Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип активности и сознательности обучения
В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность» есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен. Сознательность усвоения учебного материала является необходимым условием его успешного запоминания. Существует целый ряд приемов и методов, стимулирующих активность учащихся и на этой основе сознательность усвоения учебного материала. Один из таких приемов – подробный анализ учителем целей и задач урока, учебного задания, объяснение последовательности работы, указание материала, в котором следует выполнять рисунок. Чем полнее учащиеся осознают как общие цели обучения изобразительному искусству, так и задачи конкретного урока, тем сознательнее они будут подходить к учению, тем активнее будут относиться к объекту изображения и процессу рисования. Четкое знание целей и задач урока, последовательности работы позволяет учащимся самостоятельно распределить свое время, творчески подойти к выполнению задания. Активности учащихся на уроке способствует и постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций. Учитель должен все время ставить перед учащимися вопросы, активизируя тем самым их мысль и направляя внимание на самое главное и важное на данном этапе урока. Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях. Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома. Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Школа должна обеспечить также и сознательное отношение учащихся к самому процессу обучения. Это выражается в понимании учащимися конкретных задач учебной работы, в понимании значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оценить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.
Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя, педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, активного работника. В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы. Не следует думать за ученика или рисовать за него – пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка. Активизация познавательной деятельности. Активность учащихся к обучению проявляется в интересе к изучаемой теме, к заданию, во внимании, понимании изучаемого материала. Можно выделить 3 уровня познавательной активности. 1. Воспроизводящая активность – характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, но здесь отсутствует у учащихся стремление к углублению знаний. 2. Интерпретирующая активность – характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях. На этом уровне активности учащиеся более самостоятельны, при затруднении ищут пути преодоления их. 3. Творческий уровень активности – характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения проблемы. Учащиеся настойчиво продвигаются к цели, проявляя разносторонний интерес. Повышает усвоение изученного материала уроки с элементами игры, соревнования, конкурса. Важным является использование наглядных и раздаточных пособий. Чтобы ученик хорошо усваивал материал, не следует давать его в большом объеме: небольшими порциями он лучше усваивается. Вместе с тем материал должен преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип систематичности и последовательности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.005 с.) |