Трегубенко Наталья Владимировна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трегубенко Наталья Владимировна,



Преподаватель

 ГБПОУ РО «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления»

Г. Миллерово

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

С 1 апреля текущего года в Миллеровском техникуме агропромышленных технологий и управления (ДСХТ), согласно утвержденному графику началось проведение дистанционных онлайн-занятий для студентов. С целью осуществления качественного образовательного процесса по дистанционной форме обучения, для студентов второго курса, специальности «Право и организация социального обеспечения», была создана группа в социальной сети ВК.

Новый формат обучения предоставил широкий спектр возможностей и перспектив, в том числе, и для организации внеаудиторной самостоятельной работы. Ежедневно в чат «2Ю9 – СР» в соответствии с расписанием выкладывались методические рекомендации и задания для самостоятельного выполнения, которые были представлены в разнообразных формах.

1. Дополнить презентацию.

     Для того, чтобы студенты получали удовольствие от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности использовалась технология проблемно – поисковой направленности[1]. Обучающиеся, знакомясь с новым теоретическим материалом, представленным в презентации, дополняли ее недостающей информацией, сопоставляли факты, приводили конкретные примеры, решали ситуационные задачи, обозначали проблему, делали выводы. Задания подбирались таким образом, чтобы прослеживалась межпредметная связь с общепрофессиональными дисциплинами, общеобразовательными (история, экология, литература, МХК) и социально - экономическими (философия).

2. Создать ментальную карту по изучаемой теме.

      С целью формирования способности самостоятельно усваивать любые понятия и действия и осознания значимости знаний уже в процессе их приобретения, применялись элементы технологии поэтапного формирования умственных действий по III (проблемному) типу обучения (по Гальперину). Объяснение нового материала (с помощью голосовых сообщений в общую группу) начиналось с чего-то известного студенту, как от отправной точки. Чтобы вызвать удивление и интерес, на втором этапе изучаемый феномен представлялся с новой стороны. На третьем этапе обучающиеся путем анализа и создания проблемных ситуаций самостоятельно начинали вычленять свойства, признаки, связи в изучаемом материале, осуществляли развернутое выполнение каждого задания и пошаговый самоконтроль.  На следующем этапе они демонстрировали свернутое выполнение действия с более краткими записями. В итоге материал, переработанный студентами, представлялся в форме ментальных карт – это удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы [2].

3. Анализ научных статей.

     С целью активизации мыслительной деятельности, усвоения обобщенных способов решения проблем, способов исследования, а также более прочного усвоения знаний, использовалась технология проблемного изложения.

Создавалась проблемная ситуация.Студентам предлагалось провести анализ содержания научных статей (не менее 3: две предлагал преподаватель, 1 статью студенты подбирали самостоятельно по предложенной теме) по следующим этапам [3]:

- ознакомление с историей возникновения научной проблемы;

- ознакомление с методами науки, их борьбой;

- столкновение идей, теорий, концепций в современной науке;

- заострение противоречий. Противопоставление фактов. Постановка риторических вопросов о наличии и сути противоречия;

- демонстрация рассуждения при составлении плана решения проблемы;

- рассказ о возможных методах решения проблемы;

- рассказ об истории поиска решения изучаемой проблемы в науке или социальной практике;

- формулирование выводов и обобщений;

- объяснение условий применимости полученного знания в профессиональной деятельности. Материал представлялся студентами в форме сравнительных таблиц и выводами к ним.

        4.Анализ иных источников информации.

    Если в ходе учебного занятия использовалась общая модель исследовательского обучения, то деятельность студентов включала в себя следующие этапы:

- подбор материала, касающегося темы урока (законодательство,

телепередачи, художественные, документальные фильмы);

- обсуждение проблемы и способы ее формулирования;

- планирование исследовательской деятельности (определение целей,

последовательности действий);

- осуществление исследовательской деятельности (построение

гипотез, сбор данных). Последний этап реализовывался студентами самостоятельно. Им предоставлялась ссылка на источники информации, которые необходимо проанализировать. Выполненное задание представлялось студентами в виде эссе, исследовательского проекта.

5. Создание проектов.

Большие возможности для развития компетенций открывает проектная деятельность студента. Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую студенты выполняли в течение определенного отрезка времени. В зависимости от вида проектной деятельности студенты создавали уникальный продукт (видеоролик, презентацию, сборник сказок, компьютерную игру, плакаты, статью и.т.д).

Исследовательские проекты были представлены на конкурсах, фестивалях и научно практических конференциях. Так четыре года подряд студенты специальности «Право и организация социального обеспечения» являлись победителями и лауреатами всероссийского конкурса «Экологический марафон», где представляли свои исследовательские проекты и видеоролики об экологических проблемах родного края.

Ещё одна новая технология появилась недавно – геймификация, которую определяют, как использование компьютерных игр, игрового мышления в образовании и других областях. В игре формируется способность обоснованно, быстро и самостоятельно принимать решения, спокойно воспринимать неудачи,

целенаправленно идти к достижению цели.

Студенты специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» получили благодарность за представление своего проекта – компьютерная игра «Экологический десант» на всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально – экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия».

Таким образом, молодое поколение значительную часть своего времени проводит в виртуальном пространстве, именно там они черпают информацию, в том числе и ту, которую используют для самостоятельной подготовки к учебным занятиям по своей специальности, поэтому переход на дистанционное обучение не вызвал у студентов никаких затруднений, в отличие от нас, преподавателей. Они легко ориентируются в социальных сетях, умело осуществляют поиск, сбор, обработку информации, что существенно влияет на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций.

                                       Список литературы

1. Мазина О. Н. Технология развития профессионального интереса у студентов

профессиональной образовательной организации [Текст] // Инновационные педагогические технологии, Казань - 2017г.  

2. Хакимов Д.Р. Применение в учебном процессе ментальных карт//

Образовательные ресурсы и технологии, 2016’1 (13).

3. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 2016 г.

 

Махаева Полина Анатольевна,

Преподаватель

 ГБПОУ РО «Ростовский -на -Дону колледж

 связи и информатики»

Г. Ростов-на-Дону

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В статье рассматриваются понятия: Самостоятельная работа студентов, цели и задачи самостоятельной работы, принципы организации самостоятельной работы.

Ключевые слова: Самостоятельная работа студентов, принципы организации самостоятельных занятий, особенности организации самостоятельной работы по физической культуре обучающихся во время проведения дистанционных занятий, виды гимнастики.

 Основные понятия: Под самостоятельной работой студентов понимают вид учебных занятий способствующий, наряду с усвоением учебной информации и способов осуществления познавательной деятельности, формированию у обучаемых самостоятельности, учебного труда, готовящего обучаемого к самостоятельной познавательной деятельности.

Формирование здорового образа жизни наших людейв последние годы привлекает пристальное внимание медиков, социологов, специалистов по физической культуре и спорту. У нас в стране, как указано в Законе "Основные направления развития охраны здоровья населения и здравоохранения на период до 2030 года, около 70 млн. человек курят, одна треть населения имеет избыточную массу, большая часть населения страдает от гиподинамии. Как считает Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) здоровье − это состояние полного физического, психического и социального благополучия.  Физические движения и упражнения действуют не конкретно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом, вызывая изменения не только в структуре мышц, суставов, связок, но и во внутренних органах и их функциях, обмене веществ, иммунной системе.

Систематическое, использование физических упражнений - один из обязательных факторов здорового режима жизни.

 Сегодня как никогда раньше каждому человеку нужно ежедневно восполнять биологическую потребность в движении. У каждого человека должна быть своя система. В нашей стране с каждым годом увеличивается число людей самостоятельно занимающихся на стадионах, в спортивных клубах, растет убежденность в важности здорового образа жизни. 

Существуют две главные формы организации физического воспитания студентов: регламентированные занятия, обеспечивающиеся государственными программами и осуществляющихся за счет средств бюджета, и самостоятельные или самодеятельные формы организации физической активности. Самостоятельно занимающиеся студенты должны знать правила проведения занятий, технику выполнения упражнения, владеть навыками самоконтроля. Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Физическая культура» должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья; развитие физических качеств; подготовку к выполнению зачетных нормативов по видам спорта.

 Учебная дисциплина «Физическая культура» в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, "Физическая культура" является обязательным разделом в общегуманитарном и социально-экономическом цикле основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

Самостоятельная работа студента по «Физической культуре» предусматривает выполнение домашних заданий с целью снятия умственного утомления и компенсации дефицита двигательной активности. Практика подтверждает важность выполнения домашних самостоятельных заданий и упражнений, поскольку без них нельзя добиться качественной подготовки к сдаче контрольных нормативов, так же достичь высокого уровня физической подготовленности и работоспособности.

· Целью самостоятельных занятий физической культурой студентов колледжа являетсяформирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели самостоятельные занятия физической культурой предусматривают решение следующих задач:

· способствовать освоению знаний о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, основы здорового образа жизни;

· формировать осознанную потребность в физической куль­туре, здоровом и нравственном образе жизни;

· формировать умение использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

· развивать умение самостоятельно осваивать прикладные двигательные умения и навыки, необходимые в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;

· всесторонне развивать физические качества и обеспечивать на этой основе крепкое здоровье и высокую работоспособность студентов;

· совершенствовать двигательные умения и навыки в избранном виде спорта.

При организации самостоятельных занятий необходимо придерживаться следующих принципов:

- Принцип оздоровительной направленности -решает задачи укреп­ления здоровья.

 - Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями. Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении.

 - Принцип гуманизации. Независимо от предусмотренных задач, в основе любого самостоятельного занятия физическими упражнениями лежит физическое, психическое и социальное благополучие каждого из обучающихся

- Принцип индивидуализации. Доказано, что у каждого человека имеется неповторимое своеобразное сочетание индивидуальных особенностей.

- Принцип рациональности физических нагрузок. Соблюдение этого принципа предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок и их оптимальное сочетание с отдыхом.

- Принцип всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях физкультурой следует целенаправленно развивать основные физические качества — выносливость, силу, гибкость, ловкость и др.

- Принцип уверенности в необходимости занятий (принцип сознательности и активности).     

- Принцип врачебного контроля и самоконтроля.

С апреля 2020 года в мире и в частности в нашей стране, из-за сложной эпидемиологической ситуации, учащиеся и студенты были переведены на дистанционное обучение. В связи с тем, что занятия проводились сидя перед монитором компьютера, без привычных для детей переменок, особую роль приобрели занятия «Физической культурой». 

Во время карантинных мероприятий, наиболее доступными и эффективными средствами физического воспитания в домашних условиях были виды гимнастики: утренняя гигиеническая гимнастика, ОФП (общая физическая подготовка), фитнес, аэробика, ритмическая гимнастика.

Гимнастика - это один из наиболее популярных видов спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Все многообразие гимнастических упражнений в зависимости от специфической направленности объединяются в самостоятельные виды гимнастики. Профессионалами утверждена следующая классификация: оздоровительная, образовательно – развивающая, спортивные виды гимнастики.

Оздоровительные - виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики и вводной гимнастики, физкультуры, физкультминутки, в учебных заведениях, на производстве; сюда включена также лечебная и ритмическая гимнастики.

Гигиеническая гимнастика - используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности и т.д.

Вводная гимнастика - направлена на быстрое вхождение занимающихся, в предусмотренную учебную или трудовую деятельность, она сокращает врабатывание, вхождение в работу.

Физкультурная минутка - и физкультурная пауза - применяется для поддержания физической и умственной работоспособности, искоренения нарушение осанки, локального физического утомления.

Аэробика (ритмическая гимнастика) - считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упраж­нений, элементов художественной гимнастики, хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других, несложных по технике исполнения упражнений. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение.

Атлетическая гимнастика - прекрасное средство и метод развития мышечной силы, приобщение подростков и юношей к систематически занятиям, физическими упражнениями, формирования здорового образа жизни.

В основе программы аэробных упражнений должен лежать принцип равновесия, сбалансированности. В наше время большинство людей - малоподвижны. Они ходят пешком только от автостоянки или автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфета или кафетерия. Двигательная активность - вот в чем нуждается наш организм для нормального функционирования, для укрепления здоровья и достижения хорошего самочувствия.

Положительные результаты дают занятия аэробикой (ритмической гимнастикой), за несколько месяцев занятий у моих студентов выросла выносливость, они преодолели психологический барьер - перестали стесняться себя и окружающих. Их физическое состояние "гармонизировалось" и это не могло не сказаться на эмоциональной и духовной сфере.

Таким образом, занятия аэробикой, учитывая физиологические особенности этого возраста, строятся по следующим правилам:

1. Музыкальные произведения, используемые в занятиях должны пользоваться успехом у молодежи;

2. Широко применять танцевальные средства;

3. Включать в занятия сложно координированные упражнения, широко использовать импровизации;

Во время дистанционного обучения с апреля по июль 2020 года, для того чтобы студенты и преподаватели не уставали сидя за компьютером, не наносили вред своему организму в целом, мною была разработана «спортивная переменка». Многие преподаватели нашего колледжа применяли её в середине своих учебных занятий для разминки и отдыха от основной деятельности. «Спортивная переменка» была размещена на сайте колледжа, во всех социальных сетях и на сайте Министерства образования РО. www.rostobr.ru – раздел Новости; www.rksi.ru; https://vk.com/wall-75021_6532

Музыкальный ритм организует движение, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности и активному отдыху. Главным мотивом для занятий физическими упражнениями и следование здоровому образу жизни является то, что предложенный подход позволит улучшить самочувствие и здоровье.

Хочу закончить мудрыми словами Кеннет Купера: «Если вы укрепляете здоровье, Вам будет хорошо всегда. Если Вы мудро планируете сегодня, то завтра само позаботиться о себе!»

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания.

2. Ильинич В.И. «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики» Москва 2000год.

3. Матвеев Л.Р. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991год.

4. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе. 1998. 160 с.

5. Пидкасистый П. И., Портнов. М. Л. Искусство преподавания. 2-е изд. (Первая книга учителя) М., 2000. 212 с.

6. Семенов Л. А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях; состояние, проблемы, перспективы: Монография. Екатеринбург: Издательство Рос.гос. проф.- пед. ун-та, 2005. 168 с.

7. Туревский И. М. Самостоятельная работа студентов факультетов физического воспитания. М., 2003. С. 118.

8. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

9. Организациясамостоятельной работы по физической культуре в СПО Нефедова Е.А. 2018 г.

10. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев // Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

1. http://lib.sportedu.ru/

2. http://library.krasu.ru/

3. http://livegreen.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.044 с.)