Танцевальный материал: Хороводы и пляски 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танцевальный материал: Хороводы и пляски



«Во кружок»

Записана в дер. Мотохово Ленинградской обл.

Во время этой пляски, если нет музыканта, может быть использована плясовая песня «Барыня, барыня», которая приведена выше для игры «Люб ли сосед».

Все стоят по кругу, желательно парами, тогда кавалер будет плясать перед барышней, а барышня перед кавалером. Заводящий или заводящая (самые яркие плясуны) выходит на середину и пляшет, показывая свою «выходку». Он может плясать в серединке 8–10 тактов, затем он подходит к соседу справа и пляшет перед ним (приблизительно 4 такта). Он обходит его с правой стороны сзади, а тот человек выходит вперед и делает то же самое, то есть пляшет, показывая свою «выходку» и т.д. Если участников много (больше 20-ти), то одновременно могут выходить два плясуна.

 

«Завивайсе, капустка» (хоровод)

Записан в Калужской обл.

Все встают в цепочку, взявшись за руки. Заводящий медленно и чинно, под песню, закручивает по спирали цепочку вокруг последнего. Он стоит неподвижно, остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг него. Последний же, как только «клубок» закрутился, выбирается из круга под руками стоящих и выводит всех за собой.

 

 

«Трам-па»

Записано в дер. Варзуга Терский берег Белого моря.

Стоят парами по кругу, руки соединены. Потом пары группируются в четверки. Стоят в одном направлении. Внешние (свободные) руки соединены в парах. Основное движение: шаг на правую ногу, на «и» подскок; шаг на левую ногу, на «и» подскок (на «трам» и «па»). Таких подскоков делают 8. Затем 8 простых ударных шагов, на 8 все кричат «Хей» (3 фразы). Первые 2 фразы – подскоки. На третью фразу – 8 простых ударных шагов; в это время происходит смена фигуры. Первая пара расцепляет руки и один идет направо, другой – налево; в конце хоровода они соединяют руки. Последняя пара в это время проходит вперед, не разъединяя рук (они как бы поменялись местами). Дальше все продолжается, и идут по кругу.

 

 

«Тустеп»

Записано в Пензенской обл.

Исходное положение: все стоят парами. Парень становится чуть позади и сбоку девушки и держит ее за руки на уровне плеч. Девушка – с правой стороны от парня. Они делают 8 переменных шагов (1–4 такты). Переменный шаг: на «раз» шаг на правую ногу, на «и» подставляется левая нога, на «два» шаг на правую ногу, на «и» пауза. Затем то же самое проделывается с левой ноги, и т.д. Переменный шаг может исполняться по-разному: удар каблука на паузу, на сильную долю, можно все время пристукивать каблуками. Пятый такт: на «раз» удар правой ногой, на «два» правая нога на каблук, на «три, четыре» три удара, правой, левой, правой ногами в ритме:       То же самое повторяется с левой ноги. Таких движений («стопа-каблук») будет четыре. Затем танец повторяется сначала. Когда пары идут по кругу, девушки, не разрывая рук, поворачиваются лицом к кавалеру и идут спиной по линии танца. В этом положении девушки делают 8 переменных шагов назад, а кавалеры – вперед. Движение «стопа-каблук» кавалер делает с правой ноги, а девушка – с левой.

 

«Коробейники»

Исходное положение: все стоят парами, взявшись руками «крест-на-крест», боком к центру круга (кавалеры стоят в центре круга). Первый такт: два боковых приставных шага из центра с правой ноги. Второй такт: два боковых приставных шага в центр с левой ноги. Третий такт, как первый, четвертый, как второй. Пятый такт: на «раз, два» – шаг с правой ноги, с одновременным поворотом друг к другу, держась за правые руки (правые руки приподнимаются выше уровня головы – «окошко», «три, четыре» – шаг друг от друга. Шестой такт, как пятый, седьмой такт – переход на четырех шагах на чужие места с правой ноги, девушка при этом переходит под правой рукой (поворачиваясь в правую сторону). Восьмой такт – руки опускаются и ногами делают три удара – правой, левой, правой, пауза. Девятый такт – два приставных боковых шага вправо (на «раз, два, три, четыре»), на «четыре» – одновременно кивок головой. Десятый такт – два приставных боковых шага влево, с левой ноги. Одиннадцатый такт – шаг друг к другу с правой ноги – «окошко», шаг друг от друга. Двенадцатый такт – переход на свои места на четырех шагах с правой ноги, девушка при этом поворачивается под правую руку. Затем танец повторяется с начала, но при этом кавалеры переходят вперед и танцуют с соседней девушкой впереди.

«Камаринская»

Записана в Псковской обл.

Эта пляска может быть как сольной, так и массовой. Если это массовая пляска, то исполнители идут, чаще всего по кругу, импровизационно приплясывая. Музыканты могут встать в середине (гармонь, скрипка, балалайка, рожок, ложки). Шаги делаются небольшие, и круг движется степенно. Танцующие могут поворачиваться друг к другу лицом. Кто-то может идти спиной, кто-то боком. Кавалеры могут исполнять всевозможные трюки: присядки, хлопушки, «присюды», повороты, прыжки, вращения и т.д. Когда запевается частушка, все ее подхватывают. Пляска может приостанавливаться во время пения частушки. Заканчивается пляска чаще всего словами:

А ты, песенка, старинная моя,

Я давно тебя наигрывала,

На конец клочок сенца,

Начинаем опять с конца.

«Кружка́»

«Кружка́» – это одна из архаичных форм женской пляски. Мужчины «кружка́» не плясали. Одинаковое описание пляски встречается в Псковской и Вологодской областях.

«Кружка»

Записано в Псковской обл.

 

Две девушки начинают пляску, стоя друг от друга довольно широко, на расстоянии 4–5 м. Они сразу идут «ходом кружка́» – мелкими шажками, не больше сантиметра, «по горошинке», как говорят народные исполнительницы. Идут в одну сторону, например, по часовой стрелке, все время сохраняя ось, которую можно зрительно провести между первой исполнительницей, серединой и второй исполнительницей. Когда девушки доходят до места партнерши, расстояние между ними сужается, примерно на полметра. Когда же они доходят до своего места, продолжая двигаться по кругу, расстояние между ними становится еще меньше. Таким образом, расстояние между ними с каждым кругом сужается до тех пор, пока они не касаются друг друга плечами. Когда плечи девушек соединились, они проходят еще один круг, делают несколько акцентированных ударных шагов (не очень громко) и разворачиваются в противоположные стороны на простых шагах. Затем подхватывают друг друга за талию и делают два поворота спиной. После этого, не останавливая движения, они «раскруживаются» на свои места (каждая может сделать 2–4 поворота, доходя до своего места). Все начинается сначала. Примечание: эту пляску могут исполнять под «заслонку» или под стук веретенец по прялке (см. диск «Плясовые наигрыши» вып. 1). Пляска может получиться красивой только тогда, когда обе исполнительницы двигаются синхронно и ритмично.

 

«Кружка»

Записано в дер. Нюксеница Вологодской обл.

 

Девушки стоят группой около гармониста. Выходит одна из них и проходит полукруг простым, танцевальным («ходовым») шагом. Она приглашает себе «товарочку». Девушки становятся на одной оси (ход по часовой стрелке). Расстояние между ними около полуметра. Они проходят «ходом кружка» один круг, делают один-два незаметных удара ногой в пол, и на простых шагах разворачиваются из круга, как бы делая пол-поворота. Затем «ходом кружка» идут в противоположную сторону, доходят до своих мест, опять делают несколько негромких ударов, разворачиваются из круга на четырех шагах, подхватывают друг друга сзади за талию, и кружатся спинами: один-два поворота назад. Затем обе разворачиваются. Девушка, которая начинала пляску, уходит, а приглашенная остается. Теперь она начинает пляску сначала и приглашает себе другую девушку. На протяжении всей пляски могут звучать частушки на напев «сударушки». Нужно обратить внимание, что в этой пляске каждые две строчки частушки повторяются два раза. Заканчивается пляска прощальными частушками, при этом пара «раскруживается» спиной, подходит к гармонисту и кланяется ему.

 

«Кружка» под «Камаринского»

Записано в Вологодской обл.

 

Общая девичья пляска. Все девушки стоят по кругу (ход против часовой стрелки). Целую музыкальную фразу (4 строчки стиха) они идут простым мелким шагом. Следующие две строчки - идут «ходом кружка» в том же направлении. Затем все дробят. Ритм дроби:.На «раз» – удар правой ногой. Дальше три удара: правая, левая, правая притоп, еще три удара: правая, левая, правая притоп. И два удара правой ногой. Затем каждая делает четыре шага с правой ноги из центра, и пляска начинается сначала в том же направлении. Так пляска исполняется три или четыре раза. Примечание: в пляске должна быть заводящая, на которую все ориентируются. Она же и завершает пляску поклоном.

 

АТРИБУТЫ ПРАЗДНИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.008 с.)