Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности и типичные ошибки начала терапии 99
«Короче, меня круто вые…!» Моя растерянность от несоот- ветствия ее внешнего облика, образования, внутренней куль- туры и этой фразы длилась менее секунды и, к моему счастью, прошла совершенно незамеченной для пациентки, а вопрос был достаточно адекватным: «Насколько я понял, здесь есть какое-то существенное отличие от “трахнули”?» — тем самым демонстрировалось, что новый «термин» принят, а исследо- вание проблемы продолжается. Подчеркну еще раз: мы сами не прибегаем к такого рода выражениям и терминологии, но мы всегда принимаем ее от пациента и стараемся говорить на его языке; одновременно с этим никогда не будет лишним самостоятельное исследо- вание того, какую функцию выполняет инвективная лексика нашего клиента. О заявлениях и требованиях терапевта Никогда нельзя (уподобляясь малопригодному к деятель- ности в психиатрическом отделении санитару или армейско- му сержанту) предъявлять пациенту требования, типа: «Вы должны лечь на кушетку», «Нет, головой не в эту сторону», «Вы должны приходить ко мне 4 раза в неделю всегда в одно и то же время», «Вы должны платить мне в конце каждой сессии» и т. п. Мы уже, кажется, обсуждали это, но вернемся еще раз. В принципе, это нормальные или почти нормальные тре- бования, но все эти проблемы должны ставиться и решаться на основе кооперативных отношений с пациентом, а предло- жение обсудить их всегда формулируется в сослагательном наклонении, оставляя возможность выбора и право решения за пациентом. И тогда те же фразы приобретают качественно иную форму: «Как вы смотрите на то, чтобы лечь на кушет- Часть 1 ку?» Далеко не все пациенты соглашаются сразу — не так то просто оказаться в беззащитной позе в присутствии другого (пока еще) незнакомого человека, а для тех, кто страдает посттравматическим стрессовым расстройством с выражен- ным синдромом «страха нападения сзади», это может быть и вообще невыносимым. Поэтому если пациент говорит: «Нет» — или — «Я не хотел бы (или — не готов)», — с ним, безусловно, следует согласиться, одновременно заручившись его согласием вернуться к обсуждению этого вопроса через несколько сессий. Специалисты знают, что использование кушетки имеет веские физиологические и психологические
основания, но пациент вовсе не обязан знать этого (поэтому со временем можно отдельно прояснить этот вопрос). Об этом, кажется также, уже упоминалось, но повторю еще раз: когда пациент впервые занял положение на кушетке или в кресле напротив вас, всегда уместно поинтересоваться: удобно ли ему, не попадает ли ему в глаза свет от лампы терапевта, не ну- жен ли ему плед, достаточно ли ему одной подушки и т. д. Мы должны постоянно демонстрировать пациентам свои лучшие (материнские) качества. Почему все-таки материн- ская роль, а не отцовская (которая была, например, гораздо ближе З. Фрейду)? Терапевтический опыт показывает и од- новременно позволяет сформулировать гипотезу, что почти все мужчины женятся на «мамах» («реальных», аналогичных, избираемых от противного или воображаемых) и почти все женщины выходят замуж за «мам» — всем хочется именно той безраздельной близости и (даже физического) слияния со значимым объектом, частью которого он или она когда-то были, поэтому и психоаналитику приходится чаще принимать материнскую роль. Возможно, кому-то из коллег-психоанали- тиков такое объяснение покажется чрезмерно упрощенным, но моя практика показывает, что оно — работает. Трудности и типичные ошибки начала терапии 101 Требования заботы со стороны пациента Если пациент, независимо от того, что плед лежит на расстоянии вытянутой руки от него, просит вас: «Укройте меня», — лучше не спешить реагировать, а задать вопрос, например: «Вы просите меня, чтобы убедиться, что я дейс- твительно готов заботиться о вас, или опасаетесь, что я вам не позволю взять плед самому (он рядом с вами, конечно, берите)?» Варианты ответа и реакций пациента могут быть самыми различными, но к любому из них будет уместен следующий вопрос терапевта: «В чем еще вы хотели бы убе- диться?». Вернемся еще раз к уже упомянутому выше примеру. Паци- ентка говорит: «Вы вроде бы такой интеллигентный человек… Почему Вы мне никогда не подадите мне пальто?» Опять же — не стоит спешить и вскакивать с кресла, как вы сделали бы для ва-
шего близкого друга, знакомой или знакомого, — мы постоянно говорим об отличии обычных и терапевтических отношений, и в рамках последних — многое не позволено. В такой ситуации более уместным будет вопрос-утверждение: «Я не знал, что Вы этого хотите. Вы никогда не говорили мне об этом». Поскольку такая ситуация скорее всего может возникнуть в конце сессии, целесообразно добавить: «Если вы не против, мы обсудим эту ситуацию на следующей сессии». За каждым сознательным вопросом или предложением пациента всегда есть бессознательное желание или мотив, и прежде чем на них реагировать (в отличие от того, как это происходит в обыденной жизни), в терапии — вначале всегда нужно исследовать, и прежде всего с точки зрения влечений, переноса и сопротивления. Даже если пациентка говорит: «Да нет, нечего обсуждать, мне просто интересно». Естественно, мы не можем позволить ей спрятаться за этим сопротивлени- Часть 1 ем и продолжаем: «Что интересно?» и т. д. Каждый раз, когда мы анализируем сопротивление (не интерпретируем, как это делают многие, а исследуем — совместно с пациентом), мы укрепляем его Эго. Пациент просит гарантий Нередко уже при первой встрече пациент спрашивает: «Скажите, вы гарантируете, что я буду здоров (решу свою проблему, смогу восстановить ту или иную социальную или физиологическую функцию, отношения)?» В ответ целесообразно также спросить: «Вы просите гарантий, а готовы ли вы дать мне гарантии?» Обычно па- циент задает какой-то краткий уточняющий вопрос: «Ка- кие?» — или — «В чем они заключаются?». Однако наш ответ всегда в этом случае должен быть достаточно подробным с пространными объяснениями, которые уже частично приво- дились в этой книге, при описании первого контакта и заклю- чения терапевтического контракта (что он будет приходить и уходить вовремя; говорить на протяжении всей сессии, при этом — все, что ему приходит в голову; что он ни с кем не будет обсуждать содержание сессий; а в процессе наших встреч не будет скрывать и сдерживать своих чувств и научит- ся слышать их в себе, понимать психологическую природу своих проблем и свою ответственность за их возникновение и способ разрешения, и т. д., и т. п.). Но вернемся к вопросу: готов ли дать гарантии пациент? Обычно на этот (наш) вопрос у пациента нет однозначного ответа, и на некоторое время «проблема гарантий» отпадает. Проблема гарантий чаще всего появляется в начале терапии, а мы действительно не можем их дать, не зная пациента и всех его проблем.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.01 с.) |