Танцевальный материал: Хороводы и пляски 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танцевальный материал: Хороводы и пляски



Вью, вью, вью я капусточку

Записано в Архангельской обл.

Все берутся за руки и становятся в одну линию. Ведущий начинает «завивать капусточку»: он идет в «воротики» под руками последнего и предпоследнего, потом обходит всех - и проходит в следующие «воротики». Руки при этом не расцепляют. Правая рука должна оказаться на своем левом плече у каждого. Потом водящий «развивает капустку», начиная с себя.

Мы росу сеяли

Записано в Архангельской обл.

Хоровод водят «стенка на стенку». Попеременно одна «стенка» подходит к другой, притопывая, и отходит на свое место. На словах «у нас крайна в серебре» одни забирают девушку, стоящую в конце шеренги, у других. В конце на словах «у нас не пряха была» обе «стенки» стоят на месте, одна хулит девушку, другая хвалит.

Мы коней выимам, выимам, да ай да млада, выимам, выимам. - Чем жо ты выимашь, выимашь, да Ай да млада, выимашь,выимашь? - Мы шёлким поводом, поводом, да Ай да млада, поводом,поводом. - Мы повод россецём, россецём, да Ай да млада, россецём,россецём. - Чем жо ты россецёшь, россецёшь да Ай да млада, россецёшь, россецёшь? - Мы вострым ножичком, ножичком, да Ай да млада, ножичком, ножичком. - Мы ножик вытупим, вытупим, да Ай да млада, вытупим, вытупим. -Чем жо ты вытупишь, вытупишь, да Ай да млада, вытупишь,вытупишь? - Мы синим камешком, камешком, да Ай да млада, камешком,камешком. - А мы камень выкупим, выкупим, да Ай да млада, выкупим,выкупим. - Чем жо ты выкупишь, выкупишь, да Ай да млада, выкупишь,выкупишь? - Мы даем сто рублей, сто рублей, да Ай да млада, сто рублей, рублей. - Не надо нам сто рублей, сто рублей, да Ай да млада, сто рублей, сто рублей. - Мы дадим тысячу, тысячу, да Ай да млада, тысячу, тысячу. - Не надо нам тысяча, тысяча, да Ай да млада, тысяча, тысяча. - Что же вам надобно, надобно, да Ай да млада, надобно, надобно? - Нам надо девица, девица, да Ай да млада, девица, девица. - Вам надо котора, котора, да Ай да млада, котора, котора? - Нам надо крайняя, крайняя, да ай да млада, крайняя, крайняя. - У нас крайна в золоте, в золоте, да Ай да млада, в золоте, в золоте. - У нас крайня в серебре, в серебре, да Ай да млада, в серебре, в серебре. (вот и перейдет) - У нас в полку убыло, убыло, да Ай да млада, убыло, убыло. - У нас в полку прибыло, прибыло, да Ай да млада, прибыло, прибыло. - У нас в полку плачетце, плачетце, да Ай да млада, плачетце, плачетце. - У нас в полку пляшитце, пляшитце, да Ай да млада, пляшитце, пляшитце.

«Повертуха»

Записано в Архангельской обл.

Пляска может исполняться под наигрыш «Камаринского».

Все либо сидят, либо стоят. Начинает заводящий парень, или девушка, который приглашает себе партнера, или партнершу, проходит шагом по кругу в ритме песни (небольшой «пристукивающий», скользящий шаг). Пара становится в центр и кружится под руку. Заводящий приостанавливает поворот. Остановившись, они пляшут друг перед другом, и в заключение хлопают шесть раз. Обычно парни, когда хлопают, стоят спиной в центр, а девушки лицом. Затем пара кружится в обратную сторону, и весь цикл повторяется вновь, завершаясь шестью хлопками. В конце парень и девушка кланяются друг другу, держась за руки. После этого каждый из них идет приглашать себе пару. Танец повторяется теперь уже двумя парами и т.д., до 32 пар. На Белом море «Повертуха» могла быть наборной или сольной. Сольная – это, когда, отплясав, пара уступает место другой паре.

 

 «Шин»

Записано на Онежском береге Белого моря

Это танец-игра заводящего со всеми участвующими. Количество пар может варьироваться (от восьми и больше). В течение танца заводящий выкрикивает названия фигур и все пары, не расцепляя рук, следуют за первой парой. Количество фигур может быть различным. Здесь выбраны наиболее простые фигуры (они собраны из близлежащих деревень Онежского берега Белого моря), в этнографических вариантах их более тридцати. В традиции каждый заводящий выстраивал фигуры по своему усмотрению.

 

«Круг вправо» – общий круг движется вправо.

 

«Круг влево» – общий круг движется влево.

 

«Круг вправо» – повторение первой фигуры.

 

«Закрутка» – заводящий начинает закручивать движение общего круга по спирали и доходит до середины.

 

«Раскрутка» – не останавливая общего движения, он начинает раскручивать движение круга в обратную сторону. «Раскрутка» плавно перетекает в «Подкову».

 

«Подкова» – заводящий в движении круга описывает рисунок подковы. Затем общее движение останавливается.

«Заборчик» – заводящий поднимает руки вверх и кричит: «Заборчик!» Все останавливаются, слегка притоптывая на месте, при этом держат поднятые руки «заборчиком». Как только заводящий опускает одну руку (например правую), разрывая цепь соединенных вверху рук, и идет в левую сторону, звучит команда: «Цепочка!»

«Цепочка» – заводящий проходит под поднятыми и соединенными руками хоровода выборочно. Когда он доходит до края полукруга, то он подстраивается к остальным и поднимает руки вверх. Все остальные, доходя до края, делают то же самое. Если заводящий будет «выныривать» из центра, перед концом фигуры, то фигуры не получится, так как следующие за ним окажутся спиной к центру, а они должны оказаться лицом в центр. Поэтому последнее «заныривание» заводящего должно быть по направлению в центр круга. После «Цепочки», в этом месте еще раз может повториться фигура «Заборчик», тогда заводящий опускает левую руку и идет обратно, в правую сторону.

«Клубок» – эта фигура состоит из двух частей: «Закрутки» и «Раскрутки». Первый вариант – повторение «Закрутки» по спирали, как вначале. Второй вариант «Закрутки»: когда заводящий «разрывает цепочку», останавливает человека, который стоял рядом с ним: он будет последним в спирали, вокруг которого «завиваются» все остальные. Плотно «завивать» не нужно, желательно, чтобы между стоящими было расстояние хотя бы в один шаг.

Когда «клубок» «завит», заводящий, который находится снаружи «клубка» (конец «ниточки») протягивает руку тому, кто стоит в середине (начало «ниточки»). Те, кто стоят между ними, поднимают руки вверх, не расцепляя их. Заводящий и тот, кто стоит в середине, соединяют руки, и заводящий как бы за ниточку «вытягивает» всех остальных из «клубочка». Эта фигура заканчивается общим кругом.

 

«Парами по кругу» – после команды: «Парами по кругу!», все расцепляют руки. Выстраиваются парами и идут по кругу, приплясывая.

«Коридор» – заводящая пара поднимает две сцепленные руки наверх, поворачиваясь друг к другу лицом, и кричит: «Ворота!» Все остальные делают то же самое. Когда «тоннель» выстроен, то заводящая пара «ныряет» в него, при этом все должны стоять полукругом, чтобы у «коридора» были начало и конец, если встать кругом, то фигуры не получится. Таким образом, все по очереди «ныряют» в «тоннель». Когда заводящая пара доходит до конца, то она опять подстраивается к «тоннелю», и тогда движение продолжается. Если заводящий, выйдя из «тоннеля», идет вперед по кругу приплясывая, тогда каждая пара следует за ним. С каждой уходящей парой «тоннель» становится короче. После этого все идут по кругу.

«Линия» – заводящий кричит: «По прямой!», и выводит колонну парами на середину зала. (Желательно, чтобы гармонист оказался у начала колонны).

«Барышни вправо, кавалеры влево» – после этой команды, в начале выстроившейся колонны пары расходятся по одному человеку, барышни направо, кавалеры налево. Сзади колонны партнеры вновь встречаются и идут парами.

«Пара вправо, пара влево» – после этой команды, в начале линии пары расходятся в разные стороны. В конце колонны они вновь выстраиваются друг за другом.

«Четверки» – после команды: «Четверки!», в конце колонны пары выстраиваются последовательно в четверки. Дойдя до начала колонны, заводящий запевает частушку, а все остальные подхватывают:

Разрешите поплясать, Разрешите топнуть, Неужели в вашем доме Половицы лопнут!   Вы тихонько топайте, Пол не проломите, У нас под полом вода, Вы не утоните.  

Затем все пляшут на месте (приблизительно 6–8 тактов), после чего звучит команда: «Пара вправо, пара влево!».

«Пара вправо, пара влево» – фигура повторяется.

«Четверки» – фигура «Четверки» может повториться, но это не обязательно.

«Колонна по парам» – следующая команда звучит: «В колонну парами!» Заводящий, дойдя до конца линии, кричит: «По кругу вправо парами!»

 

«Круг вправо» – все двигаются по кругу парами. Заводящий может выкрикнуть: «Шибче пляшем!»

«Под руку вправо» – звучит команда: «Под руку вправо!» Каждая пара кружится под руку до тех пор, пока заводящий не крикнет: «Под руку влево!»

«Под руку влево» – все кружатся влево в парах. Поется частушка:

Рассыпься горох,

С грядки на грядку,

Раздайся народ,

Я пойду вприсядку,

после чего парни выходят в центр и импровизационно пляшут

 (делая «присядки», «хлопушки», «колеса», «дроби», «верчение» и другие трюки).

 Затем повторяются фигуры: «Под руку вправо» и «Под руку влево».

Звучит частушка, после которой все перестают кружиться:

Полно, полно, поплясали,

Полно, позабавились,

А у наших музыкантов

Рученьки замаялись!

Все приплясывают на месте (будто «втаптывают»), затем кланяются в центр круга.

Окончание пляски.

Первый вариант: пары расходятся, парни уводят своих девушек на места, под музыку или без нее.

Вариант второй: танцующие пожимают друг другу руки, кланяются гармонисту и расходятся под музыку или без нее.

Третий вариант: пары идут прощаться к гармонисту. Каждая пара ему кланяется. Можно спеть частушку гармонисту.

Вариант четвертый: около гармониста может остаться несколько человек, которые поют частушки, а он им отвечает.

    

2.7. АТРИБУТЫ ПРАЗДНИКА

Архангельские рождественские пряники - «козу́ли» [18]

 

Еще в начале ХХ века писатели, художники, этнографы с восторгом описывали     пряничные новогодние базары в Архангельске, обычай обмениваться «козу́лями», украшать ими новогодние елки. Писательница Е. М. Тагер пишет: «К Рождеству Архангельск загружается «козулями», которые составляют истинную радость для детей и художников; сласть сластью, но что за сказочные, примитивно-причудливые формы, что за богатая роспись, то сплошными пятнами, то тонкими струйками сусального золота и розовато-белого сахара по коричневому фону».

Никто не может сейчас точно сказать, когда это искусство возникло, и почему именно в Архангельске и почему именно здесь получило такое широкое развитие. Kак дошло до нас и не утратилось, как другие ремесла – ответить на эти вопросы непросто. Почему же рождественские пряники называются архангельские «козули»? Это название – «козули», в деревенском варианте «коровки», «баранки», «рогушки», «козульки», связано с изображением домашних животных. В северных деревнях исстари пекли на Рождество лепные фигурки животных из ржаного теста. Наиболее часто встречалось изображение козы – по-видимому, отсюда и пошло местное название такого печенья – козули.

Нарядными, празднично расписанными козулями девушки-невесты одаривали парней, приходивших славить Христа. Кусочками пряников на праздник угощали и домашних животных.

Главный декоративный эффект козуль – в их сахарном убранстве, в цветовом контрасте сахарной поливы и темного (от жженого сахара) пряничного теста. Сочетание коричневого теста пряника и белой глазури дает необыкновенный эффект сказочности, рождественского чуда. В старину пряники расписывались специальной палочкой. Белая сахарная обводка подчеркивала силуэт пряника. Основной фон оставался неглазурованным. Характерные детали изображения выделялись простейшими элементами орнамента – точками, крестиками, волнистыми линиями, растительными мотивами. Тематика изображений козуль очень разнообразна. Наиболее часто встречаются изображения животных и людей: коня, оленя, бабы с коровой, пастуха с собакой, оленьей упряжки, птицы, чуть реже в виде домика, корабля или ладьи, корзинки с цветами.     

По традиции выпечка козуль была семейным делом. Мужчины изготовляли из полосок кровельного железа специальные контурные формы для вырезания пряников, женщины готовили тесто. Мужчины помогали его месить. Украшали, расписывали пряники всей семьей – и взрослые, и дети. Благодаря этому искусство передавалось из поколения в поколение и сохранилось как домашнее ремесло до нашего времени. У каждой семьи был свой стиль форм, свои приемы украшения.

Рецепт приготовления пряников несложен и не очень отличается у разных мастериц: мед или сахар, масло, яйца, корица, гвоздика, мука. Но мало приготовить все по рецепту, есть еще небольшие хитрости: как сахар пережечь, сколько тесто выдержать, как сироп сварить. Только знание всех тонкостей этого искусства дает необыкновенно ароматный вкус тающему во рту прянику. Секреты ремесла и пряничные формы передавались строго по родне. Новым мастерам приходилось хитростью узнавать тайны ремесла.

    «Козулечку подарить – прибыток в дом получить», – так говаривали в старину. Подарочные козули могли быть большими и маленькими. Крупные пряники изображали целые жанровые сценки, нередко они сопровождались поздравительными и памятными надписями.

    Маленькие пряники величиной 5–10 см предназначались для украшения елки, средние (10–15 см) – для обмена подарками. И те, и другие изготовлялись по специальным заказам в большом количестве. Подарочные козули сохранялись до следующего Нового года. Их ставили в доме на видном месте. Такой пряник даже считался целебным.

В дореволюционном Архангельске были кондитерские, выпекающие рождественские «козули» на продажу. В советское время пряничное дело многие годы преследовалось как частное предпринимательство, мастера работали тайно и продавали козули только хорошо знакомым. Сейчас это ремесло активно возрождается. Современные мастера Архангельска и Соломбалы открывают свои секреты и состязаются в мастерстве друг с другом на художественных выставках.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.032 с.)