Наливное яблочко — золотое блюдечко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наливное яблочко — золотое блюдечко



Из собрания Ф.В. Тумилович

Жили себе старик со старухою, родили они себе три дочери. Две девки — умные, а третью прозвали дурочкой. Отец был ры­баком. Наловил он раз много рыбы и решил ехать в город. Со­брался в город за покупками, две умные дочери просят его: «Ба­тюшка, купи нам по шелкутневому1 сарафану». — «Куплю».

А дурочка ничего не просит. А она не дурочка, а тихая была, вежливая. Звали ее Танюшкой. Пошел отец к ней и спрашива­ет: «Что же ты, доченька, ничего не просишь? Что купить тебе?» — «Ничего мне, батюшка, не надо».— «Да как же? Сес­тры твои просят купить шелкутневые сарафаны, а ты ничего не просишь!» — «Купи мне, батюшка, наливное яблочко — зо­лотое блюдечко!»

Справился с делами старик и поехал в город. Приехал он в го­род. Пошел на базар и купил старшим дочерям по сарафану, а младшей купил наливное яблочко — золотое блюдечко. Ку­пил он все подарки и поехал домой.

Вот он привез дочерям подарки. Старшие, умные дочери при­чесали головы, надели сарафаны и пошли гулять, а младшая дочка дома осталась.

Причесала она голову, надела рубашку, села, положила на колени золотое блюдечко, а на него наливное яблочко и ска­зала:

Играй, играй, блюдечко. Катись, катись, яблочко: Показывай поля, и моря,                 И широкие луга,                  И стрельбу, и пальбу,


И гор красоту,                И небес высоту!

Как сказала она, так все это и явилось: и поля, и моря, и ши­рокие луга, и стрельба, и пальба, и гор красота, и небес высота!

Старшие дочери увидели ее яблочко и блюдечко, да и зарев­новали. Вот они и просят младшую сестру: «Сестрица наша милая, дай нам поиграть наливное яблочко — золотое блюдеч­ко!» — «Поиграйте!»

Взяли сестры наливное яблочко — золотое блюдечко и ста­ли играть. Старшая сказала:

Играй, играй, блюдечко,

Катись, катись, яблочко:

Показывай поля, и моря,

И широкие луга,

И стрельбу, и пальбу,

И гор красоту,

И небес высоту!

Как сказала она, так все это и явилось сестрам: и поля, и мо­ря, и стрельба, и пальба, и широкие луга, и гор красота, и небес высота.

Полюбилось старшим сестрам наливное яблочко — золотое блюдечко, они и стали уговаривать младшую сестру: «Отдай нам, сестричка, наливное яблочко — золотое блюдечко, а мы тебе дадим свои шелкутневые сарафаны!» — «Нет, сестрицы, нельзя сделать! Наливное яблочко — золотое блюдечко завет­ный подарочек от батюшки! Просите батюшку — он вам, мо­жет, и купит, а шелкутневого сарафана мне не надо».

Крепко осерчали1 старшие сестры на младшую, а ей не ска­зывают об этом. Прошло сколько-то времени, когда младшая сестра забыла обо веем, они и стали ее уговаривать: «Пойдем с нами за клубникою в лес»,— «Пойдемте, сестрицы»,— отве­чает им Танюшка.

Пошла она с ними. Пришли сестры в дремучий лес, взяли и убили ее. Убили Танюшку, зарыли под одним деревом, а на­ливное яблочко — золотое блюдечко себе взяли.

Пришли из леса домой старшие сестры и гутарят2 отцу: «А дурочка наша ушла куда-то! А мы ее искали, искали, кликали, кликали, так и


 


1 Шелкутневому — шелковому.


1 Осерчали — рассердились. *Гутарят — говорят.


 


368


 


369


не нашли».— «Куда ж делась она?» — спрашивает отец. «Не знаем... Поди, бирюки1 растерзали».

Отец-то любил меньшую дочку, души в ней не чаял. Крепко он плакал по Танюшке. Не верит он старшим дочерям, что мень­шая заблудилась, а еще больше не верит, что ее нет на свете в живых. Неделю плакал отец, другую и третью плакал, и все не верит, что нет его Танюшки в живых. «Поди, завистницы завели ее в лес, да и бросили», — думает он себе.

В станице был пастух. Он гонял барашков пасти в тот лес, куда сестры Танюшку завели. Гонял, гонял он свое стадо — и набрел в лесу на бугорок-могилку. На могилке той трос­тинка выросла. Сел он на бугорок отдохнуть, достал ножи­чек и думает: «Срежу тростинку, сделаю дудочку и буду на ней играть».

Срезал он тростинку, сделал дудочку и затеял играть;

Играет он на дудочке, а дудочка и гутарит:

Было нас всех три сестры,                 Ходили мы в лес за клубникою,              За клубникою, за малиною...             Меня сестры родные убили,              Меня сестры родные сгубили              И с белого со света сбыли —                За наливное яблочко,                              За золотое блюдечко!

Диву дался пастух. Думает, что ему это почудилось. Вот и ре­шил он еще раз сыграть. Играет он на дудочке, а дудочка гута­рит, жалобно так девичьим голоском выговаривает:

Было нас всех три сестры,              Ходили мы в лес за клубникою,             За клубникою, за малиною...           Меня сестры родные убили,             Меня сестры родные сгубили              И с белого со света сбыли —              За наливное яблочко,                 За золотое блюдечко!


Пришел вечер, пастух гонит в станицу1 стадо барашков. При­гнал в станицу, идет по прогону2 и играет на дудочке, а дудоч­ка гутарит, жалобно так девичьим голосом выговаривает:

Было нас всех три сестры,        Ходили мы в лес за клубникою,           За клубникою, за малиною...                Меня сестры родные убили,               Меня сестры родные сгубили               И с белого со света сбыли —          За наливное яблочко,                   За золотое блюдечко!

Услыхал эти слова отец, поспешил к пастуху, просит его: «Дай мне дудочку».

Пастух ему дал дудочку.

Вот отец затеял играть на ней, а дудочка сама так и гутарит:

Родимый мой батюшка,                 Родимая моя матушка!            Ходили мы в лес за клубникою,             За клубникою, за малиною,              Меня сестры родные убили,              Меня сестры родные сгубили              И с белого со света сбыли —         За наливное яблочко,                      За золотое блюдечко!

Тогда стал отец горько плакать. Поплакал и спросил пасту­ха, где он дудочку такую нашел. Тот ему все рассказал.

Пошел потом отец в лес, нашел бугорок, разрыл землю, ви­дит — Танюшка лежит. Вынул дочь свою, а она мертвая. При­нес он дочь домой. Тут ему старуха - волшебница сказала: «Пой­ди до царя да возьми у него а колодце живой воды. Обрызгай той водой дочку, она оживет».

А старшие сестры-злодейки как увидали убитую, так и го­лосить стали. Ревут, голосят, волосы на себе рвут. Боязно им стало.


 


'Бирюки — волки.


' Станица — большое казачье селение. 'Прогон — дорога.


 


370


 


371


Отец поехал до царя живую воду из колодца брать, а царь опрашивает: «На что тебе вода?»

Отец-то все царю и рассказал. Тогда царь гутарит ему: «Если девка проснется, то приведешь ее до меня, да нехай1 все берет с собой!»

Приехал отец домой, брызнул водой на дочь мертвую — она встала. Взял он дочь, наливное яблочко — золотое блюдечко и повез до царя.

Приехали до царя. Царь как глянул на старикову дочку, так и полюбил Танюшку. Заставил царь ее поиграть в наливное яблочко — золотое блюдечко. Взяла Танюшка наливное яблоч­ко — золотое блюдечко и сказала:

Играй, играй, блюдечко,

Катись, катись, яблочко:

Показывай поля, и моря,

И широкие луга,

И стрельбу, и пальбу,

И гор красоту.

И небес высоту!

Как сказала Танюшка, тут же все и представилось: и поля, и моря, и широкие луга, и стрельба, и пальба, и гор красота, и небес высота.

Тогда царь сказал себе: «Вот такую девку мне в жены взять*. Подумал, подумал да и спросил Рыбакову дочку: «Пойдешь за меня замуж?» — «Пойду, — отвечает Танюшка, — только, царь-батюшка, пусть мои сестры со мной живут. Мне жалко их, не наказывай! Пускай они с нами жить будут». — «Нехай жи­вут», — сказал царь.

Повенчался царь. Стали они жить. Живут они и любят друг друга. Царь-то в Танюшке души не чает: и красива она, и увежлива.

Сестры ей завидуют, а поделать ничего не могут. Так и жи­вет рыбакова дочка с царем, а сестры-завистницы злятся. Дол­го так жили, вот и видит царь разные нехорошие дела за сест­рами жены. Терпел он, терпел — да и прогнал их из своего го­сударства. Прогнал и успокоился.


Опосля того царь с Танюшкой стали хорошо жить и пожи­вать да добра наживать.

Я у них в гостях была, мед-пиво пила.

ЛИСАФЬЯ-КУМА                   Из собрания Д.К. Зеленина

Жили-были кот да петух. Кот пошел в лес дрова рубить, а пе­туха оставил дома. «Ты, — говорит, — петух, оставайся домов­ничать1, да не подавай голос-от, когда придет лисица!»

Кот-от когда ушел, лисица-та и пришла и стала говорить:

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головка. Сметанные ножки! Выгляни в окошко:                    На золоте[червонном] Яички катают!

Петушок и выставил головку-ту. Лиса его схватила и понес­ла в лес. Вот петушок и зарычал:

Коты, коты, коты! Понесла меня лиса               За темные леса.                 За быстрые реки!

А кот ничего не слышит.

Вот кот пришел домой, хватился петушка — нету! Кот на­строил гусельцы, пошел к лисице под окошко и стал натрень­кивать:

Трень, трень, гусельцы,                   Золотые струночки!                Еще дома ли Лисафья-кума,                 Во своем ли теплом гнездышке?        У нее-то есть четыре дочери:


 


Нехай — пусть.


1 Домовничать — нести домашние дела, хозяйство.


 


372


373


Еще одна-та дочь — Чучелка,                     А друга-та — Парачелка,    Третья-то — Подай-челнок,                     А четвертая — Разбей-горшок!

Лиса и говорит: «Поди-ко, Чучелка, послушай: кто это так хорошо напевает?» Она вышла за ворота-та, кот ее ну бить! Бил, бил, под гору спихал да и заиграл опять:

Трень, трень, гусельцы.                Золотые струночки!                      Еще дома ли Лисафья-кума,                Во своем ли теплом гнездышке?             У нее-то есть четыре дочери:            Еще одна-та дочь — Чучелка,          А друга-та — Парачелка,  Третья-та — Подай-челнок,                  А четвертая — Разбей-горшок!

«Поди-ко ты, Парачелка, послушай: кто это так хорошо напевает?» Вот Парачелка вышла, кот ее бил, бил, под гору спи­хал, а сам опять заиграл:

Трень, трень, гусельцы,                Золотые струночки!                       Еще дома ли Лисафья-кума,                 Во своем ли теплом гнездышке?        У нее-то есть четыре дочери:             Что одна-та дочь — Чучелка,            А друга-та — Парачелка,                Третья-та — Подай-челнок,                    А четвертая — Разбей-горшок!

«Поди-ка ты, Подай-челнок, послушай, кто это так хорошо напевает: те ушли и заслушались!» Подай-челнок вышла за во­рота, кот ну ее бить! Бил, бил, под гору спихал, а сам опять за­играл:

Трень, трень, гусельцы,

Золотые струночки!

Еще дома ли Лисафья-кума,


Во своем ли теплом гнездышке?                 У иее-то есть четыре дочери:                         Что одна-та дочь — Чучелка,                    А друга-та — Парачелка,                 Третья-та — Подай-челнок,                    А четвертая — Разбей-горшок!

«Поди-ко ты, Разбей-горшок, послушай, кто это так хоро­шо напевает: те ушли да и заслушались!» Разбей-горшок выш­ла за ворота-та, а кот ее давай бить! Бил, бил, под гору спихал, а сам опять заиграл:

Трень, трень, гусельцы,                  Золотые струночки!                 Еще дома ли Лисафья-кума,                   Во своем ли теплом гнездышке?               У яее-то есть четыре дочери: Одна-та дочь — Чучелка,                             А друга-та — Парачелка,               Третья-та — Подай-челнок,                   А четвертая — Разбей-горшок!

Вот лисица и говорит: «Дай-ко я сама послушаю: кто это так хорошо напевает?» Вышла за ворота-та, а кот и давай ее бить! Бил, бил, спихал под гору, сам зашел в избу.

Петушок как увидал кота, так и закричал: «Ку-ко-ре-ку!»

ЦАРИЦА-ГУСЛЯР                     Из собрания А.Н. Афанасьева

В некоем царстве, в некоем государстве жил-был царь с ца­рицею; пожил он с нею немалое время и задумал ехать в чуже­дальнюю землю. [..-] Отдал приказы министрам, попрощался с женою и отправился в дорогу. Долго ли, коротко ли — при­ехал в чужедальнюю землю [...], а в той земле правил тогда про­клятый король. Увидал этот король царя, велел схватить его и посадить в темницу. Много у него в темнице всяких неволь­ников; по ночам в цепях сидят, а по утрам надевает на них про-


 


374


375


клятый король хомуты и пашет пашню до вечера. Вот в такой-то муке прожил царь целые три года и не знает, как ему оттудова вырваться, как дать о себе царице весточку? И выискал-таки случай, написал к ней письмецо. «Продавай, — пишет, — все наше имение да приезжай выкупать меня из неволи».

Получила царица письмо, прочитала и восплакала: «Как мне выкупить царя? Если сама поеду — увидит меня проклятый ко­роль и возьмет к себе заместо жены; если министров пошлю — на них надежи нет!» И что ж она вздумала? Остригла свои косы русые, нарядилась музыкантом, взяла гусли и, никому не сказавшись, отправилась в путь-дорогу дальнюю. Приходит к проклятому королю на двор и заиграла в гусли, да так хоро­шо, что век бы слушал — не наслушался. Король как услыхал такую славную музыку, тотчас велел позвать гусляра во дво­рец. «Здравствуй, гусляр! Из которой земли ты, из которого цар­ства?» — спрашивает король. Отвечает ему гусляр: «Сызмала хожу, ваше величество, по белому свету, людей веселю да тем свою голову кормлю». — «Оставайся-ка у меня, поживи день, другой, третий; я тебя щедро награжу». Гусляр остался; день-деньской перед королем играет, а тот все досыта не наслушает­ся. Экая славная музыка! Всякую скуку, всякую тоску как ру­кой снимает.

Прожил гусляр у короля три дня и приходит прощаться. «Что ж тебе за труды пожаловать?» — спрашивает король. «А пожа­луй, государь, мне единого невольника, у тебя много в темнице насажено; а мне нужен товарищ в дороге. Хожу я по чужедаль­ним государствам; иной раз не с кем слова вымолвить». — «Из­воль, выбирай себе любого!» — сказал король и повел гусляра в темницу. Гусляр оглянул заключенных, выбрал себе царя-не­вольника, и пошли они вместе странствовать. Подходят к свое­му государству, царь и говорит: «Отпусти меня, добрый человек! Я ведь — не простой невольник, я сам царь; сколько хочешь, бери выкупу: ни денег, ни крестьян не пожалею». — «Ступай с бо­гом, — говорит гусляр, — мне твоего ничего не надо». — «Ну, хоть в гости ко мне зайди». — «Будет время — побываю». Тут они распрощались и пошли каждый своею дорогою.

Царица побежала окольною дорогою, прежде мужа домой поспела, сняла с себя гуслярское платье и нарядилась, как быть следует. Через час времени закричали, забегали по дворцу при­дворные: царь пришел! Царица к нему навстречу бросилась, а он со всеми здоровается, ана нее и смотреть не хочет. Поздоровался


с министрами и говорит: «Вот, господа, какова жена у меня! Те­перь на шею бросается, а как сидел я в неволе да писал к ней, чтоб все добро продавала да меня выкупала — небось, ничего не сделала. О чем же она думала, коли мужа позабыла?» Министры доложили царю: «Ваше величество! Как только царица получи­ла ваше письмо, в тот же самый день неизвестно куда скрылася и все это время пропадала; во дворец только сегодня явилась».

Царь сильно разгневался и приказывает: «Господа мини­стры! Судите мою неверную жену по правде по истинной! Где она по белу свету таскалася? Зачем не хотела меня выкупить? Не видать бы вам своего царя веки вечные, если б не молодой гусляр; за него стану бога молить, ему половину царства не пожалею отдать». Тем временем царица успела нарядиться гус­ляром, вышла на двор и заиграла в гусли. Царь услыхал, побе­жал навстречу, схватил музыканта за руку, приводит во дво­рец и говорит своим придворным: «Вот этот гусляр, что меня из неволи выручил!» Гусляр сбросил с себя верхнюю одежу — и все тотчас узнали царицу.

Тут царь возрадовался; начал на радостях пир пировать да так целую неделю и прохлаждался.

СКРИПАЧ В АДУ                             Из собрания А.Н. Афанасьева

Был-жил мужик, у него было три сына. Жил он богато, со­брал два котла денег — один закопал в овине, другой в воротах. Вот помер этот мужик, а про деньги никому не сказал. Однаж­ды был на деревне праздник; шел скрипач на гулянку и вдруг провалился сквозь землю; провалился и попал в ад, прямо в то место, где богатый мужик мучился. «Здравствуй, знако­мый!» — говорит скрипач. Отвечает ему мужик: «Ты неладно попал сюда! Здесь ад, и я в аду сижу». — «За что же ты, дядя, сюда угодил?» — «За деньги! Было у меня денег много, нищим не давал, два котла в землю закопал. Вот сейчас станут меня мучить, палками бить, когтями терзать». — «Как же мне-то быть? Пожалуй, и меня замучают!» — «А ты поди, сядь за тру­бой на печке да три года не ешь — так уцелеешь!» Скрипач спря­тался за трубой; пришли ненаши [черти], стали богатого мужи­ка бить да приговаривать:

«Вот тебе, богач! Тьму денег накопил, а спрятать не сумел; туда закопал их, что нам сторожить невмоготу! В воротах бесперечь


 


376


377


ездят, лошади нам головы подковами поразбивали, а в овине цепами нас молотят».,

Только ушли ненаши, мужик и говорит скрипачу: «Если выйдешь отсюдова, скажи моим детям, чтобы они взяли день­ги: один котел у ворот закопан, а другой — в овине, и чтобы роздали их на нищую братию». Потом еще набежала целая изба ненаших и спрашивают у богатого мужика: «Что у тебя рус­ским духом пахнет?» Мужик говорит: «Это вы по Руси ходили, русского духу набрались!» — «Как бы не так!» Стали искать, нашли скрипача и закричали: «Ха-ха-ха, скрипач здесь!» Ста­щили его с печки и заставили играть на скрипке. Он три года играл, а ему за три дня показалось; уморился и говорит: «Что за диво! Бывало, играл я — в один вечер все струны изорву, а те­перь третий день играю — и все целы. Господи благослови!» Только вымолвил — все струны и лопнули. «Ну, братцы, —го­ворит скрипач, — сами видите: струны лопнули, не на чем иг­рать!» — «Постой, — сказал один нечистый, — у меня есть два бунта1 струн, я тебе принесу». Сбегал и принес; скрипач взял струны, потянул и опять только вымолвил: «Господи благосло­ви!» — оба бунта лопнули. «Нет, братцы, ваши струны мне не годятся; у меня свои дома есть, дайте — схожу!» Ненаши его не пущают: «Ты уйдешь!» — говорят. «Если вы не верите, то по­шлите со мной кого-нибудь в провожатых». Ненаши выбрали одного и послали со скрипачом.

Скрипач пришел в деревню; слышит: в крайней избе свадь­бу справляют. «Пойдем на свадьбу!» — «Пойдем!» Вошли в из­бу; тут все скрипача узнали, спрашивают: «Где это ты, бра­тец, три года пропадал?» — «На том свете был!» Посидели, по­гуляли; ненаш зовет скрипача: «Пора идти!» А тот: «Погоди еще немножко; дай мне на скрипке поиграть, молодых пове­селить». До тех пор просидели, пока петухи запели: тут не­наш пропал, а скрипач стал говорить сыновьям богатого му­жика: «Ваш батюшка приказал вам взять деньги: один котел у ворот зарыт, а другой — в овиве, и велел все эти деньги ни­щим раздать». Вот откопали оба котла, стали раздавать день­ги по нищей братии: чем больше их раздают, тем больше их прибавляется.

Вывезли эти котлы на перекресток: кто ни едет мимо, вся­кий берет оттуда, сколько рукой захватит, а деньги все не сбывают.

Бунт — пучок, связка.


Подали челобитную1 государю; он и приказал: в не­котором городе шла дорога в объезд — верст пятьдесят будет, а если прямо проложить, то всего пять верст, и приказал госу­дарь выстроить прямоезжий мост. Вот и выстроили мост на пять верст, и на то дело оба котла опорожнили.

В те времена некая девица родила сына и покинула его с ма­лолетства; этот младенец три года не ел, не пил, и все с ним бо­жий ангел ходил. Пришел младенец на мост и говорит: «Ах, какой славный мост! Дай бог тому царство небесное, на чьи день­ги его построили». Услышал господь эту молитву и велел сво­им ангелам выпустить богатого мужика из аду кромешного.

ГУСЛИ-САМОГУДЫ               Из собрания А.Н. Афанасьева

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик, а у этого мужика был сын. Мужика звали Алексеем, а сына Вань­кою. Вот приходит лето. Алексей вспахал землю и посеял репу. И такая-то хорошая уродилась репа, да большая, да крупная, что и господи! Рад мужик, каждое утро ходит на поле, любуется реп­кою да бога благодарит. Один раз приметил он, что кто-то ворует у него репу, и начал караулить; караулил-караулил — нет нико­го! Посылает он Ваньку: «Политы, присмотри за репою*.

Приходит Ванька в поле, смотрит — а какой-то мальчик репу роет, наклал два мешка, да такие большие, что и ну: взвалил их, сердешный, на спину, насилу тащит — ноги так и подгиба­ются, вида спина хрустит! Вот мальчик тащил-тащил, невмо­готу, вишь, стало, бросил мешки наземь, глядь — а перед ним стоит Ванька. «Сделай милость, добрый человек, пособи мне дотащить мешки до дому; дедушка подарит тебя, пожалует». А Ванька как увидал мальчика, так и с места не тронется, вы­таращил на него глаза да все и смотрит, пристально смотрит; после очнулся и говорит ему: «Ништо, хорошо!» Взвалил Вань­ка на плечи два мешка с репою и понес за мальчиком, а маль­чик впереди бежит, припрыгивает и говорит: «Меня дедушка кажный день посылает за репою. Коли ты будешь носить ему, он даст тебе много серебра и золота; только ты не бери, а проси гусли-самогуды».

Вот, ладно, пришли они в избу; в углу сидит седой старик с ро­гами. Ванька поклонился. Старик дает ему комок золота за ра-

1 Челобитная — письменное прошение.


 


378


379


боту; у Ваньки глаза разгорелись, а мальчик шепчет: «Не бери!» — «Не надо, — бает Ванька, — дай мне гусли-самогуды, и вся репа твоя». Как сказал он про гусли-самогуды, у старика глаза на вершок выкатились, рот до ушей раскрылся, а рога так на лбу и запрядали. Ваньку страх взял; а мальчик и говорит: «Подари, дедушка!» — «Многого хошь! Ну, да такибыть: бери себе гусли, только отдай мне то, что тебе дома всего дороже». Ванька дума­ет: домишко наш чуть в землю не врос; чему там быть дорогому! «Согласен!» — говорит; взял гусли-самогуды и пошел домой. Приходит, а отец его мертвый на пороге сидит. Погоревал, по­плакал, похоронил отца и пошел искать счастья.

Добрался до одного большого города, где жил да был вели­кий государь. Супротив дворца было поле, на том поле свиньи паслись. Ванька подошел к пастуху, купил у него свиней и на­чал пасти. Как только заиграет он в гусли-самогуды, сейчас все стадо и запляшет! Вот однажды царя дома не случилося, царев­на подсела к окошечку, глядит — Ванька сидит на пенечке да играет в гусли-самогуды, а перед ним свиньи пляшут. Посыла­ет царевна свою девушку, просит у пастуха продать ей хоть одну свинку. Ванька говорит: «Пусть сама придет!» Приходит царев­на: «Пастух, пастух! Продай мне свинку». — «У меня свинки не продажные, а заветные». — «А какой завет?» — «Да коли угодно, царевна, свинку получить, так покажи мне свое бело тело до колен». Царевна подумала-подумала, поглядела на все четыре стороны — никого нет, приподняла до колен платье, а у ней на правой ноге небольшое родимое пятнышко. Отдал пас­тух свинку, царевна велела привести ее во дворец, собрала му­зыкантов и заставила играть. Хочется посмотреть, как будет свинка выплясывать; а свинка только по углам прячется, виз­жит да хрюкает...

Приехал царь и вздумал отдавать свою дочь замуж. Созыва­ет он всех бояр, и вельмож, и купцов, и крестьян; съезжаются к нему из чужих земель короли и королевичи и всякие люди. «Кто узнает — говорит царь, — на моей дочке приметы — за того и замуж отдам». Никто не мог разузнать: как ни старались, как ни добивались, ничего не проведали. Вот напоследях выз­вался Ванька: я-де узнаю, и сказал, что у царевны на правой ноге небольшое родимое пятнышко. «Угадал!» — говорит царь, взял — повенчал его на своей дочери и задал пир на целый мир.

Сделался Ванька царским зятем и зажил припеваючи.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................ 3

Музыкальные инструменты в контексте русской народной

культуры................................................................................................................ 9

1 История развития народного музыкального

инструментария........................................................................................... 9

Народные музыкальные инструменты как произведения

декоративно-прикладного искусства................................................... 23

Музыкальные инструменты в системе музыкального

воспитания и обучения детей....................................................................... 31

Опыт применения музыкальных инструментов в учебной работе образовательных учреждений разных стран.... 31

Оркестр народных инструментов «ДАР»................................................... 36

Составы ансамблей......................................................................................... 47

Музыкальные инструменты оркестра «ДАР».......................................... 53

- Группа ударных инструментов............................................................ 53

Группа духовых инструментов.............................................................. 79

Группа струнных инструментов............................................................ 91

Группа клавишно-пневматических инструментов......................... 97

Методика обучения игре на инструментах

оркестра «ДАР».......................................................................................... 99

Методика обучения игре на ударных инструментах. 100 Методика обучения игре на духовых инструментах. 103 Методика обучения игре на свистковых инструментах

(на примере свирели)....................................................................... 103

Методика обучения игре на кугиклах.............................................. 115

Методика обучения игре на язычковых инструментах

(на примере жалейки)...................................................................... 117

Несколько советов по обучению игре на брелке........................... 119

Методика обучения игре на амбушюрных

инструментах (на примере рожка).............................................. 120

Методика изготовления народных и экспериментальных

инструментов........................................................................................... 123

Роль инструментов оркестра «ДАР» в музыкальном

развитии детей............................................................................................... 134


 


380


 


Создание аранжировок и оригинальных произведений

для народных музыкальных инструментов...................... 144

Организация музыкально-игровой деятельности.................. 162

Программа «Музыкальная народная культура»................... 175

Литература.............................................................................. 192

Приложение............................................................................. 195

Упражнения для разыгрывания на народных духовых

инструментах............................................................ 196

Работа над интонацией............................................. 196

Работа над штрихами............................................... 200

Работа над техникой исполнения............................. 200

Пьесы для ансамбля народных инструментов........... 202

1. Пути-дороги. Д. Рытое........................................ 202

2. Во кузнице (Русская народная песня). Обработка Д. Рытова 203

3. Как под горкой, под горой (Русская народная песня). Обработка Д. Рытова       206

4. Маленький ложкарь. Слова и музыка Д.Рытова. 208

5. Воробьиха-барыня (Русская народная песня). Обработка Д. Рытова        212

6. В сыром бору тропина (Русская народная песня). Обработка Д. Рытова 214

7. Полянка (Русская народная песня). Обработка Д. Рытова 216

8. Среди лесов дремучих (Русская народная песня). Обработка Д. Рытова 219

9. Вставала ранешенько (Русская народная песня). Обработка Д. Рытова   220

 

10. Ты взойди, солнце красное (Русская народная песня). Обработка Д. Рытова    222

11. Походная (Парафраза на темы солдатских песен). Д. Рытое       223

12. Скоморошина. Д. Рытое.................................... 232

13. Напев. Д. Рытое................................................. 235

Комментарии........................................................ 238

Припевки, частушки, песни.......................................... 246

Конспекты уроков, занятий......................................... 252

Сценарии праздников.................................................... 288

Колядки (Святочное представление с припевками,
играми, загадками и вождением козы)................ 288


Масленица................................................................. 293

Осенины (Музыкальный досуг для детей

5-6 лет).................................................................. 302

Русский народный календарь........................................ 315

Загадки, считалки, поговорки, приговорки.................. 330

Былины и русские народные сказки............................. 338

Садко......................................................................... 339

Садко. Литературная обработка К. Михайлова. 350

Вавила и скоморохи................................................  356

Семь Симеонов. Литературная обработка

И, Карнауховой..................................................... 363

Наливное яблочко — золотое блюдечко.

Из собрания Ф&. Тумилович................................ 368

Лисафья-кума. Из собрания Д.К. Зеленина.............. 373

Царица-гусляр. Из собрания А.Н. Афанасьева... 375

Скрипач в аду. Из собрания А.Н. Афанасьева........ 377

Гусли-самогуды. Из собрания А.Н. Афанасьева.. 379


382


Учебное издание

Рытов Дмитрий Анатольевич

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Русские народные инструменты

Учебно-методическое пособие

Зав. редакцией ВЛ. Салахетдинова

Редактор ИТ.Лебедева

Зав. художественной редакцией ИЛ- Пшеничников

Художник обложки МЛ. Уранова

Компьютерная верстка ВЛ. Крючкова

Корректор НЛ. Лелекова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленвых ЗАО «Гуманитарвый издательский центр ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Гигиеническое заключение

№ 77.99.2.953.П.13882.8.0О от 23.08.2000 г.

Сдано в набор 26.05.00. Подписано в печать 05. J 0.00.

Формат 60x88 '/. Печать офсетная. Усл. печ. л. 23,52.

Тираж 10 000 экз. Зак. № 2711.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19

E-mail: vlados@dol.ru

ht tp: / /www. vlados.ru

Государственное унитарное предприятие Областная типография «Печатный Двор». 432061, г. Ульяновск, ул. Пушкарева, 27.

 

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.137 с.)