Вклад в Победу над фашизмом учителей и выпускников 1941 года школ станции дёма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад в Победу над фашизмом учителей и выпускников 1941 года школ станции дёма



Аннотация. Когда началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. весь народ встал на защиту Родины. Плечом к плечу сражались представители разных национальностей, разных социальных слоев. Вчерашние выпускники и учителя, имевшие бронь, не могли оставаться в стороне, когда страна была в опасности. Они боролись с фашистами с оружием в руках на фронтах войны. Не всем суждено было вернуться на родную демскую землю. Сохранить память о героях-земляках и передать ее потомкам благородная цель исследовательской работы.

Ключевые слова: учителя, выпускники, демские школы, форсирование Днепра, Рыбалко, братья Гилевы, Пензин, Поляков, станция Дёма.

 

Станция Дёма до войны активно развивалась. Когда-то здесь были пойменные луга и владения Аксакова и других помещиков, в 1887 г. была построена железная дорога и появился разъезд Дёма. В 1936 г. из-за нефтеразработок в Ишимбае пункт Дема превращается в станцию. Здесь появляются объекты соцкультбыта: строятся клуб им. 1 Мая, столовая, хлебопекарня, больница, двухэтажные жилые дома, школы. До этого существовала лишь начальная школа и находилась она по ту сторону железной дороги, недалеко от озера Кустаревское.

В 1937 году на станции открывается школа под номером 48 (ныне школа № 101). Она носила имя советского партийного и государственного деятеля В.В. Куйбышева. Первыми директорами были Поляков В.В., Пензин Н.П. В стенах этой школы в военное время разместится эвакогоспиталь № 5918.

Пензин Николай Павлович родился в 1903 г. в августе 1941 г. призван Уфимским РВК старшим политруком на должность военного комиссара 13 отдельной рабочей роты артиллерийского склада НКО № 730. На фронте был контужен 21. 06. 1942 г., в результате чего выбыл как инвалид Отечественной войны 2-й группы [1].

В железнодорожной школе № 48 учился и Гилев Михаил Иванович, об этом сохранилась справка в семейном архиве Гилевой Нины Ивановны. В справке указано, что Гилев Михаил является учеником 8 класса жел. дор. школы № 48 ст. Дёма жел. дор. им. В.В. Куйбышева. Справка № 204 выдана 24/IX-1941 г. по 31/XII-1941 г. Далее она не продлевалась, хотя в анкетных данных записано образование 10 классов. Со слов сестры Нины Ивановны, ребята его возраста ушли работать в локомотивное депо ст. Дема, затем их отправили на курсы, а потом на фронт. Призван Михаил Гилев Уфимским РВК 02. 02. 1943 г. в звании рядового. А уже спустя полтора года он был награжден медалью «За отвагу» 04. 08. 1944 г. В наградном листе в приказе по 740 Стрелковому полку 217 Стрелковой Унечской Краснознаменной ордена Суворова дивизии так описан его подвиг: «стрелка 5 стрелковой роты рядового Гилева Михаила Ивановича за то, что он в бою за дер. Святое озеро и гор. Бобруйск под сильным арт. минометным огнем противника, в брод через реку, бесперебойно обеспечивал подразделение боеприпасами и горячей пищей. В этих же боях вынес с поля боя 14 раненых бойцов и офицеров с их личным оружием» [2]. Почему так важно было вынести с поля боя раненого и его личное оружие мы можем узнать из приказа наркома Обороны СССР тов. Сталина, опубликованного в газете «Красная Звезда» в августе 1941 г.: «Оружие неотделимо от бойца. Оно вручено ему народом для защиты отчизны. С ним он бьется против ненавистного врага, его огнем он должен проложить путь к победе. Каждая винтовка, каждый пулемет — это важнейшая государственная ценность. Воин Красной армии ни при каких обстоятельствах не имеет права оставлять доверенное ему оружие. Бросить оружие — это значит отдать его врагу, ослабить наши силы и увеличить силы фашистов. Вот почему, подбирая раненого, надо одновременно обязательно выносить и его оружие» [3, стр. 1]. В описании подвига написано «вброд через реку», как не вспомнить в связи с этим, что до войны мальчишки летом гурьбой бегали на Кустаревское озеро купаться, так как жили на "той стороне", за железнодорожными путями. Кустаревское озеро длиной 1300 м и шириной 95 м протокой соединено с рекой Демой, любимое место отдыха и рыбалки для жителей Дёмы, для мальчишек вплавь переправлявшихся через озеро и обратно, это было хорошей тренировкой, физической закалкой. Летом 1941 г. началась война и учеба в школе для них завершилась. Парней призвали на учебу в специальные военные училища, где они полгода, иногда дольше осваивали военную специальность.

Старший сержант Гилев Михаил Иванович в июле 1945 г. демобилизовался из Восточной Пруссии. В Москве пошел на базар и отстал от эшелона, догонял его в Уфе и 22 июля вернулся в Москву. За скупыми строками из карточки военно-пересыльного пункта скрывается, скорее всего, сильное желание побывать дома и навестить родных после долгой разлуки на войне. В Мосгорвоенкомате его отправили для дальнейшего прохождения службы. Ведь он не прошел срочной службы, а сразу попал на фронт. Есть фото Михаила на память сестренке Ниночке, сделанное в период службы в г. Москве в Дивизионной партийной школе, дата 17.04.1947 г.

Среди одноклассников Гилева Михаила было, судя по фото, сделанном 1/III- 1941 г. 15 мальчишек. К сожалению, не о каждом сохранились сведения, но есть информация еще об одном друге детства –Акбарове Сабите.

Акбаров Сабит Абдрахманович родился в 1924 г. в г. Бугуруслан Чкаловской области. Во время развития ст. Дема семья, видимо переехала в Дему, т.к. проживали они в районе, где размещались дома рабочих железной дороги, на «той стороне» ул. Оренбургская (затем названная ул. Локомотивная). Получил образование 8 классов средней школы № 48 ст. Дема. Затем с февраля 1942 г. по июль 1943 г. курсант спецкурсов при 8 отделе штаба Южно - Уральского военного округа. Июль-август 1943 г. находился в резерве учебно-резервного центра г. Москва. С августа 1943 г. по февраль 1944 г. помощник начальника штаба по шифровально-штабной службе 20 гв. Воздушно-десантной бригады Московского военного округа. С февраля 1944 г. по февраль 1946 г. Сабит занимает должность помощника начальника 6 отделения штаба 227 стрелковой дивизии отдельной приморской армии 2-го Украинского фронта. Прошел войну без ранений и контузий. Награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За победу над Германией». В наградном листе гв. лейтенанта Акбарова Сабита на представлении к ордену «Красной Звезды» написано: «В боях против немецких захватчиков проявил себя смелым и решительным офицером. Много работает над организацией скрытого управления войсками и по улучшению ведения секретного делопроизводства в дивизии, так же отлично работает по обеспечению шифрсвязью командования дивизии в любых условиях боя» [4]. В возрасте 20-ти лет он был удостоен правительственной награды – ордена Красной Звезды.

До войны станция Дёма была не большой по численности населения, в 1939 г. по данным республиканского архива, в поселке проживало 6 350 человек.

В октябре 1939 года на месте болотистого пустыря открывается еще одна школа № 39 (ныне 113-я). Первым ее директором стал учитель основ дарвинизма Павличенко Анатолий Максимович. Драматично сложилась судьба ее первых учеников и учителей. В 1941 г. на фронт ушли директор школы, некоторые учителя и старшеклассники. Многие из них погибли на полях сражений, не дожив до Победы. Не вернулись с войны около 40 человек. В годы войны в здании этой школы работал эвакуированный цех московского завода, на котором изготавливались детали для минных взрывателей. Дети же обучались в подсобных помещениях, вагончиках и складах.

Среди старшеклассников, окончивших школу № 39 был и Рыбалко Иван. Рыбалко Иван Игнатьевич родился в деревне Надеждино Мелеузовского района Башкирии. Сегодня этой деревни не существует, поэтому станцию Дёма, куда переехала жить многодетная семья Рыбалко, со всей справедливостью можно назвать второй родиной Ивана Игнатьевича: здесь был их дом по улице Ухтомского (сегодня на месте дома стоит киоск «Союзпечать»), сам Ваня Рыбалко сажал тополя с обеих сторон калитки, эти тополя и по сей день украшают улицу, здесь он закончил школу №39 (сегодня МБОУ СОШ №113), подростком пас колхозное стадо на краю Демы, отсюда его призвали на фронт и сюда он вернулся после войны. Похоронен Иван Игнатьевич на старом Демском кладбище.

В архивах школы №113 сохранились документы, подтверждающие, что действительно, ученик Рыбалко Иван обучался здесь и получил аттестат именно в школе №39 (ныне №113), одноклассники вспоминают его веселым, озорным мальчишкой, такими бывают все ребята его возраста. К учебе относился серьезно и по хозяйству помогал матери как единственный оставшийся после ареста отца мужчина в доме. Отца арестовали как кулака, хотя его хозяйство трудно было назвать зажиточным: коза и две курицы. Чтобы поддержать мать и пятерых сестер, Иван Рыбалко подрабатывал после занятий в школе. Получалось по-разному, но чаще это был выпас скота, небольшие работы в качестве ученика токаря в геологоразведочной партии.

На фронт был призван в феврале 1943 года, после окончания шестимесячных курсов военного пехотного училища сразу попал на Курское сражение. Но боевое крещение Рыбалко И.И. получил при форсировании Днепра в сентябре 1943 года. Эту реку позднее назовут рекой Героев – страшную цену пришлось заплатить нашим войскам за то, чтобы перебраться на другой берег, но Иван Рыбалко стал «Первым из первых» - именно так назовет свой очерк о башкирском Герое писатель Иван Сотников (который до войны был учителем и директором средней школы). Здесь была и первая для Ивана Игнатьевича медаль «За отвагу», и первый счет уничтоженных фашистов пулеметчика Рыбалко [5]. В декабре 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Потом были тяжелые ранения, госпитальные палаты. Только в 1946 году он вернулся в родную Дему. Закончил кооперативный техникум, потом работал в Уфимском военкомате, был активным членом Демского совета ветеранов войны и труда.  

И все это время не забывал родную школу. Он бывал здесь часто, ни одно мероприятие не обходилось без его доброго слова, обращенного к ребятам. Сегодня они, уже взрослые и самостоятельные, вспоминают эти Уроки мужества с настоящим Героем, который жил с ними по соседству, который учил любить родину, большую и малую, учил ценить мирное небо над головой и мирный труд на благо родины.

Иван Игнатьевич был почетным гостем при открытии школьного музея «Добрая память» в 1986 году и сделал первую запись в книге почетных гостей. Теперь в этом музее бережно хранятся его портрет работы художника-ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Лавренова Н.В., жителя Демского района, подлинные документы и фотографии, принадлежащие Рыбалко И.И. Но самое главное то, что в школьном музее, хранят память о жизни и подвиге выпускника этой школы.

В Демском районе Уфы тоже помнят Героя войны. Здесь живут его одноклассники, соседи, друзья детства. Именно здесь было решено установить памятник герою, и в октябре 2008 года в сквере имени 112-й Башкавдивизии был открыт бюст Героя Советского Союза Рыбалко И.И. Автор этой работы скульптор Хамит Галиуллин никогда не видел Ивана Игнатьевича, но благодаря фотографиям Героя, рассказам людей, знавших его, создал замечательный скульптурный портрет. На открытии памятника было много людей: родственники Ивана Игнатьевича, простые жители Демского района, которые знали Рыбалко И.И., школьники и их родители, учителя и ветераны Великой Отечественной войны.

В память павших в годы войны учеников и учителей школы № 39 на ее территории по инициативе учащихся и педагогов был воздвигнут обелиск (в 1967 г.), открыт школьный музей «Добрая память» (1987 г.). В 2018 г. обелиск в школьном дворе был обновлен, но надпись на нем сохранили прежнюю:

«И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел

И Родину сберёг».

(М. Исаковский).

75 лет назад завершилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг., самая страшная войны в истории человечества. Она из вчерашних мальчишек сделала Героев, перечеркнула все их планы на мирную жизнь, многие не вернулись. Возможно, мы никогда не узнаем, о чем мечтали выпускники и учителя школ станции Дема в 1941 г., но память о них, их подвиг мы сохранить обязаны. Сохранить и передать молодому поколению, выросшему в мирное время.

Литература:

1. Память народа. https://pamyat-naroda.ru/

2. Память народа. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie36747640/

3. Газета «Красная звезда» № 201, 27 августа 1941 г.

4. Память народа. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie41517565/

5. Иван Сотников. Первый из первых.

 

УДК 378.147

Вековищев Н. В.

Канд. филол. н., профессор МГОУ (Москва, Россия)

Вековищева С. Н.

Канд. филол. н., доцент МГОУ (Москва, Россия)

Горбачева О. А.

Канд. филол. н., доцент МГОУ (Москва, Россия)

 

ГИБКИЙ ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СИНХРОННОМ АСПЕКТЕ (ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ)

Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка дать краткий обзор основных этапов становления всеобщего обязательного среднего образования в СССР. Особый интерес представляют воспоминания очевидцев, являвшихся свидетелями исследуемых изменений учебного процесса. Рассматриваются методы достижения главной образовательной цели - воспитания гармонически развитой личности, обладающей целым рядом знаний, умений и навыков. Делается вывод о преемственном характере образовательных намерений и образовательных целей на протяжении развития системы образования в 20 веке. 

Ключевые слова: система образования, всеобщее обязательное образование, образовательные цели, психологический эксперимент

 

Система образования традиционно соответствует уровню развития общества и отвечает требованиям и вызовам современного общества. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты имеют очевидный практикоориентированный и компетентностный подход. Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» № 940 от 07.08.2014, вступивший в силу с 01.09.2014, среди прочего предполагает овладение в процессе учебы следующими компетенциями:

2. Применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;

3. Составление словников;

4. Обработка русскоязычных и иноязычных текстов;

5. Способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;

6. Способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма…;

7. Готовность принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию…;

8. Владение культурой мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи [3].

Перечисленные образовательные цели, несомненно, направлены на формирование личности активного, патриотически воспитанного гражданина, что демонстрирует наличие подобных образовательных намерений на протяжении развития системы образования в 20 веке. Безусловно, в новом документе нашли отражение тенденции к компьютеризации и цифровизации.

Попробуем разобраться, является ли это действительно новшеством или документ просто приобрел иную форму в виде вербального описания того, что сопровождает человечество на протяжении веков. Обучение следующих поколений всегда происходило в минимальном необходимом объеме. Начиная с тех времен, когда знания передавались только от жреца к жрецу, и только те, которые были необходимы для управления народом и фиксации исторического развития. В дореволюционной России вопрос о всеобщем обучении поднимался неоднократно (начиная с 1908 г.), но не получил общегосударственной поддержки. Лишь в октябре 1918 года ВЦИКом было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», узаконившего обязательное совместное бесплатное образования до 17 лет и широкое профессиональное образование для лиц старше 17 лет. Такие изменения были продиктованы в том числе курсом Правительства на индустриализацию. Государству и обществу потребовались специалисты, умеющие работать на станках, широко распространенные с 1920 по 1940 годы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) давали возможность одновременно работать и получать необходимые умения и знания, в том числе от опытных наставников.

В 1930 году по решению ЦИК и СНК СССР вступило в силу постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» и было внедрено повсеместно к 1934 году. Это повлекло за собой необходимость подготовки профессиональных педагогических кадров и, следовательно, открытие педагогических училищ и учительских институтов. Активно формируется чувство коллективизма, дети посещают кружки БГТО (будь готов к труду и обороне) для 5-7 классов, ГТО (готов к труду и обороне) – для 8-10 классов, ГСО (готов к санитарной обороне) – для девушек, сдают нормативы на значок «Ворошиловский стрелок», открываются заочные курсы по изучению иностранных языков.

Ситуация в мире и в СССР, в частности, в годы Великой отечественной войны потребовала от общества высочайшего патриотизма и самоотдачи. Безусловно, это не могло не найти отражения в школе. Детям внушалась мысль о том, что их отличная успеваемость – это вклад в победу. Именно поэтому, когда не было возможности приобрести принадлежности для писания, дети вставляли перо в прутик от веника и вместо чернил макали его в сок бузины (Из воспоминаний школьников военных лет). Поскольку мобилизация взрослого мужского населения имела место в июне, не успели заготовить топливо для школ и больниц. Чернила замерзали, ученики находились в помещении в верхней одежде и варежках. Несмотря на такие сложности, успеваемость составляла    72-75%. Это является еще одной яркой иллюстрацией известной фразы Ав. Линкольна: Кто хочет – ищет возможности. 

В результате массовой эвакуации мирных жителей с западных территорий и Москвы, переселения сотен тысяч беженцев, эвакуации образовательных и производственных учреждений, мобилизации учителей-мужчин и пр. сельские школы становятся переполненными, занятия проходят в две или даже три смены, учащиеся 9-10 классов проводят занятия в 5-7 классах. Система образования претерпевает целый ряд существенных изменений.

В учебный план вводятся новые дисциплины, проводится целый комплекс воспитательных, информационных и специальных обучающих мероприятий. Вот некоторые из них.

В рамках вновь введенной дисциплины Военное дело, которую преимущественно вели бывшие солдаты, комиссованные из армии по ранению, занимающие позицию заместителя директора, в оборудованных кабинетах будущих бойцов учили:

s Ползать по-пластунски

s Собирать и разбирать затвор винтовки образца 1891 г.

s На манекенах обучали штыковому бою

Под лозунгом «Все для фронта, все для Победы» осенью 1941 г. собирали теплые вещи, преимущественно шерстяные носки и варежки для солдат.

Еженедельно с семиклассниками директор школы проводил политзанятия, рассказывал о событиях на фронте за неделю. Естественно, здесь формировался и патриотизм, и коллективизм, и чувство ответственности за судьбу близких, народа, отечества. Регулярно проводились смотры строя и песни. У каждого класса была своя военно-патриотическая песня.  

Часть мальчиков 5-7 классов бросили учебу, чтобы заменить отцов на трудовом фронте: уход за лошадьми, выпас крупного рогатого скота, работа в колхозе – все, на что хватало сил и умений у школьников.

Поскольку процесс перехода на всеобуч еще не был завершен в полном объеме, и не все понимали важность получаемого образования для формирования личности и дальнейшего карьерного роста, в связи с чем оставались в одном классе по 2-3 года, по достижению ими 14-летнего возраста, их отправляли на месячные курсы фабрично-заводского обучения (ФЗО). По окончании этих курсов они заменяли мужчин у станков, работая по 12 часов, внося свой вклад в общее дело приближения Великой Победы. Большинство из них так и не получат полного среднего образования, не говоря уже о высшем.

В 1943 году открываются школы рабочей молодежи для получения среднего образования без отрыва от производства, в 1944 – школы сельской молодежи (вечерние школы), которые существуют до настоящего времени.

В то же время учащихся мотивировали, например, введением в 1944 году выпускникам золотой медали «За отличные успех и в обучении, труде и примерное поведение». Она давала право поступления в высшие учебные заведения без вступительных испытаний.

Летом 1942 г. девушек направили на лесоразработки и заготовку торфа (изнуряющий труд, по воспоминаниям участников), чтобы обеспечить отопление школ и больниц в зимний период, а, следовательно, нормализовать и учебный процесс, и лечение.

Некоторые изменения были связаны с призывным возрастом. Перед войной он составлял 19 лет. С началом войны снизился до 18, в 1942 – до 17 лет, вчерашние школьники учились воевать на фронте. С 1943 года призывали в армию с 17 лет, но на фронт стали отправлять после года обучения в тылу. 

В послевоенные годы внимание Правительства активно переключилось на развитие всеобщего среднего обязательного образования.

Проведенное исследование показывает, что система образования в любой исторический момент своего развития имеет своей целью воспитание гармонически развитой личности, обладающей целым рядом знаний, умений и навыков (совр., компетенций), которые помогают легко адаптироваться в обществе. В 60-е годы проводился психологический эксперимент: перед школьниками высвечивались две мишени: на одной высвечивалось, например, 15 огоньков, обозначающих, что приблизительно столько одноклассников уже высказались за личностные ценности. На другой горели 2-3 лампочки, символизирующие, что так мало одноклассников поддержали важность общественных интересов. Большинство участников эксперимента, удивившись, выбирали мишень в пользу коллективизма и преобладания общественных интересов над личностными.

Вероятно, современные дети в силу изменившихся приоритетов в обществе выбрали бы другую мишень в качестве цели, реализующей преобладание личностных интересов. Открытым остается вопрос, насколько это опасно для нас как для общества с древними культурно-историческими ценностями, народа, способного отстаивать свои коллективные интересы, объединяться ради решения вопросов безопасности и счастливого смеха детей.

 

Литература:

1. Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. – Т.1. – М., 1993.

2. Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании: Сб. документов за 1917-1947 гг. – М.; Л., 1947.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт            высшего образования № 940 от 07.08.2014. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-07.08.2014-N-940/ (дата обращения: 11.03.2020)

 

УДК 378

Востроилова Е. В.

Канд. пед. н., доцент ВГПУ (Воронеж, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.041 с.)