Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерпретация и обоснование сущности понятия «педагогическое творчество»
СЛ. Рубинштейн характеризует творчество как «деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью». Здесь основной критерий – продукт творчества, а деятельность, порождающая его, определяется как творческая. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров рассматривают педагогическое творчество как «сложнейшее преобразование человеком человека». Другие исследователи видят в творчестве наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающегося научному анализу. Характеристика основных структурных компонентов педагогического творчества Творческий педагог – думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Но, как известно, «пустая» голова не мыслит. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае это огромный запас идей и свободная в них ориентация. Осмысливая различные подходы к содержанию педагогического творчества, а также исходя из рассмотренных структурных компонентов, можно выделить основные признаки творчества педагога. К ним относим следующие: · владение приемами научного анализа и синтеза; · умение внедрять науку в практику; · видение основополагающих идей внедрения; · - способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения; · способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма; · умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности; · способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии; · прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»); · умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями; · способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике; · проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;
· выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.); · умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании; · умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия; · способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности. Объектом педагогического творчества и его конечным результатом является обучаемый. А поскольку педагогическая деятельность характеризуется двойной обращенностью (качества педагога на каком-то этапе его деятельности становятся качествами его обучаемых), то в педагогическом труде весьма важно различать объективную и субъективную стороны творчества. Понятие «обучающая деятельность педагога» относится к его деятельности в процессе любого организованного познания, в том числе она осуществляется в процессе преподавания каждого предмета. Компоненты учебного процесса и уровни их взаимосвязей Обучение можно рассматривать как систему. Она объединяет комплекс компонентов: преподаватель, обучаемый, содержание, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, методы стимулирования и мотивации личности в процессе обучения, цель и результат. Иерархия элементов «дидактического базиса» позволяет установить следующее: Первый уровень – связь между деятельностью преподавателя и деятельностью учащегося. Ко второму уровню относятся следующие связи: а) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и учебно-познавательной деятельностью; б) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и учебно-познавательной деятельностью;
в) между учебно-познавательной деятельностью и объектом познания (содержанием образования). К третьему уровню относят следующие связи: а) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и деятельностью преподавателя; б) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и деятельностью преподавателя; в) между деятельностью преподавателя и объектом познания учащегося (содержанием образования). Четвертый уровень связей: а) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и субъектом 2 (преподавателем как личностью); б) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и объектом познания (содержанием образования); в) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и объектом познания учащегося (содержанием образования). Эти связи установлены между отдельными элементами компонентов «дидактического базиса». Анализ этих связей позволяет сделать следующие выводы: 1. Связи между элементами четвертого уровня не позволяют осуществлять познавательный процесс и могут играть лишь вспомогательную роль (связи «вспомогательного» характера). Третий уровень связей между элементами также находится вне познавательного процесса, хотя и является обязательным для обеспечения этого процесса (связи «подготовительного» характера). Первый и второй уровни связей между элементами могут обеспечить познавательный процесс, и без них он невозможен, поэтому они могут быть названы «основными» связями. Причем в этих «основных» связях можно выделить связь первого уровня – между деятельностями (преподавателя и обучаемого), которую назовем «центральной», так как она обеспечивает организованный процесс познания и является главнейшей среди всех. Итак, установлены четыре уровня связей между элементами основных компонентов и определена их роль в познавательном процессе. Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать в себя следующее: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений, навыков; систематизацию знаний, умений, навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования; корректирование учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.005 с.) |