Физкультурно-спортивные традиции патриотического воспитания учащихся как одна из составляющих национальной безопасности беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физкультурно-спортивные традиции патриотического воспитания учащихся как одна из составляющих национальной безопасности беларуси



 

Аннотация. Поддержание и совершенствование физкультурно-спортивных традиций патриотического воспитания учащихся, формирование их психического, физического, умственно-интеллектуального, морально-нравственного и духовного здоровья являются важными факторами, национальной безопасности государства.

Ключевые слова: учащиеся, физкультура, спорт, традиции, воспитание, патриотизм, национальная безопасность.

 

В Республике Беларусь 2018 год был объявлен Годом малой родины, 2019 год был посвящен знаменательной дате празднования 75-ой годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, 2020 год объявлен Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в Содружестве Независимых Государств.

Годы войны забрали – 26,6 млн. человеческих жизней(военнослужащих 8,6 млн. и около 18 млн. гражданского населения СССР). Только Беларусь в 1941–1945 годах в самой трагической и кровопролитной войне потеряла каждого третьего жителя.

Указом президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 года № 408 создан Республиканский организационный комитет и план подготовки и проведения мероприятий по празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков советского народа и Победы советского народа в Великой Отечественной войне [4].

На основании вышеуказанного правового акта Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, первичными физкультурно-спортивными организациями были подготовлены и последовательно осуществляются планы проведения памятных мероприятий, посвященных этим событиям. Кроме этого, в рамках реализации плана мероприятий Союзного государства и в соответствии с планами работы Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации организуются и регулярно проводятся совместные гражданско-патриотические мероприятия среди учащихся и учащейся молодежи Беларуси и России [1-3].

Формирование гражданских и патриотических качеств школьников, их национального самосознания, осуществляется на основе государственной идеологии. Гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры, привитие подрастающему поколению основополагающих общечеловеческих ценностей, идей, убеждений, формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.

С учащимися и учащейся молодежью, физкультурниками и спортсменами в республике проводятся: акции и мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности с использованием потенциалов музеев учреждений образования, спортивных школ и других; происходит посещение памятников захоронений Великой Отечественной войны при прохождении военно-исторических маршрутов и экскурсий (их в Беларуси около 9000), где даются клятвы спортсменов перед открытием спортивных состязаний, мемориальных спортивных соревнований, почитание погибших.

В нашей стране очень много проводится соревнований в память о подвигах, заслугах, выдающихся советских героях Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов. По масштабу проведения – это мероприятия международные, республиканские, областные, городские, но все они служат одной важной цели – воспитанию у школьников и молодежи чувства патриотизма, гордости за свой народ, Родину. Все мемориальные соревнования, как правило, – открытые соревнования и турниры, в которых принимают участие спортсмены Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья. Спортсмены нашей страны ежегодно участвуют в мемориальных соревнованиях, организуемых Содружеством Независимых Государств.

У памятных мест, в местах расположения мемориальных комплексов, обелисков, памятников, братских могил, погибших в годы Великой Отечественной войны, проводятся работы по благоустройству и наведению порядка.

Научные общества учащихся, поисковые клубы, отряды и группы «Поиск», «Следопыт», «Юный патриот», «Нашчадкi перамогi» и др., молодежные поисковые отряды продолжают сотрудничество с местными военными комиссариатами по поиску неучтенных воинских захоронений и уточнению информации о погибших, числящихся в воинских захоронениях как неизвестные. Ими изучаются и описываются памятники военной истории, создаются интерактивные карты, содержащие описание и фотографии изученных объектов. Собранный материал способствует сохранению памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны, а лучшие материалы принимают участие в республиканском конкурсе «Не меркнет летопись Побед» в номинации «Звездочка на карте района».

Особенно актуальными в учреждениях общего среднего образования являются интегрированные уроки, которые способствуют предметному обсуждению с учащимися основных событий Великой Отечественной войны, объективной оценке итогов Второй мировой войны. Так, в сентябре 2019 года в учреждениях образования были проведены единые уроки Памяти, посвященные 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов с привлечением представителей ветеранских организаций.

Особое значение в формировании гражданских патриотических качеств обучающихся и укрепления исторической памяти имеют факультативные занятия «Защитник Отечества», «Юный кадет», «Юный пограничник», «Юный МЧСник», «Юный юрист», «Юный переводчик» и др., особенно в школах с углубленной предметной направленностью.

Большое значение в учебном и учебно-тренировочном процессе учителя физической культуры и здоровья, спортивные тренеры уделяют приобретению занимающимися практических знаний, умений и навыков, физической и психологической устойчивости, необходимых качеств и свойств личности для будущей службы в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь.

В учреждениях образования по предмету «Физическая культура и здоровье», в спортивных школах в учебно-тренировочном процессе, акцентируется внимание занимающихся на роли воспитательного потенциала учебных предметов и дисциплин, приводятся примеры отечественной и зарубежной истории для формирования прочной основы патриотического воспитания детей и учащейся молодежи.

Учреждения общего среднего образования осуществляют взаимодействие с воинскими частями и подразделениями региона по военно-патриотическому воспитанию учащихся. На базах воинских подразделений и школ с углубленным изучением предметов военно-патриотической и спортивной направленности организуются для школьников военно-спортивные, оборонно-спортивные и оздоровительные лагеря, сборы, где проводятся беседы, лекции, исторические викторины, кино-видео лектории с приглашением ветеранов войны и спорта, военнослужащих Вооруженных сил Республики Беларусь, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений по тематике: «Роль патриотического воспитания учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности», «Мы память бережно храним «Великой Победе – 75», «Вклад белорусского народа и народов СССР в Победу над фашизмом», «Историческое значение партизанского движения», «Роль и место образования, физической культуры и спорта в обеспечении Победы в Великой Отечественной войне», «Традиции физического и военно-патриотического воспитания как одна из составляющих национальной безопасности страны», «Увековечивание памяти погибших защитников Отечества и жертв войны. Организация поисково-исследовательской и туристско-краеведческой деятельности. Музейная педагогика», «Духовно-ценностные и социально-исторические предпосылки, обуславливающие превосходство Мира над Войной», «Миролюбивая политика Республики Беларусь на современном этапе» и др. К подготовке вопросов и докладов с презентациями привлекаются и ученики общеобразовательных, спортивных школ.

В лагерях организуются и проводятся соревнования, эстафеты, конкурсы, посвященные памяти героев, выдающихся людей нашего Отечества, как средства воспитания патриотизма школьников и молодежи.

На этих мероприятиях обсуждается, что привело к Победе советский народ, роль образования, трудолюбия, физической культуры и спорта, патриотизма, любви к Родине? Особенно отмечается подвиг физкультурников и спортсменов Советского Союза, Белоруссии в годы войны.

Отдельные ученики представляют слушателям сохраненные семейные архивы документов, наград, фотографии своих дедушек, бабушек (прадедушек, прабабушек), которые прошли сложный военный путь с 1941 по 1945 годы.

Над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, семьями погибших военнослужащих организуется шефство тимуровцами и волонтерами – старшими школьниками, студентами. Активное участие в шефстве принимают поисковые отряды и клубы, пионерские дружины, Общественная организация «Белорусский республиканский союз молодежи». Благотворительные и трудовые акции, посильная адресная помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны заключается: в уборке сельских подворий, домов, обработке приусадебных участков, уход за одиноко проживающими ветеранами, организация торжественных мероприятий «Дом без одиночества», «Доброе сердце – ветеранам», «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом» и др.

Ценнейшим историко-краеведческим материалом являются воспоминания участников Великой Отечественной войны, их родных, близких, полученных в ходе интервью, бесед, рассказов. А фонотеки «Живые голоса истории войны», фотографии, письма, архивные хроники, исторические факты, записанные на аудио-видео носители, регулярно транслируются в СМИ и на каналах национального телевидения Республики Беларусь.

На сайтах учреждений общего среднего образования, физкультурно-спортивных организаций создаются специальные разделы (рубрики) «Великой Победе – 75», оформляются информационные стенды, посвященные празднованию юбилейных дат.

Активно используется практика проведения туристских походов, слетов, звездных походов под руководством педагогов, с участием представителей воинских частей, родителей с посещением памятных мест, встречами с очевидцами событий.

Одной из составляющих воспитательного процесса учреждений общего среднего образования является организация экскурсий в Брестскую крепость, мемориальный комплекс «Хатынь», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Белорусский Государственный музей Великой Отечественной войны, мемориальный комплекс «Трасцянец» и другие объекты воинской славы и музеи.

В целях усиления традиций военно-патриотического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования Беларуси с сентября 2020 года вводится должность заместителя директора школы по военно-патриотическому воспитанию. Данный педагог должен будет реализовывать идеологию белорусского государства по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи и обеспечению военной безопасности.

В последние годы в средствах массовой информации, интернете, телевидении часто искажаются исторические факты реальных событий Великой Отечественной войны иногда из-за незнания истории, а иногда умышленно, при этом принижается роль советского союза, героизм и подвиг народов СССР в Великой Победе.

Осуществление вышеуказанных и других программ патриотического воспитания учащихся будет способствовать:

s приобщению учащихся к гуманистическим общечеловеческим ценностям;

s успешной социализации личности в современном обществе;

s сформированной гражданской культуры, гражданского и национального самосознания;

s  проявлению социальной активности, деятельности органов ученического самоуправления, детских общественных объединений;

s сформированной информационной и политической культуры;

s физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному, духовному и социальному развитию детей;

s сформированной поликультурной компетентности, умений противостоять политическому и религиозному экстремизму;

s увеличению количества занимающихся физической культурой и спортом;

s включение в различные виды социально значимой деятельности;

s осознание детьми и учащейся молодежи важности понимания исторического наследия для будущих поколений.

Поддержание и совершенствование физкультурно-спортивных традиций патриотического воспитания учащихся является одной из важных составляющих национальной безопасности Беларуси и способствует увековечению памяти погибших, пониманию и осознанию того, как сегодня для человечества бесценен мир на Земле.

Литература:

1. Государственная программа «Образование и молодежная политика»: Утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2016 г. № 250: в ред. 11.12.2019 № 855. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/500214194/sid/1a4bafc239a14914b44c4fce3ab0cd34#anchor=Заг_Утв_1. – Дата Доступа: 23.03.2020.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Респ. Беларусь, 13 января 2011 № 243-3: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: в ред. от 23 июля 2019) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

3. О физической культуре и спорте: Закон Респ. Беларусь от4 янв. 2014 г. № 125-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

4. Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 года № 408 О Республиканском организационном комитете [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/uploads/documents/2018/408uk.pdf/ – Дата доступа: 23.03.2020.

УДК 37. 013

Богославец Л. Г.

Канд. пед. н., доцент АлтГПУ (Барнаул, Россия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.014 с.)