Воспитании подрастающего поколения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитании подрастающего поколения



Аннотация. В статье раскрывается роль русской педагогики в воспитании патриотизма подрастающего поколения при анализе работ общественных деятелей России XVIII в. М. Ломоносова, А. Радищева и других.

Ключевые слова: воспитание патриотизма, отечество, гражданско-патриотическое воспитание, культурно-историческая традиция, духовно-нравственное воспитание.

 

В период модернизации и реформирования системы российского образования обновляются духовные ценности, транслирующие потребности современного общества, возрождается активный интерес к национальной культуре, обращается внимание молодежи к вопросам толерантности по отношению к людям других национальностей, в образовательных организациях утверждается приоритет патриотического и гражданского воспитания при формировании таких качеств личности у обучающихся, как уважение к труду, традициям своего народа, любовь к родному отечеству, причастность к судьбе своей страны.

Общеизвестно, что патриотическое воспитание, формирование представлений о родном крае, окружающей действительности, людях труда, героях времен Великой Отечественной войны необходимо целенаправленно начинать на этапе дошкольного детства.

В этой связи в русской педагогике воспитанию патриотизма у детей, молодежи уделялось большое внимание в различных его направлениях: гражданское, духовно-нравственное.

Взгляды политических и общественных деятелей России XVIII века обозначили основные направления в развитии педагогических взглядов на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

М.В. Ломоносов обосновал идею о важной роли нравственно – патриотического воспитания в среде «просвещенного юношества».

Ученый понимал, что будущее России – это дети, вследствие этого, он убеждал организовывать обучение молодежи с учетом интересов своей Родины. Среди основных средств М.В. Ломоносов выделял родной язык и произведения отечественной литературы.

А.Н. Радищев утверждал, то, что у подрастающего поколения необходимо воспитывать гражданскую добродетель, формирование действий, направленных на общественное благо.

Гражданско-патриотическое мужество он считал важным качеством нравственности: «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью» [1, с. 205-206].

А.П.Куницын, русский просветитель XIX в., философ, последователь идей А.Н. Радищева работе «Наставления воспитанникам на открытии Царскосельского лицея отмечал, что в процессе воспитания патриотизма у подрастающего поколения важно «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах…» А. П. Куницын считал, что увеличение преподаваемых знаний будет способствовать внушению любви к Отечеству, родителям, природе, труду.

Следует отметить, что эти положения нашли широкое развитие в исследованиях известных ученых.

И.М. Ястребцов обосновал важный вид просвещения – гражданственный, суть его состоит в формировании способности личности не только управлять природой, но и себе подобными. Он справедливо отмечал, что долг каждого гражданина – исполнять свои обязанности, которые «состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, отечеству и самому себе» [4]. Понятие отечества он определял таким образом: «… оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, в законах, искусствах, языках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями.

Сии произведения кроме физической пользы имеют еще пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее к Отечеству, все ему споспешествующее, все отечественное…» [4, с. 230-231].

Идея народности воспитания получила активное развитие во второй половине XIX в.

Детская душа чувствительна к родному слову, красоте родной природы, народной музыке, хороводным играм и танцам, поэтому народная культура выступает для ребенка началом, формирующим личность. Элементы такой культуры являются составной частью мира взрослого, в котором он осваивает опыт предыдущих поколений.

Значимый вклад в ее обоснование внес К.Д. Ушинский. Важная цель воспитания, по его мнению, - духовное развитие растущего человека, а достигнуть его невозможно без использования культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера. «Любовь к Родине – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» [2, с. 69]. Более подробно он рассматривает это положение в работах «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», «О народности в общественном воспитании».

«Развивая умственные и нравственные силы народа, обогащая его полезными знаниями, возбуждая в нем разумную предприимчивость и любовь к труду, истинное народное образование сохраняет, открывает и поддерживает именно те источники, из которых льется народное богатство» [3, с. 19-20].

Мораль по мнению К.Д. Ушинского находится в самом быте русского народа, 22в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу». [3, с. 123].

Таким образом, главным стержнем является семейное воспитание, в котором комплексно систематизируются цели и задачи общественного.

К.Д. Ушинский обосновал три основные составляющие воспитания: народность, христианская духовность, наука.

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения…» [3, с. 49].

К.Д. Ушинский ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», отмечая в фольклорных произведениях самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сказки, потешки, прибаутки передают от поколения к поколению значимые нравственные ценности: дружбу, трудолюбие, взаимоподдержку, доброту. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [2, с. 89].

Во всех его работах делается вывод о том, что образование с самых первых его ступеней и сама наука должны основываться на заповедях нравственности.

Таким образом, воспитание чувств патриотизма у детей, любви и бережного отношения к природе, уважение к труду, ознакомление с историей родного города, страны, национальными традициями – актуальные и значимые направления в системе деятельности дошкольного образовательного учреждения.

 

Литература:

1. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения / Под ред. И.Я Щипанова. – М.: Госполитиздат, 1949 – 559 с.

2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. – Т. 2. – 665 с.

3. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное / Сост. С.Ф. Егорова. М., 2000. – 256 с.

4. Ястребцов И.М. Об организации души. – М.,1932. – 32 с.

5. Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 224 с.

6. Плеханов А. «Воспитать человека - значит воспитать его душу» // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5. – С. 59.

 

УДК 373.2.01

Богославец Л. Г.

Канд. пед. н., доцент АлтГПУ (Барнаул, Россия)

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается организация продуктивных видов деятельности в ходе патриотического воспитания дошкольников, процесс интеграции мероприятий, событий в структуре проектов патриотической направленности.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, проект, планирование событий проекта.

 

Изменения, происходящие в системе дошкольного образования ставят дошкольные учреждения перед необходимостью пересмотра содержания, целей деятельности, поиска новых путей всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Патриотизм применительно к старшим дошкольникам рассматривается как потребность к активному участию во всех делах на благо семьи, ДОУ, родного города, Родины; наличие у детей таких качеств как гордость за свою страну, чувство собственного достоинства, гражданственность, сочувствие, осознание себя частью окружающей социальной действительности.

В широком понимании патриотизм определяется как олицетворение любви к своей Родине, активна сопричастность к ее успехам и достижениям, ее истории, культуре, миру природы.

Содержательная организация детских видов деятельности в ДОУ способствует значительному влиянию на эмоционально-чувственную сферу дошкольника, его нравственные проявления, суждения, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, позволяет обогащать и уточнять знания, формировать первоначальное чувство Родины – осознанно – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

В настоящий период задачи патриотического воспитания в образовательной организации направлены на семью.

Ведущая роль по передаче ребенку социально-исторического опыта принадлежит семье. В ней ребенок получает уроки нравственности, добра, толерантности, активной жизненной позиции.

В этой связи комплексное решение задач патриотического воспитания возможно лишь при взаимодействии с семьями воспитанников.

Опыт практики свидетельствует, что современные направления конструктивного взаимодействия педагогов ДОУ и семей воспитанников, прежде всего включают отношение к родителям как к партнерам и активное вовлечение их в жизнедеятельность ДОУ, установление доверительных отношений. 

Мы считаем, что взаимодействие ДОУ с семьей – это, в первую очередь, организация совместной деятельности и общения.

Все дальше в историю уходят годы самой жестокой и страшной войны двадцатого столетия, но никогда не забудется величие подвига, совершенного нашим народом.

Мы всегда будем помнить какой ценой мы завоевали Победу. В России нет семьи, которую не затронуло бы военное время, огненное эхо боёв за родную землю.

В педагогическом коллективе МБДОУ «Детский сад № 56» города Барнаула Алтайского края использование проектной деятельности считают эффективным средством воспитания патриотизма в работе со старшими дошкольниками при условии активного участия родителей детей.

Педагоги ДОУ реализуют комплексно различные виды детской деятельности: музыку, рисование, лепку, чтение стихов и художественной литературы, подбирают пословицы о мужестве, смелости, стойкости воинов.

В старших возрастных группах были реализованы проекты информационно-познавательного типа, посвященные периоду Великой Отечественной войны «Георгиевская ленточка» (дети и их родители помещали изготовленные ленточки на стенд, знакомились с кодексом Георгиевской ленточки, получили рекомендации «Как рассказать ребенку о войне»). Итог проекта обозначил выражение благодарности Ветеранам войны, гордость за их подвиг, а также дань памяти погибшим); «Знамя Победы» - на занятиях по изобразительной деятельности дети по своему творческому выбору выполняли аппликацию с символами Победы, мира, труда. Итог проекта продемонстрировал гордость за свою Родину, уважение традиций, почитание героев войны.

Эффективность проектов оценивалась среди дошкольников с помощью диагностических процедур: опросов и анкет: «Что такое война?», «Что такое мир, как ты это понимаешь?», «Что такое День Победы?».

Интегрировано и органично в образовательном процессе педагоги используют методы и приемы проектной деятельности:

s наглядности (рассматривание фотооткрыток, репродукций художников о военном времени);

s игровой (использование дидактических игр, настольных игр «Военная техника», «Военная форма;

s рекламно - информационный (просмотр презентаций, репродукций, экскурсии в залы Боевой славы);

s творческой активности детей (рисование «Знамя победы», «Победный салют», конструирование, лепка «Самолет героя летчика», «Танк – победитель»;

s совместная деятельность детей и родителей, коллективные творческие работы;

s театрализованные музыкальные представления.

В таблице 1 представлено комплексное планирование проектной деятельности в условиях ДОУ.

Таблица 1

Содержание проектной деятельности патриотической направленности

Вид деятельности Содержание Задачи
Познаватель-ная Беседа «почему война называется Великой Отечественной?», «Что такое героизм», «О подвигах и мужестве воинов в Великой Отечественной войне», «Города-герои», «Ордена и медали», «Георгиевская ленточка – символ Дня Победы», «Великие полководцы», «Они приближали Победу» (о тружениках тыла), «Наша Российская армия охраняет и бережет мир»   Развитие активного словаря (Россия, Отечество, защищать, труженики тыла, оборонять, окоп, маршал, генералы, фашизм, захватчики);  воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны; развивать любознательность, кругозор,  расширять представление об армии.
Художествен-ная литература Е. Карасев «Город-герой»; А. Митяев «Почему армия всем родная»», «Землянка»; М. Чернявский «Огненная баллада», С. Баруздин «Шел по улице солдат», Е. Благинина «Шинель», З. Александрова «Дозор», Л. Кассель «Памятник советскому солдату», «Твои защитники», С. Алексеев «Идет война народная», «От Москвы до Берлина», И. Черникова «Награды Родины»; заучивание стихотворения – «Майский праздник – День Победы». Формировать желание знать историю родного города, воспитывать уважение к родному краю.  
Целевые экскурсии - Городской краеведческий музей экспозиции Музей боевой славы. - К памятнику боевой славы, погибшим воинам земли Алтайской. - Художественный музей (репродукции и картины художников) Способствовать формированию чувства гордости за боевые заслуги фронтовиков.  
Музыкально-художествен-ная Рассматривание плаката «Родина – мать зовет! (И. Тоидзе), - прослушивание песен, - рассматривание фото памятников погибшим воинам в различных городах страны, иллюстраций военной техники, конкурс чтецов «И помнит мир спасенный…» Закреплять представление о Дне Победы; воспитывать уважение к защитникам Отечества.  
Игровая Дидактические: «Военный транспорт», «Чья форма, «Ордена и медали»; Сюжетно-ролевые:  «Моряки, «Танкисты», «Разведчики» Подвижные: «Меткий стрелок», «Кто быстрее», «Эстафета», «Принеси важный пакет» Развивать внимание, память, мышление, ловкость. Учить договариваться в игре, самостоятельно распределять роли.  
Творческая Изготовление открыток в подарок Ветеранам, рисование: «Салют Победы, «Букет Ветерану», «Нет – войне!» Конкурс детского рисунка «Портрет героя»; Фотоколлаж «Мой папа – солдат нашей Армии». Лепка «Военная техника» Развивать творчество, инициативу, коллективизм. Учить работать с различным материалом.  
Взаимодейс-твие с семьей Акция к 22 июня «Свеча памяти», выставка семейных фотоархивов «Это было до войны…», фотогазета «Крепка семья – крепка Россия» Совместная акция «Я помню, я горжусь!» Предоставление участникам выразить свои патриотические чувства, связанные с представлениями о Великой Отечественной войне.

 

Таким образом, в ходе проведения мероприятий проектов патриотической направленности создается атмосфера общности интересов, содружества, эмоциональной взаимоподдержки; активизируются и обогащаются умения родителей при воспитании у детей патриотически-гражданских чувств и качеств личности.

Литература:

1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., А.А. Майер. Работа с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 135 с.

2. Евдокимова Б.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 120 с.

 

УДК 373.1.02

Богуцкая Т. В.

Канд. пед. наук, доцент АлтГПУ (Барнаул, Россия)

Богуцкий А. В.

Канд. ист. наук, доцент БЮИ МВД РФ (Барнаул, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.026 с.)