О смысле и значении осенних праздников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О смысле и значении осенних праздников



Череда осенних праздников посвящена подведению итогов трудового года. По другому их можно назвать праздниками урожая. Среди них выделяются три даты, связанные с образом Богородицы – Успение (28 августа), Рождество Богоматери (21 сентября), Покров (14 октября). В сознании носителей традиционной культуры Богородица, Богоматерь – это любящая Мать для всех людей, Защитница, Утешительница, Заступница, ее образ тесно связан с образом «матушки сырой земли-кормилицы», родной земли и, в конечном итоге, с образом Родины. Все эти образы – благодатные, отзывчивые, добрые, щедрые – благие. В связи с этим богородичные праздники пользовались в народе особой любовью. Люди украшали иконы праздника яркими осенними цветами, нередко целые ковры из цветов и трав устилали дорогу перед крестным ходом с чудотворными иконами Богородицы, столь почитаемыми в народе.

Кроме этих дат, важными для крестьян считались Семенов день (14 сентября – «Семен-летопроводец») и день Козьмы и Дамиана (14 ноября – «Кузьминки – от осени одни поминки»), которые отмечали границы лета и осени.

Успение завершает цикл летних праздников и открывает череду осенних. Этот праздник окружен тремя почитаемыми в народе Спасами: «медовым» (14 августа – «Спас на водах»), «яблочным» (19 августа - Преображение) и «ореховым» (29 августа – Спaс Нерукoтвoрный). Народные названия праздников говорят о приурочении к событиям церковной истории освящения первых земных плодов – даров Божиих. Главное же событие крестьянского года, сбор урожая хлеба, – приурочивается именно к бoгородичным праздникам.

Успение (а также Рождество Богородицы – смотря по местным срокам созревания хлебов) наиболее известная дата проведения дожинок. Женщины-жницы собирались на поле, где оставалась несжатой последняя горсть колосьев – «Спасова, Христова борода», «косица Богородицы». Старшая, наиболее уважаемая из жниц, заламывала и закручивала стебли растений так, чтобы колосья касались земли, в виде жгута или венка, перевязывая их цветными лентами, полосками ситца, поясами, украшая цветами. В некоторых местностях из середины оставленного круглого «островка» несжатых колосьев выжинали последний сноп, который оформляли в виде «куколки» (иногда ограничивались лишь перевязыванием колосьев красной лентой). Оставшиеся на поле колосья перевязывали вверху, образуя беседку«часовенку». Ее украшали крестом из колосьев, цветами. В середину, на камушек клали хлеб-соль, в залог будущего богатого урожая.

    Поле – тебе пахота́,

    Нам – легота́!

    Сей год родило, и на будущий год не забудь! -

приговаривали жницы, становясь хороводом вокруг «бороды». В некоторых местах было принято величать всех членов семьи, кому принадлежало поле, с припевом:

 

Слава Богу

До нового году!

Ниву обжали,

Страду отстрадали.

В других местах жницы, закончив работу, катались по сжатому полю, приговаривая: «Нивка-нивка, отдай мою силку!»

Иногда вокруг «часовенки» раскладывали настил из цветов и колосьев – «постель Христу» (или Илье-пророку), который, по народным представлениям, незримо обходил поля, благословляя жатву, «венец праведных трудов». «Устанет, ходя-то, Он-батюшко, може и прилечь захочет – може, и на моей соломке приляжет», – говорили крестьянки.

Украшенный последний сноп с песнями несли в деревню, где готовилась праздничная трапеза: блины, пироги, каша «солома́та» (кушанье из овсяного толокна), пиво из зерна нового урожая. Серпы, немало потрудившиеся на ниве, жницы обматывали колосьями, из колосьев делали венок хозяину дома. Сноп-«именинник» устанавливали в красном углу, под иконами, где он и красовался до Покрова. Затем его раздавали домашним животным – для здоровья, чтобы уберечь их от зимней бескормицы, болезней, других бед и напастей. Входя в дом со снопом, женщины кричали: «Мухи, блохи, вон! – хозяйка идет в дом!», и делали снопом в воздухе крестное знамение. Другие при этом размахивали березовыми ветками, хранившимися в доме со времени Троицы.

К Рождеству Богородицы, дата празднования которого совпадала с днем осеннего равноденствия, приурочивались осенины – встреча осени (в некоторых местностях осенины происходили в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берега рек, озер и прудов встречать «матушку осени́ну». Для этой встречи специально выпекали овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся, и им закармливали домашнюю скотинку. Осенины справлялись в течение целой недели.

Для праздника Рождества Богородицы характерно также веселое хлебосольство, хождение в гости родственников, в особенности молодоженов к родителям молодой, а также посещение молодых родней и знакомыми, «смотреть хозяйство, поучить молодых уму-разуму».

Для крестьянина Покров день – один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Около Покрова выпадал первый снег, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «Батюшко-Покров! Покрой земелюшку снежком, а нас, хозяев, добром!».

В народном сознании Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался также с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. Этот день считался девичьим праздником и «покровителем свадеб»: «Придет Покров, девке голову покроет». Ложась спать перед днем Покрова, девушки молились: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку – идти на чужую сторону! Ты, Введенье-Мать Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье-Мать Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!» Утром вставали рано и шли в церковь – поставить свечу перед иконой праздника. При этом они просили: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду, - венцом (платком)!» Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, та и раньше замуж выйдет.

После Покрова молодежные гулянья переносились с улицы в избу и назывались теперь беседами, посиделками, вечорками, игрищами. По воскресеньям устраивались праздничные посиделки, в будни же девушки приходили на них с работой: пряли, вязали, вышивали, ткали пояса, – готовили себе приданое.

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок – обычно рабочих нанимали на год: от Покрова до Покрова. В это время рассчитывались и с пастухами. Завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, а другие, нанимавшиеся на сторону на лето, возвращались домой. Крестьяне начинали утеплять свои избы, готовя их к зиме. Во многих местах начинались Покровские ярмарки.

Среди осенних праздников в крестьянской традиции особо выделялись День Симеона Столпника и день св. бессребреников Космы и Дамиана.

День преподобного Симеона Столпника, прозванного в народе Семеном-летопроводцем, отмечается 14-го (по старому стилю – 1-го) сентября, когда празднуется церковное новолетие – «начало индикта». Вплоть до известного указа Петра I, в 1700 году перенесшего празднование Нового года на 1 января, на Руси в течение четырех веков день Симеона Столпника был первым днем нового года. В связи с этим, он приобрел значение «судебного» дня, т.е. в этот день в Москву съезжались люди со своими жалобами «ставиться на суд» в присутствии государя и бояр.

Ко дню Симеона приурочивался также обряд «постригов» и «сажания на коня». Его совершали над мальчиками, по исполнении им трех лет, на четвертом году жизни. Постриг производил крестный отец. Волосы, выстриженные у младенца, передавались матери, которая зашивала их в ладанку, ее было принято хранить до самой смерти. Кум и кума выводили крестника во двор, где ждал отец с объезженным конем. Отец сажал сына на коня и придерживал рукой, а кум водил коня под уздцы. У крыльца отец снимал ребенка и передавал куму, который вручал крестника куме – «из полы в полу» с поклонами. Кума отводила его к матери. Отец с матерью одаривали кума с кумою, а те, в свою очередь, вручaли подарки крестнику. Во время обеда кум с кумою разлaмывали над головой крестника пирог с кашей, с пожеланиями богатства и счастья.

Накануне Семенова дня во многих местностях в избах гасили весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажигали новый. Существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодой парень или девушка зажигали от искры лучиной новый огонь.

День Козьмы и Демьяна («Кузьминки») – завершал цикл осенних праздников. «Козьма-Демьян» – покровители свадеб, различных ремесел, в особенности, кузнечного, а также лекарей и знахарей (при жизни святые были «безмездными» врачами – лечили людей и скот «во славу Божию»). По народным представлениям, Козьма и Демьян считались ремесленниками («рукомесленниками»), основным занятием которых было кузнечество, их называли «божьими, святыми кузнецами». Очевидно, такие представления возникли в народе благодаря созвучию имени Кузьма со словами «кузня», «кузница», «кузнец». В связи с этим родились образы Кузьмы-Демьяна, заковывающих землю и воду в ледяные оковы, а также кующих крепкие цепи («узы») брака и свадебные венцы. К ним обращались в свадебных песнях, прося «сковать свадьбу крепкую».

«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушка-невеста в этот день назначалась хозяйкой дома. Ей нужно было приготовить еду для всей семьи и всех угостить. Основное блюдо, которое подавали на стол, было приготовлено из курицы - куриная лапша. Чтобы устроить «кузьминскую вечеринку»,  девушки заранее откупали избу, собирали продукты, готовили еду, и обязательно – кашу. После угощения начинались игры молодежи. Кашу варили в семьях и по случаю окончания молотьбы, а куриная лапша в этот день была обязательным блюдом, поскольку в народе Козьма-Демьян считались покровителями кур («цыплят по осени считают»). На подворьях служились молебны, домашнюю птицу окропляли святой водой («На Козьму-Демьяна курица – именинница»).

Таким образом, осенние праздники, посвященные сбору урожая и подведению итогов прошедшего трудового года, включают в себя:

1. Зажиночные и дожиночные обычаи, где особо выделяются образы снопа и колоса. В обычае помочей, распространенном по всей России, проявляются важные черты общественной жизни крестьянской общины.

2. Осенины – обычай встречи осени женщинами, которые в русской крестьянской традиции являются главными жницами (в то время как мужчины – готовили землю и засевали), а также и готовят из собранного зерна пищу.

3. Пиры и братчинысовместная трапеза общины из зерна нового урожая.

4. Свадьбы – новый урожай дает новый взлет жизни семей, из которых строится община.

5. Ярмарки – заготовка, обмен, продажа нового зерна, чтобы запасти другие необходимые для жизни вещи. Развлечения, радость от завершенных трудов, общение соседних (и дальних) общин между собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.01 с.)