Виды и формы учета успеваемости на уроках изо искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы учета успеваемости на уроках изо искусства



Учет успеваемости школьников.

Большое значение в правильной постановке преподавания изобразительного искусства в школе имеет хорошо налаженный учет знаний и оценка достигнутых уч-ся навыков. Систематический учет и оценка знаний повышают дисциплину и успеваемость, способствуют серьезному отношению к рисованию.

Повседневный текущий учет дает учителю возможность своевременно выявить слабых, отстающих учеников, изучить причины их отставания и организовать им помощь. Каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо всемерно поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой степени содействует своевременная оценка работы. При нормальной постановке учебно-воспитательной работы все дети охотно и с любовью рисуют, отношение их к урокам рисования зависит в первую очередь от учителя.

Небрежность со стороны учителя сразу оказывает свое отрицательное воздействие на дальнейший ход занятий.

Существует 4 вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет педагог ведет обычно при получении нового класса, когда надо выяснить, каков уровень знаний и навыков, степень подготовки по рисунку у каждого ученика. Необходимо выяснить, что дети знают из области наблюдательной перспективы, цветоведения, композиции и т.д. Такой предварительный учет дает возможность методически правильно строить учебный процесс, основываясь на реальном представлении о подготовке школьников.

Текущий учет проводится в процессе учебной работы. Возможны 2 вида текущего учета: непосредственно после выполнения задания и во время изложения материала. Иногда в качестве поощрения можно несколько повысить отдельную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, поставить в известность об этом его и весь класс; иногда, наоборот, понизив, если заметны спад и небрежное отношение к работе. Текущий учет знаний и навыков можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ своих товарищей. Здесь учитель должен стремиться привлекать к участию в разборе рисунков возможно большее число учеников. Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут определенным образом направлять внимание учащихся на те общие задачи, которые решал весь класс. Только правильно поставленный текущий учет дает возможность систематически следить за работой уч-ся.

Периодический или четвертной учет, учет-оценка успеваемости за данную четверть путем выведения общей оценки за выполненные в это время работы ученика. Общая оценка выводится на основании всего комплекта работ ученика – не только учебных, но и внеклассных. К сожалению, это не всегда делается: оценка успеваемости часто проводится формально. При таком формальном отношении учитель выводит общую отметку, на основании только тех отметок, которые имеются в журнале, забывая при этом, что несколько его учеников хорошо оформили стенгазету, принимали участие в оформлении школьного помещения к празднику, сделали большие успехи, занимаясь в ИЗО кружке. Для объективно правильной оценки за четверть надо все это учитывать.

Итоговый учет – это оценка работы школьника за год. Выводя годовую оценку, преподаватель должен быть особенно внимательным. Здесь нельзя исходить из среднеарифметических данных. Иногда годовая отметка может не сходиться со средними данными классного журнала. Необоснованное завышение оценок по рисованию не допустимо: этим роняется уважение не только к учителю, но и к самому предмету рисования, не менее важному для формирования личности уч-ся, чем другие общеобразовательные предметы. Годовая отметка – это не только оценка за прилежание, но и характеристика всех успехов ученика. Оценка каждой работы должна быть объективной. Часто оценивается не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы ИЗО искусства, а его способности. Сравнивая рисунки учеников, учителя часто следят не за грамотностью, не за тем, как выполнены те требования, которые предъявлял к работе педагог, а только за выразительность рисунка, за тем, насколько один рисунок эффектнее другого. Конечно, полностью отбрасывать эти моменты нельзя, но нельзя их и класть в основу оценки работ учащихся.

Для объективной оценки помимо частных требований учителя (спец. заданий на усвоение правил перспективы, конструктивного построения, композиции и т.д.) необходимо выработать определенный критерий и систему оценки. Такая система объективной оценки должна вытекать из самой структуры рисунка, из тех основных требований, которые учитель обычно предъявляет к своим ученикам и той методики построения изображения, которой придерживаются и педагог и его ученики.

Важным разделом работы учителя изобразительного искусства является организация учета успеваемости школьников. Систематический учет знаний, умений, навыков, получаемых учащимися в процессе обучения, служит необходимой основой воспитания у детей серьезного, ответственного отношения к рисованию.

Успеваемость школьников следует учитывать систематически и обязательно фиксировать в классном журнале и дневниках учащихся.

Обычно применяют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет проводится в тех случаях, когда учитель получает новый класс и он должен выяснить уровень знаний, графических и живописных умений и навыков, которыми владеют школьники. Такой учет проводится как в форме контрольных урочных заданий всему классу по различным видам занятий изобразительным искусством (например, рисование с натуры чайника, рисование на тему «Праздничный день», выполнение в полосе узора из растительных форм), так и в форме беседы.

Текущий учет проводится регулярно в процессе всей учебной работы. Возможны два вида текущего учета: выставление оценок за рисунки после их выполнения и за устные ответы на уроке, причем оценки за рисунки должны быть поставлены сразу же после их выполнения.

Чтобы объективно оценивать работу учащихся, необходимо установить конкретные критерии, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.

Большое значение в стимулировании изобразительной деятельности школьников и развитии интереса к ней имеет анализ ученических работ. Во время анализа педагог отмечает положительные и отрицательные стороны работ учащихся. Подобный анализ ученических рисунков отвечает потребности детей показать результаты своего творчества коллективу, вынести свои рисунки на суд товарищей. Вот почему школьники очень ответственно относятся к таким анализам.

У учащегося всегда есть потребность в объективной оценке своих рисунков, которая показывает степень его знаний, умений и вместе с тем степень старания, интереса к работе. Поэтому учитель, оценивая рисунки учащихся, всегда должен учитывать, с интересом работал школьник над рисунком или нет. Особенно важно указать на это во время оценки рисунка, демонстрируемого всему классу. Тогда ученики будут знать, что их эмоциональное отношение к процессу рисования непосредственно сказывается на качестве композиции.

Анализ своих рисунков и рисунков товарищей заставляет учащихся более упорно и настойчиво работать над изображением, вызывает удовлетворение от процесса рисования.

Периодический (по четвертям) учет знаний обычно осуществляется в виде оценки успеваемости школьников за четверть. Оценка за четверть не просто средняя арифметическая оценка за рисунки – она обязательно должна объективно отражать успехи школьника в изобразительной деятельности, его старание, увлеченность предметом, поэтому следует учитывать различную внеклассную работу учеников по изобразительному искусству – активное участие в выпуске классной (школьной) стенгазеты, в проведении бесед, лекций по изобразительному искусству. Итоговый (годовой) учет – это учет работы каждого школьника за год, который выражается в годовой оценке по изобразительному искусству [12, с. 86].

Рекомендуется вводить в процесс обучения по предметам искусства не только традиционную количественную, но и качественную оценку, поскольку искусство дает безграничный диапазон творческого общения и сопереживания ученика и педагога.

Качественная оценка – это оценочные суждения педагога. Количественная оценка (отражающая, естественно, и качество) – традиционно сложившаяся пятибалльная система.

Введение качественной оценки обусловлено необходимостью оценить эмоционально-ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности, индивидуально-творческое развитие каждого ученика. Безусловно, оценочные суждения педагога могут быть подвержены влиянию субъективного фактора, поскольку каждый педагог имеет свой уровень эстетической восприимчивости, общей и профессиональной культуры учителя, собственный опыт творчества в том или ином виде искусства.

Необходимость количественной оценки подтверждается тем, что с ее помощью измеряется процесс формирования и развития эстетических знаний и практических умений.

Количественной оценке подвергаются элементы минимума обязательного содержания образования по предметам искусства.

Конкретные критерии количественной и качественной оценок разработаны и представлены в действующих программах разнообразных курсов по искусству [26, с.13].

Иллюстрированный план выполняется в виде небольших кадров, в каждом из которых дано изображение и записана тема урока. Студент выбирает для работы один из классов с 1-го по 6-й и составляет блок из 4–5 уроков таким образом, чтобы отобранные из программы темы заданий были связаны единой общей направленностью и удачно дополняли друг друга. Цикл рекомендуется закончить уроком с тематической композицией. Придерживаясь тематики той или иной программы, изобразительный ряд может строиться по определенной теме (например, одного времени года, традиция того или иного промысла, народная сказка, историческая или современная тема и т.д.).

Педагогическая оценка деятельности учащегося на уроке

Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель прежде всего должен помнить о воспитательных особенностях такой оценки.

Как известно, в общеобразовательных учреждениях оценка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное и качественное значение. Если первая определяет объем проделанной учеником работы, то вторая – качество выполнения, которое учитель должен профессионально и достаточно объективно выявить. Эти оценки воплощают понимание учителем количественных и качественных потенциальных возможностей ученика и их реализации при освоении учебного материала. Начинающий учитель часто испытывает трудности при выставлении оценки ребенку. Попробуем выяснить, в чем заключаются такие трудности.

1. За что выставляется оценка? За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребенка на уроке (что встречается чаще всего), за выполнение разного рода промежуточных работ, за активную работу на уроке, за теоретические знания по предмету и т. д., т. е. следует определить триединые задачи оцениваемой работы.

Оценка предусматривает постепенное системное овладение содержанием предмета. Стало быть, планируя педагогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования будут преждевременны. Очень полезно для создания системы требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся сделать таблицу, в которой (в соответствии с предлагаемыми требованиями программы, по которой работает учитель) будет отражена последовательность новых знаний. Особо хочется отметить тот факт, что невозможно оценить обучение чему-либо, если такового на уроке не было. Выставляя оценку, учитель должен помнить, что он оценивает не столько работу ребенка, сколько результат собственной педагогической деятельности.

2. Как выставляется оценка? Не секрет, что оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изобразительного искусства, носит в достаточной степени субъективный характер, потому что в нее входит понимание уровня художественности. Однако критерии, которыми, руководствуется учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им. Такое понимание художественно-эстетической ценности своей работы возможно у ребенка при систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных оценок работ, когда они качественно оцениваются в отношении композиционных особенностей, колористического решения, средств создания художественного образа и т. д. В этом случае дети достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художественного развития.

В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка. Главное, чтобы выбор формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал нравственным критериям общения. Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока.

Особенности организационной работы в процессе преподавания изобразительного искусства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.009 с.)