях они предстают светлыми, теплыми, родными, добрыми. Матерь Божия, Спаситель, святые в них как бы живут среди людей, соединяя празднование священного события и события природного годового круга, связанного с выращиванием «в поте лица своего» ХЛЕБА НАШЕГО НАСУЩНОГО. Колядовщики несут радостную весть о рождении Спасителя и выражают уверенность, что Господь благословит наступающий год здоровьем и полнотой жизни! Такова колядка из печорского села Усть-Цильма:

Коляда́-маляда́,[10] отворя́й ворота́!

Сне́ги на́ землю пада́ли-перепа́дывали.

Со небёс Христос да со Ангелом Гаврилом,

Со Иваном Богословом.

Пресвята́ Мати Мария

Во Божью́ церкву́ ходи́ла,

Божьи да́ни собира́ла,

Руки к сердцу прижимала,

Всем прове́дчикам сказала:

«Вы прове́дчики мои, да

Вы прове́дайте про то́, про ново́,

Про Христово Рождество!»

Прикати́лось Рождество

К господину под окно:

Ты вставай господин,

Разбужа́й госпожу –

Хлебом-солью накормлю,

В путь-дорожку отряжу,

От села до села, голова весела́,

Сердце радуется-перера́дуется!

Как у вашей то матки[11]

Телятки-те гла́дки,

Переска́чут через гря́дки,[12]

Копы́тцами щёлка́ют,

Хвостом не задевают,

Моло́ка-ти гу́сты,

Смета́ны-ти то́лсты!

Удивительно нежен и поэтичен образ Пресвятой Богородицы в песне с припевом «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям, на свят вечер, на здоровье!» из села Завгороднее Харьковской области.

 

Как на речке, на Йорда́не Мати Мария ризу[13] мыла Помывши ризу, повесила На калину, на малину. Прилетели же два гу́ли, Взяли ризу на крылушки, Полетели под небёсы. Все небёсы растворились, Все святые приклонились.  

 

В народной традиции Святые дни считались молодежным праздником. На третий день после Рождества Христова взрослое население деревни возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам. Мoлодежь в отличие от взрослых, полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнoобразным развлечениям, целью которых было: получше узнать характер друг друга, познакомиться, разумеется, с прицелом на будущую женитьбу или замужество.

Необходимо особо сказать о святочных ряженых. Ряженые ходили отдельно от колядовщиков-поздравителей, и тем более, христославов. Они не обходили дома жителей с поздравлениями – их целью были избы, где молодежь собиралась на праздничную вечорку – «игри́ще». Их могли также пригласить специально в дома крестьян побогаче – повеселить собравшихся гостей. Ряженые пели и плясали, разыгрывали рождественское представление («вертеп»).

Начинали ходить на второй-третий день Святок. Перед Крещеньем наряжаться было уже не принято. Девушки, которые наряжались в старинную праздничную одежду «из бабушкиных сундуков», иногда прикрывали лицо платком, чтобы их не сразу узнали. Кроме плясовых и веселых песен, они могли петь также колядки, рождественский тропарь. Парни рядились в основном, в различных животных с целью попугать и потормошить девушек, которые их, конечно, боялись (эти ребята старались обязательно окунуться в прорубь на Крещенье, покаяться на исповеди).

Одной из особенностей празднования святок как переходного периода – окончания одного года и начала другого в старину были гадания – пережиток глубокой древности. Девушки и, реже, парни гадали, складывая в накрытое платком блюдо колечки и наугад вынимая их под песни-загадки в надежде узнать, удастся ли им в новом году выйти замуж (или жениться).

Таким образом, весь святочный период – время радости и веселья – был чрезвычайно насыщен разнообразными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины, но главными действующими лицами была все-таки молодежь и, отчасти, дети. 

 

1.2. СЦЕНАРИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА

 

Сценарий Рождественского праздника

 

Этот сценарий не предполагает деления участников праздника на тех, кто выступает и тех, кто является зрителями. Лучше, если в нем примут участие все: малыши, старшие ребята и взрослые. Мы условно разделили праздник на три части. Они могут варьироваться, видоизменяться, совмещаться и т.д. Первая часть может быть использована для праздника детей дошкольного возраста 4-7 лет; вторая – для детей 7-10 лет; третья – для подростков 11-14 лет, но и это совсем не обязательно.

Желательно, чтобы все участники праздника были одеты в традиционные костюмы (см. Приложение «Традиционный народный костюм»). Зал можно оформить как русскую избу: вдоль стен поставить лавки, а сами стены украсить длинными вышитыми полотенцами. Заранее нужно сделать Рождественскую звезду, сшить мешки для «мехонош», приготовить угощение для колядовщиков (козули, пряники, конфеты, печенье, колядки, орехи и прочее) и изготовить костюмы ряженых. А для «посевания» понадобится лукошко с овсом или пшеном.

Мы надеемся, что Вы творчески подойдете к сценарию, дополнив или переделав его по своему усмотрению.

 

Часть первая: Христославление

 

Входят «христославцы» со звездой, среди них есть «мехоноша», мальчик или девочка с мешком на плече.

РЕБЯТА: - Дома ли хозяева?

ХОЗЯЙКА: - Дома.

ОДИН ИЗ РЕБЯТ: - От Востока с мудрецами путешествует звезда.

С драгоценными дарами одарить пришла Христа.

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

ДРУГОЙ: - Хозяин, хозяюшка! Любите ли Христа славить?

ХОЗЯЙКА: - Любим. Славьте, крещеные, славьте.

Звучит тропарь и кондак Рождества.

ХОЗЯЙКА: - Спасибо! Вот вам, дорогие чего Бог послал: козули, калачи

             крупитчатые, прянички. (Кладет угощение в мешок «мехоноши»)

РЕБЯТА: - Спасибо, хозяюшка, доброго здоровья! С праздником! (Уходят)

Появляется ватага малышей со своей звездой, поменьше.

ОДИН ИЗ НИХ: - Хозяева, с праздничком! С Рождеством Христовым!

ДРУГОЙ: - Я славить не умею,

Просить много не смею.

ТРЕТИЙ: - Запевай «Юльчика» (См. раздел Музыкальный материал) ЧЕТВЕРТЫЙ: - Отпирайте сундучок, вынимайте пятачок, мне, Ванюше

                   (имярек), на чаек.

Хозяйка подает детям мелкие денежки и сладкое угощение. Малыши благодарят ее и рассаживаются в зале.

                                             (Раздается стук в дверь)

ХОЗЯЙКА: - К нам еще гости пожаловали. (Входят взрослые с вертепным ящиком)

КУКОЛЬНИК: - Мы вам расскажем историю, которая произошла давным-давно...

Взрослые показывают Рождественское кукольное представление вместе со старшими детьми. Во время представления дети подпевают взрослым (Рождественские песнопения см. в разделе Музыкальный материал).

После представления с детьми можно поиграть. (Игры на выбор см. в разделе Игровой материал).

Если дети не устали, во время игр могут появиться святочные персонажи: вожак с медведем, цыган с лошадью. Они разыгрывают небольшую интермедию.  

Хорошо, если бы в конце праздника каждый участник получил Рождественский подарок, напрмер Архангельский пряник – «козулю».

Часть вторая: Колядование

 

Если вы проводите праздник в школе или в учреждении дополнительного образования, то лучше устроить колядование «по-настоящему». Каждая группа участников разучивают колядки и овсени (3–4) и готовят угощение. В день праздника все ходят колядовать группами друг к другу, во главе со старшими. Что наколядуют - с тем потом чай пьют. После этого можно затеять игры и хороводы: «Сиди, сиди Яша», «Улень», «Дударь», «Шла коза по лесу» или другие на ваш выбор (См. раздел Игровой материал).

Во время игр могут появиться святочные персонажи: вожак с медведем, цыган с лошадью. После блока игр можно показать детям Рождественское представление с куклами Л.Г.Воробьевой.

Предлагаем примерную форму проведения колядования.

Входит группа колядовщиков с пением колядки «К нам пришло, прикатило».

ОДИН ИЗ КОЛЯДОВЩИКОВ: - Здравствуйте, хозяева! Дозвольте на вашем дворе коляду спеть.

ХОЗЯЕВА: - Пойте, пойте, гости дорогие.

  Звучат колядки и овсени на выбор (См.раздел Музыкальный материал).

ХОЗЯЙКА:- Кто у вас «мехоноша»?

КОЛЯДОВЩИКИ: - Да вот он!

«Мехоноша» выходит вперед, и хозяйка складывает к нему в мешок дары. Затем колядовщики поют по колядке всем присутствующим, а те после песни их одаривают. Если хорошо одаривают, колядовщики желают им всяческого благополучия, например, так:

 

А дай Бог тому, кто в этом дому,

Ему рожь густа́, рожь ужи́ниста,[14]

Ему с колосу - осьмина,[15]

И с зерна ему - коврига,[16]

И с полу́зерна - пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и бога́чеством!

 

А кто скупится, тому говорят: «Кто дал - тот князь, а кто не дал - тот бычья рожа»!

ОДИН ИЗ КОЛЯДОВЩИКОВ: Спасибо Вашему дому - пойдем к другому. (Колядовщики уходят).

Если праздник будет проходить на Старый Новый год (14 января), то на нем могут появиться маленькие «сеятели» с лукошком зерна. 

ДЕТИ: - Доброе утро, хозяева!

ХОЗЯЕВА: - Здравствуйте!

ДЕТИ: - Ты хозяюшка, красно солнышко, слезай с печи, подавай нам калачи!

Они осыпают хозяев и дом зерном и припевают при этом «посевальные» песенки (См. раздел Музыкальный материал).

ДЕТИ: - С Новым годом, с новым счастьем, хозяин с хозяюшкою!

Хозяева одаривают «сеятелей».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.101 с.)