ЛГБТ-сообщество на «Евровидении» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛГБТ-сообщество на «Евровидении»



Внедрение социальной проблематики в структуру «Евровидения» постепенно привело к репрезентации на конкурсе ЛГБТ-сообщества и установлению на нём политики видимости сексуальных меньшинств. В разное время организаторы конкурса занимали разные позиции в отношении квир-персон – от игнорирования до поддержки. Фестиваль на своём примере показал, что процессы, связанные с борьбой за права ЛГБТ-сообщества, поэтапно становилась частью европейской социальной повестки. При этом «Евровидение» не имело прямого отношения к освободительной политике сексуальных меньшинств, а, скорее, служило площадкой для демонстрации европейского прогресса в контексте отношения к правам человека.

Открытое обсуждение сексуального и гендерного разнообразия на «Евровидении» началось в 1997-1998 гг. с выступления на конкурсе первого гея и первой трансгендерной женщины. Так, на фестивале в Дублине Исландию представлял Пауль Оскар. Его выступление имело ярко выраженный сексуальный подтекст и включало новые технические достижения, которые предвосхитили стиль большинства постановок на «Евровидении» в будущем, – электронную минусовку песни и масштабные декорации номера. Итоговый результат Пауля оказался неутешительным – 20 место из 25 возможных. Однако уже в следующем году представителю ЛГБТ-сообщества удалось выиграть конкурс. Участие и победа транссексуалки Даны Интернэшнл, которая представляла Израиль, стала настоящим событием для европейского телевидения, учитывая тот факт, насколько редко трансгендеры тогда изображались в основных медиа.

Своеобразная «фаза видимости» сексуальных меньшинств продолжилась на «Евровидении» и в 2000-е гг., когда участники конкурса и, в конечном итоге, его организаторы стали воспринимать ЛГБТ-сообщество как потенциальных зрителей, а иногда даже вступаться за квир-персон. Именно в 2000-х гг. «Евровидение» стало основной международной телевизионной площадкой для дискуссии о взаимосвязи между признанием прав ЛГБТ-сообщества и развитием европейской идентичности. Помимо самих участников, в этот процесс были также вовлечены активисты, СМИ, организаторы, зрителей и фанаты конкурса.

Следующим этапом репрезентации сексуальных меньшинств на конкурсе стал поцелуй двух мужчин – участников группы «Ping Pong», которая в 2000 г. представляла Израиль. В 2002 г. Словения отправила на фестиваль драг-трио «Sestre». Пристойность их участия даже обсуждали в парламенте страны. В 2003 г. участниками от России стали группа «tATu», международная известность которых во многом была связана с их публичным лесбийским образом.

Важным для ЛГБТ-сообщества стало «Евровидение 2007». Занявшая второе место Верка Сердючка (Андрей Данилко) из Украины, была трансвеститом, а сербская победительница Мария Шерифович – лесбиянкой. Примечательно, что Мария исполнила свою романтическую балладу в смокинге и кроссовках при поддержке группы женщин, одетых в мужские костюмы. Таким образом, Шерифович подняла в своём выступлении и вопросы гендерной идентичности. Данию в том же году представляла драг-дива DQ (Питер Андерсен), однако её выступление (12 место в полуфинале) не было успешным.

Таким образом, к концу 2000-х гг. негетеронормативные участники уже были полноценной частью «Евровидения», что стало первостепенным фактором для трансформации конкурса в центр дискурсов о европейской идентичности, социальной безопасности и дружелюбной политике в отношении ЛГБТ-сообщества. Уже в 2011 г. британский радио- и телеведущий Скотт Миллс назвал «Евровидение» «чемпионатом мира среди геев» [59]. При этом стоит отметить, что открытого представления бисексуальной идентичности на фестивале не было до сих пор.

Процесс репрезентации сексуальных меньшинств стал вызовом для организаторов конкурса. Как известно, страна-победительница «Евровидения» получает право на проведение фестиваля в следующем году. Однако статус ЛГБТ-сообщества в странах Европы сильно разнится. Так, в Сербии, которая принимала конкурс после победы Марии Шерифович, ультраправые группы разогнали первый национальный гей-прайд в 2001 г. Затем триумф в Белграде Димы Билана привёз фестиваль в Россию, которая известна своим враждебным отношением к сексуальным меньшинствам. Гей-активисты хотели провести в Москве парад в последний день «Евровидения», однако получили угрозы от местных правоохранительных органов [5].

Организаторы конкурса перестали высказывать опасения за безопасность его участников во время шоу в Осло в 2010 г. и Дюссельдорфе в 2011 г., но вернулись к ним в 2012 г., когда фестиваль принимал Азербайджан. Усилиями руководства «Евровидения» каких-либо серьёзных столкновений на почве гомофобии тогда удалось избежать. При этом организаторы стараются учитывать чувства разных сторон. Так, ведущий конкурса 2014 г. Пилу Асбек сообщил, что ему запретили носить на сцене символ радуги, аргументируя это тем, что «Восточная Европа является большой частью шоу» [46]. Тем не менее, «Евровидение» в том году выиграла австрийская драг-дива Кончита Вурст (Томас Нойвирт).

После Кончиты на сцену фестиваля выходили и другие яркие представители сексуальных меньшинств. Например, Славко Калезич из Черногории в 2017 г. и Билаль Ассани из Франции в 2019 г. Последние два победителя «Евровидения», Нетта Барзилай и Дункан Лоуренс, – открытые бисексуалы.

Современное «Евровидение» – это связующее звено международной культурной политики. Тот факт, что в последние годы его используют для защиты интересов и прав ЛГБТ-сообщества, свидетельствует о развитии европейского общества как инклюзивного и прогрессивного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.024 с.)