Общемировая социальная повестка на «Евровидении». Отражение социальных проблем стран-участниц «Евровидения» в их конкурсных заявках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общемировая социальная повестка на «Евровидении». Отражение социальных проблем стран-участниц «Евровидения» в их конкурсных заявках



В отличие от политики, социальная повестка на «Евровидении» долгое время оставалась без внимания. Ситуация начала постепенно меняться в конце XX в. Переломный момент случился в 1982 г., когда конкурс выиграла семнадцатилетняя Николь Холох с песней «Ein bißchen Frieden» (рус. «Немного мира»). В своей заявке юная исполнительница описывала красоту природы и через эту метафору призывала к установлению мира во всем мире. Она принесла Германии первую победу, доказав, что песни, не связанные с темой любви, могут победить на «Евровидении».

Постепенному внедрению социальной повестки в структуру фестиваля способствовали два основных фактора: общемировая тенденция к открытому обсуждению социальных проблем и увеличение стран-участниц конкурса. Новые государства присоединялись к «Евровидению», имея свою уникальную социальную повестку, и шоу могло предоставить им площадку для дискуссии и рефлексии. Поэтому количество песен, содержащих социальное послание, значительно увеличилось к 2000-х гг. – когда стигма была снята с многих общественных проблем, а география «Евровидения» заметно расширилась. Эта тенденция сохраняется до сих пор. Некоторые страны стремятся отразить в конкурсных заявках свои социальные проблемы; другие говорят о Европе в целом, большинство – присоединяются к глобальным общественным обсуждениям.

Литву на «Евровидении 2010» представляла группа «InCulto» с песней «Eastern European Funk» (рус. «Восточноевропейский фанк»). Композиция выражала открытый протест против пренебрежительного отношения старого западного мира к «новой Европе» и Балтийскому региону в частности. Посыл песни особенно чётко выражен в следующих строчках: «Да, сэр, мы легальны, хотя и не так легальны, как вы. Нет, сэр, мы не равны, нет, хотя мы оба – часть ЕС». С похожей критикой западноевропейских консерваторов выступила Польша в 2014 г. Страну представляли Донатан и Клео с песней «My Słowianie – We Are Slavic» (рус. «Мы славяне»). Исполнители высмеивали стереотипы, которые влияют на восприятие внешнего образа Польши как отсталой страны на окраине Европы. Анастасия Винникова из Беларуси в 2011 г. выразила патриотические чувства без иронии, напрямую: она выступила с песней «I Love Belarus» (рус. «Я люблю Беларусь»).

С критикой общественных настроений Европы выступили также представители Черногории в 2012 г. Коллектив «Rambo Amadeus» в своей конкурсной песне «Euro Neuro» (рус. «Евро нерво») призывал европейцев объединиться для решения долгового кризиса и помощи бедным странам. Солист группы, завершая выступление на сцене фестиваля, символически вывернул пустые карманы своих штанов. Примечательно, что конкурс в Баку стал для Черногории первым после двухлетнего перерыва из-за финансовых трудностей у канала-вещателя. Ближайшая соседка Черногории, Сербия, в 2010 г. призывала к объединению другого характера. Представитель страны Милан Станкович в песне «Ovo je Balkan» (рус. «Это Балканы») говорил о необходимости сохранить культурное единство государств бывшей Югославии, несмотря на религиозные различия. Заявка отражала общественные настроения Балканского полуострова, уставшего от затяжных гражданских войн.

За объединение нации выступила и Армения в 2015 г. Для «Евровидения» была специально создана группа «Genealogy». В её состав вошли представители армянской диаспоры из Африки, Азии, Америки, Европы и Океании. Они записали песню «Face the Shadow» (рус. «Сталкиваться с тенью»), которая ознаменовала столетие геноцида армян и призвала их жить в мире друг с другом, с самими собой и своими семьями. В том же году Румынию на «Евровидении» представлял коллектив «Voltaj». Их заявка называлась «De la capăt» (рус. «С самого начала») и рассказывала о румынах, которые вынуждены были расстаться со своими детьми, чтобы финансово обеспечивать их, работая в других странах. Через три года группа «Madame Monsieur» из Франции в 2018 г. осудила правительство Евросоюза, неспособное справиться с миграционным кризисом. Их песня «Mercy» (рус. «Милосердие») была посвящена младенцу, рождённому прямо на корабле с беженцами в Средиземном море.

Общественные волнения по поводу действий европейский и мировых властей регулярно находят отражение на «Евровидении». Антивоенная и миролюбивая повестка – одна из превалирующих в конкурсных заявках последних десятилетий.

В 2007 г. израильская группа «Teapacks» представила на фестивале композицию «Push the Button» (рус. «Нажать на кнопку»). В тексте говорится о том, что «мир полон ужаса» из-за риска, исходящего от «некоторых сумасшедших правителей», которые «собираются нажать на кнопку». По сути, песня является отражением тревог израильтян по поводу угрозы ядерной войны с Ираном. В 2009 г. страна отправила на конкурс дуэт Ахиноам Нини, еврейки-израильтянки, и Миры Авад, арабки-израильтянки. Они исполнили песню «There Must Be Another Way» (рус. «Должен быть другой путь», которая выражала надежду на взаимопонимание между разными народами. Певицы описали свою заявку как «призыв уважать человечность». С тех пор на «Евровидении» регулярно призывают к миру и обращаются к общечеловеческим ценностям [45].

Россиянка Дина Гарипова в 2013 г. исполнила на конкурсе песню «What If» (рус. «Что если»), в которой фантазировала о мире будущего без конфликтов и войн. Её соотечественница Полина Гагарина спустя два года выступила на «Евровидении» с композиций «A Million Voices» (рус. «Миллион голосов»), где призывала всех жителей планеты объединиться во имя мира. Молли из Великобритании в 2014 г. продвигала эту же идею в песне «Children of the Universe» (рус. «Дети Вселенной»). На «Евровидение 2017» Албания отправила песню «World» в исполнении Линдиты. Она описывала вызовы современного общества и призывала людей восстать против войн, молясь о мире и любви. Ту же направленность имела песня Богги «War For Nothing» (рус. «Бессмысленная война»). Артистка представляла Венгрию в 2015 г. Во время её выступления на заднем экране транслировались данные о количестве жертв мировых конфликтов и трагедий за последние годы. Уже упомянутая песня Джамалы «1944», с которой она принесла победу Украине в 2016 г., также призывала к миру, рассказывая о геноциде крымских татар в 1944 г. Францию на «Евровидении 2015» представляла Лиза Энджелл. Свою конкурсную песню «N'oubliez pas» (рус. «Помнить») она написала в День перемирия 11 ноября, который посвящён окончанию Первой мировой войны [43].

Одной из наиболее ярких конкурсных песен за последние годы, на наш взгляд, является композиция «Non mi avete fatto niente» (рус. «Вы ничего не сделали»). Её на конкурсе в Лиссабоне представили Эрмал Мета и Фабрицио Моро из Италии. Их заявка посвящена войнам по всему миру и террористическим атакам в Европе и на Ближнем Востоке. В тексте упоминаются Лондон, Париж, Ницца, Каир и Барселона. Песня была написана под впечатлением от взрыва на Манчестер-Арене, который произошёл во время концерта Арианы Гранде в мае 2017 г. [72].

Антимилитаристская повестка на «Евровидении» перекликается с выступлениями, направленными против насилия как такового. Например, представитель Венгрии на «Евровидении 2014» Андраш Каллаи-Сондерс выступал с песней «Running» (рус. «Бежать»). В интервью он рассказал, что посвятил песню своему другу, который в детстве стал жертвой жестокого обращения в семье [74]. Андраш также заявил, что своей заявкой хотел привлечь внимание к проблеме домашнего насилия. Ту же цель ставила перед собой Саня Вучич, представлявшая Сербию на «Евровидении 2016» с композицией «Goodbye (Shelter)» (рус. «Прощай (Убежище)»). Кроме того, девушка сделала акцент на уязвимом положении женщин в обществе. Лаура Ризотто из Латвии в 2018 г. продолжила эту дискуссию песней «Funny Girl» (рус. «Забавная девчонка»).

Наиболее чётко феминистская повестка проявилась на «Евровидении 2019». Тогда представительница Македонии Тамара Тодевска исполнила песню «Proud» (рус. «Горда»). Композиция была представлена публике 8 марта – в Международный женский день. Тодевска посвятила её своей дочери и «всем, кто борется за свои мечты и верит в своё величие» [69]. Во время выступления Тамары на экране позади неё транслировались фотографии женщин её семьи. Авторы песни, Коста Петров и Саня Поповская, расширили послание песни, заявив, что написали её о равенстве целом. По их задумке, композиция должна была праздновать женственность и феминизм, но при этом обращаться к иммигрантам, ЛГБТ-сообществу и «всем, кто борется за свои права» [44].

За расширение прав выступала и Криста Сиегфридс из Финляндии в 2013 г. На конкурсе она представила песню «Marry Me» (рус. «Женись на мне») и во время выступления на сцене поцеловала девушку из подтанцовки. Таким образом Криста призывала правительство своей страны одобрить однополые браки. То же сделали литовцы Моника Линките и Вайдас Баумила в 2015 г. Во время их выступления на сцене случилось сразу три поцелуя: мужчины и женщины – между самими артистами, двух женщин и двух мужчин – между бэк-вокалистами. Примечательно, что в вопросе соблюдения прав ЛГБТ-сообщества Литва является самым консервативным государством Прибалтики и одним из самых консервативных государств Европейского союза. Стоит также отметить, что ещё несколько лет назад такие выступления, как у Кристы или Моники с Вайдасом, на «Евровидении» в принципе были невозможны. Так, солисткам группы «tATu», которые в 2003 г. с песней «Не верь, не бойся» представляли на конкурсе Россию, запретили целоваться на сцене.

Темы толерантности, репрезентации внешнего вида, бодипозитива и самопринятия проникали на фестиваль постепенно. На «Евровидении 2014» исландская группа «Pollapönk» представила песню «No Prejudice» (рус. «Никаких предубеждений»), выступив против закрепившихся в обществе стереотипов. В завершении сценического номера участники коллектива сложили из своих тел буквы слова «love» – «любовь». В 2018 г. разрушать социальные табу призывала представительница Мальты Кристабелль в песне «Taboo» (рус. «Табу»). Билаль Ассани из Франции выступал на «Евровидении 2019» с песней «Roi» (рус. «Король»). Композиция призывала людей оставаться верными себе и не обращать внимания на мнение общества. Вере в собственные силы посвящена также заявка Испании 2016 г. На конкурсе страну тогда представляла Барей с песней «Say Yay!» (рус. «Скажи Ура!»). Исполнительница призывала находить вдохновение в жизненных неудачах.

За расширение общественного восприятия красоты выступала в 2015 г. Бояна Стаменов из Сербии. Её конкурсная песня называлась «Beauty Never Lies» (рус. «Красота никогда не лжёт») и продвигала идеи бодипозитива. Схожий посыл имела победная заявка Израиля в 2018 г. Страну тогда представляла Нетта Барзилай с песней «Toy» (рус. «Игрушка»), в которой нашли отражение ещё и принципы феминизма. В 2014 г. победа досталась Австрии, которая ошеломила публику выбранной участницей – драг-дивой Кончитой Вурст (Томас Нойвирт). Её композиция «Rise like a Phoenix» (рус. «Восстану, как феникс») боролась с предрассудками в современном обществе, рассказывая об их разрушительном влиянии на людей.

Крайне интересной в контексте освещения социальных проблем выглядит песня Марии Шерифович «Molitva» (рус. «Молитва»), с которой она в 2007 г. принесла Сербии единственную победу. С одной стороны, это переживания за судьбу страны после санкций ООН и падения режима бывшего президента Слободана Милошевича. С другой, попытка найти баланс между светской и священной любовью в религиозной православной стране. С третьей, послание о женской силе. С четвёртой, стремление построить однополые романтические отношения (Шерифович – открытая лесбиянка [75]) и при этом не потерять связь с Богом. Истинное значение этой песни обсуждается до сих пор. В любом случае, она говорит не только об общественной повестке Сербии, но также о социальных проблемах Европы и мира в целом. Примечательно, что звучание «Molitva» опирается на эстетику гибридности, заимствуя мотивы и образы из традиционной балканской севдалинки и объединяя их с интернациональным музыкальным стилем баллады.

Были в истории «Евровидения» и песни с общественной повесткой, актуальной во всём мире. Так, Финляндия в 2011 г. оправила на конкурс Акселя Энстрёма с песней «Da Da Dam» (рус. «Да-да-дам»). Текст композиции рассказывал историю мальчика по имени Питер, который решил встать на защиту планеты, столкнулся с всеобщим игнорированием, но продолжил упорствовать. После выступления Оскар получил от журналистов специальную награду «Хрустальное сердце» за освещение проблем экологии. Нидерланды в 2017 г. представляла группа «O'G3NE» с песней «Lights and Shadows» (рус. «Огни и тени»). Девушки посвятили заявку своей больной раком матери и пытались привлечь внимание к проблемам современной медицины.

Организаторы «Евровидения» активно поддерживают дискуссии на актуальные в обществе темы. Они берут у артистов интервью, публикуют соответствующие материалы. Даже слоганы фестивалей последних лет обращаются к социальной повестке: 2013 г. – «Мы едины»; 2014 г. – «Присоединяйся к нам»; 2015 г. – «Возводя мосты»; 2016 г. – «Объединяйтесь»; 2017 г. – «Празднуйте разнообразие»; 2018 г. – «Все на борт». Таким образом, социальная проблематика, в отличие от политики, в структуре фестиваля приветствуется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.007 с.)