Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности и типичные ошибки начала терапии 59
мои американские коллеги и мой друг Харольд Стерн осудят меня за такие допущения, но здесь описывается не идеальная ситуация, а то, с чем мы сталкиваемся в реальности. Вспомнились еще два случая, имеющие отношение к «можно» и «нельзя». Моя пациентка просит: «Не подадите ли вы мне плед?» Мой ответ ее немного удивляет: «Конечно, я мог бы, но он лежит ближе к вам», — после чего она явно неохотно и даже разочарованно берет плед. Через некото- рое время та же пациентка говорит мне перед уходом: «Вы вроде бы интеллигентный человек… А почему вы никогда не подаете мне пальто?» Подходящим вариантом ответа здесь может быть: «Я не знал, что вы этого хотите. Давайте обсудим это на следующей встрече». Здесь не случайно на- писано «подходящий ответ», потому что до этого у меня был случай (даже два случая), когда, подавая пальто, я и сам не заметил, как оказался в объятиях пациенток, совершенно не желая этого и будучи смущенным не менее, чем они. Одна из них после этого ушла из терапии (точнее — вообще больше не появилась), а другая лишь через год смогла с улыбкой и самоиронией обсуждать эту ситуацию. Это примеры следует отнести все к тем же попыткам нарушения терапевтических границ, в данном случае — путем сокращения физической дистанции между терапевтом и пациентом. А можно ли обнять пациента? Большинство коллег ответят абсолютно однозначно: конечно, нельзя. Не всегда. Моя пациентка — чрезвычайно интересная и хорошо сложенная женщина, которая вполне могла бы быть фотомоделью, на протяжении десятков сессий описывает крайне негативное отношение к ней со стороны явно садистической матери и в целом — патогенной семьи, в Часть 1 том числе она приводит выражения, которые ей неоднократно приходилось слышать в детстве: «Какая ты неуклюжая, некра- сивая, убогая, «ни кожи — ни рожи», как от тебя воняет, и кто тебя такую замуж возьмет?» — одновременно вспоминая (как подтверждение правоты матери), что никто в детстве никогда не обнимал ее, не целовал — ни мать, ни отец, ни бабушка. Не проявляя ни малейшей неискренности, в конце сессии спрашиваю пациенту: «Доверяет ли она мне?» — и, получив утвердительный ответ, говорю: «Возможно, мне пора сменить
мои очки, но как мужчина с солидным жизненным опытом я вижу перед собой хорошо сложенную и очень интересную молодую женщину с прекрасной кожей, красивым лицом и удивительными глазами». Пациентка плачет, но время нашей встречи истекло, и я, обещая продолжить обсуждение этой темы на следующей сессии, прошу ее вытереть слезы и успо- коиться, с иронической мотивацией: «Кто же придет к тера- певту, от которого пациенты выходят в слезах, как от плохого стоматолога?» Шутка вызывает отклик и слабую улыбку на лице пациентки. Но, подойдя к двери, до которой я обычно провожаю всех пациентов, она вдруг оборачивается и, опустив глаза, спрашивает, почти без надежды в голосе: «А вы могли бы меня обнять?» Конечно, я даже не отвечаю — я просто прижимаю ее к себе на несколько мгновений и говорю: «До следующей встречи». Здесь уместно напомнить тезис Шан- дора Ференци об «эластичности терапевтиче ских границ», но должен сразу отметить, что мое понимание этого тезиса не простирается так широко, как в подходах выдающегося венгерского психоаналитика (специалисты поймут, почему об этом упоминается особо). Трудности и типичные ошибки начала терапии 61 Старые принципы и сомнения А можно ли просидеть с пациентом всю сессию, обнимая его? Еще недавно каждый психоаналитик, который бы задал такой вопрос, вызвал бы в лучшем случае вежливое недо- умение: «Можно, только это будет уже не психоанализ, где принцип нейтральности еще никто не отменял!» Но меняются времена (о нравах упоминать не будем — это не имеет отно- шение к нашей профессии), и меняются правила. Работа с острой и массовой психической травмой поста- вила под сомнение ряд терапевтических принципов. Впервые этот вопрос возник у израильских психоаналитиков после убийства премьер-министра и признанного вождя нации Исаака Рабина (07.11.1995), а затем у американских кол- лег — после террористической атаки (11.09.2001), которые стали для обоих народов общенациональными трагедиями и никого не оставили интактным. Именно в этот период нача- лось обсуждение: а уместно ли аналитикам, для которых это было такой же трагедией, а для некоторых (при атаке на «не- боскребы-близнецы») — повлекло личные утраты, лицемерно
умалчивая о собственных переживаниях, демонстрировать пациентам ложную нейтральность, избегая даже намека на самораскрытие? Не является ли «принятие роли всемогущих родителей» в подобных ситуациях в гораздо большей степени проявлением обычной человеческой неискренности, нежели склонности следовать традиционным правилам? Не будет ли честнее по отношению и к себе, и к нашим пациентам прояв- лять понимание и сочувствие, а также раскрывать информа- цию о себе и позволять физический контакт с пациентом в форме прикосновений и даже раскрытия объятий для рыдаю- щего, а возможно — и совместного оплакивания общих утрат? Эти дискуссии пока ничем не завершились. У меня также нет Часть 1 определенного мнения на этот счет. И хотя применительно к этому обсуждению мной уже дважды упоминался тезис об «эластичности психоаналитических техник», применять та- кие варианты на практике мне пока не приходилось. Однако мне известны хорошие специалисты, которые действуют в таких ситуациях более решительно и без какого-либо ущерба для своего психоаналитического кредо готовы раскрыть объ- ятия своим пациентам (естественно — лишь для оплакивания их утрат). И у меня нет никаких оснований для осуждения такой практики, если, конечно, она не сексуализируется (а в известных мне случаях этого не было). Тем не менее в результате этих сомнений и переосмысле- ния этих идей и моя практика постепенно модифицируется. На это могут быть и иные причины: под влиянием возраста моя эмоциональность явно становится более тонкой, а с на- коплением опыта — появляется больше терапевтической сме- лости. Если ранее, испытывая искреннее сочувствие к паци- енту, мне удавалось относительно легко контролировать свои эмоции, сейчас я в ряде случаев не нахожу целесообразным их скрывать, и эффект бывает неожиданным. Приведу пример. Моя пациентка на протяжении десятков сессий рассказывает о своей жестокой матери (явный психологический садизм, который длится уже 37 лет — они живут вместе). Но весь ее рассказ — это как бы взгляд со стороны — совершенно без- эмоциональный и однотонный, никакой разрядки и никакого выхода (безусловно, имеющихся у пациентки) аффективных переживаний, без чего терапия, как правило, неэффективна. В процессе одной из сессий, когда пациентка в очередной раз монотонно возвращается к ситуациям раннего («забитого» и бесконечно униженного) детства, я чувствую, что даже у меня наворачиваются слезы, о чем, повинуясь, скорее, интуиции, сообщаю пациентке: «Даже я плачу от жалости к этой бедной
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.29 (0.01 с.) |