Военно-патриотическое воспитание как основа формирования нравственных качеств личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военно-патриотическое воспитание как основа формирования нравственных качеств личности



Аннотация. В статье рассматривается роль системы военно-патриотического воспитания в процессе формирования нравственных качеств личности подрастающих поколений. Определяются сущность, функции и содержательная направленность военно-патриотического воспитания, а также связь данного направления воспитания с формированием патриотического сознания молодежи.

Ключевые слова: личность, система, воспитание, качества личности, военно-патриотическое воспитание, патриотизм.

 

История развития воспитательной системы в нашей стране свидетельствует о том, что в определенные ее периоды именно направление военно-патриотического воспитания было наиболее актуальным и эффективно функционирующим. С середины 60-х годов двадцатого века существующая в нашей стране система военно-патриотического воспитания являлась образцом для подражания многих зарубежных государств. Проблем подготовки к военной службе и военно-патриотического воспитания молодежи в СССР фактически не существовало.

Традицией истории нашей страны всегда являлось исполнение воинского долга, верное служение своему Отечеству, что особенно ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны. Совершенно очевидно, что именно военно-патриотическое воспитание является одним из важных факторов обеспечения военной безопасности, особенно в условиях происходящих изменений на международной арене, в сознании людей и общественном мнении. Военно-патриотическое воспитание, с нашей точки зрения, должно занимать достойное место среди других направлений воспитания российской молодежи.

Многие отечественные ученые уделяли внимание вопросам воспитания патриотизма у подрастающих поколений. Так, К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость воспитания любви к Родине, осуждал желание чернить историю своей страны, ее обычаи [1].

Основой нравственности считал патриотическое воспитание известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский, который подчеркивал, что именно со школьной скамьи важно воспитывать в детях стремление к беззаветному служению Родине [2].

Особую значимость патриотическому воспитанию придавал еще один великий русский педагог А.С. Макаренко, который считал, что патриотизм проявляется не только в героизме, но и в ежедневном труде на благо Родины. Воспитание патриотизма он связывал с воспитанием коллектива, где каждый обладает социальной ответственностью, дисциплинированностью, самостоятельностью [3].

В современных научных работах также уделяется внимание как воспитанию патриотических качеств в целом, так и военно-патриотическому направлению воспитания молодежи. Так, в работах К.Ш. Ахиярова, А.С. Гаязова, А.В. Беляева рассматривается связь военно-патриотического и гражданского воспитания; исследователь Ш. Хайрулин рассматривает вопросы военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов. Как направление воспитательной работы военно-патриотическое воспитание рассматривается в разных аспектах: его связывают с идейно-политической деятельностью, нравственным воспитанием и определяют как отдельное направление.

Безусловно, военно-патриотическое воспитание обладает своей спецификой, но его актуальность на современном этапе развития общества обусловлена рядом причин. Прежде всего – это появление новых угроз безопасности, расширение возможностей возникновения вооруженных конфликтов в разных точках мира. Сокращение продолжительности воинской службы в нашей стране диктует необходимость заблаговременной подготовки к ней молодежи допризывного возраста. Еще одной причиной можно назвать безуспешный поиск на протяжении многих лет альтернативного военно-патриотическому воспитанию направления.

Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении ее военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз [4].

Сущностью военно-патриотического воспитания является системная, целенаправленная работа по формированию у граждан, особенно у подрастающего поколения, высокого уровня оборонного сознания, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для защиты Отечества. Одновременно это процесс, включающий в себя овладение военно-техническими знаниями, физическое совершенствование личности.

Содержание военно-патриотического воспитания подрастающих поколений определяется его целью, которая включает в себя две основные взаимообусловленные задачи. Первая задача направлена на развитие у российской молодежи таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способность активно участвовать в процессе укрепления нашего общества и государства. Вторая задача связана с воспитанием у молодежи допризывного возраста готовности к качественному выполнению специфических функций обеспечения военной безопасности страны в условиях воинской деятельности.

Основная социальная функция военно-патриотического воспитания как системы связана с укреплением обороноспособности страны, активным целенаправленным воздействием человеческого фактора на этот процесс. Кроме этого, в отношении отдельного индивида, класса или социальной группы, система военно-патриотического воспитания влияет на формирование чувства исторической ответственности за судьбу Отечества, постоянной готовности к ее защите, оборонного сознания граждан и нравственное развитие личности.

Анализ современной теории и практики патриотического воспитания граждан свидетельствует о признании его необходимости на государственном уровне. Статья 59 Конституции РФ гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» [5]. Именно закрепленная конституционная обязанность является основой построения системы рассматриваемого воспитательного направления.

Процесс формирования патриотизма и героизма как качеств личности, остро востребованных гражданским обществом, может протекать более эффективно, если приобретет характер системы героико-патриотического воспитания, в которой:

- налажено взаимодействие между субъектами в решении индивидуальных проблем самореализации личности, ее интересами;

- отбор содержания обусловлен социальным заказом гражданского общества и необходимостью поддержания целостности и стабильности развития демократического государства как гаранта безопасности социальной системы;

- цели героико-патриотического воспитания, задаваемые в этических координатах гражданского общества, подчинены психолого-педагогическим закономерностям индивидуального развития [6].

Высокий уровень патриотизма является важнейшим источником стойкости морального духа. Вместе с тем необходимость перестройки подходов к военно-патриотическому воспитанию объективно обусловлена возросшими интересами и запросами россиян, обстановкой на международной арене, особенностями внешних взаимоотношений между государствами.

Система военно-патриотического воспитания выполняет ряд основополагающих функций, а именно:

- формирование оборонного сознания и военно-политическая ориентация, в процессе осуществления которой формируются чувства патриотизма,

политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание важности выполнения этой роли как гражданского и воинского долга;

- формирование готовности населения к ратному труду защиты своего Отечества, укрепление осознания социальной значимости воинской службы, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности;

- коммуникативная функция, заключающаяся в обеспечении преемственности социального опыта поколений в сфере вооруженной защиты Отечества;

- формирование нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, создание героико-нравственных духовных идеалов [7].

Обозначенные функции определяют и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним относятся: всесторонняя пропаганда необходимости защиты Отечества и обеспечения высокой обороноспособности страны; информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, российской военной политике; воспитание молодого поколения на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование у граждан страны высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Родины; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности.

Система военно-патриотического воспитания не является закрытой, она активно взаимодействует с внешней социальной средой. Безусловно, механизм этого взаимодействия не простой, так как множество спонтанно возникающих явлений и процессов могут оказывать на нее сильнейшее воздействие, наряду с целенаправленной, хорошо отлаженной работой. Примером спонтанного воздействия может служить формирование общественного мнения на фоне противоречивой международной обстановки, так как граждане зачастую в гипертрофированном виде склонны давать особую оценку различным событиям. И здесь возможны два варианта формирования общественных настроений – пацифистские или неуверенность, беспокойство, переходящие в панику. Именно поэтому система военно-патриотического воспитания должна быть постоянно нацелена на снятие дестабилизирующего влияния внешних факторов.

В научной литературе система военно-патриотического воспитания определяется как совокупность ряда подсистем, и оценивается по нескольким параметрам:

- по результатам отдельных военно-патриотических мероприятий;

- по действенности конкретной подсистемы;

- по эффективности управления всей системой и ее составными.

С содержательной точки зрения эффективность военно-патриотического воспитания достигается за счет единства и взаимообусловленности всех его компонентов. В свою очередь эффективность каждого отдельно взятого компонента определяется достижением намеченных результатов в соответствии с изначально сформулированными целями и задачами [8].

Четко и верно поставленная цель способствует минимизации стихийности и волевых решений в системе военно-патриотического воспитания. Цель порождает перспективу, придает процессу планомерный и осознанный характер. И наоборот, неправильно поставленная цель способствует необоснованному подбору эпизодических, стихийных мероприятий, рождает бессистемность, итогом чего является не достижение намеченных результатов.

Построение ежедневной воспитательной работы должно быть ориентировано на получение определенной социальной информации, способствующей формированию необходимых нравственных качеств. При этом процесс воспитания должен обеспечивать личности переход на новый уровень ее развития.

Целью отдельных мероприятий военно-патриотического характера является создание базы для формирования и развития у человека необходимых качеств, но сформировать эти качества в рамках одного мероприятия невозможно. Поэтому оценивать эффективность отдельно взятых мероприятий, нужно именно с таких позиций. Непосредственный их результат может быть выражен в интересе людей к той или иной информации военно-патриотического характера, тем или иным навыкам и умениям, которые они получают на данном конкретном мероприятии, в положительных или, наоборот отрицательных суждениях и высказываниях о нем, в проявлении инициативы предстоящей деятельности.

В этой связи определяющую роль приобретает процесс управления системой военно-патриотического воспитания. Его основной целью является обеспечение непрерывности функционирования системы, четкой согласованности всех составляющих ее компонентов, работы ее организационных звеньев, а также влияния на формирование комплекса необходимых личностных качеств.

Факторами эффективности управления системой военно-патриотического воспитания являются, также грамотный, научно обоснованный выбор форм, методов и средств воспитательной работы, методически верное их применение; определение реальных сроков выполнения конкретных видов работ.

Завершая анализ системы военно-патриотического воспитания можно сказать, что эффективное управление ею предполагает рациональную организацию деятельности всех звеньев руководства в соответствие с целями, тенденциями, закономерностями, обеспечивающими действенное функционирование всей системы в целом. Центральным показателем эффективности системы является формирование у различных социальных групп населения комплекса качеств, необходимых для выполнения патриотического и воинского долга.

Система военно-патриотического воспитания отличается сложными организационными связями и открытостью. Возможность активного участия молодежи в решении важнейших проблем общества, в том числе связанных с воинской службой, возрастает, если формируются такие социально значимые качества личности, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с укреплением российского государства при условии системной реализации военно-патриотического воспитания на всех уровнях общественных отношений.

 

Литература:

1. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 19890. – 416 с.

2. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. М.: Учпедгиз, 1959.-148 с.

3. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение. 1988.- 304 с.

4. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник/сост. Ю.И. Дерюгин. – М.: Патриот, 1991. – 213 с.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. — 14.04.2014. — N 15. – С. 1691.

6. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие/под общ. ред. ген.-полк. В.Ф. Кулакова. – М.: Совершенство, 1998. – 340 с.

7. Марков С.А. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. // Студенческий научный вестник: Сб.-М.: МГТУ, 2008. С. 121 - 127.

8. Марков С. А. Основные черты и особенности генезиса российского патриотизма // Этносоциум и межнациональная культура. 2010. №1. С. 56 - 71.

 

УДК 378.147

Бреднев Ф. Д.

Делопроизводитель лицея №1, член Союза писателей России

(Нефтекамск, Россия)

ПРИЗЫВНОЙ КЛАСС

Аннотация. Рассказ о встрече выпускников 10 класса Николо-Берёзовской школы 1941 года, испытавших все тяготы военных лет.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, память, выпускники, ветераны войны.

 

21 июня 1941 года. Только что прошёл бал выпускников. Но вчерашние школьники, ставшие первыми выпускниками в истории Николо-Берёзовской средней школы, не спешили по домам. На улицах посёлка и берегу Камы всю ночь слышались говор и пение девчат и парней. Никто не знал, что это был их последний мирный день и ночь. В воскресный день пришла страшная весть и рухнули все планы будущей жизни. Тогда-то вчерашние десятиклассники и решили пойти всем классом защищать Родину. И их взяли, воевали не только парни, но и девушки. И даже их учителя. Многие не вернулись домой, оставшись лежать в чужой земле.

Снимок этот я сделал в июне 1981 года, когда в Николо-Берёзовку из разных уголков большой страны съехались все, оставшиеся ещё в живых участников войны из числа выпускников Николо-Берёзовской средней школы. И о каждом, из попавших на изображение, я могу рассказать. Встреча состоялась во многом благодаря усилиям ветерана Отечественной войны Маргариты Меренковой, работавшей в то время начальником районного агентства «Союзпечать». Очень волновалась Маргарита Александровна, бывший комсорг класса, разослав приглашения на встречу. Приедут или нет – вокруг этого вопроса крутились все мысли. Но тревога оказалась напрасной.

Первой приехала Ульяна Хоймова из Челябинска, потом Валентина Макова из Казани, Нина Завьялова из Уфы. Дом сразу наполнился восторженными восклицаниями, оживлёнными разговорами, бесконечными: «А помнишь?». Люди всё подходили и подъезжали, уже дом стал тесен – вышли на крыльцо.

Сорок лет они не встречались, многие за всё это время даже не знали ничего друг о друге. Интересно было узнать, кто кем стал, как прожил эти годы. Из приехавших на встречу работе в органах образования посвятили свою жизнь Мария Ленькова, Наталья Армянинова, Надежда Сюткина, Антонина Хохрякова, стали признанными мастерами медицины Валентина Макова, Нина Завьялова, Мария Вострецова, Таисия Соловьёва работала бухгалтером, Валентина Чукавина и Ульяна Хоймова – в партийных и советских органах.

Сразу, как началась война, а это случилось через несколько дней после получения аттестата, ещё не успев нарадоваться окончанию школы и открывшимся перед ними дорогами, ребята стали подавать заявления в военкомат. Присоединились к ним и девушки.

«Мы ушли в большую жизнь в тяжёлое военное время», - рассказывала Нина Завьялова (ныне Чуйко) – врач-отоларинголог Уфимской поликлиники, - нарушились наши планы, отложены на долгое время, а то и совсем не сбылись, наши мечты – нам пришлось учиться ненавидеть врага. Многие выбрали самые неожиданные дороги. Я в очень тяжёлых условиях продолжила учёбу, на этот раз в медицинском институте. Военным медиком стал Аркадий Вострецов, живущий во Львове, по фронтовым дорогам шла радист Валентина Макова, позднее возглавлявшая санэпидстанцию Николо-Берёзовки, а потом ставшая врачом-терапевтом в Казани. Семь девушек-выпускниц ушли на фронт.

Минутой молчания почтили память не вернувшихся с поля боя одноклассников Толи Ожгихина, Пети Ценёва, Зии Закирова, Фарси Тухтарова, Рашида Хузина. Погибли и их учителя Василий Иванович Щёкотов, Сергей Дмитриевич Капониров, Виктор Михайлович Смоленский.

На встречу выпускников пришли их бывшие преподаватели Александра Федотовна Созыкина и Алексей Алексеевич Сметанин. Долгие годы своей жизни они отдали делу воспитания молодого поколения. И после окончания работы в школе они не забывали знакомую дорогу в школу, вели большую общественную работу. 

А когда все собрались, Меренкова и пригласила меня запечатлеть оставшихся в живых одноклассников. В Николо-Берёзовской школе в этот год состоялась встреча выпускников двух поколений. А в память о той встрече остались фотографии.

Первой слева стоит Ленькова (Воробьёва) Мария Ивановна, связист флота – бывшая учительница начальных классов Николо-Берёзовской средней школы, всю свою жизнь посвятила воспитанию молодого поколения.

Вторая – Стерлядева (Хохрякова) Антонина Николаевна в годы войны бывшая военным интендантом, в последние годы работала лаборантом в родной школе, мать троих детей.

Меренкова (Васильева) Маргарита Александровна, радист в военные годы – ветеран труда, награждена 3 медалями, 10 лет проработала в партийно-советских органах, 20 лет в органах связи (в последние годы начальником районного агентства «Союзпечать», после выхода на пенсию – сортировщицей этого агентства), вела общественную работу в Николо-Берёзовском районном узле связи, председатель товарищеского суда, заместитель секретаря партийной организации.

Дунаева Наталья Фёдоровна – в годы войны радистка, награждена многими медалями. Ветеран труда, всю свою жизнь работала учительницей, последние годы работала в школе № 1 г. Нефтекамска.

Сметанин Алексей Алексеевич – командир пулемётного взвода. В мирные годы учитель военного дела и физкультуры, воспитал 9 детей, общественник.

Созыкина Александра Фёдотовна – учительница, всю свою жизнь отдала воспитанию молодого поколения, вела активную общественную работу в поселке.

Чукавина Валентина Михайловна – награждена медалями, шестнадцать лет проработала в партийных органах, персональный пенсионер, воспитала троих детей, приехала из Мишкино.

Вострецова Мария Александровна – всю свою жизнь отдала медицине, первый помощник хирурга – старшая медсестра Николо-Берёзовской больницы, туберкулёзном диспансере. Мать двоих детей.

Чуйко Нина Архиповна – врач-отоларинголог (ухо-горло-нос) из Уфы.

Макова Валентина Петровна – радистка Сталинградского фронта, приехала из Казани, где работала врачом-терапевтом, в годы войны получила тяжёлое ранение.

Пестерёва Ульяна Никитична – награждена медалями, ветеран труда, мать троих детей.

Сюткина Надежда Александровна – учительница начальных классов Николо-Берёзовской средней школы. Последние годы перед выходом на пенсию работала в Амзинской средней школе. Воспитала 4 детей.

Соловьёва Таисия Леонидовна – работала бухгалтером в г. Нефтекамске.

Ещё не смогли приехать из Львова Евстолия Улыбина и Аркадий Мерзляков, учителя Василий Шитов, Иван Кузьмин и Мария Пономарёва, Николай Ширшов, Елена Сливченко, Анна Хохрякова, Мосунова и Анна Екимова.

Все они прошли трудное испытание войной и надо сказать, что война их не сломала, а закалила, сделала твёрже и в то же время человечней.

В первый день встречи было проведено комсомольское собрание выпускного класса Николо-Берёзовской средней школы. Весь класс в школьные годы был комсомольским, в течение двух с лишним лет он обеспечивал стопроцентную успеваемость. А сейчас каждый из присутствующих держал ответ на собрании: никто не уронил честь класса. Трудились для фронта, воевали, потом были активными строителями новой жизни. У всех подросли дети, многие воспитывали внуков.

Вспомнили и тех, кто не смог быть на встрече. Василий Шитов, Мария Ценёва, Иван Кузьминых – учителя, Николай Чигвинцев преподаёт в военной академии. Аркадий Мерзляков и Юлия Вронская объединили свои судьбы и живут во Львове, Евстолия Улыбина – в Уфе. К сожалению, малоизвестными остаются Николай Ширшов, Елена Сливченко, Анна Хохрякова и Анна Екимова, Александр Мосунов. Добрые слова прозвучали в адрес учителя, классного руководителя Ивана Никитича Чумакова.

А наутро следующего дня пошли к своей бывшей школе. Здесь многое изменилось. В здании школы был детский сад, рядом позднее выросло второе двухэтажное здание, где школа размещалась три десятилетия, а завершался ансамбль нынешней, светлой и просторной школы – трёхэтажное здание со спортивным залом, мастерскими, лабораториями, столовой. Были и встречи с нынешними выпускниками, беседы с учителями, с многочисленными земляками.

 

УДК 37.014           

Буйлова И. Л.

Научный сотрудник Музея 112-й БКД (Уфа, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.041 с.)