Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическое пособие по преддипломной практикеСтр 1 из 12Следующая ⇒
Методическое пособие по преддипломной практике
Г. Магнитогорск, 2019
Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа
Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05 « Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику преподавания по программам начального общего образования, организации и проведению внеурочной деятельности младших школьников. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему педагогу начальных классов.
Составитель: Лысяная Н.И., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ «МПК», заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик.
Рецензенты: Резанова Т.А., заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 65 им. Б. П. Агапитова. Кащенко О.О., к.п.н., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ «МПК».
Содержание
Введение Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности. Преддипломная практика является заключительным этапом подготовки студентов по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05 « Коррекционная педагогика в начальном образовании». Преддипломная практика направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется по видам профессиональной деятельности: преподавание по программам начального общего образования, организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, классное руководство, методическое обеспечение образовательного процесса. Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения ОПОП СПО в соответствии с ФГОС СПО, рабочей программой практики. Настоящее методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа школьного отделения, проходящих практику в начальных классах общеобразовательной и коррекционной школы. В пособии содержатся рекомендации, задания, творческое использование которых поможет студенту овладеть необходимыми умениями и навыками по применению психолого-педагогических и методических знаний в процессе учебно-воспитательной работы и формировать практические умения.
В обязанности студентов вменяется ведение документации. Для организации текущего контроля выполнения программы практики разработаны контрольные точки для студентов. За каждую контрольную точку студент получает текущую оценку, которая позволяет оценить выполнение данного вида деятельности на практике. Практика считается освоенной, если студент имеет положительные оценки по всем контрольным точкам данной практики; и неосвоенной, если студент не выполнил задание в полном объеме (не все контрольные точки), либо студент имеет неудовлетворительную оценку по контрольной точке. Студенты, осваивающие специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании» выполняют дополнительные задания, которые отмечены курсивом.
Требования к ведению документации по практике · По ПМ. 01 студент: o разрабатывает 1 конспект по каждому предмету программы в данном классе, в конспекте указать использованную методическую литературу и др. источники информации; o составляет отдельный документ – 1 анализ процесса и результатов обучения по всем предметам школьной программы за период практики в данном классе (для портфолио); o составляет отдельный документ – 1 самоанализ проведенных уроков (для портфолио). · По ПМ. 02. студент: o разрабатывает 1 конспект внеурочного занятия, в конспекте указать использованную методическую литературу и др. источники информации; o составляет отдельный документ – 1 анализ наблюдения и педагогической диагностики для выявления творческих способностей обучающихся (для портфолио); o составляет отдельный документ – 1 самоанализ организации внеурочной деятельности и общения младших школьников (для портфолио). · По ПМ. 03. студент: o разрабатывает 1 конспект воспитательного мероприятия; o 1 конспект по работе с семьей; o заполняет дневник классного руководителя; o составляет отдельный документ – 1 самоанализ работы классного руководителя. · По ПМ. 04. студент: o оформляет портфолио педагогических достижений; o оформляет результаты исследовательской работы. · Каждый отдельный документ подписываем и заполняем: дату, ПМ, название материала (анализ или самоанализ) и др. материалы. · Документы, материалы, аттестационные листы, отчеты сдаются методистам по окончании практики. Задания для студентов на практике
· В день практики студент должен находиться в школе (база практики). Время нахождения на практике: уроки по расписанию в классе + 1 час.
· Перед началом урока студент обязан иметь план – конспект (технологическую карту) урока, подписанный учителем (см. Приложение 3.). · Перед проведением урока заполненный табель – лист по предмету передать учителю. · За 2 дня до окончания практики учитель пишет характеристику на студента. Материалы для планирования, организации И проведения уроков По всем учебным предметам · Работу по подготовке урока необходимо организовать по следующей схеме: o Получить первичную консультацию у учителя (тема и форма урока, цель и основные задачи урока, желательная структура урока, желательные методы и формы работы учащихся на каждом этапе урока, возможные формы контроля и оценки учащихся, необходимое домашнее задание, особенности класса и отдельных учащихся, оборудование кабинета). o Найти необходимую информацию, подобрать (прорешать) задания. o Составить план – конспекта урока: цели, задачи урока, оборудование, план проведения урока, если есть необходимость, то подробное изложение отдельных пунктов плана.
o Подготовить необходимые материалы и оборудование. · При написании плана конспекта студент обязан соблюдать форму, предложенную в методичке (см. Приложение 3.). План – конспект должен быть напечатан и подписан. · При подготовке план – конспекта обратите внимание на то, что: o По требованиям ФГОС студент должен вместе с детьми определять цель, планировать работу и по плану двигаться к цели, а в конце урока вместе определить достигнута ли цель (выполнен ли план). o Каждый вид деятельности (метод) должен строиться по схеме: § Мотивация детей (зачем детям это делать). § Инструкция для детей (что и как делать). § Деятельность детей. § Контроль деятельности детей (что получилось). § Итог (вывод) студента. o По каждому виду деятельности должны быть критерии оценивания детей (за что и как похвалить ребенка). o Максимально использовать активные формы работы с детьми. Материалы для составления Самоанализа уроков Структура уроков § Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов учебного занятия: объявление темы урока, постановка (сообщение) целей и задач, планирование (совместно с обучающимися), практическая деятельность учащихся, осуществление контроля, осуществление коррекции, оценивание учащихся, итог урока, домашнее задание (описание каждого элемента структуры урока и заключение о достижении цели на каждом этапе) Обучения по предметам 1. Особенности программы, по которой ведется обучение. 2. Характеристика процесса обучения (возможно написание анализа по технологическим картам тем, которые изучали) · Целевой компонент процесса обучения · Стимулирующее – мотивационный компонент процесса обучения (познавательного интереса, потребности в знаниях, чувства долга и ответственности, осознания необходимости полноценного образования успешного учения, качеств лидера и т. д.) · Содержательный компонент процесса обучения · Операционно-действенный компонент процесса обучения (развитие внимания, памяти, мышления, способностей и их целенаправленное формирование от урока к уроку, выбор наиболее продуктивных видов учебной деятельности, обеспечивающих развитие школьника) · Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения. Дифференцированный характер обучения: работа с одаренными неуспевающими учениками и т. д. · Оценочно-результативный компонент процесса обучения 3. Уровень сформированности ЗУН и УУД (в %) по предметам. 4. Основные результаты достижений учебной деятельности по каждому предмету (например: читают без ошибок – 37 %; делают 1-2 ошибки – 27 %; делают более 2 ошибок – 46 %). 5. Вывод. Материалы для диагностики Во внеурочной деятельности · Размещение информации о проведении внеурочной деятельности на информационных стендах и сайте школы. · Организация оформления заявлений родителей по выбору направлений и форм организации внеурочной деятельности.
· Организация проведения и изучение отзывов, предложений и рекомендаций родителей по организации внеурочных занятий. · Организация исследования сформированности мотивации родителей к сотрудничеству. · Организация исследования удовлетворенности родителей процессом и результатом внеурочной деятельности ребенка. · Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей, конкурсов, олимпиад, викторин. · Организация изготовления творческих работ родителями совместно с детьми. · Организация участия родителей в творческой презентации результатов деятельности ребенка.
Общения младших школьников · Сколько внеурочных занятий проведено (направление, темы, формы и т.д.) · Какие педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области были поставлены, учет возраста обучающихся · Соответствие планов внеурочных занятий особенностям избранной области деятельности, возрасту обучающихся и санитарно-гигиеническими нормами · Использование различных методов и форм организации внеурочной работы, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся · Установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися · Организация ситуаций, стимулирующих общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использование вербальных и невербальных средств педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении · Развитие и поддержка творческих способностей обучающихся · Мотивирование обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности · Подбор и использование на занятии дидактических материалов Примерная схема конспекта Воспитательного мероприятия 1. Тема и форма воспитательного занятия (Игровая программа на тему: Ты и твое здоровье; Экскурсия «Весна в природе»…) 2. Задачи данного воспитательного мероприятия (планируемые результаты) Предметные: · Основная цель (что должны узнать) Метапредметные: § Личностные (какие нравственные нормы и ценности должны усвоить) § Регулятивные (какие навыки и умения должны получить) § Коммуникативные (какие навыки и умения должны получить) § Познавательные (что должны узнать, усвоить, какие навыки и умения должны получить …) 3. Используемая наглядность и ТСО (перечень всего, что необходимо для проведения занятия) 4. План проведения воспитательного занятия Организация взаимодействия (общения) с родителями Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Организатором педагогического взаимодействия выступает педагог на основе сотрудничества. Основные характеристики педагогического взаимодействия: · Педагогическое – профессионально организованное · Взаимодействие – общение, сотрудничество, активные формы работы с родителями (дискуссии, круглые столы…) · Основное содержание взаимодействия – развитие личности ребенка Виды педагогического взаимодействия: · Общение в школе – коллективное, групповое, индивидуальное · Общение при посещении семьи Структура организации общения с родителями в школе: · Установление контакта · Монолог инициатора общения и обсуждение проблемы с целью выработать единое решение (единый взгляд, мнение…) · Подведение итогов общения
Организация и проведение Родительских собраний Цель проведения родительского собрания – просвещение родителей и вовлечение их в совместную со школой деятельность, а не констатация негативных фактов!!! Примерная структура родительского собрания 1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин) – Организационный момент. 2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин) – Мотивация родителей. 3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин) – Ознакомление с темой. 4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин) – Закрепление. 5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел - Разное. 6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение – Решение. Структура самоанализа Предметно-развивающей среды Общие правила материального обустройства учебных занятий в классе · Функционирование каждого элемента предметного пространства. Если висят часы - они должны показывать точное время. Если поставлены цветы, они должны быть живыми и хорошо ухоженными. Если размещены на стенах плакаты либо стенды, они должны быть чистыми, чёткими, ровно повешенными. Если встроено техническое устройство, оно должно работать. Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе. В учебном кабинете не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок. · Удобное размещение учебных столов, стульев, демонстрационных площадок, шкафов и полок для учебных пособий и наглядного материала. · Взаимное расположение детей и учителя, позволяющее видеть детям учителя, а учителю - лица детей и обеспечивающее взаимное восприятие всех участников учебного процесса. · Наличие в кабинете подсобных материалов, легко доступных каждому (средствам учебной деятельности: словари (их должно быть много), учебные пособия, карточки, инструменты, энциклопедии, журналы, муляжи, макеты и другое). · Полномочия (права и обязанности) по содержанию, сохранности и уходу за учебным кабинетом возлагаются на детей частично, в меру их сил и возможностей.
Гигиенические правила создания предметно-развивающей среды · Проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного времени; · Хорошее равномерное освещение кабинета; · Доска, ученические и учительский столы, а также стены с плакатами, экспериментальный столик, технические средства вес чистое и протёртое от пыли; · Широко открытые для света окна, а для особых случаев - наличие плотных жалюзи; · Чистота пола и всего оборудования кабинета; · Отнесём сюда же чистые обувь, одежду, предметы, которыми пользуются дети; · Наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски; · Отсутствие малейшей пыли на предметах мебели, учебных пособиях, цветах, витринах, шкафах и т. д.; · Неизменная чистота и опрятность одежды всех присутствующих на уроке - одежды, соответствующей учебной деятельности в общественном учреждении.
Эстетические правила создания предметно-развивающей среды · «Закон чуть-чуть», он предписывает сумму элементов, которая бы отвечала требованию необходимого и достаточного: всё, что располагается на столе, в кабинете, в костюме, в записях на доске, в сочинении и решении задачи, должно соответствовать данному требованию - быть красивым; · Правило гармонии цвета предостерегает от пестроты и цветовой дисгармонии, которая раздражающе действует на нервную систему человека; цветовую гамму надо подбирать и учить такому подбору детей, воспитывая их глаз; · Правило одного композиционного центра гласит: только один элемент из всех должен занимать центральное положение, стягивать на себя восприятие и внимание, а все остальные элементы располагаются в связи и соответствии с ним. Попробуйте расставить столы полукругом, как дети сразу сообщают о своём хорошем самочувствии. В красивой классной комнате таким центром могут являться стол учителя, пальма, скульптурный портрет учёного, телевизор как окно в мир, картина, экспериментальный столик - всё то, что несёт в себе содержательный смысл. Остальное выстраивается вокруг установленного центра; · Правило единства фактуры предупреждает о том, что природа используемого материала должна быть едина, «коня» и «трепетную лань» нельзя запрячь в одну упряжку (А.С. Пушкин). Строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с административным положением, речевой стиль приятельства нельзя соединить в беседу с научным анализом. И деловой стиль одежды отвергает элементы спортивного костюма; · Правило сочетания «верха и низа» предусматривает больший по объёму «низ» как опору меньшего по объёму «верха»; · Правило ритмадиктует соблюдение равномерной сменяемости или чередования временных периодов, пространственных расстояний, расположения предметов и вещей, размеренность действий. Присутствие ритма во всех его модификациях содействует благоприятному самочувствию любого человека. Так, ритмическая картинка расстановки учебных столов, симметричное расположение цветов на окнах, развешанные плакаты в определённой последовательности и равной удалённости. Подготовка конференции по результатам Практики Организация методической выставки (дневники по практике, папки – копилки методических материалов по практике, отчеты по практике) Темы выступления: 1. Нахождение и использование методической литературы и др. источников информации при подготовке к урокам; основные трудности
3. Проведение внеурочных занятий: интересные находки, основные трудности. 4. Интересные находки и трудности в работе классного руководителя.
План проведения конференции – организация выставки (каждая подгруппа организовывает свою часть выставки). – оценка методических разработок – конференция по результатам практики Подведение итогов, выставление оценок и награждение. Список литературы 1. Аквилева, Г. Н., Клепинина, З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М.: Владос, 2007. 2. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст] /М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М., 1984. – 220 с. 3. Борзова, Л. П. Методика преподавания обществознания в нач.школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: уч. пос. для студ. пед. училищ и колледжей / Л. П. Борзова. – М.: Владос, 2007. 4. Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, часть 1 / А.М. Земский и др. – М.: «Академия», 2008. – 230. 5. Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, часть 2 / А.М. Земский и др. – М.: «Академия», 2008. – 178. 6. Изобразительное искусство. Начальные классы: 1-4. Программы. – М.: Просвещение, 2009. 7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие [текст] / Н.Б. Истомина. – М.: «Академия», 2002. – 288 с., илл. 8. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. Ф. Козина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 9. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ./ В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 2007. 10. Лапчик, М. П., Семакин, И., Хеннер, Е. К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие / М. П. Лапчик и др. – М.: Академия, 2009. 11. Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г, Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических институтов - М., 2001. – 476 с. 12. Петросова, Р.А., Голов, В.П., Сивоглазов, В.И., Страуд, Е.К. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для студентов среднего педагогических учебных заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 13. Программы средней и общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2010. 14. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В.С.Кузин. – М.: Просвещение, 2010. 15. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010. 16. Программы средней и общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение,2008. 17. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Агар, 2008. 18. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Под ред. Соловейчик М.С., М., 1995. 19. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. Под ред. Соловейчик М.С., М., 1997. 20. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие / Н. М. Сокольникова. – 3-е изд., стереотип - М.: Академия, 2007. 21. Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш.шк., 2010. – 223 с. ил. 22. Стойлова, Л.П. Математика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [текст] / Л.П. Стойлова. – 3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 464 с. 23. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. – М.: «Владос», 2007 г. 24. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения для учителей. Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html, свободный. – Загл. с экрана 25. Богомолова, Е. В. Теория и методика обучения и воспитания информатике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogomolovaev.narod.ru,свободный. – Загл. с экрана 26. Интернет ресурс Полезные веб-ресурсы и материалы в помощь преподавателям. Формы доступа: http://www.britishcouncil.org/japan-trendukukcities.htm 27. Интернет ресурс «Педагогика: мастерство учителя». Форма доступа: http://www. spb-tei.ru/2009/08/06/pedagogika-masterstvo 28. Каталог образовательных интернет – ресурсов: электронный учебник Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А., «Методика преподавания естествознания в начальной школе». Форма доступа: www.bookee.ru/catalog-. 29. Технология развивающего обучения по системе А.А. Плешакова. Современные подходы к уроку естествознания в начальной школе: http://www.otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00037369_0.html 30. http://www.slovari.ru
Приложение 1. Показатели оценки результатов деятельности студентов
|