Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О смысле и значении осенних праздников
Череда осенних праздников посвящена подведению итогов трудового года. По другому их можно назвать праздниками урожая. Среди них выделяются три даты, связанные с образом Богородицы – Успение (28 августа), Рождество Богоматери (21 сентября), Покров (14 октября). В сознании носителей традиционной культуры Богородица, Богоматерь – это любящая Мать для всех людей, Защитница, Утешительница, Заступница, ее образ тесно связан с образом «матушки сырой земли-кормилицы», родной земли и, в конечном итоге, с образом Родины. Все эти образы – благодатные, отзывчивые, добрые, щедрые – благие. В связи с этим богородичные праздники пользовались в народе особой любовью. Люди украшали иконы праздника яркими осенними цветами, нередко целые ковры из цветов и трав устилали дорогу перед крестным ходом с чудотворными иконами Богородицы, столь почитаемыми в народе. Кроме этих дат, важными для крестьян считались Семенов день (14 сентября – «Семен-летопроводец») и день Козьмы и Дамиана (14 ноября – «Кузьминки – от осени одни поминки»), которые отмечали границы лета и осени. Успение завершает цикл летних праздников и открывает череду осенних. Этот праздник окружен тремя почитаемыми в народе Спасами: «медовым» (14 августа – «Спас на водах»), «яблочным» (19 августа - Преображение) и «ореховым» (29 августа – Спaс Нерукoтвoрный). Народные названия праздников говорят о приурочении к событиям церковной истории освящения первых земных плодов – даров Божиих. Главное же событие крестьянского года, сбор урожая хлеба, – приурочивается именно к бoгородичным праздникам. Успение (а также Рождество Богородицы – смотря по местным срокам созревания хлебов) наиболее известная дата проведения дожинок. Женщины-жницы собирались на поле, где оставалась несжатой последняя горсть колосьев – «Спасова, Христова борода», «косица Богородицы». Старшая, наиболее уважаемая из жниц, заламывала и закручивала стебли растений так, чтобы колосья касались земли, в виде жгута или венка, перевязывая их цветными лентами, полосками ситца, поясами, украшая цветами. В некоторых местностях из середины оставленного круглого «островка» несжатых колосьев выжинали последний сноп, который оформляли в виде «куколки» (иногда ограничивались лишь перевязыванием колосьев красной лентой). Оставшиеся на поле колосья перевязывали вверху, образуя беседку – «часовенку». Ее украшали крестом из колосьев, цветами. В середину, на камушек клали хлеб-соль, в залог будущего богатого урожая.
Поле – тебе пахота́, Нам – легота́! Сей год родило, и на будущий год не забудь! - приговаривали жницы, становясь хороводом вокруг «бороды». В некоторых местах было принято величать всех членов семьи, кому принадлежало поле, с припевом:
Слава Богу До нового году! Ниву обжали, Страду отстрадали. В других местах жницы, закончив работу, катались по сжатому полю, приговаривая: «Нивка-нивка, отдай мою силку!» Иногда вокруг «часовенки» раскладывали настил из цветов и колосьев – «постель Христу» (или Илье-пророку), который, по народным представлениям, незримо обходил поля, благословляя жатву, «венец праведных трудов». «Устанет, ходя-то, Он-батюшко, може и прилечь захочет – може, и на моей соломке приляжет», – говорили крестьянки. Украшенный последний сноп с песнями несли в деревню, где готовилась праздничная трапеза: блины, пироги, каша «солома́та» (кушанье из овсяного толокна), пиво из зерна нового урожая. Серпы, немало потрудившиеся на ниве, жницы обматывали колосьями, из колосьев делали венок хозяину дома. Сноп-«именинник» устанавливали в красном углу, под иконами, где он и красовался до Покрова. Затем его раздавали домашним животным – для здоровья, чтобы уберечь их от зимней бескормицы, болезней, других бед и напастей. Входя в дом со снопом, женщины кричали: «Мухи, блохи, вон! – хозяйка идет в дом!», и делали снопом в воздухе крестное знамение. Другие при этом размахивали березовыми ветками, хранившимися в доме со времени Троицы. К Рождеству Богородицы, дата празднования которого совпадала с днем осеннего равноденствия, приурочивались осенины – встреча осени (в некоторых местностях осенины происходили в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берега рек, озер и прудов встречать «матушку осени́ну». Для этой встречи специально выпекали овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся, и им закармливали домашнюю скотинку. Осенины справлялись в течение целой недели.
Для праздника Рождества Богородицы характерно также веселое хлебосольство, хождение в гости родственников, в особенности молодоженов к родителям молодой, а также посещение молодых родней и знакомыми, «смотреть хозяйство, поучить молодых уму-разуму». Для крестьянина Покров день – один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Около Покрова выпадал первый снег, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «Батюшко-Покров! Покрой земелюшку снежком, а нас, хозяев, добром!». В народном сознании Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался также с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. Этот день считался девичьим праздником и «покровителем свадеб»: «Придет Покров, девке голову покроет». Ложась спать перед днем Покрова, девушки молились: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку – идти на чужую сторону! Ты, Введенье-Мать Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье-Мать Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!» Утром вставали рано и шли в церковь – поставить свечу перед иконой праздника. При этом они просили: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду, - венцом (платком)!» Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, та и раньше замуж выйдет. После Покрова молодежные гулянья переносились с улицы в избу и назывались теперь беседами, посиделками, вечорками, игрищами. По воскресеньям устраивались праздничные посиделки, в будни же девушки приходили на них с работой: пряли, вязали, вышивали, ткали пояса, – готовили себе приданое. Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок – обычно рабочих нанимали на год: от Покрова до Покрова. В это время рассчитывались и с пастухами. Завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, а другие, нанимавшиеся на сторону на лето, возвращались домой. Крестьяне начинали утеплять свои избы, готовя их к зиме. Во многих местах начинались Покровские ярмарки. Среди осенних праздников в крестьянской традиции особо выделялись День Симеона Столпника и день св. бессребреников Космы и Дамиана. День преподобного Симеона Столпника, прозванного в народе Семеном-летопроводцем, отмечается 14-го (по старому стилю – 1-го) сентября, когда празднуется церковное новолетие – «начало индикта». Вплоть до известного указа Петра I, в 1700 году перенесшего празднование Нового года на 1 января, на Руси в течение четырех веков день Симеона Столпника был первым днем нового года. В связи с этим, он приобрел значение «судебного» дня, т.е. в этот день в Москву съезжались люди со своими жалобами «ставиться на суд» в присутствии государя и бояр. Ко дню Симеона приурочивался также обряд «постригов» и «сажания на коня». Его совершали над мальчиками, по исполнении им трех лет, на четвертом году жизни. Постриг производил крестный отец. Волосы, выстриженные у младенца, передавались матери, которая зашивала их в ладанку, ее было принято хранить до самой смерти. Кум и кума выводили крестника во двор, где ждал отец с объезженным конем. Отец сажал сына на коня и придерживал рукой, а кум водил коня под уздцы. У крыльца отец снимал ребенка и передавал куму, который вручал крестника куме – «из полы в полу» с поклонами. Кума отводила его к матери. Отец с матерью одаривали кума с кумою, а те, в свою очередь, вручaли подарки крестнику. Во время обеда кум с кумою разлaмывали над головой крестника пирог с кашей, с пожеланиями богатства и счастья.
Накануне Семенова дня во многих местностях в избах гасили весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажигали новый. Существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодой парень или девушка зажигали от искры лучиной новый огонь. День Козьмы и Демьяна («Кузьминки») – завершал цикл осенних праздников. «Козьма-Демьян» – покровители свадеб, различных ремесел, в особенности, кузнечного, а также лекарей и знахарей (при жизни святые были «безмездными» врачами – лечили людей и скот «во славу Божию»). По народным представлениям, Козьма и Демьян считались ремесленниками («рукомесленниками»), основным занятием которых было кузнечество, их называли «божьими, святыми кузнецами». Очевидно, такие представления возникли в народе благодаря созвучию имени Кузьма со словами «кузня», «кузница», «кузнец». В связи с этим родились образы Кузьмы-Демьяна, заковывающих землю и воду в ледяные оковы, а также кующих крепкие цепи («узы») брака и свадебные венцы. К ним обращались в свадебных песнях, прося «сковать свадьбу крепкую». «Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушка-невеста в этот день назначалась хозяйкой дома. Ей нужно было приготовить еду для всей семьи и всех угостить. Основное блюдо, которое подавали на стол, было приготовлено из курицы - куриная лапша. Чтобы устроить «кузьминскую вечеринку», девушки заранее откупали избу, собирали продукты, готовили еду, и обязательно – кашу. После угощения начинались игры молодежи. Кашу варили в семьях и по случаю окончания молотьбы, а куриная лапша в этот день была обязательным блюдом, поскольку в народе Козьма-Демьян считались покровителями кур («цыплят по осени считают»). На подворьях служились молебны, домашнюю птицу окропляли святой водой («На Козьму-Демьяна курица – именинница»). Таким образом, осенние праздники, посвященные сбору урожая и подведению итогов прошедшего трудового года, включают в себя: 1. Зажиночные и дожиночные обычаи, где особо выделяются образы снопа и колоса. В обычае помочей, распространенном по всей России, проявляются важные черты общественной жизни крестьянской общины. 2. Осенины – обычай встречи осени женщинами, которые в русской крестьянской традиции являются главными жницами (в то время как мужчины – готовили землю и засевали), а также и готовят из собранного зерна пищу. 3. Пиры и братчины – совместная трапеза общины из зерна нового урожая. 4. Свадьбы – новый урожай дает новый взлет жизни семей, из которых строится община. 5. Ярмарки – заготовка, обмен, продажа нового зерна, чтобы запасти другие необходимые для жизни вещи. Развлечения, радость от завершенных трудов, общение соседних (и дальних) общин между собой.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.01 с.) |