Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе.



Рисование первобытного человека. Ритуальный характер изображений – своеобразная форма передачи человеческой мысли. Возникновение и развитие письменности (пиктографическая – рисунчатая, идеографическая – знак-слово, буквенная). Влияние земледельческого и ремесленно-производственного характера неолита на возникновение приемов и методов обучения. Первобытное общество. Стремление человека изобразить окружающий мир наблюдается с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, изображения в пещерах. Эти изображения носили магический характер. Они являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникла письменность.

Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми.

Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя, степной лошади, мамонта и другие сцены из реальной жизни.

Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и даже людей, человек накапливал тысячелетиями.

Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем. Вначале, возможно, он наносил предварительно рисунок углем, затем закреплял (процарапывал) его камнем, а затем раскрашивал охристыми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарель, Лес-Эйзи, Альтамира (Испания) и в горных районах Сахары.

Особенно важно отметить, что все эти изображения носили магический ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (рисуночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое.

Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. В эпоху неолита изделия гончарного искусства покрывались орнаментом. В разных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладевая его мастерством. Для этого учителю приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.

Первобытные люди, приобретая опыт в какой-либо работе, стремились передать его своим потомкам. Тысячелетиями человек накапливал опыт в начертании линий и узоров, в изображении силуэтов птиц и животных. Обучение рисованию носило характер непосредственного, живого наблюдения – наглядного обучения. Таким образом, уже на низших ступенях развития человеческого общества старшее поколение передавало детям накопленные навыки и умения не только в процессе добывания средств к существованию, но и в искусстве, возникшем в тесной связи с трудовыми процессами. Навыки рисования дети усваивали путем подражания взрослым.

Таким образом, стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации.

Рисование в Древнем Египте – предмет систематического обучения, строгое соблюдение установленных норм и законов изображения. Каноничность изображения (построчное изображение сюжетных сцен, композиционная организация сцен, разномасштабность фигур, изображение человека, изображение с помощью вертикального расположения и идеографических надписей, разделение изображения на горизонтальные пояса, характерные художественные приемы – раскрашивание фигур: мужских – красновато-коричневого цвета, женских – желтого, волосы – черного, одежды – белого) Древний Египет. Говоря о методах обучения рисованию в эпоху цивилизации, необходимо рассмотреть наиболее раннюю и высокоразвитую культуру древнего Египта.

Исторические документы свидетельствуют, что в древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким образом, с рисованием как с предметом школьного обучения впервые мы встречаемся у древних египтян. При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное внимание, так как сам характер иероглифического письма требовал изображения всевозможных предметов. Например, буква А изображалась рисунком ястреба, буква Б – рисунком ноги человека и т. д.

Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения. Обучение рисованию в древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов. Обучая рисованию, художник-педагог не предлагал своему ученику наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным образцам, шаблонам. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.004 с.)