Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные различия в способностях
Н. С. Лейтес
Изучение способностей составляет один из основных разделов психологии личности. Существенные для данной проблемы вопросы о роли наследственности, среды, воспитания и о движущих силах психического развития получили освещение в работах Г. С. Костюка [20], [21], А. Н. Леонтьева [34], [36], С. Л. Рубинштейна [48], [49], Б. М. Теплова [58], [59]. В этих работах выражен диалектико-материалистический подход к пониманию природы способностей и намечены общие закономерности формирования способностей. Названные авторы показали, что изучение способностей возможно лишь в русле исследования конкретных, исторически сложившихся и социально значимых видов деятельности. Способности как таковые не могут быть даны от рождения в готовом виде. Природные данные, или задатки, имеют важное значение, но они являются лишь одним из условий очень сложного процесса развития способностей. Последние складываются и развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей действительностью. Важнейшее значение для развития способностей имеют общественно-исторические условия. Основы учения о способностях были сформулированы К. Марксом (обзор ранних трудов К. Маркса с точки зрения проблем психологии дан С. Л. Рубинштейном [50]). Исключительно важным является марксистское положение о том, что при коммунизме будет осуществляться «призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развить свои способности»[2]. В противоположность буржуазным теориям, обосновывающим классовое, национальное и расовое неравенство, советская психология подходит к проблеме способностей с точки зрения «родовых», общих всем людям возможностей развития психических свойств и с точки зрения индивидуальных различий. Марксистская теория и опыт Советского государства показывают, что в условиях бесклассового общества по мере преодоления разрыва между умственным и физическим трудом выполнение всех массовых видов человеческой деятельности становится практически доступным для всех людей, не страдающих какими-нибудь органическими дефектами. При этом именно ----------------------------------------------------------- 75 ---------------------------------------------------------- всестороннее развитие способностей благоприятствует раскрытию всех творческих сил человека, позволяет наиболее полно и ярко проявиться индивидуальному своеобразию способностей.
Б. М. Тепловым [59] были подвергнуты подробному критическому анализу позиции буржуазных авторов, применявших с целью определения способностей тесты и «метод измерения известности». Формальное установление «уровней» способностей и вычисление «интеллектуальных коэффициентов» стали в буржуазных странах средством оправдания классового и национального неравенства, порождаемого условиями капиталистического общества. В работе Б. М. Теплова убедительно показана научная несостоятельность упомянутых методик и классовая ограниченность буржуазных взглядов. В статье А. В. Ярмоленко [75] дан критический разбор одной из новых буржуазных работ по одаренности. В советской психологии накапливаются материалы в области изучения общих умственных способностей; проведены детальные исследования некоторых специальных способностей – к музыке, к рисованию; изучаются способности к технике, к спорту и др. Эти исследования характеризуются разнообразием методик. Наиболее полно и доказательно изучены способности к музыке. Исследование Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [61] наряду со своим специальным значением дало богатый материал для разработки вопросов общей теории способностей. Особенно важны следующие положения. Музыкальность, понимаемая как совокупность способностей, необходимых для занятий именно музыкальной деятельностью и при этом любыми ее видами, представляет собой единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальных особенностей слухового восприятия, «слышания» музыки. Выделение отдельных музыкальных способностей возможно лишь на основе изучения особенностей музыкальной деятельности. Б. М. Тепловым выделены три основные музыкальные способности: 1. Ладовое чувство [3], т. е. способность различать ладовый характер звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, степени этих качеств, «тяготение» звуков друг к другу. Это чувство непосредственно проявляется в узнавании мелодии, в эмоциональном отклике на нее, в чувствительности к точности интонации. 2. Слуховое представление – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные отношения. Эта способность проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении. На более высоких ступенях развития она представляет собой то, что обычно называют «внутренним слухом». 3. Музыкально-ритмическое чувство – способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Музыкально-ритмическое чувство лежит в основе тех сторон музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временных отношений в музыке. Музыкально-ритмическое чувство наряду с ладовым образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Соотношение между названными способностями у разных людей может быть неодинаковым. Это означает, что успешность занятий музыкой может достигаться (различными.путями. Установлено, что среди дошкольников, успешно обучающихся музыке, одни дети отличаются значительным ладовым чувством и способностью к слуховому представлению при недостаточном чувстве ритма, другие – хорошей способностью к слуховому представлению и развитым чувством ритма при сравнительно слабом ладовом чувстве, третьи – сильным ладовым чувством ----------------------------------------------------------- 76 ---------------------------------------------------------- и чувством музыкального ритма при малой способности к слуховому представлению. Таким образом, комплексы способностей к музыке могут быть различны не только по степени, но и по своему качественному своеобразию. Способности к музыке развиваются в самом процессе музыкальной деятельности, они не могут «созреть» заранее, независимо от восприятия музыки и занятий ею (во всех изученных случаях очень раннего развития музыкальности имели место или прямая забота родителей о музыкальном развитии ребенка, или хотя бы достаточное богатство музыкальных впечатлений). Музыкальность может развиваться на разной природной основе; например, она может сформироваться как в условиях наличия абсолютного слуха, так и при его отсутствии; это означает возможность компенсации одними способностями других. Углубленное исследование музыкальных способностей оказало существенное влияние на постановку проблемы способностей в целом. Многие из приведенных выводов имеют значение, выходящее за пределы вопросов музыкальности. Так, видимо, по отношению к способностям в любой области применимы следующие положения: 1) способности могут быть выявлены только на основе анализа конкретной деятельности, 2) развитие способностей происходит в самом процессе деятельности, 3) успешность деятельности зависит от комплекса способностей, 4) высокие достижения в одной и той же деятельности могут быть обусловлены сочетанием различных способностей, 5) возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими. Все эти положения стали отправными для последующих работ по психологии способностей. В области способностей к рисованию экспериментальные исследования проводятся В. И. Киреенко. В одной из его работ [12] применен сконструированный автором специальный прибор, позволяющий выявить точность «глазомера» (выражающегося в оценке величины, в нахождении фигуры, равной заданной фигуре) и точность «оценки пропорций» (выражающейся в восприятии и воспроизведении соотношения величин). Были подобраны две контрастные группы испытуемых: в одну вошли лица, не проявлявшие склонности к рисованию и не занимавшиеся им, в другую – заведомо способные «рисованию. Опыты полазали, что глазомер не имеет прямого отношения к успешности рисования. В отношении же оценки пропорций оказалось, что лица, обладающие способностями к рисованию, дают более низкий порог, чем лица нерисующие; в разных вариантах опытов (установление подобия двух фигур, пропорциональное деление прямоугольников, пропорциональное деление портрета и т. п.) результаты оказались сходными: сравнительно небольшие колебания величины порога внутри каждой группы и резкое расхождение между испытуемыми разных групп. Таким образом, было установлено, что оценка пропорций является специфической способностью, связанной с изобразительной деятельностью. При этом обнаружилось, что точность оценки пропорций отнюдь не пропорциональна возрасту (в числе испытуемых были лица разных возрастов начиная с 7 лет) и не сводится к навыкам рисования: в группе «рисовальщиков» самые низкие пороги оценки пропорций оказались у зрелого художника-профессионала и у семилетнего мальчика, никогда не обучавшегося, но страстно увлекавшегося рисованием. В исследовании выяснилось, что лица со склонностью к рисованию осуществляют решение предлагаемых задач иными способами, чем лица, далекие от изобразительной деятельности, а именно: первые находят пропорции непосредственно, прямым сопоставлением, в то время как вторые вынуждены прибегать к сравниванию величин и расчетам.
В другой работе В. И. Киреенко [13] изучалась оценка светлотных ----------------------------------------------------------- 77 ---------------------------------------------------------- отношений. Автор исходил из того, что форма объектов всегда выявляется в условиях определенной освещенности; при этом задача рисующего заключается не в том, чтобы передать абсолютную силу света, а в том, чтобы выдержать светлотные отношения различных поверхностей изображаемой формы. Автором разработана оригинальная методика, позволяющая посредством.специального прибора судить о точности оценки светлотных отношений. Испытуемыми опять-таки были две группы: лица, обнаруживающие несомненные успехи в рисовании, и лица, не расположенные к рисованию. Эксперименты показали значительные индивидуальные различия в оценке светлотных отношений. При этом ярко обнаружилось преимущество успешно занимающихся рисованием: в среднем испытуемые этой группы в четыре с половиной раза точнее оценивали светлотные отношения, чем испытуемые группы нерисующих. Таким образом, и оценка светлотных отношений выступает как специфическая способность к рисованию.
В той же работе представлены опыты, показывающие точность нахождения на глаз вертикали и горизонтали и точность в оценке отклонений от них. И в этих экспериментах результаты первой группы существенно отличаются от результатов второй группы: величина ошибки каждого испытуемого «рисовальщика» в несколько раз меньше величины ошибок каждого испытуемого из группы нерисующих. В работе удалось также выявить (как и в работе об оценке пропорций), что испытуемые, отличающиеся способностями к рисованию, выполняют экспериментальные задания, руководствуясь непосредственным впечатлением, в то время как испытуемые, не обнаруживающие успехов в рисовании, прибегают к рассуждениям и дополнительным построениям. Сильные стороны работ этого цикла составляют вычленение наиболее простых и вместе с тем опорных компонентов сложной деятельности, создание новых экспериментальных методик, использование количественных показателей для характеристики индивидуальный различий и выявление различных способов выполнения одной и той же деятельности. В. И. Киреенко принадлежит также работа, посвященная вопросу о целостности восприятия в связи с художественными способностями [14]. Автор, исходя главным образом из некоторых высказываний И. П. Павлова, считает, что «способность запечатлевать все в целом и отсутствие склонности к анализу» должны быть характерны для лиц художественного типа. (Это положение является дискуссионным.) В работе использован «объемно-экспозиционный аппарат» (конструкции автора), с помощью которого испытуемым предъявляется на ограниченное время (2 сек.) определенная группа предметов; в последующей части опыта выясняется, удалось ли испытуемому воспринять группу предметов как единую зрительную картину или же каждый предмет воспринимался в отдельности. Эксперименты, проведенные с двумя специально отобранными группами испытуемых – «художественной» и «нехудожественной», показали, что все испытуемые первой группы по сравнению с испытуемыми второй группы лучше решают данную задачу и прочнее удерживают в памяти картину расположения предметов, другими словами, у лиц первой группы! зрительные образы отличаются большей полнотой. (Сходные результаты получены в экспериментах на узнавание лиц по фотографиям [15].) Эти факты представляют несомненный научный интерес. Но вряд ли ими может быть подтверждено положение об отсутствии у лиц первой группы «склонности к анализу». Рассмотренная работа В. И. Киреенко по характеру методики и по своим исходным положениям примыкает к исследованию М. Н. Борисовой [2], посвященному определению соотношения первой и второй сигнальных систем. В этом исследовании роль первой сигнальной системы выяснялась главным образом в опытах, требующих непосредственного,
----------------------------------------------------------- 78 ---------------------------------------------------------- целостного зрительного восприятия. Предложенная М. Н. Борисовой методика, позволяющая судить об относительном преобладании одной из сигнальных систем (в специальных условиях опыта), была применена, в частности, к учащимся художественной школы. Оказалось, что из 34 начинающих художников у 23 обнаружилось относительное преобладание первой сигнальной системы, у 11 – относительное равновесие сигнальных систем; среди начинающих художников не оказалось ни одного с относительным преобладанием второй сигнальной системы. Результаты этих опытов также свидетельствуют о связи целостности восприятия со способностями к рисованию. Таким образом, опытами В. И. Киреенко и М. Н. Борисовой показана особая полнота, целостность зрительного восприятия (и соответственно запоминания) у лиц художественного типа. Однако при всей бесспорности фактической стороны обеих работ думается, что нет оснований допускать отсутствие анализа или слабость его у лиц, занимающихся рисованием. Авторам можно поставить в упрек абсолютизирование отдельных высказываний И. П. Павлова, заключающих в себе подобный ход мысли. Многочисленные материалы о творчестве художников убеждают скорее в противоположном: художественный процесс немыслим без постоянного и очень тонкого анализа. Можно полагать,, что последующие исследования дополнят картину, наряду с особенностями целостного восприятия будут изучены также специфические особенности и художнического анализа. Интересные материалы к вопросу о развитии способностей к рисованию в дошкольном возрасте дает работа Н. П. Сакулиной [52]. Здесь прослеживается первоначальное становление изобразительных способностей. Основное содержание работы – результаты наблюдения за двумя детьми в ходе занятий рисованием, с применением различных форм естественного эксперимента в течение трех лет (от 4 до 7 лет). Автор дает подробнейшее описание особенностей процесса рисования у каждого ребенка, самих рисунков детей, а также поведения, сопутствующего рисованию. Работа позволяет судить как о.некоторых возрастных моментах изобразительных способностей, так и об индивидуальном своеобразии их развития. В плане теоретическом особого внимания заслуживает проводимое автором разделение способностей к рисованию на «способности изображения» и «способности художественного выражения». Способности изображения обусловливают те черты рисунка, которые позволяют узнавать в нем конкретные предметы и явления; эти способности предполагают наличие таких компонентов 1) полнота восприятия и связанных с ним представлений, 2) овладение средствами графического выражения, 3) овладение техникой рисунка.. Что же касается способностей художественного выражения, то они обусловливают передачу в рисунке определенного обобщения, а также личного отношения и развиваются на основе эстетического восприятия действительности. Несомненно, что различие между способностями изображения и способностями выражения имеет существенное значение не только в детском творчестве. Некоторые данные относительно изобразительных способностей в их высшем проявлении – на материале творчества великих художников – содержат работы С. Г. Каштановой. В одной из них [9] дается анализ творческого процесса у В. И. Сурикова, в другой [10] – сравнительная характеристика творческого воображения И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Результаты психологического анализа творческих особенностей великих художников-реалистов могут быть поучительны для правильного руководства развитием изобразительных способностей у начинающих художников. Несколько исследований посвящено вопросам формирования способностей к другим видам искусства. Ряд тонких наблюдений за разви- ----------------------------------------------------------- 79 ---------------------------------------------------------- тием художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации содержит работа Н. С. Карпинской [11]; большое внимание автор уделяет развитию способностей к выразительной речи. Весьма ценными здесь являются фактические данные о взаимосвязи развития специальных способностей и общего развития ребенка. В этой работе на конкретном материале обсуждается, в частности, вопрос о соотношении способностей с умениями и навыками. Некоторые вопросы развития художественных способностей школьников на занятиях драматического кружка (подростковый возраст) рассматриваются в работе Ю. И. Рубиной [47]. Обобщая свой многолетний опыт изучения учащихся, автор показывает, как систематическое участие в инсценировках обогащает восприятие литературных произведений – развивает способности «лучше слышать» (улавливать значение и подтекст) и «лучше видеть» (представлять в воображении). По вопросу о проявлениях литературных способностей у детей интересные материалы содержат психологические очерки Н. А. Черниковой [68]. В них, в частности, обсуждается проблема типологических различий в литературном творчестве детей. Развитию литературно-творческих способностей школьников посвящены работы Э. Г. Лейбовской [30] и И. Г. Кривошапкина,[23]. В этих работах обобщен опыт практического руководства развитием литературных способностей. Проблеме взаимосвязи литературных способностей и способностей к рисованию посвящено исследование В. Л. Дранкова [6]. Это исследование выполнено на необычном материале: автор изучил имеющиеся данные о роли способностей к рисованию в творческой деятельности Пушкина и Лермонтова. В исследовании показано, что наглядные представления и их графические изображения становятся как бы «опорными пунктами» творческого воображения писателя. Так, Пушкин очень часто прибегал к зарисовкам на полях; в таких рисунках намечены образы литературных героев, место действия, отдельные поэтические мысли. В многочисленных рисунках Лермонтова можно найти прообразы почти всех литературных персонажей, действующих в его произведениях. Специальный анализ показал теснейшую взаимосвязь литературных и собственно изобразительных способностей у обоих великих поэтов и исключительную благотворность такого сочетания способностей. Вопросы, относящиеся к проблеме художественных способностей в целом, рассматриваются в статье Б. М. Теплова «Психологические вопросы художественного воспитания» [62], а также в книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» (глава «Воспитание художественных способностей», авторы: В. Н. Шацкая, Е. Г. Савченко, П. М. Якобсон [69]). В этих обобщающих работах основное внимание уделено способностям к искусству в детском возрасте. Авторы исходят из того, что развитие художественных способностей является мощным средством всестороннего, гармонического развития личности. При этом формирование художественных способностей рассматривается каждый раз применительно к конкретным условиям воспитания и обучения. Существенное место в разработке психологии способностей занимает изучение общих умственных способностей. В этой области преодолены отрицательные влияния механистических и биологизаторских теорий интеллекта. Уже в прошлое ушли упрощенные попытки измерения умственной одаренности методикой тестов, была выяснена научная несостоятельность и практическая вредность значительной части тестовых испытаний. Определяющую роль в преодолении чуждых теорий и лженаучных методик сыграло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. Характерным для советской психологии является изучение умственных способностей в становлении, в развитии и в тесной связи с другими сторонами личности [35]. Следует заметить, что накопление научных фак- ----------------------------------------------------------- 80 ---------------------------------------------------------- тов, относящихся к умственным способностям, Происходит не только в исследованиях, специально посвященных этой проблеме, но и в ряде исследований, ведущихся в области психологии обучения. Психологическому анализу нескольких случаев выдающейся умственной одаренности детей посвящена работа Н. С. Лейтеса [31]. В работе подробно описаны три мальчика в возрасте 9-11 лет, отличавшиеся исключительно высоким умственным развитием и необычайными для их возраста достижениями. Собственно интеллектуальные данные каждого ребенка представлены на фоне общей характеристики личности. В работе показано, что особенностью одаренный детей, их коренным психологическим свойством – при всем своеобразии ума и характера каждого такого ребенка – является потребность в умственной деятельности, повышенная тяга к труду. На конкретном материале прослеживается, как стремление к занятиям, напряженная склонность к деятельности содействуют развитию способностей и обусловливают достижение успехов – склонность к труду выступает как фактор одаренности. В работе отмечается, что тезис о склонности к труду как факторе одаренности относится не только к выдающимся детям, а имеет всеобщее значение. Анализ выдающихся умственных способностей, проявляющихся в области «практического» мышления, дан в работе Б. М. Теплова о великих полководцах [60]. В этой работе на обширном военно-историческом материале рассмотрены те психологические качества, которые необходимы для деятельности полководца. В работе показано единство собственно интеллектуальных особенностей и особенностей волевых. Автор подробно останавливается «а таких умственных чертах, как конкретность мышления, способность нахождения быстрого решения, способность предвидения и др. При этом вскрывается своеобразная диалектика умственных способностей, а именно необходимость совмещения противоположных качеств мышления: быстроты и неторопливости, осторожности и смелости, гибкости и устойчивости и пр. В работе показана также роль знаний и подготовки в деле развития умственных способностей. Выполненная на специальном материале, эта работа представляет большой общепсихологический интерес. Некоторые данные о старших школьниках, отличающихся высокими умственными способностями, можно найти в работе Н. С. Лейтеса, посвященной проблеме темперамента [32]. Способности к усвоению математики в школе изучались В. А. Крутецким [24]. Им выявлены особенности мыслительной деятельности в процессе решения алгебраических задач у учащихся с разной степенью способностей к усвоению математики. Метод исследования – сравнительный анализ процесса решения учащимися (VI, VII и VIII классов) специально подобранных экспериментальных задач. В. А. Крутецким установлено, что существенное место в структуре математических способностей занимают быстрота обобщения математического материала,. быстрота «свертывания» мыслительного процесса (сокращение процесса рассуждения и системы соответствующих действий), а также легкость перехода от прямых операций к обратным; в указанных особенностях (способностях) выступает специфика аналитико-синтетической деятельности учащихся. Л. Н. Ланда [26] изучал индивидуальные различия между учащимися (VIII класс) в усвоении нового метода рассуждения при решении геометрических задач. Им показаны некоторые «количественные» особенности формирования отдельных умственных способностей. В частности, учитывались индивидуальные различия в количестве необходимых упражнений, различия в темпе работы, различия в степени затруднений при необходимости варьировать операции, различия в легкости и успешности освоения некоторых операций и др. Л. Н. Ланда отме- ----------------------------------------------------------- 81 ---------------------------------------------------------- чает, что, имея дело с индивидуальными различиями, нужно считаться не только с тем, чего уже достиг ученик, т. е. с уровнем его развития, но следует учитывать и способность к дальнейшему развитию определенных психических свойств. Проблема способностей, понятно, имеет не только количественный аспект: нельзя видеть проблему лишь в том, насколько велики способности. Важное значение имеют различия в способностях одинаково развитых, т. е. различия не по степени, а по своеобразию способностей. (Сказанное, разумеется, относится не только к общим умственным способностям, но в равной мере и к любым другим.) Прямое отношение к вопросу о своеобразии умственных способностей имеют высказанные И. П. Павловым положения о типологических различиях по соотношению первой и второй сигнальных систем (гипотеза о «специально человеческих» типах получила уже достаточно подтверждений). Несомненно, что принадлежность к «художественному» или «мыслительному» типу может сказываться не только в восприятии искусства и в соответствующих творческих занятиях, но имеет более широкое значение, накладывает отпечаток на всю психическую деятельность. Интересные соображения о значении этих типов для мыслительной деятельности содержатся в работе А. Т. Губко [4]. Им, в частности, верно подчеркнуто, что для понимания различий в аналитико-синтетической деятельности необходимо учитывать сигнальную природу объектов анализа и систематизации. В отношении умственных способностей то или иное соотношение сигнальных систем обусловливает не величину, не уровень способностей, а лишь некоторое своеобразие ума: «художественный» тип расположен к более конкретному, образному мышлению, а «мыслительный» – к мышлению более обобщенному, абстрактному. Такого рода различия между школьниками изучались Т. П. Тереховой [66] на материале истории, А. Н. Турпановым [67] на материале географии. В исследовании Н. А. Лисенковой [38] показано, как соотношение сигнальных систем обусловливает своеобразие литературных способностей. Путем анализа многочисленных сочинений учащихся и длительной работы с отдельными учениками автором выявлены два контрастных типа письменной речи у старших школьников: 1) тип выразительной речи, где образные и эмоциональные моменты пронизывают весь текст и ход изложения во многом обусловлен развертыванием образа и передачей настроения; 2) тип логически связной речи, где изложение носит исключительно понятийный характер и переход от одной части текста к другой определяется обобщенными, логическими связями. Согласно автору первый тип речи является выражением относительного преобладания первой сигнальной системы, в то время как второй тип речи выражает относительное преобладание второй сигнальной системы. В работе показано, что образные слова и обороты возникают не сами по себе, а благодаря видению образа, т. е. вследствие яркости, конкретности чувственных представлений. Ю. А. Самарин [54] изучал некоторые моменты формирования способностей к иностранному языку. Применяя разновидность ассоциативного эксперимента (испытуемыми были студенты), он показал, что «рост темпа ассоциативного процесса» (называние слов на иностранном языке в ответ на данное слово-раздражитель) имеет неравномерный характер. Например, быстрее могут образовываться ассоциации более конкретные или, наоборот, более абстрактные, что в первую очередь зависит от учебного опыта. Наблюдавшиеся при этом индивидуальные различия исследователь также связывает, в частности, с особенностями соотношения первой и второй сигнальных систем. Известно, что вторая сигнальная система верно отражает действительность лишь до тех пор, пока она правильно соотносится с «первыми ----------------------------------------------------------- 82 ---------------------------------------------------------- сигналами» действительности. Исследованиями Н. А. Менчинской [39] установлено, что недостаточное развитие способностей к арифметике (у младших школьников) обусловлено, в частности, отсутствием необходимой связи между наглядными (образными) и отвлеченными элементами мышления: менее способные к арифметике дети недостаточно отчетливо представляют себе, какая реальная величина соответствует тем или иным числам, вследствие чего они могут не замечать явные неправильности в ходе решения задачи и в соотношении величин. Подобное явление – несоответствие между общими понятиями и конкретными представлениями – на материале других учебных предметов (история, грамматика) описано также в работе Р. Л. Гинзбург [3]. Н. А. Менчинской [39] путем длительных наблюдений за отдельными учащимися показа мы индивидуальные особенности изучающих арифметику и в других отношениях: в быстроте усвоения учебного материала, в легкости приспособления к изменению условий задачи и к переключению от одних арифметических действий к другим. Процесс переключения от одной умственной операции к другой у младших школьников (на материале арифметических задач) стал предметом специального исследования Т. В. Кудрявцева [25]. Им установлено, что дети заметно отличаются друг от друга по расположенности к ошибкам переключения. Т. В. Кудрявцев показал различия между школьниками в отношении воспитуемости способности к переключению. Индивидуальным особенностям умственной деятельности учащихся начальных школ посвящена работа К. Г. Павловой [43]. На примере усвоения грамматики в исследовании показано, насколько существенно отличаются ученики друг от друга по быстроте решения мыслительных задач. При этом обнаружено, что высокая подвижность мыслительных процессов неразрывно связана с широкими возможностями абстрагирования и обобщения, инертность же мыслительных процессов («застревание» на некоторых признаках) приводит к неполноте и ошибочности обобщений. К выводам К. Г. Павловой близко примыкают результаты исследования 3. И. Калмыковой [8], посвященного выяснению того, как применяются знания по физике к решению учебных задач (VI и IX классы). Авторам отмечены существенные индивидуальные различия в «темпе продвижения». При этом установлено, что «темп продвижения» обусловлен прежде всего образованием обобщенных связей, которые позволяют учащимся выходить за пределы преподнесенного на уроке материала. Учащиеся, у которых быстро образуются обобщенные связи, отличаются также быстротой и точностью их дифференцирования, легкостью переключения. Индивидуальные различия учащихся, выявляемые в работах по психологии обучения, не всегда могут быть отнесены за счет способностей: многое здесь, конечно, зависит от методов обучения, от знаний, от подготовки ученика и т. д. Но несомненно, что тщательный анализ учебной деятельности, даваемый в этих работах, и нахождение устойчивых индивидуальных особенностей усвоения и применения знаний (в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания) представляют собой существенный вклад в разработку вопроса о способностях. Без накопления такого рода материалов невозможно подлинно содержательное и практически значимое изучение способностей к обучению. С точки зрения задачи всестороннего развития способностей – в условиях политехнического обучения – особый интерес представляет изучение технических способностей. Н. Д. Левитовым [29] дан анализ психологических компонентов конструктивно-технической деятельности. Как известно, в связи с механизацией и автоматизацией производства требования, k технической деятельности повышаются. Это относится ----------------------------------------------------------- 83 ---------------------------------------------------------- прежде всего к интеллектуальным ее компонентам. Н. Д. Левитов подробно выясняет связь между «общим интеллектом» и специальными техническими способностями. В последних он различает: 1) техническое понимание, 2) техническое мастерство, 3) техническое изобретательство. Некоторые материалы относительно развития технических способностей школьников содержатся в работах П. М. Якобсона. В одной из них [72] рассматриваются психологические особенности конструктивной деятельности учащихся седьмых классов. В ходе экспериментальный занятий, где ученики выполняли задания различной степени трудности (собирание моделей, составление технического проекта), были обнаружены значительные индивидуальные различия – в темпе работы, в характере мыслительной деятельности, в переносе знаний по теории в практическую ситуацию, в ручных действиях и пр. В других работах П. М. Якобсона [70], [71], [73] специально рассматриваются те психологические качества, которые нужны для достижения успехов в области техники. Прежде всего показана необходимость «технической наблюдательности»: недостаточно иметь общее впечатление о виденном, нужно различать отдельные детали и улавливать их взаимозависимость (видеть элементы конструкции, ее узлы, способы соединения частей), нужно замечать отличия данной машины от других и принципы ее работы. Далее автор раскрывает значение «технического мышления», которое предполагает хорошую ориентировку в некоторых законах механики, подход к задаче, обоснованный требованиями материала и техническими возможностями, наиболее целесообразное планирование действий, развитие пространственных конструктивно-технических представлений и пр. В работах П. М. Якобсона имеются сведения относительно опыта воспитания перечисленных психологических особенностей, в частности, указаны некоторые формы занятий с учащимися, содействующие развитию творческих способностей к технике. Факты, относящиеся к формированию технических интересов учащихся (имеющих значение для развития технических способностей), представлены в работе М. Г. Давлетшина [5]. Е. А. Климов [16] изучал индивидуальные особенности ткачих-многостаночниц, среди которых, как показало исследование, были лица, резко отличающиеся по своему типу нервной системы. Оказалось, что выдающиеся производственные успехи (при работе на нескольких станках), высокое развитие специальных способностей возможны у работниц как с подвижной нервной системой, так и с инертной; передовики производства развивают способности и организуют свою трудовую деятельность с учетом своих индивидуальных особенностей. В области изучения профессиональных способностей взрослых следует отметить многолетние исследования «летных» способностей, проводившиеся под руководством К. К. Платонова [44]. В этих исследованиях выяснялись некоторые компоненты деятельности летчика и разрабатывались методики определения индивидуальный особенностей курсантов училищ и летчиков (с отличной успеваемостью и плохоуспевающих). При этом имелось в виду изучение «структуры личности» в целом, с особым выделением профессионально значимых качеств. Исследования, в частности, показали, что лица, пригодные к летной деятельности, очень различны по своим индивидуально-психологическим особенностям и что исключительно велики компенсаторные возможности личности. На совещании по вопросам психологии труда, состоявшемся в 1957 г., вопросы, связанные с изучением профессий и профессиональных способностей, были представлены в докладах Н. Д. Левитова [28] и К. К. Платонова [45].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.035 с.) |