Проблема принципов и методов изучения характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема принципов и методов изучения характера



В советской психологии категорически отрицается возможность строить характерологические исследования на основании различного рода тестов и анкет. Механистический подход к человеку, субъективность истолкования результатов, попытка примитивными и стандартны: ми приемами «изучить» сложнейший и изменяющийся объект, дать количественную характеристику личностным чертам и проявлениям – все это, органически присущее методу тестов и анкет, добудило советских психологов раз и навсегда отказаться от этого антинаучного метода.

Основной задачей советской психологии в этом плане была задача осознать, сформулировать и обосновать основные принципы, из которых следует исходить при разработке методов характерологического иссле- дования. Такие принципы формулируют и обосновывают Н. Д. Левитов [47] и К. Н. Корнилов [38]. Анализ методических приемов исследова; ния характера содержится в ряде работ А. Г. Ковалева [29], [31], [32], 1331 [36], И. В. Страхова [921, [93], А. Л. Шнирмана [104], Г. Ф. Самброса [83].

Советские психологи обосновали ряд принципов научного характерологического исследования: 1) характер следует рассматривать, исходи из принципа его целостности, аналитико-синтетически; необходимо рассматривать его в тесной связи с другими сторонами личности; 2) характер может быть изучен лишь на объективном материале, т. е. при изучении характера следует исходить из конкретной деятельности, по: ступков человека с раскрытием их мотивации; 3) характер может быть изучен только с учетом детерминистического влияния внешних и внутренних условий (условий жизни и воспитания, состояния организма и его жизнедеятельности); 4) черты характера следует рассматривать в их развитии, изменении; 5) индивидуальный характер может быть изучен лишь в коллективе, через коллектив, на фоне коллектива, в котором: формируется и развивается личность; исследование должно быть сравнительно типологическим (данная личность должна изучаться в сравне-

5 61

нии с другими); 6) характер должен изучаться в плане перспектив его развития, должно иметь место обоснованное «проектирование личности» (А. С. Макаренко). Это значит, что личность должна выступать в плане не только объекта изучения, но и объекта воспитания, изучение должно носить действенный характер, иметь целью овладение процессом формирования личности.

Значительный интерес в этой связи представляет статья К- Н. Корнилова [38], где автор выдвигает и подробно обосновывает ряд принципов изучения психологии личности советского человека и показывает, как эти принципы реализуются в конкретных, в частности характерологических, исследованиях.

Перечисленными выше принципами определяются конкретные методы исследования характера, принятые в советской психологии. К таким методам относятся наблюдение, естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, а также биографический метод, беседа, анализ продуктов деятельности, которые обычно применяются в совокупности хотя бы нескольких методов, дополняющих, корректирующих и контролирующих друг друга.

Основным методом исследования характера в советской психологии является наблюдение в естественных условиях жизни и деятельности человека за его поступками, поведением, особенностями его деятельности. Техника метода наблюдения описана А. Г. Ковалевым и В. Н. Мя-сищевым [36; 230 – 235]. Н. Д. Лавитовым [47; 171 – 174], там же приведен примерный план характерологического наблюдения. Образцом применения этого метода могут служить работы Н. Д. Левитова [47], А. Г. Ковалева [29], [31], [32], [33], А. П. Ларина [44], Н. С. Лукина [51], Н. И. Судакова [94].

Другим признанным и распространенным в советской психологии методом изучения характера является естественный эксперимент, основы которого были разработаны еще крупнейшим русским психологом А. Ф. Лазурским. В советской характерологии естественный эксперимент обычно принимает форму воспитывающего или преобразующего эксперимента, сочетающего в себе психологическое изучение ребенка с осуществлением воспитательных воздействий. Описание его дал Н. Д. Левитов [47; 176 – 178]. Образцом использования этого метода могут служить работы Л. С. Сла©и«ой [88] и М. А. Меньшиковой [54], [55].

Недостаточно в советской характерологии применяется метод лабораторного эксперимента. Методика лабораторного эксперимента в советской характерологии еще чрезвычайно слабо разработана. Отчасти это объясняется тем, что, по мнению большинства советских психологов, лабораторный эксперимент в характерологии вообще может иметь ограниченное применение ввиду сложности объекта характерологического исследования и искусственности лабораторной ситуации.

Требования к характерологическому эксперименту, основные пути, возможности и перспективы в этом отношении описаны А. Г. Ковалевым и В. Н. Мясшцевым [36; 235 – 240]. В качестве образцов применения этого метода можно указать исследования Ф. И. Иващенко [28] и Е. А. Серебряковой [87]. Ф. И. Иващенко использовал метод произвольных ассоциаций и непроизвольных межассоциативных связей (при запоминании пар слов, обозначающих цвета) для исследования некоторых проявлений уверенности (или неуверенности) в своих силах слабоуспевающих школьников. Е. А. Серебрякова для этой же цели (исследования уверенности в себе у школьников) использовала методику решения школьниками экспериментальных задач, однородных по своему характеру, но различных по степени трудности; эти задачи свободно выбирались для решения самими школьниками в соответствии с их самооценкой. Разработка методики лабораторного эксперимента для исследова-

68

ния характера является одной -из важных задач советской характерологии.

Довольно хорошо разработан в советской характерологии биографический (психографический) метод; основная заслуга в разработке этого метода принадлежит Н. А. Рыбникову. Этот метод применялся, в частности, Н. Д. Левитовым [97] и А. Г. Ковалевым [31], [32], [36].

Метод беседы в советской характерологии используется по преимуществу как вспомогательный. Обоснование и описание этого метода даны у Н. Д. Левитова [97; 178 – 181]. Примером использования этого метода могут служить исследования Т. В. Драгуновой [21], А. П. Гуркиной [18], Т. В. Рубцовой [77]. Вспомогательным в советской характерологии является и метод изучения продуктов деятельности человека.

Новой областью характерологии является разрабатываемый сотрудниками кафедры психологии Саратовского пединститута (И. В. Страхов, В. И. Страхов, В. М. Беляева, Н. А. Дементьева и другие) метод изучения конкретных форм психологического анализа характеров, побуждений и мотивов, проявлений характера, который применяется в творчестве выдающихся писателей (Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, А. П. Чехов, Н. Г. Чернышевский) в соотношении с их взглядами на проблему характера, его природу, структуру.

Нельзя утверждать, что советская психология окончательно разрешила проблему методов характерологического исследования. Как правильно указывает Л. И. Божович 10], важнейшей задачей советской психологии была, есть и остается задача найти такие методы исследования и такие их модификации, которые давали бы возможность вскрыть внутреннюю психологическую природу отдельных качеств личности, их строение и особенности, которые позволили бы не толькр сформировать то или иное качество личности, но и проникнуть в его сущность.

Таково состояние советской психологии характера.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов Т. И. Активизация воли учащихся в процессе сельскохозяйственного труда. «Тезисы докладов на I съезде Общества психологов». Вып. 1, М., изд-во АПН РСФСР, 1959.

1а. Алякринская А. С. Понимание чести школьниками и честь как мотив их поведения. Автореферат канд. дисс. М., 1953.

2. Ананьев Б. Г. Воспитание характера школьника, Л., изд-во Воесоюз. о-ва по распростран. полит, и науч. знаний, 1941.

3. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. Л., изд-во Всесоюз. о-ва -по распростран. полит, и науч. знаний, 1949.

4. А н а н ь е в Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956,

4а. А н а с т а с ь е в а Т. Н. и Русов Ю. В. О воспитательной эффективности производительного труда школьников. «Советская педагогика», 1959, № 9.

5. А с н и н В. И. Вопросы изучения дисциплинированности учащихся. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности» М., изд-во АПН РСФСР! 1956.

6. Аснин В. И. Об условиях формирования дисциплинированности школьников. «Материалы совещания по психологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

7. Б и з е н к о в Г. И. О формировании и развитии критичности и самокритичности у учащихся старших классов среднзй школы. Автореферат канд. дисс. М., 1953.

8. Бодалев А. А. О формировании требовательности к себе у школьников. «Ученые записки ЛГУ». Л., 1955, № 203.

9. Б о ц. а л е в А. А. О развитии требовательности к себе у школьника. «Материалы совещания по психология». М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

10. Б о ж о в,и ч Л. И. Некоторые проблемы формирования личности школьника и пути их изучения. «Вопросы психологии», 1956, № 5.

11. Варнак о ва Е. Д. О развитии личности в производственном коллективе. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

12. Веденов А. В. Воспитание воли у ребенка в семье. М., изд-во АПН РСФСР, 1952.

13. Веденов А. В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

69

14. В о л о ки т ин а М. Н. Очерки психологии школьников первого класса. М., Учпедгиз, 1951.

15. Галицкий Н. П. Воспитательные беседы с учащимися. Сб. «Воспитательная работа в школе». М., изд-во АПН РСФСР, 1950.

16. Горбачева В. А. Формирование поведения людей в младшей группе детского сада. «Известия АПН РСФСР». Вып. 62, 1954.

17. Г о ц е р и д з е Д. А. К характерологической классификации личности. Сб. «Психология», изд-во АН ГрузССР, 1945.

18. Гурки на А. П. Осознание нравственно-психологических качеств личности школьниками V – VII классов. Автореферат канд. дисс. М., 1950.

19. Добрынин Н. Ф. Проблема активности личности и принцип общественной значимости в психологии. «Доклады совещания по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

20. Добрынин Н. Ф. Проблема значимости в психологии. «Материалы совещания по психологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

21. Драгунов а Т. В. К характеристике некоторых психологических особенностей советских подростков. Автореферат канд. дисс. М., 1951.

22. Ересь Е. П. Проявления недисциплинированности школьников в связи с недостатками семейного воспитания. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

23. Ермолаев а-Т о м и н а Л. Б. Демаскировка темперамента и ее педагогическое значение. «Советская педагогика», 1953, № 11.

24. Жаворонке А. И. Психологические особенности воспитания коллективизма у детей среднего школьного возраста. Автореферат канд. дисс. Киев, 1953.

25. Ж а в о р о н к о А. И. О формировании ответственности у младших школьников. «Материалы совещания по психологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

26. И б р а г и м о в а Р. Н. Первые зачатки чувства долга у детей дошкольного возраста. Автореферат канд. дисс. М., 1952.

27. И в а н о в а Е. А. Особенности критического отношения к себе учащихся V – VII классов. Автореферат канд. дисс. М., 1955.

28. Иващенко Ф. И. Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников. Автореферат канд. дисс. М., 1952.

28а. КирееНко В. И. Формирование личности учащихся в процессе труда в ученических бригада^. «Тезисы докладов на I съезде Общества психологов». Вып. 1. М., изд-:во АПН РСФСР, 1959.

29. Ковалев А. Г. О работе классного руководителя по изучению школьника, Крымиздат, 1949.

30. Ковалев А. Г. Мировоззрение как фактор формирования характера. «Известия Крымского педагогического института». Т. 15, Крымиздат, 1950.

31. Ковалев А. Г. Типические особенности характера старшего школьника. Автореферат докт. дисс. Л., 1953.

32. Ковалев А. Г. Характер и закономерности его формирования. Л., 1954.

33. Ковалев А. Г. Методика исследования характера школьника. «Ученые записки ЛГУ». Л., 1955, № 203.

34. Ковалев А. Г. Процесс перестройки характера у школьника. «Доклады! на совещании по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

35. Ковалев А. Г. Проблемы характерологии школьников. «Материалы совещания по психологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

35а. Ковалев А. Г. и Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. Л., изд-во ЛГУ, 1958.

36. Ковалев А. Г. и Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. I. Характер. Л., изд-во ЛГУ, 1957.

37. Корнилов К. Н. Воспитание воли и характера. М. – Л., Детгиз, 1948.

38. Корнилов К. Н. Принципы изучения психологии личности советского человека. «Вопросы психологии», 1957, № 5.

39. Котляров В. Д. Проблема волевых черт характера учащихся. Автореферат канд. дисс. Л., 1956.

40. Краснобаев И. М. Формирование этических понятий у старших школьников. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

41. Крутецкий В. А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств личности. «Вопросы психологии», 1956, № 2.

42. Крутецкий В. А. Воспитание воли. М., Учпедгиз, 1957.

43. Лапик В. М. Психологические основы воспитания волевых качеств личности школьника в коллективе. Автореферат канд. дисс. М., 1956.

44. Ларин А. П. О сущности и причинах детского упрямства. Автореферат канд. дисс. М., 1953.

45. Левитов Н. Д. Влияние личного примера на формирование характера у учащихся X классов. «Ученые записки ГИП». Т. II. М., 1941.

46. Левитов Н. Д.. Проблема психических состояний. «Вопросы психологии», 1955, № 2.

47. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. М., Учпедгиз, 1956.

(10

48. Левитов Н. Д. Характер и его формирование. М., изд-во «Правда», 1950.

49. Л е й т е с Н. С. Склонность к труду как фактор одаренности. «Известия АПН РСФСР». Вып. 25, 1950.

50. Лисенкова Н. А. Психологический анализ типологических особенностей иисьменной речи школьников старшего возраста. Автореферат канд. диес. М., 11950.

51. Лукин Н. С. Воспитание выдержки у подростков. М., Учпедгиз, 1955.

52. Макаренко А. С. Избр. пед. соч. М., 1949.

53. М а л и о в а н о в А. Л. Роль нравственного убеждения в формировании дисциплинированного поведения советских подростков. Автореферат канд. дисс. М., 1954.

54. Меньшикова М. А. Воспитание инициативности как черты характера, «Вопросы психологии», 1956, № 5.

55. М е н ь ш и к о в а М. А. Формирование инициативности как черты характера советского рабочего. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

55а. Мерлин В. С. Очерк психологии личности. Пермь, Пермское кн. изд-во, 1959.

56. Мо скв я тин В. С. О смелости и ее воспитании. Автореферат канд. дисс. AV, 1950.

57. М ы ш к о Л. Я- Психологический анализ приемов воспитания воли на уровне I и II классов. Автореферат канд. дисс. М., 1943.

58. Мясищев В. Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий. Сб. «Проблемы психологии». Л., изд-во ЛГУ, 1948.

59. Мясищев В. Н. Проблемы психологии человека в свете учения И. П. Павлова об отношении организма к среде. «Ученые записки ЛГУ». Л., 1953, № 174.

60. Мясищев В. Н. Проблема психологического типа в свете учения И. П. Павлова. «Ученые записки ЛГУ». Л., 1954, № 185.

61. Мясищев В. Н. Проблемы психологии в свете взглядов классиков марксизма-ленинизма на отношения человека. «Ученые записки ЛГУ». Л., 1955, № 203.

62. Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

63. М я с и щ е в В. Н. Проблема личности и отношений человека. «Материалы совещания по психологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

64. Н е в е р о в и ч Я. 3. Психологический анализ процесса формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. «Известия АПН РСФСР». Вып. 64, 1955.

65. Нечаев А. П. Характер человека. М. – Л., Гиз, 1929.

66. Овчинников В. И. К психологии развития и формирования убеждений у советской молодежи. Автореферат канд. дисс. М., 1950.

67. П е р о в А. К. Психология смелости и страха в связи с проблемой характера. Канд. дисс. М., 1946.

68. П е р о в А. К. О формировании характера советского человека. «Ученые записки Свердловского ГПИ». Вып. 9, 1954.

69. П еров А. К. Развитие черт характера из психических процессов и временных состояний человека. «Материалы совещания по психологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

69а. Психология. Учебник для педагогических институтов (гл. «Характер»). М., Учпедгиз, 1956.

70. Петрова А. Е. Психологическая классификация личностей. Л., 1927.

71. Петухов С. А. Проявление инициативы учащимися III классов. Автореферат канд. дисс. М., 1954.

72. П о л т е в А. В. Настойчивость школьников^подростков и ее развитие в процессе учебной работы. Автореферат канд. дисс. М., 1956.

73. Просецкий П. А. Пример как один из факторов формирования личности. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

74. Ривес С. М. К вопросу о методике проведения этической беседы. «Советская педагогика», 1948, № 4.

75. Ривес С. М. Воспитание воли учащихся в процессе обучения. М., изд-во АПН РСФСР, 1958.

76. Р у б и н ш т е й н С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. «Вопросы психологии», 1957, № 3.

76а. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., изд-во АН СССР, 1957. 766. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии, М., изд-во АН СССР, 1959.

77. Р у б ц о в а Т. В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста. «Вопросы психологии», 1956, № 4.

78. Р у б ц о в а Т. В. Об осознании школьниками моральных свойств личности. «Материалы совещания по психологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

11

79. Рута О. И. Особенности этических бесед в начальной школе. «Советская, педагогика», 1949, № 5.

80. Самарин Ю. А. Стиль умственной работы старших школьников. «Известия АПН РСФСР». Вып. 17, 1948.

81. Самарин Ю. А. Развитие и воспитание детей в переходном зозраст». Л, изд-ibo O-iBia по распростран. полит, и науч. знаний, 1950.

82. Самарин Ю. А. Воспитание воли и характера. Л., изд-во О-ва по распростран. полит, и науч. знаний, 1952.

83. Самброс Г. Ф. Изучение учителем учащихся и составление на них психолого-педагогических характеристик. Автореферат канд. дисс. М., 1954.

84. С а м о у к о в П. И. Содержание и основные формы работы классного руководителя по разъяснению «Правил для учащихся» в V классе и приучению школьников к их выполнению. Автореферат канд. дисс. М., 1954.

85. Свадковский И. Ф. О воспитании трудолюбия у детей. М., Учпедгиз, 1959.

86. Селиванов В. И. Воспитание воли школьника. М„ Учпедгиз, 1954. 86а. Селиванов В. И. Изменение личности школьника в процессе участия

его в сельохохозяиственном труде. «Тезисы докладов,на I съезде Общества психологов». Вып. 1. М., изд-во АПН РСФСР, 1959.

866. Селиванова Р. Г. Влияние дружбы на формирование характера школьников-подростков. «Ученые записки Саратовского ГПИ». Вып. 29, 1957.

87. С е р е б р я к о в а Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников. Автореферат канд. дисс. М., 1955.

88. С л а в и н а Л. С. Формирование у школьников первых классов ответственного выполнения учебных обязанностей. «Вопросы психологии», 1956, № 5.

89. С м и р н о в А. А. Психология запоминания. М., изд-во АПН РСФСР, 1948.

90. С м и р н о в А. А. Вопросы психологии личности советского школьника. «Советская педагогика», 1950, № 2.

91. Собиева Г. А. Формирование самосознания и самооценки у подростка. «Доклады «а совещании по вопросам психологии личности». iM., изд-во АПН РСФСР, 1956.

92. Страхов И. В. Эмоциональные компоненты характера школьника в связи с общей характерологией. Докт. дисс. М., 1940.

92а. Страхов И. В. О дружбе школьников. Саратов, Облгиз, 1946.

926. Страхов И. В. Л. Н. Толстой о структуре характера, «Научный бюллетень ЛГУ», 1946, № 13.

92в. Страхов И. В. Внутренние монологи в произведениях Л. Н. Толстого как источник изучения эмоционально-волевых процессов. «Советская педагогика»,

1946, № 3

93. С т р а х о в И. В. О психологическом анализе характера. «Ученые записки Саратовского ГПИ». Вып. 9, 1947.

93а. Страхов И. В. Характер и его устойчивые выразительные признаки в изображении Л. Н. Толстого, сб. «Проблемы психологии». М., изд-во ЛГУ, 1948.

936. Страхов И. В. Л. Н. Толстой о психологии характера. «Ученые записки Саратовского ГПИ». Вып. 12, 1948.

93в. Страхов И. В. Проблемы психологии дружбы школьников. «Ученые записки Саратовского ГПИ». Вып. 29, 1957.

93г. Страхов И. В. Проблема характера в работах кафедры психологии Саратовского педагогического института. «Вопросы психологии», 1958, № 5.

93д. Стрелкова И. Э. Понимание дружбы школьниками-подростками в соответствии с некоторыми особенностями их поведения. «Ученые записки Саратовского ГПИ». Вып. 29, 1957.

94. С у д а к о в Н. И. Психологическая характеристика настойчивости учащихся старших классов. Автореферат канд. дисс. М., 1950.

95. Суровцева А. В. Воспитание воли детей. iM., Учпедгиз, 1952.

96. С у х о м л и н с к и й В. Упражнение – один из методов воспитания сознательной дисциплины. «Советская педагогика», 1952, № 5.

97. С ы р к и н а В. Е. Развитие способностей и характер. «Советская педагогика», 1947, № 2.

98. С ы р к и н а В. Е. Типические «ерты характера в разных конкретно-исторических условиях. «Советская педагогика», 1948, № 4.

99. Т и м о ф е е в а А. В. Развитие волевых качеств советского человека в процессе производственного труда. Автореферат канд. дисс. М., 1953.

100. Филатов В. С. Учение о характере и его формировании в условиях социалистического общества. Автореферат канд. дисс. М., 1952.

101. Филатов В. С. Психология характера в свете павловского учения о физиологии высшей нервной деятельности. Сб. «Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии». М., изд-во АН СССР, 1952.

102. Чеботарев А. Н. Развитие понятий честности и правдивости у суворовцев старших классов. Автореферат канд. дисс. М., 1952.

12

103. Чубуков В. П. Психология привычек в умственном труде старших школьников. Автореферат канд. дисс. М., 1953.

104. Шнирман А. Л. Психологические основы изучения личности учащихся. «Советская педагогика», 1948, № 10.

105. Шнирман А. Л. Формирование отношений к коллективу и развитие самосознания старших школьников. «Известия АПН РСФСР». Вып. 18, 1948

106. Шнирман А. Л. К вопросу о воспитании коллективизма у старших школьников. «Известия АПНРСФСР». Вып. 26, 1950.

107. Шнирман А. Л. Об изучении развития личности в коллективе. «Вопросы психологии», 1955, № 2.

108. Шнирман А. Л. Коллектив как жизненное условие формирования личности школьника. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М., изд-во АПН РСФСР, 1956.

109. Шнирман А. Л. Роль первичного коллектива в формировании личности учащегося средней школы. «Материалы совещания по психологии». М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

ПО. Яковлев В. А. Производительный труд как решающий фактор формирования личности учащегося. «Тезисы докладов на I съезде Общества психологов». Вып. 1. М., изд-во АПН РСФСР, 1959.

111. Якушева Т. Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента. «Ученые записки Саратовского ГПИ». Вып. 29, 1957.

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[ 2/3 ] Лейтес Н.С. Индивидуальные различия в способностях [ т. 2, с. 74-90 ]

 

 

Первоисточник:

Лейтес Н. С. Индивидуальные различия в способностях // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 74-90.

 

 

----------------------------------------------------------- 74 ----------------------------------------------------------

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.073 с.)