Кулинарные шоу как специализированный медиапродукт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кулинарные шоу как специализированный медиапродукт.



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Основы теории журналистики"

На тему:

«РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ КУЛИНАРНЫЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ, КАНАЛЫ И БЛОГИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

  Автор работы: студентка 1 курса очной формы обучения Ф.И.О.: Какоткина Мария Владимировна

Научный руководитель курсовой работы:

    Должность: Преподаватель кафедры управления культурными процессами ИГСУ РАНХиГС Ф.И.О.:  Будинас Юлия Евгеньевна
  Оценка на защите Подпись «___»________________2020 г.

Москва 2020 г.

Оглавление

 

1. Введение. 4

2. Кулинарные шоу как специализированный медиапродукт. 7

2.1. Кулинарная тематика в современных СМИ: типологизация по каналам медиа и жанровой принадлежности. 7

2.2. Место программ кулинарной тематики в жанровой системе журналистики 13

2.3. История возникновения кулинарных шоу. 15

3. Форматные характеристики кулинарных шоу. 19

3.1. Анализ кулинарных шоу на современном телевидении. 19

3.2. Феномен популярности кулинарных проектов на YouTube. 26

Заключение. 30

Список литературы.. 32

 


 

Введение

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в настоящее время кулинарные шоу или food-журналистика становится все более популярной как в России, так и за рубежом. Вывод об этом позволяет сделать увеличивающееся с каждым годом количество проектов на гастрономическую тему.

Одной из функций журналистики, наряду с идеологической и организаторской, Е. П. Прохоров считает «рекреационную функцию», цель которой «заключается в создании условий для отдыха, досуговой деятельности, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного состояния гармонии» [1].

К проектам, выполняющим рекреационную функцию, безусловно можно отнести и проекты на кулинарную тематику. По сути, они являются «релаксационными», но при этом не только развлекают зрителя, но и дают  возможность приобрести новые знания и получить практические навыки. В рамках кулинарных проектов зрители часто не просто узнают о новых блюдах и их рецептах, но и знакомятся с традициями разных стран, принципами здорового питания, правильного образа жизни (об этом мы подробнее расскажем в третьей части нашего исследования).

Релаксационные проекты нацелены, в первую очередь, на эмоциональную сферу зрителя.

Обращаясь к СМИ, люди, среди прочего, стремятся расслабиться и отдохнуть, отвлечься от  проблем. Отдых с газетой, журналов в руках или перед телевизором, можно отнести к пассивной форме отдыха. Как говорила Васильева В. В.: «Важно, однако, что в любом случае речь идет о времяпрепровождении, сопровождающемся приятными ощущениями»[2].

Однако, кулинарные программы это не только пассивный отдых – многие из них предполагают и последующую (а зачастую и параллельную с просмотром) деятельность, а именно приготовление пищи.

 Культура питания – это важный аспект жизни человека, с которым связаны и другие сферы. Помимо удовлетворения физических потребностей в питании, эта сфера содержит духовную составляющую. Так, национальная кухня является неотъемлемой частью национальной культуры. Блюда и особенности приготовления отражают географические, исторические и религиозные аспекты жизни разных народов. 

Важно понимать, что в современном мире отношение к процессу приготовления пищи изменилось. Раньше кулинария входила исключительно в круг обязанностей женщины и являлась ее социальной ролью но сейчас процесс приготовления пищи превратился в модный тренд, стал развлечением и  способом личной самореализации.

Объект исследования: кулинарная тематика как один из видов релаксационной журналистики.

Предмет исследования: наиболее популярныероссийские и зарубежные кулинарные программы и блоги.

Цель исследования: проанализировать тенденцию развития кулинарных программ, определить перспективы данного направления журналистики.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Определить место кулинарных программ в жанровой системе.

2. Изучить историю возникновения и развития кулинарных программ.

3. Выделить форматные особенности.

4. Провести сравнение российских и зарубежных кулинарных программ и блогов.

Структура работы соответствует образовательным требованиям и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы и источников.


Шоу «На ножах»

Шоу было создано по мотивам британской передачи «Kitchen Nightmares» («Кошмары на кухне»). Именно у ведущего Гордона Разми, Константин Ивлев перенял манеру ведения шоу, которая характеризовалась криками и скандалами. Как ни странно, шоу постановочное, подставные посетители, то есть оплачиваемая массовка, иногда основной состав команды в ресторане заменяли теми людьми, которых и без программы хотели уволить  и т.д. Но не смотря на это, после прихода «Великого мастера», так в программе называют Константина, посещаемость и доход любого ресторана возрастает.

Так как шоу ведется в достаточно агрессивной обстановке, можно предположить, что эта программа задумывалась как нацеленная на мужскую аудиторию.

«Моя свекровь − монстр»

Проект является адаптацией турецкого формата «Momsters».

Первый выпуск передачи вышел в 2018 году на телеканале «Ю». За звание лучшей домохозяйки борются 5 команд, состоящих из свекрови и невестки.

Каждая серия передачи посвящена обеду в доме одной из команд. Невестке предстоит под контролем свекрови купить продукты в магазине, а затем приготовить 3-4 блюда для команд соперников. После обеда гости тайно оценивают угощения. Именно эти оценки в конце недели определяют команду победителей. В этом шоу проверяют, насколько правдиво соперничество свекрови и невестки. Главной идеей необычного кулинарного шоу является возможность научить невесток и свекровей уважению и взаимопониманию.

 В 2005 в Америке на канале Fox выходит шоу «Hell's Kitchen». Ведущим является знаменитый шотландский шеф-повар, обладатель 13 звезд «Мишлен» Гордон Рамзи. Для этого шоу характерен высокий накал страстей. как и во многих шоу Гордона, основная концепция передачи состоит в состязании между участниками. В начале каждого сезона проходит отбор, по итогам которого 20 участников попадают на кухню, где их делят на две команды.

На российском телевидении в 2012 на канале «РЕН-ТВ» выходит одноименный проект («Адская кухня»), в котором ведущим стал Арам Мнацаканом.

С 2017 года передача транслировалась на канале «Пятница» где ведущим стал Константин Ивлев. Концепция шоу почти ничем не отличается от западного. Та же жесткая манера ведения шоу, те же правила, в которых после каждого выпуска из проигравшей команды выгоняют одного участника.

С 2005 года на американском канале Fox начали транслироваться выпуски реалити-шоу «MasterChef». В качестве судей выступили известный ресторатор Джо Бастианич, шеф-повар Гордон Рамзи и король десертов Грем Элиот. Через 7 лет на канал вышло шоу «MasterChef. Junior».

В России одноименные передачи появились в 2011 («Мастер Шеф») и 2016 году («Мастер Шеф. Дети») соответственно. Ведущими были Мирко Дзаго − шеф-повар ресторана «Сыр», Аркадий Новиков − шеф-повар, телеведущий и Денис Крупеня − креативный шеф. 

Далее мы рассмотрим наиболее популярные зарубежные кулинарные телепроекты.

 

Таблица 2  

Заключение

Кулинарная тема сопровождает каждого из нас ежедневно на протяжении всей жизни.

В работе нами были изучены специфика кулинарных программ и основные тенденции их развития.

В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:

1. Определено место кулинарных программ в жанровой системе.

2. Изучена история возникновения и развития кулинарных программ.

3. Выделены форматные особенности.

4. Проведено сравнение российских и зарубежных кулинарных программ и блогов.

Полученная в результате проведения исследования информация позволяет сделать вывод, что кулинарная тематика актуальна и продолжает набирать популярность.

Проведенный анализ теории гастрономической деятельности и тенденций развития кулинарных программ показал, что широкая аудитория как российских, так и зарубежных кулинарных программ определяется использованием разнообразных вариаций: телевизионные кулинарные программы, кулинарные тревел-шоу, поединки, ток-шоу, порталы с рецептами, youtube-каналы, авторские блоги и т.д.

Если телевизионные кулинарные программы, выходящие в эфир в дневное время, рассчитаны на домохозяек и пенсионеров, то утренние, вечерние передачи, и программы выходного дня имеют более широкую целевую аудиторию. В то же время, youtube-каналы нацелены на более юную аудиторию. А интернет-порталами с рецептами блюд может пользоваться каждый.

Для поддержания популярности в ход идут разнообразные приемы, связанные не только с самим процессом приготовления пищи: от выбора экзотических или самых простых в приготовлении блюд и продуктов, до приглашения популярных личностей, как в роли ведущего, так и гостя, использования эмоциональной составляющей, яркого харизматичного образа ведущего, манеры ведения, оформления передачи, профессиональных навыков участников, длины и места рекламных вставок.

Главным отличием кулинарных программ от большинства других релаксационных проектов является то, что кулинарные передачи, помимо развлекательного контента, несут в себе также полезную и применимую на практике информацию.

В ходе исследования обнаружилось, что кулинария в наши дни уже не воспринимается как обязанность. Люди все больше готовят для души и для саморазвития.


Список литературы:

Книги

1. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019. − 224 с.

2. Кемарская. И. Н. Формат как способ позиционирования программы. М.: Вестн. Моск. ун-та, 2010.

3. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь /под редакцией Е. Л. Вартановой. - М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. − 246 с.

4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. - 8-е изд. испр. / М.: Аспект Пресс, 2011.

5. Сивопляс С. А., Голоусова Е. С. Релаксационные проекты в России и за рубежом: общее и особенное / Известия Уральского федерального университета. 2016. С. 59 − 65.

6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / Учебное пособие / М.: Аспект Пресс, 2000. − 320 с.

Электронные ресурсы

7. Бюллетень Кинопрокатчика [Электронный ресурс]  − Режим доступа: http://www.kinometro.ru/interview/show/name/Eduard_Iloyan_o_Kuhne.

8. Глобальная интернет-аналитика - Яндекс.Радар [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://radar.yandex.ru/

9. Жанры и форматные особенности современного телевидения [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/6/zhanry-i-formaty-sovremennogo-televideniya-posledstviya-transformatsii.

10. Ильченко С. Н. Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.ipk.ru/ftpgetfile.php?id=134.

11. Кулинарные шоу в России и на западе [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/2017/03/10/a_10568387.shtml.

12. Проверка посещаемости сайта [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://be1.ru.

13. Реклама в телевизионной программе СМАК [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://refleader.ru/jgebewmerbewotr.html

14. Васильева В. В. Релаксационный аспект журналистики развлечения [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5907.

15. Современные подходы к классификации продуктов на рынке масс-медиа [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2158/60521_7fe6.pdf.

16. Тенденции изменения форматных особенностей кулинарных шоу на российском телевидении [Электронный ресурс] − Режим доступа: https https://studwood.ru/1009948/ zhurnalistika/ evolyutsiya_formatnyh_komponentov_rossiyskih_kulinarnyh.

17. Шоу про кулинарию [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.vokrug.tv/listing/shows_pro/shou_pro_kulinariyu.

 


[1] Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. - 8-е изд. испр. /М.: Аспект Пресс, 2011 (24.05.2020)

[2] Васильева В. В. Релаксационный аспект журналистики развлечения [Электронный ресурс] https://science-education.ru/ru/article/view?id=5907 (Дата обращения 22.04.2020)

[3] Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019. http://www.journ.msu.ru/downloads/2020 (дата обращения 22.05.2020)

[4]Бюллетень Кинопрокатчика [Электронный ресурс] http://www.kinometro.ru/interview/show/name/ Eduard_Iloyan_o_Kuhne (Дата обращения 21.05.2020)

[5] Проверка посещаемости сайта [Электронный ресурс] https://be1.ru/ (дата обращения 25.05.2020)

[6] Глобальная интернет-аналитика − Яндекс.Радар [Электронный ресурс] https://radar.yandex.ru/ (дата обращения 30.05.2020)

[7] Квасников В. А. Современные подходы к классификации продуктов на рынке масс-медиа [Электронный ресурс] https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2158/60521_7fe6.pdf (Дата обращения 19.04.2020)

[8] Квасников В. А. Современные подходы к классификации продуктов на рынке масс-медиа [Электронный ресурс] https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2158/60521_7fe6.pdf (Дата обращения 19.04.2020)

[9] Сивопляс С. А., Голоусова Е. С. Релаксационные проекты в России и за рубежом: общее и особенное/Известия Уральского федерального университета. 2016. − 61 с. https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/science/izvestia/2016/Izvestia_2__150__2016_b.pdf (дата обращения 22.05.2020)

[10] Вартанова Е. Л. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019, С. - 143.

[11] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / М.: Аспект Пресс, 2000 http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm

[12] Ильченко С. Н. Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства.  [электронный ресурс] http://www.ipk.ru/ftpgetfile.php?id=134 (дата обращения 25.05.2020)

 

[13] Жанры и форматные особенности современного телевидения [Электронный ресурс] https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/6/zhanry-i-formaty-sovremennogo-televideniya-posledstviya-transformatsii/ (дата обращения 24.05.2020)

[14] Какой должна быть Библия телепроекта [Электронный ресурс] https://cinematographua.livejournal.com/1002336.html

[15] Какой должна быть Библия телепроекта [Электронный ресурс] https://cinematographua.livejournal.com/1002336.html

[16] Кемарская. И. Н. Формат как способ позиционирования программы. М.: Вестн. Моск. ун-та, 2010. https://cyberleninka.ru/article/n/format-kak-sposob-pozitsionirovaniya-programmy (дата обращения 24.05.2020)

[17] Кулинарные шоу в России и на Западе [Электронный ресурс] https://www.gazeta.ru/culture/2017/03/10/a_10568387.shtml (дата обращения 24.05.2020)

[18] Кулинарные шоу в России и на западе [Электронный ресурс] https://www.gazeta.ru/culture/2017/03/10/a_10568387.shtml (Дата обращения 22.05.2020)

[19] Реклама в телевизионной программе СМАК [Электронный ресурс] http://refleader.ru/jgebewmerbewotr.html (Дата обращения 22.05.2020)

[20] Тенденции изменения форматных особенностей кулинарных шоу на российском телевидении [Электронный ресурс] https https://studwood.ru/1009948/ zhurnalistika/ evolyutsiya_formatnyh_komponentov_rossiyskih_kulinarnyh (Дата обращения 21.05.2020)

[21] 4.    Сивопляс С. А., Голоусова Е. С. Релаксационные проекты в России и за рубежом: общее и особенное / Известия Уральского федерального университета. 2016. − 61 с. (Дата обращения 24.04.2020)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Основы теории журналистики"

На тему:

«РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ КУЛИНАРНЫЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ, КАНАЛЫ И БЛОГИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

  Автор работы: студентка 1 курса очной формы обучения Ф.И.О.: Какоткина Мария Владимировна

Научный руководитель курсовой работы:

    Должность: Преподаватель кафедры управления культурными процессами ИГСУ РАНХиГС Ф.И.О.:  Будинас Юлия Евгеньевна
  Оценка на защите Подпись «___»________________2020 г.

Москва 2020 г.

Оглавление

 

1. Введение. 4

2. Кулинарные шоу как специализированный медиапродукт. 7

2.1. Кулинарная тематика в современных СМИ: типологизация по каналам медиа и жанровой принадлежности. 7

2.2. Место программ кулинарной тематики в жанровой системе журналистики 13

2.3. История возникновения кулинарных шоу. 15

3. Форматные характеристики кулинарных шоу. 19

3.1. Анализ кулинарных шоу на современном телевидении. 19

3.2. Феномен популярности кулинарных проектов на YouTube. 26

Заключение. 30

Список литературы.. 32

 


 

Введение

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в настоящее время кулинарные шоу или food-журналистика становится все более популярной как в России, так и за рубежом. Вывод об этом позволяет сделать увеличивающееся с каждым годом количество проектов на гастрономическую тему.

Одной из функций журналистики, наряду с идеологической и организаторской, Е. П. Прохоров считает «рекреационную функцию», цель которой «заключается в создании условий для отдыха, досуговой деятельности, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного состояния гармонии» [1].

К проектам, выполняющим рекреационную функцию, безусловно можно отнести и проекты на кулинарную тематику. По сути, они являются «релаксационными», но при этом не только развлекают зрителя, но и дают  возможность приобрести новые знания и получить практические навыки. В рамках кулинарных проектов зрители часто не просто узнают о новых блюдах и их рецептах, но и знакомятся с традициями разных стран, принципами здорового питания, правильного образа жизни (об этом мы подробнее расскажем в третьей части нашего исследования).

Релаксационные проекты нацелены, в первую очередь, на эмоциональную сферу зрителя.

Обращаясь к СМИ, люди, среди прочего, стремятся расслабиться и отдохнуть, отвлечься от  проблем. Отдых с газетой, журналов в руках или перед телевизором, можно отнести к пассивной форме отдыха. Как говорила Васильева В. В.: «Важно, однако, что в любом случае речь идет о времяпрепровождении, сопровождающемся приятными ощущениями»[2].

Однако, кулинарные программы это не только пассивный отдых – многие из них предполагают и последующую (а зачастую и параллельную с просмотром) деятельность, а именно приготовление пищи.

 Культура питания – это важный аспект жизни человека, с которым связаны и другие сферы. Помимо удовлетворения физических потребностей в питании, эта сфера содержит духовную составляющую. Так, национальная кухня является неотъемлемой частью национальной культуры. Блюда и особенности приготовления отражают географические, исторические и религиозные аспекты жизни разных народов. 

Важно понимать, что в современном мире отношение к процессу приготовления пищи изменилось. Раньше кулинария входила исключительно в круг обязанностей женщины и являлась ее социальной ролью но сейчас процесс приготовления пищи превратился в модный тренд, стал развлечением и  способом личной самореализации.

Объект исследования: кулинарная тематика как один из видов релаксационной журналистики.

Предмет исследования: наиболее популярныероссийские и зарубежные кулинарные программы и блоги.

Цель исследования: проанализировать тенденцию развития кулинарных программ, определить перспективы данного направления журналистики.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Определить место кулинарных программ в жанровой системе.

2. Изучить историю возникновения и развития кулинарных программ.

3. Выделить форматные особенности.

4. Провести сравнение российских и зарубежных кулинарных программ и блогов.

Структура работы соответствует образовательным требованиям и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы и источников.


Кулинарные шоу как специализированный медиапродукт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.185.34 (0.053 с.)