Репрезентация социальной проблематики в музыкальных телепроектах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репрезентация социальной проблематики в музыкальных телепроектах



 

Особенности социальной проблематики как предмета отражения в журналистике долгое время не вызывали интереса исследователей. Это было связано с вторичностью этих вопросов по сравнению с политическими или экономическими темами. В последние десятилетия ситуация изменилась. Поначалу теория и практика социальной журналистики заинтересовали только журналистов соответствующей специализации. Постепенно они стали соотноситься с гражданской журналистикой как таковой и рассматриваться в единстве с соответствующими творческими формами, коммуникативными и профессиональными технологиями. Сейчас отражение социальной проблематики в СМИ изучается как в тематическом, так и в коммуникативном, функциональном аспекте.

Традиционное понимание социальной сферы как совокупности определённых отраслей было представлено в работах Н. Волгина и В. Рутгайзера [9; 35]; как сферы отношений – в трудах В. Барулина и Т. Заславской [6; 17]; как воспроизводства действительной жизни – в исследованиях Г. Осадчей и С. Шавель [31; 40].

Проблемы социальной сферы представляют собой обширные тематические блоки, что даёт возможность рассматривать их разными способами: комплексно, во взаимосвязи с другими составляющими блока, а также с другими блоками. Поэтому отличительные черты телевизионной информации и особенности её восприятия аудиторией требовали таких методов анализа, которые могли бы зафиксировать качество и степень присутствия социальной проблематики в телеэфире, а также помогали бы соотнести их со спецификой социальной сферы.

Социальные проблемы составляют существенную часть единого телевизионного контента, находя в эфире различные интерпретации и способы реализации. Социальная повестка прослеживается и в информационных выпусках, и в аналитических материалах, и в развлекательных программах, и в художественных проектах, и в рекламе. При этом в телевещании наблюдается тенденция к драматизации социальных проблем – на экране они зачастую представлены в виде кризисных событий особой важности и масштаба. Н. Гайтюкевич отмечает, что «именно драматичность как основной принцип подачи материала определяет высокую конкурентоспособность телевидения в освещении социальных проблем по сравнению с другими СМИ» [11].

Несмотря на склонность к развлекательному формату, современное телевидение использует разнообразные профессиональные подходы при работе с социальной проблематикой, что говорит о его принадлежности к социальному дискурсу. Актуальные тенденции не только способствуют увеличению количества материалов социальной проблематики, но также определяют её трактовку, способы подачи информации. На основе исследований Э. Багирова, Н. Богомоловой и В. Бойко можно сделать вывод, что основы телевещательной коммуникации полностью согласуются с персонифицированным характером социальной сферы, который предполагает ориентацию телевизионных социальных материалов на интересы конкретных людей и социальных групп [4; 7; 8]. В. Саппак, описывая телевидение как «рентген характера», утверждает, что именно человек является его «первоэлементом» [36].

Обсуждение в телевизионном эфире социальной тематики может влиять на отношение общества к взаимосвязанным проблемам. Поэтому особенности представления телевизионной информации требуют особого подхода. Анализируя возможности телевидения в контексте задач социальной журналистики, следует отметить, что одни и те же характерные особенности телевидения могут одновременно способствовать их решению и становиться препятствиями. Например, телевизионная информация воспринимается как целостная история, но телевидение склонно и к фрагментации (через рубрикацию, средства монтажа и др.), что не способствует глубокому пониманию. В то же время визуализация, информационная насыщенность и цикличность телеэфира формируют у аудитории эмоциональное отношение к рассматриваемым явлениям и событиям социальной сферы. Музыкальные проекты, которые не обращаются к социальной проблематике напрямую, могут преуменьшать важность её повестки и/или способствовать романтизации социальных проблем путём их внедрения в свой формат без объяснения их теоретической базы и практической значимости.

Принцип драмы привлекает к телевидению аудиторию и определяет его высокую конкурентоспособность в освещении социальных проблем по сравнению с другими средствами массовой информации, эмоционально вовлекая зрителей в обсуждение и заставляя их сопереживать героям на экране. В музыкальных телепроектах такая концепция наиболее ярко проявляется в репрезентации личного опыта участников шоу талантов: «X Factor», «Little Mix: The Search» и др. Это крайне важно для восприятия социальной проблемы, но в то же время даёт повод для политизации эфира и манипуляций общественным мнением. Так, телевидение, являясь главным информационным ресурсом для политических сил и институтов власти, нередко использует социальные реалии как инструмент укрепления своих позиций.

Персонификация телеинформации также имеет положительные и отрицательные стороны. Естественная форма общения даёт возможность разным людям высказываться публично, сообщать неизвестные факты, противостоять стереотипам. Это закрепляет закон Республики Беларусь о СМИ в ст. №5, гарантируя каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение [28]. В то же время предоставляемые сведения могут быть недостоверными, неполными, фрагментарными. Из-за этого острые социальные программы балансируют на грани между общественной пользой и простым развлечением. На этом фоне возникает и активно развивается опасная с точки зрения социальных последствий тенденция: экран переполнен острой социальной проблематикой, однако её эффективность невысока.

Музыкальные шоу в этом контексте не испытывают серьёзных рисков, т.к. социальная тема не является в их структуре основной. Однако поддержание соответствия социальной повестки внутри шоу реальному положению дел в обществе остаётся для них важной задачей. Так, в музыкальных телепроектах (особенно конкурсного формата) долгое время игнорировали идеи репрезентации внешнего вида участников, темы толерантности и бодипозитива, стремясь удержать аудиторию в том числе при помощи привлекательных и общественно одобряемых героев.

Сегодня музыкальные шоу всё чаще становятся площадкой для репрезентации и обсуждения, хоть и поверхностного, табуированных социальных тем и проблем, что в рамках серьёзных информационных и аналитических программ чаще всего невозможно. Это касается, например, видимости сексуальных меньшинств. К представителям ЛГБТ-сообщества среди музыкантов на телевидении традиционно относятся снисходительнее, чем к обычным героям, представляющим сексуальные меньшинства. Так, концерты Элтона Джона, Фредди Меркьюри, Джорджа Майкла и других открытых квир-персон транслировались в эфире многих мировых телеканалов в то время, когда прямого обсуждения социальных проблем, связанных с сексуальной ориентацией, на экранах не было.

В связи с этим следует отметить, что телевидение, являясь мощным проводником идей и популяризатором личностей, имеет возможность достаточно быстро объединить неоднородную аудиторию, создать в обществе определённое настроение, повлиять на формирование общественного мнения, подтолкнуть массы к принятию решений или совершению определённых социальных действий. Выразительные средства телевещания способствуют эмоциональному восприятию информации, позволяют доносить её до той аудитории, которая не обладает специальными познаниями в той или иной области и/или не заинтересована в теме сообщения. Эти особенности позволяют рассматривать телевещательную информацию как мощный медийный ресурс, нацеленный на привлечение внимания.

Телевизионная информация воспринимается аудиторией как единое целое, в общем потоке образных составляющих, с сохранением смыслов и ассоциаций, которые возникают в момент просмотра. При этом, как уже говорилось, она характеризуется фрагментарностью. Одна и та же проблема, разделённая на части, представлена в разных, зачастую несвязанных интерпретациях. Это касается как структуры отдельных программ, так и сетки вещания телеканалов в целом, где одновременно существуют различные жанры и формы контента, т.к. современное телевидение активно использует все новые выразительные ресурсы, чтобы удержать внимание зрителей. Информация становится проще, ярче, динамичнее, разнообразнее, но именно поэтому не способствует аналитическому восприятию сообщений, которое так необходимо для понимания сути любой социальной проблемы.

Музыкальное вещание подвержено тенденции создавать на основе реальной действительности её виртуальный вариант, соответствующий политике государства, телеканала и/или авторов программы. Это связано с тем, что социальная повестка особенно ярко проявляется на музыкальных шоу именно при взаимодействии их участников между собой. Ведущие и гости программ привносят в эфир свой личный опыт и транслируют собственное отношение к той или иной проблеме. Положительный аспект прослеживается в том, что такой подход гарантирует актуальность обсуждаемых социальных проблем для массовой аудитории.

Подводя итоги, подчеркнём, что социальная проблематика часто находит отражение в эфире музыкальных телепроектов, однако рассматривается в них довольно поверхностно, что зачастую негативно сказывается на их эффективности в контексте данного дискурса. В современном музыкальном эфире отчётливо прослеживаются тематические тренды, совпадающие с актуальными направлениями социальной политики, и фиксируются те ракурсы в освещении социальных тем, которые соотносятся с трактовкой авторов музыкальных проектов и/или государства. Эмоционально-образная специфика освещения проблем, ориентация на социальное действие, а также использование передовых аудиовизуальных технологий определяют особенности репрезентации социальной проблематики в эфире музыкальных шоу.

 

Выводы по главе 1

1. Единого определения политики не существует до сих пор. Современная наука рассматривает её в трёх основных категориях: как сферу общественной жизни, как один из видов активности социальных субъектов и как тип социальных отношений.

2. Основываясь на характере той сферы, в которой политика имеет регулирующую функцию, традиционно проводят следующее разделение: национальная политика, социальная политика, экономическая политика, культурная политика, демографическая политика, научно-технологическая политика и т.д. По объёму политику можно разделить на долгосрочную и краткосрочную. В классификации политики на основе её субъекта мы сосредоточим внимание на государственном уровне, а также на уровне общественных организаций и движений. Разделение политики по приоритету её деятельности выглядит следующим образом: политика компромиссов и политика национального примирения. С точки зрения содержания политики и её характера, мы рассмотрим прогрессивную и реакционную политику на «Евровидении».

3. На современном этапе в философской и социологической науке выделяют два основных типа социальных проблем: познавательные проблемы, связанные с расширением границ восприятия, и социальные проблемы, основанные на противоречии между существующим и необходимым и требующие усилий всего общества для их разрешения.

4. По источнику происхождения социальные проблемы традиционно разделяют на: обусловленные внутренними особенностями личности или группы; обусловленные политическими, культурными и экономическими отношениями, существующими в обществе; обусловленные явлениями случайного или закономерного характера. Основываясь на степени охвата социальных проблем, выделяют локальные, институциональные, системные и глобальные категории. По уровню, характеру и сфере отношений происходит разделение социальных проблем на политические, экономические, духовные и нравственные, проблемы социально-культурного поля, религиозные и конфессиональные, профессиональные и т.д. Классификация социальных проблем по времени их существования выделяет кратковременные, долговременные, ситуационные и вечные категории.

5. Среди всех существующих в современном белорусском обществе проблем особое место занимают глобальные, охватывающие весь мир и всё население земного шара. На белорусском телевидении социальная проблематика чаще обсуждается в информационно-аналитических программах. В этих проектах, как и на белорусском телевидении в целом, наблюдается перевес экономической и правовой повестки. Репрезентацией проблем духовного, нравственного и социально-культурного поля занимается в основном телеканал «Беларусь 3». Семейная и молодёжная политика государства находят отражение в проектах познавательно-развлекательного телеканала «Беларусь 2». Имидж страны за рубежом формирует телеканал «Беларусь 24». В европейском телеэфире наблюдается большее разнообразие социальной тематики и расширенное представление типологии социальных проблем.

6. Политика чаще косвенно встраивается в структуру музыкальных телешоу, за исключением тех случаев, когда ведущий и/или музыканты делают в эфире политические заявления, и характеризуется, в первую очередь, культурной и социальной направленностью.

7. Социальная проблематика часто находит отражение в эфире музыкальных телепроектов, однако рассматривается в них довольно поверхностно, что зачастую негативно сказывается на их эффективности в контексте данного дискурса.

8. Особенности репрезентации социальной проблематики в эфире музыкальных шоу определяет эмоционально-образная специфика освещения проблем, ориентация на социальное действие, а также использование передовых аудиовизуальных технологий.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.008 с.)