Профессиональное училище №7» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное училище №7»



Г. Ростов-на-Дону

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Национальная политика России в области профессионального образования строится сегодня с учетом мировых тенденций его совершенствования. Одна из тенденций - усиление внимания к самостоятельной работе студентов, обусловленная проникновением информационных технологий во все сферы жизни общества, сокращению становления производственных технологий и, следовательно, необходимостью для большинства населения самостоятельно повышать свою квалификацию и осваивать новые виды деятельности на протяжении всей трудовой жизни. Именно поэтому в информационном обществе, которое часто называют «постоянно обучающимся обществом», основная цель образования - самоопределение и самореализация личности, умение учиться самостоятельно, используя разнообразные источники информации.

В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:

1. Аудиторная

2. Внеаудиторная

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Задача преподавателя - научить студента учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации путем самостоятельного поиска.

В настоящее время в учебный процесс широко внедряются мультимедийные программы обучающего плана. В них воспроизводится теоретический материал, оформленный в виде презентации, в котором текст, графика, звук и цвет призваны обеспечить более эффективное усвоение материала.

В процессе использования мультимедийных программ у студентов повышается уровень активности, интерес к самому предмету. Опыт использования таких программ позволяет сделать вывод о том, что они являются важным средством самоорганизации труда и самообразования студентов. Они с помощью данных программ могут восстановить пропущенный и забытый материал, при этом можно работать и во внеурочное время.

При проведении практических занятий по математике используется табличный процессор MS Excel. Его применение при изучении тем, во-первых, позволяет закрепить навыки создания электронных таблиц, во-вторых, продемонстрирует интегрированность курса и взаимосвязь современных информационных и математических технологий обработки информации и, в-третьих, приводит к эффективному достижению цели. Ряд тем, изучение которых можно углубить посредствам MS Excel: табулирование функции; преобразование графиков; вычисление суммы ряда; решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса и т.д.

В процессе использования данной программы эффективно реализуются следующие цели: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществляется самоконтроль и самокоррекция учебной деятельности; осуществляется тренировка в процессе усвоения учебного материала и самоподготовка студента; усиливается мотивация обучения; формируется умение самостоятельно принимать оптимальное решение в сложной ситуации.

Для организации системы контроля качества усвоения материала необходимо использовать блок электронного тестирования, с выбором правильного ответа. Для оценки уровня знаний используется рейтинговая система.

Уровень сложности заданий обучающих тестов соответствует уровню сложности заданий контрольных тестов по изучаемым разделам. При работе с обучающими тестами студент может обратиться к подсказкам (алгоритм решения, полное решение) и справочным материалам, сравнить свой ответ с правильным ответом.

После работы в обучающем режиме студент проводит контрольное тестирование. В процессе данной работы осуществляется контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности. Очевидно, что такая система контроля стимулирует самостоятельную работу студента и тем самым повышает качество усвоения материала.

Для развития кругозора студентов желательно использовать информационные ресурсы глобальной сети Интернет. Они могут просматривать в сети научно-популярные статьи по изучаемой математической теме, обзоры истории развития данной отрасли математики, биографии ученых, внесших вклад в ее становление. Это позволит наиболее полно раскрыть процесс познания человеком окружающего мира, нашедшего отображение в формировании математического аппарата. Сетевые адреса ресурсов предлагаются для рассмотрения преподавателем или находятся студентами самостоятельно. Составление аннотированного списка ссылок может быть частью исследовательской работы студентов в области математики.

Таким образом, можно сказать, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении студентов. Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения студентами знаний за счет:

· реализации методики проблемного обучения с использованием программ;

· автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому студенту иметь полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

· технических возможностей компьютера, как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;

· развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Использование информационных технологий позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально — исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

Я считаю, что необходимость применения компьютерных информационных технологий в обучении математике является бесспорным фактом. Это позволяет не только повысить интерес к дисциплине, но и более эффективно сформировать умения и навыки решения задач и закрепить теоретические знания по изучаемой теме.

Список литературы

1. Кoмaрoвa Т.C. Мeтoдикa oбучeния. - Мocквa.: Прocвeщeниe, 2014. 160 c.

2. Кулaгинa И.Ю. Вoзрacтнaя пcихoлoгия. М., 2012. 192 c.

 

Раздел 3 УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНЯ

Юрова Марина Николаевна,

Преподаватель

 ГБПОУ РО «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского»

Г. Волгодонск

ПРИМЕНЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время в сфере образования важное значение отводится самостоятельной работе студентов. В современном образовательном процессе самостоятельная работа студентов рассматривается как форма организации обучения, способствующая обеспечению самостоятельного поиска необходимой информации, восприятию и осмыслению учебного материала в ходе аудиторных занятий, улучшению аналитических способностей, приобретению навыков контроля учебного времени, и его планирования.

Современные исследования в области организации самостоятельной работы студента в учебной деятельности В.Буряка, Н. Солдатенко, Т. Лысянской, В.Лугового свидетельствуют об актуальности рассматриваемой темы.

Самостоятельная работа входит в учебный план и считается одним из основополагающих аспектов процесса подготовки специалиста. В структуре учебного процесса самостоятельная работа студента занимает от одной трети до двух третей общего учебного времени[1].

Самостоятельная работа дает возможность повысить эффективность образовательного процесса, активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов. Данный вид работы планируется заранее и выполняется под руководством преподавателя, но без его прямого участия.

Основная цель самостоятельной работы студентов –воспитание у обучающихся осознанного отношения к получению теоретических знаний и практических навыков. Еще одной целью является приобретение обучающимися навыков осуществления творческой деятельности в реализации различного рода задач с применением полученных ранее теоретических знаний, в приобретении необходимых профессиональных компетенций[2].

К самостоятельной работе студента предъявляются следующие требования:

– работа должна быть выполнена студентом в индивидуальном порядке или являться самостоятельно выполненной частью работы группы;

– работа должна быть представлена в виде завершенной разработки или этапа разработки, в которых раскрыты основные проблемные вопросы изучаемой дисциплины и производится их анализ;

– работа должна отражать профессиональную компетентность обучающегося;

– работа должна иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость;

– работа должна включать в свою структуру элементы новизны[4].

Для повышения мотивации студентов к самостоятельной работе, следует включить ее как обязательную часть учебного процесса, необходимую для получения результирующей оценки по изучаемой дисциплине/модулю.

На мой взгляд, эффективным средством организации самостоятельной работы студента, формирующим его профессиональную компетентность как будущего специалиста, выступает рабочая тетрадь.

Рабочая тетрадь является составной частью современного учебно-педагогического комплекса, она способствует увеличению доли самостоятельной работы и личной активности студента. Обычно тетрадь разделяется на тематические разделы и содержит задания для самостоятельной работы студентов. Современные рабочие тетради включают задания, выполнение которых базируется на материале учебника.

Целями применения рабочих тетрадей в профессиональном обучении являются:

– повышение качества изучения материала;

– выработка профессиональных умений и навыков учебной деятельности;

– стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов;

– формирование навыков самостоятельной работы.

Рабочая тетрадь выполняет функции:

1. обучающую –позволяет сформировать у студентов необходимые знания и умения;

2. развивающую – способствует развитию внимания на занятиях;

3. воспитывающую – вырабатывает самостоятельность;

4. формирующую – способствует формированию у студентов навыков самообразования;

5. рационализирующую – обучает рациональной организации деятельности студентов;

6. контролирующую – используется для осуществления контроля и самоконтроля знаний и умений обучающихся [5].

Применение преподавателем в учебной деятельности рабочих тетрадей для выполнения самостоятельной работы способствует оптимизации образовательного процесса и повышению мотивации студента к обучению.

Рабочая тетрадь позволяет студентам выполнять учебные задания без дополнительной консультации преподавателя. При выполнении заданий студент заносит ответы непосредственно в рабочую тетрадь (вписывает, дополняет, отвечает на вопросы, иллюстрирует, систематизирует и т.д.). Некоторые задания в рабочей тетради подкреплены изображениями.

Использование рабочей тетради как формы самостоятельной работы студентов можно реализовать в дистанционном курсе. В нашем учебном заведении данная форма реализованас применением модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle. Примером тетради, разработанной для организации самостоятельной работы в дистанционном режиме выступает тетрадь по дисциплине «Информатика», которая представлена в виде электронного документа (документа формата docx), включающего гиперссылки на теоретический материал по рассматриваемой теме, на термины, Интернет-страницы, презентации и/или видеоматериалы. Такая форма организации самостоятельной работы вызывает интерес у студентов, повышает их активность и усвоение материала.

На мой взгляд, в процессе реализации дистанционного обучения рабочая тетрадь обеспечивает высокое качество подготовки квалифицированных специалистов. Контроль выполнения заданий рабочей тетради при дистанционном обучении является более объективным, так как преподаватель зачастую не знаком с обучающимся, выполнившим самостоятельную работу.

Оценка эффективности использования рабочей тетради при организации самостоятельной работы студентов в режиме дистанционного обучения показала, что уровень освоения дисциплины «Информатика» значительно вырос (рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровень усвоения содержания дисциплины Информатика

В заключении можно отметить, что разработка и применение рабочей тетради при организации самостоятельной работы в режиме дистанционного обучения является современным способом ведения учебного процесса. Рабочая тетрадь позволяет не только организовать эффективную самостоятельную внеаудиторную работу студентов, но и способствует саморазвитию обучающихся, повышению их качества знаний, более глубокому изучению теоретического материала, формирует умения поиска оптимальных вариантов ответа, решений. Применение рабочей тетради как формы организации самостоятельной работы студентов при дистанционном обучении дает преподавателю возможность осуществления систематического контроля заходом выполнения графика самостоятельной работы, анализа допущенных ошибок, оценки результативности студента при изучении курса.

 

 

Список литературы

1. Ботузова Ю.В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного образования // Концепт. – 2013. – №12 (декабрь).

2. Милованова, Г. В. Самостоятельная работа и самообразование - важные условия успешной профессиональной деятельности// Вестник Мордовского госуниверситета. – 2009. – N 2.

3. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.

4. Щербакова, Е. В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам //Актуальные вопросы современной психологии: материалы I Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011.

5. Цюренко О.В. Рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной работы студентов.

 

Доценко Елена Михайловна,

Преподаватель

 ГБПОУ РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»

Г. Новочеркасск

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

В настоящее время в систему профессионального образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии. Особенности науки химии, как общеобразовательной дисциплины в колледже, накладывают серьезные ограничения при удаленном обучении. Так казалось каких-то 10 лет назад. Сейчас данный стереотип полностью разрушен, поскольку наступила эра Интернета. Технология дистанционного обучения (ДО) заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.[1]

Целью ДО является предоставление обучающимся, студентам непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.[2]

Необходимость в таком методе обучения химии обусловлена различными факторами, главными среди которых можно назвать:

• потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей в случае временной изолированности;

• работа с часто болеющими или имеющими особенности развития обучающимися;

• при заочной (экстернатной) форме обучения;

• выполнение проектов и исследовательских работ.

Технологии ДО позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

• создания образовательного пространства;

• формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

• формирования ключевых компетентностей, в т. ч. компетентности в профессиональной сфере.[2]

Дистанционное обучение химии в ГБПОУ РО «НКПТиУ», осуществляется через центр информационных технологий.  В основе создания и сопровождения обучения лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (ModularObject-OrientedDynamicLearningEnvironment). Система ДОMoodle проектировалась в соответствии с педагогикой социального конструктивизма, которая включает совместную работу, активное учение, критическую рефлексию. Простой, эффективный, совместимый с большинством браузеров интерфейс не требует специальных навыков.

Каждый студент, зарегистрированный в системе Moodle, получает доступ к образовательной платформе, на которой можно найти: курсы лекций; методические указания по выполнению лабораторно-практических занятий/работ, самостоятельных работ, контрольных и экзаменационных работ. Для синхронного онлайн-обучения в режиме видеоконференции наиболее подходящими и несложными в использовании являются бесплатные сервисы Skype (Скайп)(https://www.skype.com/ru/) и Zoom (Зум) (https://zoom.us/), менее требовательные к скорости интернета в сравнении с другими сервисами видеоконференцсвязи, но при этом позволяющие осуществлять демонстрацию экрана, чат и обмен файлами.[3]

Отдельные опыты, а иногда и целые лабораторные могут быть проведены обучающимися в т. н. виртуальном режиме. Безусловно, это не самый оптимальный вариант решения проблемы, но он из разряда «лучше, чем ничего». Образцы интерактивных опытов можно найти в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, Федеральном центре электронных образовательных ресурсов.

В сети Интернет можно использовать виртуальную образовательную лабораторию VirtuLab, в которой представлены некоторые опыты по химии (http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=57&Itemid=108). [3]

 Алгоритм разработки дистанционного занятия по химии.[2]

1. Определение темы дистанционного урока.

2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, лабораторно-практическое занятие, т.д.).

3. Определение цели занятия.

4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.

5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.

6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления обучающемуся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.

7. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет)

8. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания работ обучающихся.

9. Определение времени и длительности непрерывной работы за компьютером для обучающихся во время дистанционного урока.

10. Распределение времени урока (для он-лайн режима):

ü   Организационный момент -3 мин.

ü   Мотивация деятельности (Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи) – 5 мин.

ü   Учебно-познавательная деятельность (Актуализация знаний и умственных умений; изучение нового материала) – 55мин.

ü   Интеллектуально – преобразовательная деятельность (закрепление изученного материала) – 20 мин.

ü   Итог урока, рефлексия – 5 мин.

ü   Домашнее задание – 2 мин.

11. Подготовка технологической карты урока, подробного сценария дистанционного урока.

12. Проведение урока.

14. Анализ урока. Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.

15. Составление отчета о проведенном дистанционном занятии.

Сценарий дистанционного урока может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.

Ценность дистанционного метода обучения химии заключается в том, что он распространяется на все формы учебных занятий и направлен на активизацию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся в ходе теоретических, лабораторно - практических занятий, решения химических задач и внеклассной работы.

 

      Интернет-источники:

1. Хелпикс.Орг - Интернет помощник, Дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс]. https://helpiks.org/5-91099.html

2. Лагуткина О.А. Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования. Статья [Электронный ресурс]. https://multiurok.ru/files/distantsionnoieobuchieniie-v-sistiemie-sriedniegh.html

3Клинова М.Н. Общие методические рекомендации по реализации дистанционного обучения по учебному предмету «ХИМИЯ» в основной и старшей школе в условиях эпидемиологической обстановки по коронавирусу. http://iro.perm.ru/information_oo_sub1.html

Огинская Юлия Валерьевна,

Преподаватель

 ГАПОУ РО «Ростовский колледж технологий

Машиностроения»

Г. Ростов-на-Дону

Управление самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного образования (на примере иностранного языка)

Образование является приоритетом любой страны мира. Именно образование является одной из основополагающих ступеней развития экономики, так оно развивает базовые навыки, умения и знания, необходимые для ее развития. А как сделать так, чтобы образование было актуальным и отвечало запросам государства и экономики?

Современный мир и современное образование сложно представить без цифровых технологий. Цифровизация затрагивает все сферы человеческой деятельности, и неудивительно, что образование с каждым днем становится все более цифровизированным, что позволяет готовить квалифицированных специалистов, необходимых для развития экономики.

На уроках иностранного языка цифровые технологии используются наравне, а иногда даже в большей мере, с традиционными методами обучения, и для организации самостоятельной работы по иностранному языку эти методы могут быть всецело использованы. Они делают процесс обучения интереснее, а студента вовлеченнее в обучение. Интерактивные доски, социальные сети, онлайн видео-ресурсы, создание презентаций базируются на индивидуальном подходе к обучающимся, при котором студенты могут проявить свой творческий потенциал, быть свободными при выполнении заданий.

Презентации в Power Point делают выполненные задания нагляднее, использование электронных библиотек с актуальной литературой позволяет улучшить качество знаний обучающихся и сделать их конкурентоспособными по окончании учебного заведения.

Возможность использования сети Интернет позволяет студентам в режиме онлайн посмотреть интересные видео по теме. Например, в ходе изучение страноведческих аспектов иностранного языка можно не ограничиваться учебником, а посмотреть онлайн экскурсию по изучаемой стране, увидеть и услышать речь носителя языка, а так же задать интересующие вопросы. Цифровизация делает образование актуальным.

    Технологии делают самостоятельную работу обучающихся эффективной. Вынесенные темы на самостоятельное обучение больше не кажутся студентам невыполнимыми, так как сейчас по любой теме представлен большой выбор материалов. Изучение тем упрощается наличием онлайн библиотек, вебинаров и лекций, находящихся в свободном доступе. Также возникающие вопросы легко и быстро решаются с преподавателем, с которым можно связаться с помощью социальных сетей, электронной почты, онлайн площадок. 

Электронная среда легко реагирует на изменения в тенденциях образования, что позволяет преподавателю вносить коррективы в ход самостоятельной работы с целью удержания внимания студента, создания у него мотивации к обучению и формированию необходимых знаний и навыков.

2020 год стал толчком для быстрого развития цифровизации образования, в частности из-за перехода на дистанционное обучение. Но если говорить об иностранном языке, то тут вопрос цифровизации не нов, но вот вопрос организации самостоятельной работы обучающихся во время дистанционного обучения и его управления стал остро.

Существует несколько видов организации управления самостоятельной работой: онлайн консультации с использованием онлайн площадок (например, Zoom, Microsoft Teams, Skype); выдача заданий и общение преподавателя и обучающегося через рабочую почту (например, Outlook); работа через программы, разработанные самим учебным заведением (наиболее упорядоченный способ организации деятельности, так как работа над учебной деятельностью и ее организацией была произведена заранее).

Какой из видов управления самостоятельной работой подходит для иностранного языка, и какой из них будет работать наиболее удачно.

Работает ли пересылка и контроль заданий для самостоятельной работы на почту, повышается ли качество обучения, может ли повыситься уровень знаний студентов? С иностранным языком этот вид деятельности не работает. Онлайн консультация с преподавателем намного эффективнее (практически полностью исключается возможность недопонимания заданий по предлагаемой теме для самостоятельного изучения).

Хотелось бы разобрать некоторые сайты и программы, которые в рамках, дистанционного обучения стали как никогда актуальными при организации и управлении самостоятельной работы по иностранному языку онлайн:

- Microsoft Teams: площадка для проведения онлайн консультаций с возможностью трансляции звука, видео, презентаций и доской. Количество участников, подключаемых к конференции неограничено.

- Microsoft Forms: площадка для проведения тестирований, текущего контроля: можно загрузить изображения, схемы, графики. Процесс проверки знаний становится автоматизированным и не требует ручной проверки.

- Quizlet: можно использовать как для изучения новой лексики, так и для проверки уже выученной, а также для проектной деятельности в качестве самостоятельной работы.

- Сайт British Council [4]: интерактивный способ для проработки всех видов языковой деятельности.

- Сайт Ted talks [5]: содержит более 3000 видео материалов на английском языке по любой необходимой теме.

- Сайт Scholar [6]: здесь можно подобрать статьи по тематике работы, рассчитанные на разные уровни знаний.

Дистанционное обучение дало возможность использовать информационно-коммуникативные технологии не только на уроках иностранного языка, но и для организации самостоятельной работы обучающихся.

Многие техники и методы, которые использовались во время дистанционного обучения можно продолжать применять и при организации самостоятельной работы обучающихся после завершения дистанционного обучения.

    Подводя итоги можно сказать, что цифровизация образования, а в частности самостоятельной работы, необходима, так как технологии делают образование актуальным, обучение индивидуальным, студента конкурентоспособным.

Список литературы

1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) Среднее Профессиональное Образование, 2019.

2. Дигтяр О.Ю., Танцура Т.А. Использование мультимедийных средств (podcasts) в обучении студентов на занятиях английского языка в неязыковом вузе. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных трудов. Ответственный редактор: М.В. Мельничук. Москва, 2014: 79 – 84.

3. Петрова Н.П., Бондаренко Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании Мир науки, культуры и образования, 2019.

4. British Council [Электронный ресурс] URL: https://learnenglish.britishcouncil.org/ (дата обращения: 20.10.2020).

5. Ted talks [Электронный ресурс] URL: https://www.ted.com/ (дата обращения: 20.10.2020).

6. Scholar [Электронный ресурс] URL: https://scholar.google.ru/ (дата обращения: 20.10.2020).

Тихонова Нина Петровна,

Преподаватель

Чащина Татьяна Дмитриевна

Преподаватель

 ГБПОУ РО «Ростовский – на – Дону

автодорожный колледж»

Г. Ростов-на-Дону

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Самостоятельная работа в условиях дистанционного образования имеет как свои преимущества по сравнению с очным образованием, так и существенные проблемы.

Нет смысла подробно освещать преимущества дистанционного обучения – они очевидны: это и возможность распоряжаться временем обучения по своему усмотрению, и изучение материала в наиболее приемлемом для данного конкретного человека ритме, в благоприятной обстановке, и снижение скорости распространения инфекционных и вирусных заболеваний.

Но вместе с этим при переходе на дистанционную форму преподавания возникает ряд проблем, которые требуют скорейшего решения.

 1. Это проблемы медицинского аспекта (характера):

2. снижение двигательной активности;

3. повышенная нагрузка на зрение;

4. снижение «живого» общения, что может неблагоприятно сказаться на эмоциональном состоянии людей.

2. Проблемы, непосредственно связанные с процессом образования:

8. значительные затраты времени на самостоятельный поиск нужного материала;

9. у некоторых бывают трудности с восприятием и пониманием изучаемого материала;

10. трудности в адекватном оценивании студентами уровня своих знаний;

11. трудности отслеживания преподавателем процесса работы студентов.

Исходя из вышеперечисленных проблем, можно прийти к закономерному выводу, что нужно контролировать не только результаты самостоятельной работы, но и управлять самим процессом этой работы.

Возможное решение этой проблемы заключается в следующем:

1. Необходимо повышать мотивацию студентов к обучению в любой форме и к самостоятельной дистанционной работе, в частности. Один из действенных способов повышения мотивации – вызвать у студента интерес. Одних можно заинтересовать содержанием предмета, других может мотивировать перспектива получения конкретного результата.

Для повышения мотивации преподавателю следует прежде всего обращать внимание на качество разработки заданий: они должны быть изложены предельно чётко, быть понятны по содержанию и вызывать интерес у студентов.

Как показывает личный педагогический опыт, на практике оказались эффективными комбинированные задания, состоящие из теоретического материала для изучения студентами и тестов для самоконтроля. В ходе их выполнения студенты имеют возможность не только выполнить предложенные задания, но также самостоятельно оценить степень усвоения материала, т.к. к каждому заданию прилагается тест 2-ого уровня. И что ещё более важно, в случае выявления неудовлетворительных результатов, обучающимся предлагаются для изучения небольшие по объёму фрагменты из методических указаний или лекций, с помощью которых студенты могут в дальнейшем повысить свои показатели и справиться с тестом. Тесты 2-ого уровня требуют глубокого понимания материала, поэтому, находя ответы на вопросы теста, студент уже подробно изучает и прорабатывает материал по данной теме. В заключение студентам предлагается уже самостоятельно пройти еще один тест, аналогичный предыдущему.

Результат после прохождения второго теста всегда значительно выше первого, это было многократно подтверждено в ходе занятий.

При этом замечено, что такие задания обычно вызывают интерес у студентов. Также они видят реальный результат от своей работы, в итоге у них повышается самооценка и вера в собственные силы, а это в свою очередь стимулирует их к дальнейшему изучению материала.

2. Вторым фактором, способствующим более эффективному управлению самостоятельной дистанционной работой студентов, является использование электронной платформы Moodle, внедрённой нашим колледжем. Для ее использования требуются определённые навыки и от студентов, и особенно от преподавателей. Поначалу данная платформа может показаться не очень простой в работе, но при приобретении необходимых навыков становятся явными её неоспоримые преимущества.

 С помощью платформы Moodle можно подгружать задания и материалы в различных форматах, оптимальных для каждой конкретной темы. При этом все задания структурированы, разбиты по группам и темам. Чтобы студенты легче ориентировались в представленном материале, на платформе преподаватель имеет возможность на своё усмотрение скрывать от студентов задания других групп, а также задания, которые не рассматриваются в данный момент. Это позволяет предлагать студентам только те задания и материалы, которые необходимы для изучения данной конкретной темы. Стимулирующим фактором для студентов является также то, что на платформе Moodle есть функция ограничения времени для сдачи задания. Преподаватель может установить дату и точное время, после которого студент не сможет прислать выполненное задание. Это стимулирует студентов сдавать задания в установленный срок.

На платформе Moodle также разработана технология проверки выполненных студентами заданий и оценивания результатов.

Подводя итог всего вышесказанного, можно сказать, что в условиях дистанционного обучения (при отсутствии непосредственного «живого» контакта преподавателя со студентами) на первый план выходит умение студента работать самостоятельно. В связи с этим технологии и методы управления дистанционной самостоятельной работой обучающихся становятся особенно важными в деятельности преподавателя. В данной работе были представлены возможные способы решения возникающих трудностей, а также рассмотрены методы управления самостоятельной дистанционной работой, которые применялись авторами в личном опыте преподавания и показали свою эффективность на практике.

Список литературы:

1. Андреев, A.A. Организационно-дидактические схемы Интернет-обучения [Электронный ресурс] / A.A. Андреев // Портал электронного обучения. -Режим доступа: http://www.e-learning.by/Article/ Organizatsionno-didakticheskie-shemy/ELearning.html (20.05.2011).

2. Андреев В.И. Педагогическое управление самостоятельное работы студентов на современном этапе. Методические рекомендации для преподавателей / В.И. Андреев, Ф.Л. Ратнер, М.А. Верещагин. – Казань: КГУ им. В.И Ульянова-Ленина, 2013.

3. Андреева, И.А. Управление самостоятельной работой студентов. – Москва: Компания Спутник+, 2016. - 98 с.

4. Бакланова, Н.Б. Технологии дистанционного обучения: учеб. пособие. –Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2016. - 71 с.

5. Богданова, E.JI. Гуманизация дистанционного образования в условиях модернизации высшей школы/ E.JI. Богданова, M.JI. Прохорова. - М.: Изд-во СГУ, 2009. – 161 с.

6. Лапенок, М.В. Использование информационной среды дистанционного обучения для организации самостоятельной работы/ М.В. Лапенок // Информатика и образование. - 2009. - № 2. - С. 18-22.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.126 с.)