Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности и типичные ошибки начала терапии 113
уклониться от такого вопроса (который чаще задается на пер- вой же встрече), чтобы заведомо не онаучивать все последую- щее общение (что никогда не способствует терапии). С этой точки зрения особенно сложно (на первом этапе) работать с дипломированными врачами и психологами, которым очень трудно отрешиться от мысли, что их знания, обилие усво- енных терминов и теоретических (в том числе — предельно искаженных) представлений, например, о «высшей нервной деятельности», применительно к психотерапии — не имеют никакой ценности1. Мной уже не раз обосновывался тезис, что понятие «больная личность» или даже «психическая бо- лезнь» — отчасти неадекватны и более того — унизительны, поэтому мы предпочитаем говорить о личностных проблемах и психических расстройствах. Тем не менее вернемся к тому, что вопрос о базисном образовании периодически возникает, и чаще всего пациент мало информирован о том, что существует психотерапевти- ческое образование и насколько его уровень выше, настолько оно сложнее и протяженнее, чем традиционное медицинское или психологическое. Но здесь важен совершенно иной фактор: чем меньше пациент знает о вас, тем качественнее перенос. И в отношении профессии, так же как и при во- просах о семейном положении, наличии детей, хобби и т. д., мы обычно исходим именно из этого принципа. 1 Особенно трудно, а иногда — практически невозможно переучивать (в том числе — анализировать) уже сформировавшихся специалистов, даже если они осознанно апеллируют к психоанализу. Но столь же неверным представляется отказ от работы с ними, ибо их психические нагрузки ничуть не меньше, а пот- ребность к коллегиальной поддержке — абсолютно объективна. Но это как раз тот случай, когда сочетание принципов психоаналитической и рациональной терапии вполне уместно. В принципе, во многом аналогичная ситуация скла- дывается и в процессе очень длительной терапии. Она также характерна и для постаналитического периода, когда контакты между терапевтом и пациентом сохраняются, но становятся нерегулярными. Часть 1 Поэтому если пациент спрашивает вас о базисном образо- вании, лучше, в свою очередь, поинтересоваться, чем вызван его вопрос. Обычно пациенты в той или иной форме поясня-
ют, что таким образом они хотели бы узнать об уровне или широте вашей компетенции. И тогда можно позволить себе некоторую доброжелательную иронию по поводу того: явля- ется ли пациент квалифицированным экспертом в этой сфе- ре? Иногда обсуждение вопроса на этом заканчивается, но не всегда. Можно получить и утвердительный ответ: «Да, я уже был у трех тупых психологов и двух таких же психотерапев- тов»1. И хотя практически вся информация уже присут ствует в этом «емком» ответе, целесообразно спросить пациента: «И как?» — получив затем вполне прогнозируемый ответ: «А никак». Здесь можно позлорадствовать (относительно ме- нее квалифицированных или менее удачливых коллег), хотя вернее было бы слегка встревожиться — не окажемся ли и мы со временем шестым в той же категории? Но лучше отложить свои переживания и тревоги на потом и продолжить самый подробный расспрос: как пациент находил этих терапевтов, какой была частота встреч, как и где они проходили, какие чувства он испытывал в процессе терапии, что, по его мнению, помешало достижению позитивного эффекта и т. д. Здесь мы снова исходим из того: какими качествами должна обладать мать, чтобы быть «достаточно хорошей»? Самое главное: больше интересоваться «ребенком» и его 1 Увы, применительно ко многим из тех, кто начинает практиковать на основе базисного медицинского или психологического образования, «слегка отредак- тированного» 6-месячными или даже годичными курсами обучения психоте- рапии, эта характеристика пациентов может в ряде случаев оказаться относи- тельно объективной. Проявляя заслуживающую уважения настойчивость и даже смелость предпринимать новые попытки поиска адекватной терапии и попадая наконец на прием к психотерапевту с хорошим образованием и личным тренингом, такие пациенты нередко искренне удивляются: насколько общение с профессионалом отличается от того, с чем они сталкивались ранее.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.006 с.) |