Звучит детский оркестр народных инструментов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звучит детский оркестр народных инструментов.



1-й ведущий. Покров — свадеб покровитель. Считалось, если весело Покров проведешь — дружка найдешь.                                2-й. Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж сна-жает.


1-й. А девицы-красавицы просятся, не напросятся: «Покров-батюшка, одари землю снежком, а меня женишком».

2-й. В это время молодые парни невест себе выбирать ходи­ли. Ходили, сватали девушек да приговаривали: «Отдайте мо-лоду на чужую сторону, во большую семью. Скрасит девку ве­нец да молодец».

Участники праздника делятся на две команды, которые шеренгами стоят одна напротив другой. Одна команда изоб­ражает хозяев (сватов), а другая - родителей и друзей невес­ты. Поочередно исполняя по две строки песни, команды то на ступают, то отступают.

 

 

 


4. Открывайте ворота.                Ой, дид-ладо, ворота. Принимайте девицу,  Ой, дид-ладо, девицу.

1. Мы, бояре, к вам пришли, Молодые, к вам пришли.                Вы зачем пришли, бояре?               Вы зачем пришли, бояре?

2. Мы — невесту выбирать,
Молодую выбирать. Вам которая нужна. Вам которая нужна?

3. Надо девицу красу,
Ой, дид-ладо, красоту.

У нас девица краса,

За воротами она.

5.      В нашем полку прибыло,
Ой, дид-ладо, прибыло.

1-й ведущий. Осень велика — зима долга, но весна при­дет — свое скажет.

2-й. Гуляй, народ, пляши, веселись от души.

Участники праздника танцуют финальную кадриль (рус­ская народная песня «Как у нашего двора»). Группа детей ак­компанирует им на народных инструментах.

' Тальянка — однорядная гармоника.


В нашем полку убыло,                                Ой, дид-ладо, убыло.

6. В нашем полку скачется,
Ой, дид-ладо, скачется.

В нашем полку плачется.                       Ой, дид-ладо, плачется.

1- й ведущий. У нашего двора нет веселью конца.

2-й. Игрушки да смешки, шутки да потешки.

1-й. Осенью молодежь на вечерки да на посиделки собира­лась.

2-й. Играми тешились и шутками отличались, танцами и ча­стушками забавлялись.

 

 


 

 


Скоро, девушки, Покров,                Скоро нам гуля ночка. Скоро-скоро заиграет Милого тальяночка1.

Ты играй, играй, гармошка, А я буду припевать.                   Я не буду больше плакать. Буду только танцевать.

Девушки, вы, девушки, Спорить-то не надо: Ребята сами выберут, Кому какая надо.


 

 

Гармонист у нас хороший, Гармонист — мастеровой: Заиграет, заволнует                             Мою душу - только тронь.

Гармонист, гармонист,                     Выйди на дорожку.                  Я ни разу не плясала                          Под твою гармошку.

Кабы ве было погоды,                      Не крутил бы белый снег.                        Кабы ве было милова.                         Не пошла в беседу ввек.


 


312


313


 


 РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


1. Как у вашего двора Приукатана гора.

2. Что водою улита, Каблуками прибита.

3. Уж я скок на ледок, Подломился каблучок.

4. Подломился каблучок, Я упала на бочок.


ЯНВАРЬ (Перезимье)

Рождество ( 25.12/ 7.01)1. Рождение богочеловека Иисуса Христа.

В сочельник (канун Рождества) люди подводят итоги про­житого года.

Перед Рождеством смотрели на небо: если на нем было мно­го звезд, то считалось, что в новом году будет много грибов и ягод, а год будет урожайным.

На Рождество ребятишки ходили по дворам, пели песни, прославляющие Христа.

Если на богоявленье, по народной примете, снег хлопьями — это к урожаю; ясный день — к неурожаю.

Святкнпродолжаются от Рождества до Крещения.

В это время люди славили Христа, подчеркивая его святость. Это был самый шумный и веселый праздник после длительно­го Рождественского поста — снимались все ограничения в еде, в проведении торжеств, гуляний.

Ходило поверье, что в это время на радостях, что у него ро­дился сын, Бог выпустил из преисподней чертей и различную нечисть погулять, и те пугали народ, безобразничали, проби­рались в жилища. В эти дни жгли костры, чтобы прибавить све­та и тепла и оградить себя от злых сил.

Во время святок проходили колядования. Молодые люди наряжались, надевали маски зверей и птиц, изображая неве­домую силу, ходили по дворам, пели величальные песни, здра­вицы, песнопения, посвященные Рождеству Христову. Часто колядовщики ходили с самодельной звездой, символизировав­шей звезду, взошедшую над Вифлеемом, иногда показывали рождественские вертепные (кукольные) представления.

Желая людям счастья, богатого урожая, колядовщики от хозяев получали угощение. Если же хозяева были жадными и прогоняли колядующих со двора, молодые люди пели при­певки с угрозами, заваливали входную дверь этого дома сне­гом, мазали ворота дегтем и т. п.


 


 

 

Первая дата — по старому стилю, вторая — по новому.


315


Дожидай Рождества, Коляда пришла!                    Как пошла Коляда по улице гулять.                    Как вошла Коляда ко Сергееву окошку,                 А Сергеева жена рубашонку дала.             Как пошла Коляда к Степану под окошко,               А Степанова жена кусок мяса дала.                   Как пошла Коляда к Мишке под окошко,                  А Мишкина жена кочергою прогнала!

После окончания рождественских праздников колядовщики обязательно должны были искупаться в проруби, чтобы не остаться в том обличий, которое они принимали во время ко­лядования, на всю жизнь.

Этот праздник считали молодежным. Повсеместно проходи­ли святочные посиделки, сборища, игры, гадания. Во время посиделок можно было услышать страшные рассказы о случа­ях, которые происходили с гадающими, посмотреть игрища о короле Максимилиане, Степане Разине и др. И конечно же, в святочные вечера гадали (считалось, что заглянуть в будущее получается лучше накануне Рождества, Нового года и Креще­ния). Девушки пытались узнать, выйдут ли они в новом году замуж или нет. Хозяева гадали, будет ли урожайным будущий год, какие испытания им предстоит пережить.

Крещение (6.01/19.01). Праздник в память крещения Иису­са Христа в Иордане Иоанном Крестителем.

В этот день проходило водосвятие. Освящая святой водой свое жилище и имущество, люди предохраняли его от дурного глаза и проникновения нечистой силы, так как вода в это вре­мя имела особую силу, обладала целебными свойствами.

В Крещение устраивали смотрины, парни выглядывали себе невест. Начиная с Крещения и вплоть до Масленицы играли свадьбы.

По народной примете, если в Крещение в полдень синие об­лака, то это к урожаю.

ФЕВРАЛЬ (Снежень)

Сретение (2.02/15.02). Встреча Господа Бога и Иисуса Христа. Христианский праздник совпал с празднованием языческо­го праздника почитания огня - «Громницы».


Этот день считался пограничным между зимой и весной: «На Сретение зима с весною встретились». На Сретение заклинали солнышко, чтобы оно выглянуло и показало, что в решающей борьбе с зимой побеждает весна. В это время начиналась под­готовка к весенним работам: перебирали семена, чинили ин­вентарь.

По народной примете, если на Сретение капель, то будет теп­лая весна и урожай на пшеницу. Если на Сретение небо звезд­ное — зима не скоро начнет плакать, весна будет поздней.

Масленица (от 21.01/3.02 до 1.03/14.03).

Праздник проходил за 56 дней до Пасхи, в последнюю неде­лю перед Великим постом.

Это был один из самых ярких, зрелищных и разгульных на­родных праздников, который после долгой зимы так ждал на­род. На Масленицу провожали зиму, праздновали победу жи­вотворящих сил весны над мраком зимы.

Масленица загорела, всему миру надоела!

Обманула, провела, годика не дожила,

Годика не дожила — до поста довела!

Шла сторонкою к нам, по заулочкам, закоулочкам,

Несла блинов чугуны, надорвала животы!

Блинов напекла, сама все пожрала,

А нам редьки хвост дала на пост!

Весело гуляла, песни играла.

В пищу в это время употребляли масло, молоко, рыбу, яйца, сыр. Эту неделю иногда называли сырной.

Каждый день масленичной недели имел свое название.

Понедельник ~ «встреча». Дети строили снежные горы, ус­танавливались качели и балаганы для скоморохов. Начинали печь блины, которые символизировали круглый солнечный диск.

Вторник — «заигрыш». В этот день начинались масленич­ные игрища, выступления скоморохов. С утра молодежь ката­лась с гор, ела блины. Во вторник звали есть блины родных и знакомых.

Среда — «лакомка». К теще на блины приходил зять и дру­гие гости.


 


316


317


Четверг«широкийразгул». В этот день проводились раз­личные потехи и увеселения: балаганы, катания с гор и на ка­челях, карнавалы, кулачные бои, пиршества, поездки на сан­ных поездах. Молодежь с соломенной Масленицей на санях разъезжала по деревне, собирая по пути народ. Сани с эскор­том подъезжали к горе, с которой первой и съезжала Маслени­ца, открывая катание молодежи на ледянках1.

Пятница«тещины вечерки». Зятья приглашали в гости тещ и угощали их блинами.

Суббота«золовкины посиделки». Молодые невестки при­глашали в гости золовок.

Воскресенье«проводы», «прощеный день». Повсеместно в этот день проводились ярмарки, игрища и праздничные пред­ставления проводов зимы. Кульминацией праздника было сжи­гание Масленицы, символизировавшей зиму. Огонь являлся посредником в установлении контакта с солнцем. Золу, остав­шуюся после сожжения чучела Масленицы, развеивали по полю для того, чтобы земля была плодородной и будущий уро­жай обильным.

Накануне Великого поста люди просили прощение у знако­мых за обиды, которые они могли им нанести в течение года. В прощеный день целовались, как на Пасху. В этот день поми­нали усопших.

На масленицу девушки гадали о своих суженых.

После масленичных праздников начиналась подготовка к ве­сенним земледельческим работам.

По народной примете, «какой день Масленицы красный, в такой сей по весне пшеницу».

МАРТ (Протальник)

Великий постсемь недель от Масленицы до Пасхи.

Подготовка к празднику Воскресения Христа. Отказ от гу­ляний, игрищ и умеренность в еде способствовали очищению и обновлению души человека, стремлению к покаянию.

По народной примете, яркие звезды и безоблачное небо в это время предвещали сухое лето с грозами, а снег и бури — дожд­ливое лето.

' Ледянка — предмет (домка, кусок холста, большая сковородам др.), ко­торый использовали для катания с ледяных горок.


АПРЕЛЬ (Сиегогое)

Благовещение (25.03/7.04). Благовещение Пресвятой Бого­родицы.

День покоя, раздумий и миропонимания. В этот день благо­словляли на созидательную деятельность.

На Благовещение гадали об успехе земледельческих работ. Есть поверье, что Богоматерь в этот день засевает с небесной высоты земные поля, и земля пробуждается ото сна.

В это время начинали возвращаться из теплых краев перелет­ные птицы, которые, по поверью, на своих крыльях несли вес­ну. Также в этот день выпускали на волю птиц, поскольку были убеждены, что тем, кто их освободит, прибудет много счастья.

Хозяйки на Благовещение сжигали одежду людей, которые болели зимой, окуривали жилище дымом, чтобы отогнать не­чисть и болезнь.

По народной примете, если на Благовещение шел дождь, то ожидали грибного лета, хорошо должна была уродиться рожь. Если весна наступала до Благовещения, то впереди ожидалось еще много морозов.

Вербное воскресеньепоследнее воскресенье перед Пасхой.

Освященные веточки вербы, по поверью, в течение года об­ладали магической силой, предохраняли от болезней. Поэтому их целый год хранили дома.

В этот день праздновали начало весны, проводились детские

базары.

По народной примете, если «вербница хорошая — к уро­жаю».

Страстная неделяпоследняя неделя Великого поста, ве­ликие дни страданий Спасителя.

В течение первых трех дней недели хозяйки проводили тща­тельную уборку в доме, уничтожали весь сор, скопившийся за зиму. В «чистый четверг» в сияющих чистотой жилищах пек-' ли из отборной муки куличи. В субботу в церквах происходили литургии, в ходе которых освящались святой водой пасхаль­ные угощения: куличи, пасхи, яйца.

На этой неделе совершались обряды ограждения полей от злых духов.


 


318


319


Пасха22.03/4.04 по 25.04/ 8.05). Светлое Христово Вое кресение.

Праздник, знаменующий весеннее возрождение природы. В этот день служат пасхальные молебны с водосвятием. Радос­тную весть о воскресении Христа люди передают пасхальным приветствием «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!», по-братски целуя друг друга.

Знаком Пасхи являлось яйцо, так как оно символизировало таинство зарождения жизни. Красный цвет яйца подчеркивал появление новых, весенних сил, а также знаменовал возрож­дение кровью Иисуса Христа. К празднику для своей семьи и го­стей готовили пасху, пекли куличи. На Пасху ходили на клад­бище, чтобы поклониться могилам умерших родственников и оставить там пасхальное угощение.

Хозяюшка, наша матушка,

Христос воскрес, Сын Божий! Дари ты нас, не держи ты нас,

Христос воскрес, Сын Божий! А наши дары невеликие,

Христос воскрес, Сын Божий! Кусок сала да и пара яиц,

Христос воскрес, Сын Божий!

На Пасху наводили порядок в домах: чистили, мыли, убира­ли, белили печи. В пасхальные дни работали балаганы, моло­дежь каталась на каруселях, качалась на качелях; повсемест­но празднично звучали колокола.

По народной примете, если ночь на Пасху будет темной, то это к урожаю, а также «на Святой не паши, не сей: пошлет Гос­подь дождей вовремя — и поздний сев будет лучше раннего».

В ближайшие годы Пасха будет праздноваться: 2001 г. — 15 апреля, 2002 г. — 5 мая, 2003 г. — 27 апреля, 2004 г. — 11 ап­реля, 2005 г. — 1 мая, 2006 г. — 23 апреля, 2007 г. — 8 апреля, 2008 г. — 27 апреля, 2009 г. — 19 апреля, 2010 г. — 4 апреля.

Радуница — следующая после Пасхи неделя. Праздник проводился в честь славянского бога Рода — твор­ца Вселенной.

В это день проходили поминальные обряды — люди посеща­ли могилы, жгли поминальные костры, в церквах служилась


Вселенская панихида, на которой поминали родителей, всех умерших. Справляя на могилах поминки, люди оставляли там еду и питье, веря, что тем самым они угощают усопших.

В некоторых деревнях в субботу совершался обряд изгнания смерти: с метлами, ножами, ухватами люди гонялись за неви­димыми призраками смерти, выкрикивая проклятия.

По народной примете, на этой неделе обязательно должны были пройти дожди.

Красная горкапервое воскресенье после Пасхи.

Праздник встречи весны и красна солнышка. Люди на Крас­ную горку водили хороводы, зазывали весну и просили у сол­нышка хорошего урожая.

Во время праздника проводились различные игры (горелки, «сеять просо», «плести плетень» и др.).

Молодые парни выбирали себе невест и объявляли о пред­стоящей свадьбе, так как это время считалось счастливым для бракосочетания. Почти повсеместно проходили смотрины, сва­товство, свадьбы.

МАЙ (Травень)

Егорьев день (23.04/ 6.05).

Святой Егорий (Георгий Победоносец) — хранитель и покро­витель домашнего скота, победитель зимы и всякой нечисти.

Егорьев день считался пастушьим праздником. В этот день выполняли ритуалы, направленные на защиту скотины, перед тем как выпустить ее в первый раз на выпас.

Христос с тобой, Егорий храбрый,

Прими мою животинку

На все полное лето и спаси ее.

Пастух обходил стадо с иконой святого Георгия, произносил охранительные заговоры, совершал ритуальные действия, про­сил Егория защитить стадо от хищных зверей. Иногда пастуха окатывали водой, чтобы он летом не дремал. Но в большинстве случаев пастухов одаривали — приносили угощения и одновре­менно давали наказ, как следует охранять стадо.

В Егорьеву неделю прилетали ласточки, а люди празднова­ли торжество весны над зимой. «Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой».


 


320

 


  321


Накануне этого дня высаживали на грядки лук и капусту, запахивали пашню.

Считалось, что роса в Егорьев день укрепляет здоровье, из­гоняет болезнь и недуги. Люди в этот день даже валялись рано утром на росистой траве, «набираясь» здоровья.

В это день нанимали работников в поле. С Егорьева дня мо­лодежь начинала водить хороводы.

По народной примете, если на Егорьев день был мороз, то в будущем онсидался хороший урожай проса и овса, а если в этот день шел дождь, то скоту предстоял сытный год.

Вознесение (сороковой день после Пасхи). Празднование Вознесения Христа на небо со всей его божественной силой.

Последний весенний праздник. В этот день пекли пироги, верх которых фигурно украшали «лесенками» из теста с семью перекладинками, символизировавшими путь Господа на небо.

В это время отцветали сады. Хорошая погода на Вознесение предвещала обильный будущий урожай.

Народ в этот день говорил: «Придет Вознесеньев день — сбро­сит весна-красна лень, летом обернется — прикинется, за рабо­ту в поле примется».

Семицкая (русальная) неделя, Зеленые святки, семик

седьмая неделя после Пасхи.

Семицкая неделя посвящена богине весны, которая победи­ла силы зимы. На этой неделе встречали лето, проходили об­щенародные игрища и водились хороводы, имеющие аграрно-магическое назначение. Дома в это время украшались ветками деревьев и цветами, хозяйки пекли караваи, красили яйца, символизирующие плодородие, в желтый солнечный цвет.

Во вторник проходили задушные поминки: поминались усопшие, на кладбищах оставляли приношения, могилы укра­шали венками и березовыми ветками.

В четверг праздновали семик. Девушки в лесу завивали бе­резки, олицетворяющие весеннюю природу, украшали их лен­тами, вокруг них водили хороводы. В этот день пировали, га­дали о своей судьбе, бросая венки в воду.

Не дождик березу обмывает,                      Здесь в роще девок прибывает.  Скачите, пляшите, красные девки,


А вы, холостые, поглядите,

С гулянья вам девушек не взяти.

Девушки угощались и кумились — вступали в более довери­тельные, дружеские, даже родственные отношения, станови­лись названными сестрами, принимая на себя обязательство хранить дружбу. Они вешали на одной ветке березы свои крес­тики, целовались сквозь кольцо шнурка и обменивались крес­тами. Девушки сразу договаривались о сроке кумовства. Это мог быть день, неделя, месяц, а могли приниматься обязательства на всю жизнь.

На семицкой неделе парни в девичьих хороводах высматри­вали себе невест, в деревнях проходили смотрины невест.

Считалось, что в субботу русалки выходили из реки побегать по полю. В этот день они могли завести встретившихся на их пути красивых парней и девушек в лес и защекотать их до смер­ти. Молодежь вечером в субботу водила на поле хороводы, пела песни, а с наступлением темноты «прогоняла» опасных руса­лок обратно в реку. На рассвете, уже ничего не боясь, молодые люди купались в реке.

На семицкой неделе готовились к празднованию Троицы.

ИЮНЬ (Хлеборост)

Троица (отмечается через пятьдесят дней после Пасхи в воскресенье).   День сошествия Святого Духа на учеников Иисуса Христа. Праздник в честь Святой Троицы.

Праздник березок и цветов, семейного каравая. К этому дню ' украшали дома, улицы ветками березы и цветами, пекли кара­ваи, завивали венки из березки.

Пойдем, девочки, завивать веночки!                    Завьем веночки, завьем зеленые!                 Стой, мой веночек, всю недельку зелен,                     А я, молодешенька, весь год веселешенька!

Бросая венки в воду, девушки гадали о том, будет ли у них счастье в замужестве. Троицкий венок считался вестником 'свадьбы. В этот день парни высматривали себе невест. На Тро­ицу молодежь водила хороводы, играла в горелки.


 


322


 


323


 


 


В Троицын день проводились обряды благословения полей и скота, а также люди ходили на кладбище, чтобы помянуть своих родственников.

По народной примете, если на Троицу пойдет дождь, то ле­том будет много грибов.

Духов день — следующий день после праздника Святой Троицы.

Духов день начинает неделю Всех святых. Считалось, что на Духов день Мать-Сыра-Земля открывает все свои тайны. В этот день происходило развивание венков, свитых на Троицу.

Считалось, что после этого праздника до осени можно забыть о морозных утренниках, а также, что в Духов день с неба схо­дит священный огонь, испепеляющий всех духов и несущий летнее тепло: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет».

ИЮЛЬ (Страдник)

Ивав-купала (24.06/7.07).

День Ивана-купалы праздновался в честь летнего солнцево­рота. Люди обращались к Солнцу — огню небесному во время проявления его высших творческих сил с благодарностью за свет и тепло.

В этот день звучали песни, водились хороводы.

Еще что кому до нас, когда праздничек у нас! Завтра праздничек у нас — Иванов день!     Уж как все люди капустку заламывали,              Уж как я ли, молода, в огороде не была.

Повсюду жгли костры, олицетворявшие торжество летнего солнца, а также обладавшие силой уничтожать болезни. Поэто­му люди прыгали через костер, сжигали свои сорочки и боль­ных родственников, пропускали скот через кострище, очищая его тем самым от болезней и оберегая от дурного глаза.

Молодые люди в этот день обливали друг друга водой, купа­лись на заре, встречая день Ивана-купалы, свято веря в очища­ющую и целебную силу купальской воды. Считалось, что если в этот день обильная роса, то лето будет урожайным.

Девушки гадали о своей судьбе, спуская сплетенные венки по реке, наблюдая за их движением.

324


Есть предание, что в этот день расцветают и приобретают сверхъестественную силу все чудодейственные травы, а также папоротник. Кто сможет сохранить цветок папоротника, со­рванного в купальскую ночь, тот обретет счастье, благополу­чие и удачу во всех делах, будет обладать даром находить кла­ды. Собранные в купальскую ночь травы сушили и позже при­меняли в оздоровительных целях.

После празднования Ивана-купалы проводили первый по­кос, так как лесные и полевые травы обретали в это время пол­ную зрелость,

Петров день (29.06/12.07). Чествование святой памяти Апо­столов Христовых Петра и Павла.

Праздник с гуляниями, песнями, хороводами проводился в честь Апостола Петра — покровителя хлебных полей. Это был самый напряженный период летней страды. С Петрова дня на­чинался пик сельскохозяйственной деятельности: косили тра­ву, шла подготовка к севу озимых. Неспроста люди говорили: «Ладь косы и серпы к Петрову дню».

В этот день люди отдыхали, ходили с угощениями в гости, принимали у себя родственников и знакомых. Повсеместно ус­траивались петровские ярмарки. Молодежь ночью караулила восход солнца, так как считалось, что накануне Петрова дня его лучи переливаются самыми необыкновенными цветами, а само солнце скачет по небу вверх-вниз.

Люди с нетерпением ждали в этот день дождя, так как счи­талось, что если он пройдет, то урожай будет не худой, если пройдет два дождя — хороший, а если три — богатый.

АВГУСТ (Жнивень)

Илья-пророк (20.07/2.08).

Начало урожайной осени.

Пророка Илью считали ревнителем истинной веры и благо­честия, разъезжавшим по небу в своей огненной колеснице и ме­тавшим огненные стрелы в нечистую силу. Илья мог посодей­ствовать в богатстве и изобилии урожая, так как посылал на землю плодородие, распоряжался природными силами и про­гонял зло: «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет».

Илью-пророка просили о прекращении дождей или, наобо­рот, послать дождь во время засухи.

325


 


 


В этот день старались не работать, так как Илья-пророк мог ослушников убить молнией.

С Ильина дня чувствуется приближение осени: начинаются холодные утренники, становятся продолжительнее ночи, про­хладнее вода в реках. Неспроста в народе говорили: «На Илью до обеда лето, а после обеда - осень».

Первый Спас (1.08/14.08).

В некоторых областях в этот день провожали лето. Урожай, собранный после Спаса, кормил и «спасал» человека весь год: «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса».

На Первый Спас пчела переставала носить медовую взятку. В этот день принято было освящать мед, благословляя его пос­ле нового сбора. Поэтому Первый Спас иногда называют «ме­довым».

К этому времени поспевает малина, все холоднее становится вода в реках.

Второй Спас, Преображение (6.08/ 19.08). Преображение Господа Бога Иисуса Христа.

Второй Спас еще иногда называют «яблочным», так как с этого дня начинался основной сбор урожая, в том числе и яб­лок. В день Второго Спаса проводились праздники урожая и земных плодов, вечером в поле с песнями провожали закат солнца. На Преображение существовала традиция одаривать бедных и нищих.

В это время преображается погода — начинаются осенние заморозки, по утрам появляются холодные росы. По погодным изменениям в этот день определяли, каким будет январь.

На Второй Спас готовили пашни и засевали озимые культуры.

Успение (15.08/28.08). День смерти Богородицы.

До дня Успения необходимо было дожать последний сноп в озимом поле. На Успение заканчивалась уборка, проходило освящение нового хлеба, завершался посев озимых. Считалось, что с Успения солнце «засыпает».

Нивку жита я дожала, Девять стогов наметала,                А десятый — ячменю                На утеху на мою.

326


С Успения проводились первые девичьи вечеринки. Этот день был началом молодого бабьего лета, которое длилось до 14 сентября. На Успение солили огурцы.

Третий Спас (16.08/29.08).

Иногда этот день называют «ореховым» Спасом, так как к этому времени в Центральной России созревают лесные орехи.

На Третий Спас гадали о будущем урожае, о том, какая пред­стоит осень и зима. В этот день пекли пироги из нового зерна: «Третий Спас хлеба припас», начинались ярмарки.

СЕНТЯБРЬ (Осенник)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.096 с.)