Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, характеризующееся непрогрессирующим поражением головного мозга, возникающим до родов, во время родов либо сразу после них и преимущественно проявляющееся двигательными нарушениями. Основу клинической картины ДЦП составляют двигательные расстройства - параличи, насильственные движения, нарушение координации движений, а также нарушения речи и психики. По мере развития заболевания на основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах - контрактуры, деформации, возникают сколиоз и кифосколиоз, оформляется патологический двигательный стереотип. В сложный комплекс реабилитационных мероприятий ДЦП входят: — медикаментозная терапия; — работа по становлению познавательной деятельности и речи; — средства ЛФК; — массаж; — ортопедические мероприятия и протезирование; — физиотерапия; — ТТ. При показаниях прибегают к хирургическому вмешательству. Все перечисленные мероприятия являются важнейшими элементами реабилитации, однако их эффективность будет максимальной при соблюдении двух условий. — Во-первых, проведение медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию развития мозга в целом, стимуляцию процессов миелинизации нервных волокон, подавление патологической активности структур, контролирующих тонические стволовые рефлексы, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. — Во-вторых, всю работу по становлению двигательных функций следует проводить на фоне постоянной и систематической работы по коррекции психических и речевых функций. В связи с тем, что у больных двигательные нарушения представлены в основном спастическими параличами и парезами, средства ЛФК, как и при спастическом гемипарезе, работают на три направления: — на параличи и парезы; — на повышенный мышечный тонус; — на непроизвольные содружественные движения (синкинезии) и на укрепление показателей отдельных физических компонентов двигательного акта. В острый период заболевания необходимо прежде всего проводить мероприятия, направленные на восстановление функции дыхания и сердечно-сосудистой деятельности, ликвидацию отека мозга, восстановление нормального ликворо- и кровообращения, повышение оксигенизации тканей мозга. Параллельно с этим активным вмешательством проводят интенсивную стимуляцию процессов репарации и компенсации. Для этого широко используют ЛС, улучшающие метаболические процессы в мозге, противосудорожную терапию.
Основное условие эффективности средств ЛФК - работа в плане последовательного онтогенетического развития моторики, своевременность, полноценность и рациональность коррекции дефектов моторики при всех формах заболевания. Характерная черта подавляющего большинства методик ЛФК - их направленность против поражений головного мозга у детей. И в настоящее время в качестве образца движений принимают движения ребенка, причем стремятся по возможности к правильному их воспроизведению. Такие методики называютнейрофизиологическими. Кроме двух названных выше методик (с дозированным сопротивлением; K. et B. Bobath), наиболее распространены: — методика V. Vojta (большая группа упражнений состоит из разных способов стимуляции ползания и переворотов вокруг продольной оси тела); — разработанные D. Phelps комплексы технических вспомогательных средств, облегчающих ребенку выполнение основных видов бытовых действий в условиях снижения из-за болезни функциональных возможностей. У детей с ранней стадией ДЦП ведущую роль в комплексе реабилитационных мероприятий играют общий и точечный массаж и ортопедические укладки. Физические упражнения, направленные на становление врожденных двигательных рефлексов, проводят с помощью пассивных движений в сочетании с дыхательными упражнениями. Основные задачи метода K. et. B. Bobath: — нормализация мышечного тонуса, нарушения которого присутствуют у детей с ДЦП и варьируют в зависимости от поз и движений ребенка; — подавление активности ненормальных примитивных рефлексов; — облегчение автоматических реакций выпрямления, равновесия и защитной экстензии, чему способствуют предшествующее снижение мышечного тонуса и коррекция ненормальных примитивных рефлексов. Проявление задержанных или ненормальных примитивных рефлексов гасится путем использования специальных рефлексоподавляющих позиций (лечение положением). Укладкам предшествует поза эмбриона (рис. 9.8).
Рис. 9.8. Общая схема укладок-упражнений для занятий: а - поза эмбриона; б - прием для стимуляции развития рефлекса ползания (по V. Vojta). Элементы укладки Массаж направлен на нормализацию гемо- и ликвородинамики. В свою очередь, нормализованная периферическая импульсация корректирует деятельность центральных и периферических структур, участвующих в регуляции мышечного тонуса. В начальной резидуальной стадии ДЦП, когда тонические шейные и лабиринтные рефлексы и патологические синергии, все более и более нарастающие, определяют формирование патологического двигательного стереотипа, точечный массаж в сочетании с дифференцированными методиками ЛФК является необходимым элементом комплекса, направленного на устранение влияния этих рефлексов и синергий. Лишь после расслабления мышц, нормализации их тонуса становится возможной работа над формированием установочных рефлексов и произвольной моторики (рис. 9.9-9.10). Рис. 9.9. Прием для стимуляции развития лабиринтного установочного рефлекса и начальных элементов шейного цепного установочного рефлекса, координации руки и взора Рис. 9.10. Прием для стимуляции развития рефлекса ползания (по V. Vojta). Элементы укладки В поздней резидуальной стадии первой степени, когда оформляются органические контрактуры и деформации в отдельных суставах, порочные установки туловища и конечностей, точечный массаж должен предшествовать всем упражнениям, направленным на расслабление мышц и формирование активных движений тела. Активная коррекция нарушенных функций выступает в этой стадии на первое место. Большую роль играют физические факторы, направленные на коррекцию афферентации, а следовательно, на коррекцию импульсов, поступающих в центральные структуры двигательного анализатора. Для этого применяют терапию импульсным током, электрофорез с ЛС на область суставов, амплипульс, бальнеологические и грязевые процедуры и др. Для улучшения трофических функций и нормализации деятельности сосудов мозга используют электрофорез (по Щербаку). Проводят и ортопедические мероприятия - лечение гипсовыми лонгетками, ортезами, корсетами и др. В конечной резидуальной стадии второй степени, т.е. когда развиваются множественные контрактуры, неисправимые массивные деформации, приводящие к полной или почти полной обездвиженности ребенка, терапевтические мероприятия, направленные на становление моторики, практически бесполезны. Как правило, у этих детей глубоко задержано психическое и речевое развитие. Общие принципы ЛФК для детей в любой стадии заболевания. — Стимуляцию к мотивации и отсюда - активной деятельности следует положить в основу работы методиста с детьми, особенно имеющими позднюю резидуальную стадию 1-й степени. — В основе методик ЛФК лежит стремление стимулировать, воспроизвести ход двигательного развития в том же порядке, в каком это развитие происходит в постнатальном онтогенезе. Независимо от стадии заболевания методист ЛФК начинает свою работу с того уровня двигательного развития, на котором оно прекратилось. К примеру, он начинает развивать установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею, если отсутствует у 5-месячного ребенка, у которого еще нет контрактур, и у 5-летнего, у которого имеются уже сгибательно-приводящие контрактуры в тазобедренных и голеностопных суставах.
— Обязательное расслабление всех мышц тела, проводимое перед началом проведения пассивных, пассивно-активных и активных упражнений. — Все упражнения, направленные на становление того или иного движения, должны чередоваться с дыхательными упражнениями, учитывая постоянную хроническую гипоксию у детей с ДЦП. — Методист должен каждое упражнение сопровождать словами, указывающими ребенку на характер выполняемого движения (например, «поднимаем руку, опускаем голову, поднимаем голову» при соответствующих движениях). — Целесообразно проведение упражнений перед зеркалом. Это необходимо для освоения и закрепления чувства схемы тела и чувства позы, а затем и «схемы движения» (один из приемов системы с дозированным сопротивлением). — После каждого курса реабилитационного лечения необходимо дать оценку эффективности проводимой терапии. Учитывая патогенез речевых нарушений, замедленное развитие речи у детей с ДЦП, необходимо, наряду с проведением логопедической коррекции центральных нарушений анализа речевых сигналов, целенаправленно повышать функциональные возможности артикуляционного аппарата. Нарушение координации мышц речевого аппарата проявляется нарушением моторики рта, языка и губ. Назначают массаж мышц артикуляционного аппарата и специальные упражнения для мышц лицевой области. — В зависимости от тонуса губной мускулатуры массажные приемы проводят от периферии к центру (при гипертонусе - с целью расслабления) и от центра к периферии (при гипотонии - с целью стимуляции мышечного тонуса).Дифференцированный подход также необходим при массаже языка. — Процедуру массажа вместе с расслаблением тонуса в артикулярной мускулатуре проводят 5-10 мин и завершают артикуляционной гимнастикой. Примерные специальные упражнения для тренировки мимической мускулатуры, мышц мягкого нёба, верхней губы и языка — Оттягивание углов рта кверху и в стороны (активные и с помощью пальцев). — Выпячивание губы (постараться достать до перегородки носа во время энергичного носового вдоха). — Надувание воздуха под верхнюю губу. — Собирание губ в трубочку. — Поднимание нижней губы вверх (достать верхнюю губу).
— Круговое движение губ. — Вдох через рот с произношением звука «хр-хр-хр» - вибрация нёба (ноздри прижаты пальцами). — Глотание воды (20-30 маленьких глотков). — Пальцевой массаж твердого и мягкого нёба (поглаживание в направлении спереди назад). — Высунуть язык и облизать губы при открытом рте. — Приподнять кончик языка к верхним резцам и провести им по твердому и частично мягкому нёбу и др. Рис. 9.11. Распределение зон воздействия на затылке: 1 - сенсомоторная зона ноги; 2 - речевая зона; 3 - зрительная зона; 4 - зона равновесия; 5 - зона психических расстройств В комплексе реабилитационных мероприятий широко используют краниоакупунктуру, основанную на анатомо-физиологических особенностях развития ребенка. Краниоакупунктура - это метод рефлексотерапии с использованием проекции зон коры головного мозга на поверхность черепа (рис. 9.11); воздействие проводят не по точкам, а по линиям. Наиболее важное звено в лечебно-коррекционных мероприятиях с ребенком, больным ДЦП, - семья. Нельзя успокаиваться до тех пор, пока ребенок по развитию не догонит свой календарный возраст. Любовь к ребенку родители должны понимать не просто как созерцательную, но и как созидательную, требующую усердного, даже каторжного труда. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Система поэтапной реабилитации больных, проходящих лечение в нейрохирургических клиниках. 2. Задачи и принципы лечения больных с заболеваниями ЦНС и периферической нервной системы. 3. Методические приемы, способствующие истинному восстановлению нарушенных двигательных функций. 4. Задачи и методические приемы компенсаторного лечебного комплекса. 5. Методики ЛГ, направленные на снижение мышечного тонуса. 6. Какие методики, положения и упражнения ЛГ показаны при спастических гемипарезах? 7. Этапы реабилитации больных, перенесших инсульт; задачи и средства реабилитации. 8. Реабилитационные мероприятия при вялых парезах и параличах. 9. Какие методики, положения и упражнения ЛГ показаны при вялых парезах и параличах? 10. Задачи и принципы лечения больных с ДЦП.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.016 с.) |