О смысле и значении осенних праздников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О смысле и значении осенних праздников



Введение

Основная часть. Праздничная культура как средство духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования

Осенний период

Теоретический материал

О смысле и значении осенних праздников

Сценарии проведения праздника

План-конспект праздника «Осенины» для детей 6-10 лет

Осенние посиделки для детей 9-13 лет

Музыкальный материал

Жнивные песни

Осенинные песни

Игровой материал

Подвижные игры

Посиделочные игры

Танцевальный материал: Хороводы и пляски

Атрибуты праздника

Традиционная народная игрушка

Зимний период

Теоретический материал

О смысле и значении праздника Рождества Христова

Сценарии проведения праздника

Сценарий Рождественского праздника

Сценарий Рождественского представления с куклами

Музыкальный материал

Песнопения к Рождественскому представлению с куклами

Детские Христославления, колядки, овсени, посевальные песенки

Игровой материал

Танцевальный материал: Хороводы, пляски

Атрибуты праздника

Архангельские рождественские пряники – «козули»

Заключение

Приложения

Приложение 1. Традиционный народный костюм: женская рубаха

Приложение 2. Рубашка для девочки

Приложение 3. Традиционный народный костюм: мужская рубаха

Приложение 4. Рубашка для мальчика

Приложение 5. Сарафан

Список рекомендуемой литературы


 

Введение

Знаем ли мы наши традиционные народные праздники? К сожалению, в связи с произошедшими в России за последние сто лет событиями, поверхностно и неглубоко. Уже нет с нами рядом поколения рожденных в начале XX в. века бабушек и дедушек, которые могли еще что-то вспомнить, спеть, рассказать о наших праздничных традициях, о традициях воспитания детей в семье. К счастью, этот бесценный материал не утрачен навсегда. Начиная приблизительно с середины XIX в. и на протяжении всего XX в. специалистами по собиранию фольклорных и этнографических материалов велась огромная собирательская и исследовательская работа. Во многих городах России существуют архивы, аудио и видеофонды, работают этнографы, этномузыкологи, этнопедагоги, сохраняющие наше национальное наследие.  Эти материалы могут стать связующей нитью в выстраивании преемственности между поколениями. Идея преемственности заложена в формулу национального воспитательного идеала, предлагаемую в Концепции: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2].

Традиция – ничто иное как «преемственность» и «передача». Замечательную мысль о воспитании высказывал классик русской общественной мысли А.С. Хомяков, определяя его как дело, посредством которого ныне живущее поколение приуготовляет следующее за ним к деятельности на историческом поприще отцов. Для традиции важно не только то, что передается, но и сам факт «преемственности», т.е. «приятия» последующим поколением того, что передано. Используя собранный нами и нашими предшественниками музыкальный, игровой, танцевальный материал, педагоги смогут создать событийное пространство передачи через праздник традиционных духовно-нравственных ценностей. Именно поэтому праздничная культура видится нам как ресурс в выстраивании преемственности между предшествующими поколениями и нынешними. Нам сегодняшним важно сохранить живую нить народной жизни, память народа, сплетающуюся из миллионов нитей родовой памяти каждой семьи, каждого человека. Восстановление исторической преемственности поколений – ключевая задача воспитания, поскольку в нашей отечественной педагогической традиции человек никогда не мыслился как изолированный от человечества индивид, стремящийся к эгоистическому самоутверждению. Человек для отечественной традиции – это само-бытная личность, раскрывающаяся в событии с другими равноценными личностями. Приобщение детей к праздничной культуре через освоение песни, игры, пляски, рукоделия будет способствовать формированию творческой само-бытной личности. Горизонтальное со-бытие с современниками – это такая же важная часть само-бытия, как и вертикальное со-бытие с предшествующими и последующими поколениями. Человек – это «звено в бесконечной цепи»: он наследует от предков и передает потомкам самое важное: человечность [7].

Народная культура состоит из множества связанных и взаимодополняющих элементов: напева, танца, поэтического слова, игры, рукотворчества, ремесел, костюма и др. Праздники сконцентрировали в себе все лучшее, что есть в каждом из этого множества. Предлагаемый репертуарный сборник основан на календарном принципе, в него вошли праздничные традиции русского народа осеннего и зимнего периода.

Жизнь природы, всё, что связано с календарем, особенно тонко чувствуют дети. И такая особенность народных праздников, как их связь с жизнью природы близка детям. По мнению ученых, тысячелетние православные праздничные традиции русского народа органично соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба насущного), образуя «годовой круг праздничных дней» [20]. Согласно этнографическим источникам и народным представлениям, «Пасхa нe случайно приходится на весну, когда вместе с Божьим воскресением воскресает и весь Божий мир, а Богородичные праздники – Успение, Рождество Пресвятой Богородицы и Покров, проходят осенью, когда собран урожай и в природе так ярко проявляется ее материнская, благая, милостивaя к людям сущность» [13].

Репертуарный сборник является результатом многолетней педагогической, собирательской и научно-методической деятельности коллектива единомышленников. Источник материалов – этнографические и фольклорные издания, а также рукописные и фонографические архивы участников фольклорных экспедиций – членов творческого объединения «Домострой». Уже немало лет педагоги Санкт-Петербурга, получившие фольклористическое и этнографическое образование, побывавшие во многих экспедициях и серьезно, на практике освоившие народные традиции пения, танца, игры, рукоделия и ремесел, передают эти традиции детям, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. В педагогическом сообществе Санкт-Петербурга достаточно велик интерес к традиционным народным праздникам, к этнокультурным традициям русского народа. В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на кафедре социально-педагогического образования уже несколько лет проводятся курсы по традиционной культуре «Формирование этнокультурной компетентности педагога», «Этнокультурные традиции: педагогика праздника», «Этнокультурные традиции: педагогика игры», «Воспитание на основе ценностей традиционной культуры».

В Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии в рамках деятельности Ресурсно-исследовательского центра духовно-нравственного воспитания «Преображение» проходят годичные курсы, посвященные русской традиционной православной культуре - «Основы духовно-нравственной культуры: Круг светлых дней».
В процессе обучения слушатели – воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, знакомятся с источниками научного характера, документальными (в том числе архивными) записями и публикациями, аудио и видео записями, на практических занятиях учатся петь, играть, плясать, вышивать, ткать пояса.

Вместе с тем следует отметить, что материалы для работы с детьми в этой области весьма скудны, разбросаны по разным изданиям, а главное не связаны в единое целое. Самостоятельная же работа педагогов с научными этнографическими, фольклористическими публикациями весьма непродуктивна из-за специфичности последних: как правило, они посвящены отдельным жанрам, видам народного искусства различных областей. Педагогу, который хочет провести с детьми, к примеру, праздник Рождества Христова, нужно найти в таких изданиях тексты и напевы колядок, выкройки народных костюмов, рецепты праздничных пряников (козуль), описание обхода дворов с Христославлениями, способ изготовления рождественской звезды и многое, многое другое. Кроме того, не всякий может самостоятельно составить сценарий праздника, который был бы интересен и детям, и родителям, да еще и соответствовал традиции.

Именно поэтому мы включили в сборник методический материал, необходимый для педагогов в их практической деятельности. Сборник содержит два основных раздела. В первом разделе даны теоретические основания использования праздничной культуры в системе дополнительного образования. Второй раздел посвящен непосредственно календарным праздникам: череде осенних праздников – Осенинам, Покрову Пресвятой Богородицы, и зимним святкам – времени от Рождества Христова до Крещения Господня. Для каждого из них предлагаются соответствующие песни, игры, хороводы и пляски, атрибутика, а также сценарии проведения праздников для различных возрастных групп детей. Нaродные игры, хороводы и пляски – незаменимый практический материал для педагогов дополнительного образования. Традиционный игровой и танцевальный материал, описанный в сборнике, можно использовать и как самостоятельный культурный комплекс, и как элемент праздничного события. Важной частью освоения праздничной культуры, на наш взгляд, является знакомство детей с традиционным народным костюмом в его подлинном, «не стилизованном» виде и изготовление его. В национальном костюме ярко отражаются эстетические и этические представления народа, проявляются его традиционные духовно-нравственные ценности.  Ребенок, воспитанный на подлинно народном отношении к одежде, где каждая деталь полна смысла и значения, сможет сознательно противостоять деструктивным влияниям в этой области, господствующим в современной моде.

Приложение включает в себя сведения о народном костюме, этике и эстетике одежды, присущей русскому народу, выкройки и схемы изготовления основных элементов костюма. В заключение приводится список дополнительной литературы, который позволит читателям более подробно познакомиться с традиционной народной культурой и праздничными традициями.

Материалы, представленные в данном репертуарном сборнике, отличаются доступностью для начинающих и после соответствующего практического обучения могут быть легко введены в педагогическую практику. Они предназначены педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: воспитателям детских садов, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования. Предлагаемые здесь разработки могут быть с успехом использованы в воскресной школе.

 

 

Основная часть.  Праздничная культура как средство духовно-нравственного развития и воспитания в системе дополнительного образования

Сегодня духовно-нравственное развитие и воспитание является государственным приоритетом в системе общего и дополнительного образования: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации» (Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России – далее Концепция) [2]. Духовно-нравственное воспитание в «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» (далее Стратегия) стоит в одном ряду с гражданским, патриотическим. Стратегия связывает духовно-нравственное воспитание с «развитием у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формированием выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра» [18].

В этом документе акцентируется ценностная основа воспитания: «Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей» [18]. Согласно государственным документам воспитание в целом должно быть ориентировано на традиционные духовно-нравственные ценности. В общественном сознании многонационального народа России традиции ценятся очень высоко. Высокий ценностный статус традиций отражает факт, обнаруженный социологами: на рубеже тысячелетий более чем у половины россиян, актуализировалась традиционная идентичность, что проявляется в широком признании традиций, ценностей и идеалов отечественной культуры. Это проявляется в стремлении людей осмыслить свои традиционные ценности и построить на основе ценностей свою жизненную стратегию в сфере профессиональной деятельности, гражданской активности и в семье. В таких стратегиях достижение успешности неразрывно связано с исполнением нравственных законов [7].

Следует подчеркнуть, что само содержание воспитания в Федеральных государственных образовательных стандартах задается как «ценности, хранимые в религиозных, семейных и этнокультурных традициях России», которые являются «совокупностью исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение материальных и духовныхценностей, созданных тем или иным народом» [2].  Но они не запечатлеваются в душе растущего человека сами по себе.

Работая в системе повышения квалификации, мы обратили внимание на то, что педагоги дополнительного образования, которые ведут занятия по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, народному костюму, народной музыке, убеждены, что знакомство с образцами народной культуры само по себе воспитывает и духовно, и нравственно. Но так ли это? Для ребенка важнее понять ценностно-смысловое содержание сказки, песни, народной росписи, костюма, чем просто познакомиться с этнокультурными традициями.  Ученые утверждают, что современный педагог, имеющий возможность пользоваться огромными информационными ресурсами, владеющий различными методиками и технологиями, не всегда осознает то, что «события отечественной истории, праздничная культура вне сферы духовно-нравственных смыслов, вряд ли будут способствовать укоренению воспитанников в духовных и культурных традициях» [6]. Задачей педагогов, которые занимаются освоением детьми образцов народного творчества, изучением праздничных традиций, является «осмысление своей педагогической деятельности как воспроизведения традиционных ценностей и смыслов в общении и деятельности со-бытийного сообщества с использованием форм и средств традиционной народной культуры» [5].

Учеными высказывается мнение, что духовно-нравственные ценности имеют особенность накапливаться с течением времени. Они являются живыми и действенными элементами культуры, оказывающими огромное влияние на последующее развитие. Д. С. Лихачев, А. М. Панченко выдвигают позицию о том, что ценности – это «своеобразный стратегический запас, где хранятся представления народа о потенциале истинного и ложного, должного и возможного, используемые каждым человеком в процессе его уникальной самореализации» [4]. В трудах М.Ю. Новицкой говорится о важности сохранения национальных ценностей, через познание которых осуществляется «передача культурного наследия как смыслового зерна народного мировоззрения» [12].

В русской традиции дети познавали родную культуру постепенно – сначала в семье, где им передавались основные представления о мире, привычные правила поведения и обычаи, где их знакомили с образцами народного творчества и с детским фольклором; затем «в миру» - в детском игровом сообществе, на вечорке, на гулянии, на съезжем празднике [6]. Возрастая, дети воссоздавали праздничные и семейные традиции каждый раз в своем собственном опыте, а также в опыте общения и взаимодействия с другими людьми.

Учеными-этнографами высказана мысль, что традиционная русская культура складывалась как земледельческая, для выживaния в суровых климатических условиях требовалось проявление взаимовыручки, поддержки, терпения. Семейно-общинная специфика русской культуры оказывала влияние на задачи воспитания и обусловливала закрепление определенной системы ценностей и форм поведения, которые воспроизводились членaми общины в общении и в трудoвой деятельности. Традиционные ценности, выработанные на христианской основе, такие как любовь, красота, добро, вера, родная земля, верность заветам отцов, семья, забота, защита, взаимопомощь, труд, сотворчество, передавались подрастающему поколению в «естественно-исторической межпоколенной со-бытийной общности» [14].

Когда традиционная народная культура, с характерной для нее семейно-общинной спецификой, жила полноценной жизнью как синергетическая система, традиция была основным способом передачи духовно-нравственных ценностей, пронизывая обрядовую жизнь общины и трудовой процесс. Передaча осуществлялась по вертикaли от старших (родителей, бабушек, взрослых людей, молодежи, старших детей) младшим детям и по горизонтали – от сверстников. В силу различных причин естественно-исторические (вертикальный и горизонтальный) способы передачи традиции оказались прерванными. Без помощи школы и учреждений дополнительного образования сегодня проблему сохранения и передачи этнокультурных традиций, к сожалению, не решить.

Дополнительное образование обладает огромным потенциалом в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания, так как имеет ряд преимуществ в сравнении с другими видами образования:

· дополнительное образование имеет большие возможности структурирования пространства и времени образовательного процесса, оно не связано рамками классно-урочной системы школы;

· оно не ограничено возрастными рамками, обучение здесь может осуществляться в разновозрастных со-бытийных общностях;

·  располагает вариативными возможностями выбора и построения индивидуального маршрута, ориентированного не только на предметные знания и компетентности, но и на цели личностного становления, развития и совершенствования, определенные закономерностями взросления [7].

Еще одним преимуществом дополнительного образования является то, что оно может обеспечить целостность и функциональную полноту воспитательного пространства. Оно строится на таких приоритетных идеях, как свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентация на личностные интересы ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации.

Широкий спектр видов и форм деятельности в дополнительном образовании обеспечивает возможность интеграции. В решении задач духовно-нравственного воспитания интеграция основного и дополнительного образования имеет первостепенное значение. Только совместные усилия педагогов основного и дополнительного образования в деле духовно-нравственного воспитания, их тесное сотрудничество, содружество, взаимосвязь и взаимодействие могут дать положительные результаты.

В системе дополнительного образования накоплен достаточно большой опыт в организации праздников для детей на основе этнокультурных традиций – это и фестивали, и тематические дни или тематические недели, ярмарки, игры по станциям, гуляния и др.

Система дополнительного образования позволяет использовать в качестве средства духовно-нравственного воспитания «несценический» праздник. Важно четко разграничить эти формы. Несценический праздник – всегда живое со-бытие, в то время как сценический целенаправленно организован, отрепетирован, что зачастую делает его формальным. Cделать праздник живым, со-вместным бытием может только конкретное содержание взаимодействия детей и взрослых. Праздник как живое со-вместное бытие – это проживание и переживание в собственном опыте ребенка чего-то значимого, в результате которого он растет, изменяется, активно включается в межсобытийные связи [9].

Однако наряду с этим используются «сценические» формы, когда дети сидят в актовом зале и им со сцены показывают, как проходили те или иные народные праздники. При сценической форме проведения праздника этнокультурные традиции познаются, но не наследуются. По словам Э. Холла, «почти невозможно передать свое понимание (содержания культуры) тому, кто не пережил того же в собственном опыте» [22, с. 32.]. Учеными доказано, что присвоение личностью ценностей культурно-исторического опыта происходит в активной деятельности [1, с. 5]. Традиционный народный праздник — это «веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события» [20]. В нем не было деления на исполнителей (артистов) и зрителей, каждый чувствовал себя соучастником значимого праздничного действа, праздник «творился» сообща. Используя предложенные в репертуарном сборнике этнографические подлинные материалы, педагоги дополнительного образования смогут организовать и провести праздник согласно традиции, в котором у детей будет возможность творчески проявить себя и в процессе подготовки к нему, и во время «проживания» совместного праздничного действа [13;20].

Мы понимаем праздник как «непосредственную Встречу каждого ребенка с ценностно-смысловым содержанием праздничной культуры, и главное – Встречу с живыми её носителями» [4]. Воспроизведение ценностей и смыслов этнокультурной традиции в общении и деятельности педагога затруднительно, если сам педагог не является носителем этих ценностей. Одной из важных задач педагогов, работающих с этнокультурными традициями, является приобретение компетенций работать с их ценностно-смысловым содержанием.

Ценности задаются педагогами незаметно, через речь, одежду, стиль общения, интерпретацию фактов и событий. Ценностями «дышит» атмосфера, которую педагог создает в коллективе как во время занятий, так и во время праздника.

Если педагог дополнительного образования, который ведет кружок по народной игрушке, фольклору, росписи по дереву, вышивке ставит перед собой некую сверхзадачу: способствовать укоренению детей в лоне духовных и культурных традиций, раскрывать ценностно-смысловое содержание традиций, - то его воспитанники будут ощущать себя «со-частью» родной культуры, будут хранить и продолжать то духовное богатство, которое заповедано нам нашими предшественниками.

 

Организация и проведение праздника на основе со-бытийного подхода

Событийный подход нашел широкое применение в теории и практике педагогической деятельности (О.И. Генисаретский, Д. В. Григорьев, Л.М. Лузина, Л.И. Новикова, А.А. Остапенко, Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков, Ю.Л.Троицкий и др.).

Современные ученые выделяют событийный подход как педагогическую технологию организации значимых событий [3]. Данный подход, с одной стороны, отличается целевой направленностью и локальным характером влияния на участников события, а с другой – обладает потенциалом целостного воздействия на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности. Этот подход доминирует в массовой педагогической практике и часто становится предметом дискуссии, так как понимание «события» часто приравнивается к понятию «воспитательное мероприятие», что обедняет ценностное и смысловое содержание события. Стремление «сделать» яркое мероприятие часто сводится к сосредоточению взрослых на организационной форме, обеспечивающей лишь внешние эффекты.

Нам более близок событийный подход в контексте антропологического (В.И. Слободчиков, А.А. Остапенко, и др.), так как он наиболее целостно и системно раскрывает роль со-бытия в жизни человека. Понятие события занимает важное место в антропологическом подходе к образованию, развиваемом В.И. Слободчиковым [15, 17].

В рамках антропологического подхода принято особое написание этого термина: со-бытие. Человек со-бытийствует с миром, другими людьми, с самим собой. Это со-бытие есть движение к своей сущности (к Истине), путь, жизнь. В антропологическом подходе важным становится различение внешних и внутренних событий. Внешние события связаны с изменениями и новизной в окружающих обстоятельствах (изменение места, среды, деятельности, коммуникации и пр.), внутренние события связаны с изменением самого человека, причем таким, которое осуществляет он сам, т.е. с самоизменением.

 Одним из базовых теоретических представлений антропологического подхода является представление о способах бытия человека. Это трехсоставная модель «деятельность – общность (общение) – сознание (смысл)». Говоря о празднике, организованном как со-бытие, следует отметить, что настоящий праздник есть там, где для сознания его участников в единстве выступили эти три составляющих: деятельность – общность (общение) – смысл. Когда произошло внутреннее изменение по всем трем координатам развития ребенка.

Этимологически слово «со-бытие» означает совместное бытие, совместное проживание, но с точки зрения семантики, сохраняется основное значение слова – нечто значительное и важное в жизни человека.

Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования должен быть наполнен значительными событиями, которые открывают для ребенка мир праздничной культуры и в этом смысле – впервые переживаемое со-бытие с ней. 

Праздник как со-бытие

Праздник - это эмоциональнo радостный подъем, особое состояние души, вызванное переживаниями какого-то значимого события. У каждого традиционного праздника есть свое время, своя идея, свое ценностно-смысловое содержание.

В мире детства праздник можно назвать уникальным педагогическим феноменом. Праздник не дает прерваться связующей нити поколений, помогает детям осознать принадлежность к родной культуре, истории, людям. 

Художественно-педaгогическая знaчимость и событийность праздника определяется важными признаками, такими как:

· добровольное участие и согласие со всеми обязательными и условными правилами того или иного праздника;

· наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, символов и атрибутов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора;

· свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия [11].

Сегодня мир обеспокоен жестокостью, падением нравов, утратой ценностных ориентиров. «Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства человечности – собственно человеческого в человеке» [10, с. 9]. Крайне актуален сейчас, на наш взгляд, вопрос о восприятии праздника в системе дополнительного образования не только как досуга, но и как события, затрагивающего вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Событийный подход как педагогическая технология видится современными исследователями наиболее продуктивным для решения задач духовно-нравственного воспитания [19].

Праздник как со-бытие реализует функцию введения ребенка в обозначенную тему, проживания и переживания ее, «пропускания ее через себя». Проживание и переживание праздничного события может трактоваться как включение детей в определенную временную форму совместной деятельности, такую как со-бытийная общность. Со-бытийная общность, по В.И. Слободчикову, «живое единство, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней; со-бытие предполагает, что, несмотря на препятствия и «непрозрачность» других, все-таки возможно понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности за других и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы.» [16, с. 8]. Только в со-бытийной общности отношения между детьми и сверстниками, детьми и значимыми взрослыми находятся в гармоническом единстве. Ребенок и педагог, а зачастую и родители, становятся значимыми друг для друга соучастниками осмысленной, авторской деятельности и общения. «Именно в пространстве со-бытийной общности, в пространстве рефлексивного сознания может происходить осознание и целенаправленное проектирование таких жизненных ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение и обретение субъектности, и становление авторства собственных осмысленных действий» [16, с. 13].

Таким образом, праздник как со-бытие можно назвать специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание детско-взрослой со-бытийной общности. «Событийная общность может быть проявлена для ее участников как жизненное событие, где произошло открытие, родилось новое знание, видение, понимание себя и другого, появился новый опыт деятельности…Событийная общность может быть смоделирована педагогом, она включает взрослых и детей в общий ход взаимодействия, как со-бытия, который разворачивается благодаря замыслу и плану группы организаторов. Но развиваясь стихийно, она не может иметь жестко заданных обязательных форм проживания со-бытия, определена лишь возможная их вариативность. Поэтому важна ориентация педагога на настроения и интересы воспитанников в проживании этой ситуации» [21, с. 132].

Технология организации праздничного события

Понимание как организовать и прожить праздничное событие на основе со-бытийности позволит педагогам создать живое совместное бытие, где главными являются со-дружество, со-трудничество, со-творчество, со-участие. Становление и развитие со-бытийной общности детей и взрослых в коллективе можно было бы обозначить символической формулой: от позиции рядом к позиции вместе. При этом важно осмысление педагогами своей позиции в организации праздничного события: не я организую и провожу праздник для детей, а мы вместе организуем и проживаем это праздничное событие.

 

I. Подготовительный этап. Совместно с детьми разрабатывается модель, сценарий, сценарный ход праздника, детализируется деятельность детей на каждом шаге с учетом их индивидуальных особенностей, отношений в коллективе и готовности к соучастию в празднике. На этом этапе важно объяснить детям смысл и значение праздника, помочь им понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника. Важно в процессе подготовки к празднику, чтобы дети видели и понимали, что мы делаем и для чего мы это делаем. Необходимо найти стержневую идею, на которой будет строиться праздник. Праздник как со-бытие — это движение, это путь, который можно пройти вместе. Важно придумать кульминацию праздника, которая будет логическим его завершением. После этого можно начать непосредственную работу по разучиванию музыкального, игрового, танцевального материала, оформлению пространства праздника, изготовлению атрибутов и традиционных костюмов. Не нужно бояться вносить изменения и коррективы в первоначальный сценарный план или сценарий праздника. Окончательный вариант чаще всего появляется непосредственно перед его началом. В процессе подготовки к празднику следует учитывать тот факт, что отношение к праздничному событию обусловлено системой ожиданий, и особенно, мерой включенности каждого ребенка в деятельность. На подготовительном этапе можно выяснить возможные варианты сотрудничества с другими направлениями и кружками в целях организации межвозрастного общения. Взаимодействие и общение во время праздника становится развивающим, если в нем одновременно принимают участие дети старшего и младшего возраста.

II.   Собственно праздник. Настает самый долгожданный день, когда пространство праздника преображено и украшено, и дети с замиранием сердца ждут его начала. Наконец-то осуществляется непосредственное проживание события согласно разработанному на подготовительном этапе плану. Но следует помнить, что праздник как со-бытие исключает жесткую регламентацию и точное следование сценарию. Он живой, в нем всегда есть место импровизации. Настоящий праздник на основе событийности – продукт эксклюзивный. Его нельзя дважды повторить, нельзя отрепетировать и предугадать, что и как пойдет во время его проведения. Праздничное событие связывает всех субъектов в единое целое: деятельность – общность (общение) – смысл. Воспитательное взаимодействие осуществляется не только непосредственными отношениями, но и общим контекстом, созданным во время совместного проживания праздничного события.

III. Рефлексия. Детская память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богaт настоящий праздник. И задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь детям заглянуть внутрь себя, осмыслить произошедшее, понять что-то в себе и в других. Рефлексия во многом зависит от создания педагогом во время рефлексии камерной дружеской обстановки. Можно попросить каждого по очереди выразить свои чувства, переживания, мысли. Педагог, направляя ход беседы, может задать следующие вопросы: что вам понравилось, что не удалось осуществить и почему? что запомнилось больше всего? что огорчило? что получилось здорово? что было самым ценным в празднике лично для тебя? Рефлексия позволит ребятам выделить наиболее важное и ценное в празднике, поможет еще раз пережить ощущения, эмоции, мысли, появившиеся во время праздника. Только отрефлексированное праздничное событие будет способствовать самопознанию и саморазвитию.

IV. Последействие праздника. После праздника можно закрепить наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с ним, они могут быть запечатлены в рисунках, маленьких заметках, отзывах, видеороликах, фотографиях, в созданной своими руками стенгазете или презентации. Последействие позволяет глубже понять, почувствовать ценностное и смысловое содержание праздника, сохранить о нем добрые воспоминания и максимально использовать это событие для дальнейшего развития детей.

Теперь представим основные блоки, из которых может состоять праздник как со-бытие для детей дошкольного и младшего школьного возраста: зачин, музыкальный блок, вертушка, литературно-театральный блок, кульминация – «Общая круговая» и рефлексия. Остановимся на каждом блоке подробнее.

Зачин - смысловое содержание праздника

В этом блоке высказывается стержневая идея о смысле и значении праздника. Это может быть рассказ ведущего, небольшая инсценировка, кукольное представление, Рождественское представление в вертепном ящике и др. Для выстраивания праздника можно использовать принцип развертывания русской волшебной сказки, когда есть недостача чего-либо и герой отправляется в путь, чтобы добыть недостающее. С участниками праздника можно тоже отправиться в путь, преодолевая различные испытания и препятствия. Куда мы будем двигаться и какие препятствия встретятся нам на пути - эти вопросы нужно обсудить вместе с ребятами во время подготовки к праздничному событию.

Музыкальный блок

В этом блоке используется музыкальный материал, приуроченный к празднику. Лучше, если его будут исполнять сами дети, для этого необходимо предварительно разучить с ними этот материал. На праздник также могут быть приглашены гости, вокальная группа, фольклорный ансамбль, которые могут исполнить свои песни, приуроченные к празднику.

Вертушка

Если в празднике участвует много детей, то лучше разделить их на несколько групп по 7-8 человек. Эти группы путешествуют по определенным «пятачкам», где происходит активное включение каждого. Путешествие может быть организованным, тогда ведущему каждой группы выдается карта, на которой в определенном порядке нарисованы места, куда нужно двигаться. Во время путешествия ведущий группы ста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.046 с.)