Развитие творчества детей 5-6 лет с онр. Развитие творчества детей 5-6 лет с онр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие творчества детей 5-6 лет с онр. Развитие творчества детей 5-6 лет с онр



Н.В. Рыжова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР

 

 

Творческий

Центр Москва

2009

УДК 373 ББК 74.102 Р93

Рыжова Н.В.

Р93 Развитие творчества детей 5—6 лет с ОНР. — М.: ТЦ Сфе­ра, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (4). 18ВЫ 978-5-9949-0194-6

В пособии представлен цикл занятий «Мир детской фантазии», способствующий развитию творчества детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами изобразительной деятельности. Занятия предусматривают использование нетрадиционной техники изображе­ния и направлены не только на преодоление речевого недоразвития и развитие творчества детей, но и на повышение их эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности.

Книга может быть использована в работе логопедов, психологов, воспитателей детских садов, а также родителями, имеющими де­тей с нарушениями речи.

УДК 373 ББК 74.102

Рыжова Наталья Владимировна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ С ОНР

Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор ОА. Степанова

Редактор Л.С. Киммель Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г.

Подписано в печать 07.04.09. Формат 60 х 90'/,,..

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.

Тираж 6000 экз. Заказ № 1748.

Издательство «ТЦСфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

I8ВN 978-5-9949-0194-6                                                                                   © ООО «ТЦ Сфера», 2009

 

Введение

Поиску эффективных психолого-педагогических условий, методов и приемов, средств обучения, направленных на пре­одоление нарушений познавательных психологических про­цессов у дошкольников с речевым недоразвитием, посвятили свои исследования многие ученые (В.П. Глухов, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, И.Т. Власенко, В.А. Калягин, В.А. Ков­шиков, В.С. Кочергина, Т.О. Овчинникова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, Н.А. Чевелева, Ю.А. Элькин и др.).

Отклонения в формировании речи обусловливают специ­фические особенности психофизиологического развития ре­бенка, а для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) харак­терны:

- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные воз­
можности его распределения;

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

- инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;

- недостаточный объем сведений об окружающем мире, свой­
ствах и функциях предметов действительности;

- неадекватная самооценка: ощущение своей малоценности,
робости, неуверенности в своих возможностях;

- общая психофизиологическая расторможенность;

- недоразвитие общей и мелкой моторики.

На наш взгляд, большие возможности в преодолении рече­вых нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по изобразительной деятельности. Занимаясь рисо­ванием, лепкой, аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Занятия достав­ляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чув­ство успеха.

Приведенные в пособии занятия, направленные на созда­ние психолого-педагогических условий развития творчества детей с ОНР, способствуют:

- активизации творческого потенциала личности путем овла­
дения навыками и умениями самостоятельно работать в раз-

 

 

Цикл занятий «Мир детской фантазии»

Занятие 1

«Рисование по замыслу»

ЦЕЛИ

• Развивать творчество, воображение.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Учить доводить начатое дело до конца.

• Развивать умение видеть прекрасное в повседневной жизни.

• Развивать умение работать самостоятельно.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Карандаши, фломастеры, акварельные краски (по выбо­
ру детей).

2. Баночки с водой.

3. Листы бумаги.

Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение).

Вводная часть

Педагог предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали, увидели, о чем им читали, рассказывали дома, в дет­ском саду. Обращает внимание детей на наиболее яркие, об­разные воспоминания. Выбирает из рассказов то, что дети смогут изобразить.

Основная часть

В процессе рисования педагог напоминает детям, как пользо­ваться карандашами, фломастерами, кисточкой. Поощряет ин­тересный замысел, стремление наиболее полно его воплотить. Оказывает индивидуальную помощь дошкольникам в процессе рисования. Если ребенок не определился с темой, задает не­сколько наводящих вопросов, например: Какой мультфильм тебе большего всего нравится? Кто твой самый любимый персонаж из сказок? Это поможет дошкольнику сделать свой выбор. Пе­дагог не должен навязывать ребенку определенную тему.

Заключительная часть

В конце занятия целесообразно сделать небольшую выстав­ку детских работ. Обязательно похвалить ребят за выполнен-

 

Занятие 2

«Подарки бабушке и дедушке»

ЦЕЛИ

• Развивать творческое мышление.

• Развивать умение самостоятельно выбирать материал для
рисования и способ изображения.

• Развивать мелкую моторику рук.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Карандаши, фломастеры, краски — акварель, гуашь (по
выбору детей).

2. Баночки с водой.

3. Листы бумаги.

4. Губка, печатки, восковые мелки, свеча, белая и черная
тушь.

Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа).

Предварительная работа: рассказывание стихотворений про бабушек и дедушек.

Вводная часть

Педагог в беседе с детьми напоминает, что скоро будет День пожилого человека, предлагает обдумать, какие подар­ки можно преподнести бабушкам и дедушкам. Чтение сти­хотворений о пожилых людях.

Подарю я бабушке

Голубые варежки.

Я из ниток шерстяных

Десять дней вязала их,

Пусть она их носит,

Руки не морозит.

В. Кудлачев

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею

                    Дружу давным-давно.

                       Она во всех затеях

Со мною заодно.

 

 

Библиотека журнала «Логопед»

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней!

Л. Квитко

Дети выбирают подарок и обдумывают, как будут его изоб­ражать.

Основная часть

Педагог напоминает, что дети могут пользоваться и други­ми предложенными материалами, но технику изображения не объясняет.

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,       Дети «здороваются» пальцами

                                                обеих рук, начиная с больших.

В лес идем мы погулять.     «Идут» указательными

и средними пальцами обеих рук по столу.

За черникой,                        Загибают пальцы, начиная

За малиной,                                      с большого.

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И дедуле отнесем.

Заключительная часть

Проводится анализ выполненных работ: что получилось или не получилось отобразить, какой материал был выбран для рисования. Отмечается умение ребят использовать новые пред­ложенные материалы (губка, печатка, свеча, тушь, гуашь).

Занятие 3

«Рисование по замыслу»

ЦЕЛИ

• Развивать творческие способности и воображение.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: ри­
сование ладошкой.

• Развивать общую моторику.

• Развивать пространственную ориентацию.

• Развивать чувство цвета и формы.

 

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

• Развивать умение видеть образ в нехарактерном изображе­нии.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Широкие блюдечки с гуашью.

2. Беличьи кисти.

3. Плотная бумага.

4. Салфетки.

Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядно-действенный (демонстрация).

Вводная часть

Педагог предлагает каждому посмотреть на рисунок, вы­полненный им ранее, и подумать, каким образом он нарисо­ван. Если дети не догадываются, взрослый объясняет, что изоб­ражение сделано ладонями, а потом дорисовано обычными краской и кисточкой. Главное, не надо торопиться, стоит лишь внимательно посмотреть на отпечатанные ладони, и изобра­жение само «всплывет» из них. Могут получиться и рыбки, и бабочки, и необычные звери, и корабли.

Основная часть

Непосредственное рисование детьми с помощью ладоней. В ходе работы педагог побуждает детей к активному восприя­тию действительности.

Физкультминутка «Это я»

Это глазки. Вот. Вот.     Дети показывают сначала левый,

потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.                Берутся за левое ухо, потом

за правое.
Это нос. Это рот.                     Показывают рот левой рукой, нос -

правой.

Там спинка. Тут живот. Кладут левую ладонь на спину, правуюна живот.  

Это ручки. Хлоп, хлоп.    Вытягивают вперед обе руки, 2 раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ.      Кладут ладони на бедра, 2 раза топают.

Ой, устали. Вытрем лоб. Проводят правой ладонью по лбу.

 

 

Библиотека журнала «Логопед»

Заключительная часть

В конце занятия организуется выставка работ, дети анали­зируют свои рисунки и рисунки других, пытаются догадать­ся, что на них изображено. Педагог обязательно хвалит каж­дого за сообразительность и хорошую работу.

Занятие 4 «Моя группа»

ЦЕЛИ

• Развивать творческие способности.

• Развивать тонкие движения рук.

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: от­
тиск поролоном.

• Развивать чувство цвета.

• Развивать зрительное внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Гуашь.

2. Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложе­
на штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью.

3. Большой лист плотной бумаги любого цвета.

4. Небольшие кусочки поролона.

Методы и приемы: наглядно-действенный (демонстрация) и словесные (объяснение, разъяснение).

Предварительная работа: за день до начала занятий пе­дагог обращает внимание детей на обстановку в группе, вспо­минает месторасположение отдельных предметов, детской мебели, игрушек.

Вводная часть

Педагог проводит вводную беседу (вместе с детьми вспоми­нает, какие мебель, игрушки, настольные игры, детские угол­ки есть в группе). Просит внимательно послушать стихотво­рение и угадать, о чем в нем говорится.

Поглядите, что за дом,

Сколько светлых комнат в нем!

Там паркетные полы,

Там кроватки и столы,

Мишки, зайчики, матрешки,

Миски, ложки, поварешки,

 

 

Основная часть

Педагог предлагает детям рисовать с помощью поролона, при­жав его к штемпельной подушке с краской и нанося оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужны другие мисочка и поро­лон. Рисунок будет не совсем обычным, как если бы рисовали с помощью кисточек, изображения получатся объемными.

Педагог побуждает детей к тому, чтобы они располагали рисунок на всей поверхности листа, стремились изобразить как можно реальнее обстановку в группе.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

В нашей группе все друзья.    Дети ритмично стучат

Самый младший — это я.         кулачками по столу.

Это Маша,                                        Разжимают кулачки, начиная

Это Саша,                                          с мизинца.

Это Юра,

Это Даша.

Заключительная часть

Ребята анализируют совместно выполненный рисунок, что получилось или не получилось, что они хотели бы изменить в своем рисунке или в групповой комнате (новые игрушки, на­стольные игры).

Вводная часть

Педагог читает стихотворение об осени.

Осень

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М. Ходякова

Далее идет обсуждение, каким бывает листопад, как пада­ют осенью листья. Можно поиграть с настоящими листьями. Оказывается, они могут кружиться в танце на земле и в воз­духе, могут лететь, кувыркаясь под дуновением ветра, или плавно и торжественно опускаться на землю. Листья могут собираться на земле группами или лежать в одиночку. Это ориентир для решения будущей композиции.

 

Основная часть

Педагог объясняет, что для рисования с помощью кусочка ткани, свернутой в трубочку, сначала надо обвести контур листьев простым карандашом, потом обмакнуть каждый ку­сочек ткани в мисочку с жидкой краской (желтая, зеленая, красная, оранжевая), далее нанести краску на изображение. С помощью акварели дорисовать черенки и основной контур листочков. Каждый кусочек ткани должен иметь свой цвет.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,      Дети загибают пальцы, начиная

с большого.

Будем листья собирать.             Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,                               Загибают пальцы, начиная

Листья рябины,                               с большого.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и

Н. Нищева указательным пальцами.

В течение занятия прослушивается любое музыкальное произведение на тему «Осень», что помогает наиболее полно и выразительно передать эмоции, настроение и с помощью изобразительных средств раскрыть тему.

Заключительная часть

В конце занятия проводится анализ рисунков: дети делятся своими впечатлениями и эмоциями от прослушанных произ­ведений, стихотворений, увиденных ранее картин. Пытаются охарактеризовать свой рисунок, отмечают положительные мо­менты в процессе работы, оценивают рисунки других ребят.

Занятие 6 «В цирке»

ЦЕЛИ

• Развивать творческие способности, воображение.

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения -
точечным рисованием.

• Продолжать использовать цвет для передачи содержания и
выразительности сюжета.

 

Вводная часть

Педагог читает стихотворения о цирке.

Спешит друзьям на смену

Мартышка на арену,

Велит коню: «Поехали!»,

Жонглирует орехами.

Очень вежливо и ловко

Всем поклон отвесил слон.

 

Просто чудо дрессировки,

Что такой способный он.

До чего смешные шутки!

Кот - и клоун и атлет.

Только скуке, только скуке

На арене места нет!

В. Приходько

Цирк (отрывок)

Перед вами — вы знаете что?

Игрушечный цирк шапито.

Сейчас обезьяны

Забьют в барабаны,

И выйдет — вы знаете кто?

Висит на хвосте обезьянка,

А родом она — африканка.

 

 

Занятие 7 «День смеха»

ЦЕЛИ

• Развивать творческие способности.

• Познакомить с нетрадиционным способом рисования: паль­
чиковым.

• Продолжать учить использовать цвет для передачи содер­
жания и выразительности сюжета.

 

 

Библиотека журнала «Логопед»

• Развивать точность и координированность тонких движе­
ний рук.

• Продолжать развивать умение работать самостоятельно.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Акварельные краски.

2. Баночки с водой.

3. Образец рисунка, выполненный педагогом.

4. Листы бумаги.

5. Салфетки.

Методы и приемы: наглядно-действенный (демонстрация) и словесный (объяснение, разъяснение).

Вводная часть

Педагог предлагает детям отправиться в волшебную стра­ну, где каждый день имеет свое название. Сегодня в этой стране День смеха. Просит объяснить, что это за день? (День, когда все вокруг смеются, когда у всех хорошее настроение, всем радостно.)

В этой удивительной стране есть деревья с треугольной кро­ной, снежинки летом и разные смешные машины, которые отличаются друг от друга не только формой крыши, но и тем, что у некоторых из них только одно колесо, а у других — нет боковых дверей. Если внимательно приглядеться, то в этой стра­не можно увидеть, как маленькие дети ходят босиком в гости к солнышку и луне по небу, а собаки умеют жонглировать мячики хвостом.

Основная часть

Педагог предлагает каждому ребенку попробовать нарисо­вать пальцем то, что он увидел в волшебной стране. Рисунок должен получиться ярким, красочным и необычным, потому что в этой стране сегодня День смеха. Надо обязательно изоб­разить что-то очень смешное.

Через 10 мин проводится пальчиковая гимнастика.

Упражнение «В гости»

В гости к пальчику большому Дети выставляют вверх
Приходили прямо к дому:    большие пальцы обеих рук.
Указательный и средний,              Соединяют поочередно назы-

ваемые пальцы с большими на обеих руках одновременно.

 

 

Заключительная часть

В конце занятия логопед выясняет, поднялось ли настрое­ние у ребят, понравился ли им День смеха, что необычного и смешного они увидели в этот день, как они думают, какие еще дни могут быть в этой волшебной стране. Дошкольники рас­сматривают рисунки на выставке, пытаются их анализировать.

В качестве рассказчика не обязательно выступает педагог, на занятие к детям может прийти волшебная фея, которая проводит ребят в эту удивительную страну.

Занятие 8 «Необычный зверь»

ЦЕЛИ

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения:
кляксография.

• Развивать абстрактное мышление, воображение.

• Продолжать развивать координацию мелких движений рук.

• Продолжать развивать умение работать самостоятельно.

• Развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении.

• Развивать умение ориентироваться в пространстве листа бу­
маги.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Акварельные краски.

2. Кисть.

3. Баночки с водой.

4. Листы бумаги.

Методы и приемы: наглядно-действенный (демонстрация) и словесный (объяснение, разъяснение).

Вводная часть

Педагог предлагает детям всмотреться в приготовленный рисунок и выясняет, что они там видят. Спрашивает, догада­лись ли они, как он выполнен, и смогут ли сами так сделать.

 

Библиотека журнала «Логопед»

Основная часть

Если дети не догадались, каким способом выполнен рису­нок, то педагог дает объяснения: на чистый лист бумаги на­нести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение, надо постарать­ся вглядеться в пятно, и тогда необычный зверь обязательно выглянет из капелек.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять, Дети сжимают пальцы в кулаки,

большие пальцы опускают вниз

и как бы прыжками двигаются

ими по столу.
А вторые догонять,                 Ритмично двигают по столу

указательными пальцами.

Третьи пальчики — бегом, Двигают средние пальцы в быстром

темпе.

А четвертые — пешком. Медленно двигают безымянными

пальцами по поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал Ритмично касаются поверхности

стола мизинцами.
И в конце пути упал.              Стучат кулачками по поверхности

стола.

Заключительная часть

В конце занятия дети придумывают название изображен­ному ими зверю, может даже появиться какое-то еще неизве­стное науке животное, которого раньше никто не видел. Ре­бята рассказывают, из какой страны или сказки пришли их звери, во что они любят играть, что едят. Педагог организует выставку детских работ и предлагает отправиться в необыч­ный зоопарк. В ходе «прогулки» узнает у детей, чем зоопарк необычен, понравилось ли им рисовать, не было ли трудно, быстро ли «выглянул» зверь, что получилось.

Вводная часть

Педагог проводит вводную беседу на тему «Подводное цар­ство». Выясняет, какие рыбы и млекопитающие живут в мо­рях и океанах, как они выглядят, что еще может быть в под­водном царстве (затонувшие корабли, пиратские сокровища, глубокие ущелья, подводные течения, медузы, кораллы и др.).

Основная часть

Педагог объясняет, что для изображения подводного цар­ства, рыбок, водорослей, подводных сокровищ рисовать сле­дует пальчиками, беря немного краски. Для каждого пальчи­ка берется своя краска, например, для большого — красная, для указательного — синяя и т.д.

Рисунок должен располагаться по всей поверхности листа. Необходимо следить за тем, как дети используют цвет, форму в передаче изображения.

 

Библиотека журнала «Логопед»

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Дети изображают сложенными
Рыбке весело играть.             вместе ладонями, как плывет

рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула, Снова изображают, как плывет

рыбка.

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение

обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла.

 

М. Клокова

В конце занятия дети делают набрызги из голубой краски, набирая ее на кисть и ударяя ею о картон, который держат над бумагой. Краска разбрызгивается на бумаге.

Заключительная часть

После занятия педагог проводит вместе с детьми анализ рисунков, обсуждая результат: что понравилось, что лучше всего получилось изобразить, что стоит доделать.

Примечание. Если в детском саду имеется аквариум, мож­но понаблюдать за поведением рыбок, выделить их особеннос­ти, вспомнить названия.

Занятие 10 «Овощи»

ЦЕЛИ

• Развивать творческую фантазию.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения -
обрыванием бумаги.

• Развивать тонкие движения мелкой моторики рук.

• Развивать зрительное восприятие и внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Листы белой бумаги.

2. Клей ПВА.

3. Цветная бумага.

4. Гуашь.

5. Кисточки.

 

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

Методы и приемы: словесные (объяснение, беседа, разъяс­нение), наглядный (демонстрация).

Предварительная работа: беседа на тему «Овощи», чте­ние стихотворений об овощах, сказки Дж. Родари «Чиполли-но», отгадывание загадок.

Вводная часть

Педагог на материале загадок просит детей вспомнить на­звания овощей, какого они цвета, вкуса и формы, где растут (на грядках в огороде).

Загадки

Семьдесят одежек и все без застежек. (Капуста.) Сидит девица в темнице, коса — на улице. (Морковь.) Кто его раздевает — тот слезы проливает. (Лук.) Голова на ножке, в голове горошки. (Горох.) Бела, рассыпчата, вкусна и на столе она всегда. (Картошка.)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (Репка.)

Основная часть

Педагог объясняет, что сначала с обратной стороны цвет­ной бумаги нужно простым карандашом наметить контур ово­ща, затем оборвать бумагу по контуру. Овощ получится не­ровным, что придаст изображению объемность. С помощью клея приклеить изображение на лист, недостающие детали дорисовать гуашевой краской (ботва, грядка и др.).

Пальчиковая гимнастика «Урожай»

В огород мы пойдем,                                Дети идут по кругу,

Урожай соберем.                                        взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем                         «Таскают».

И картошки накопаем.                      «Копают».

Срежем мы кочан капусты,                    «Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный,      Показывают круг

руками — 3 раза.

Щавеля нарвем немножко                    «Рвут».

И вернемся по дорожке.                        Идут по кругу, взявшись

Н. Нищева                  за руки.

 

 

Заключительная часть

Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки и опреде­ляет, правильно ли они смогли отобразить тот или иной овощ, сохраняя его пропорции, форму и цвет, что получилось или не получилось, что следует исправить.

Занятие 11

«Моя любимая сказка»

ЦЕЛИ

• Развивать творческие способности.

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: зна­
комая форма — новый образ.

• Развивать чувство цвета, ритма, формы, композиции.

• Учить с помощью нетрадиционной техники передавать ха­
рактерные признаки, позы, движения персонажей.

• Развивать умение слушать художественное произведения,
эмоционально отзываться на него.

• Воспитывать умение работать самостоятельно.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Простой и цветные карандаши, фломастеры, акварель­
ные краски (по выбору).

2. Листы бумаги.

3. Различные предметы, которые можно обводить (ножни­
цы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).

4. Кисточки.

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение, разъяс­нение, рассказывание), наглядные (демонстрация, иллюстра­ция).

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Моя любимая сказка», чтение и рассказывание сказок, слушание музыкальных сказок: С. Маршак «Кошкин дом» (муз. Н. Алек­сандровой); Ю. Энтин «Голубой щенок» (муз. Г. Гладкова); Г. Портнов «Золушка» по мотивам Е. Шварца (инсценировка Н. Райхштейн); песни из мультфильма «Чебурашка» (муз. В. Шаинского, ел. Э. Успенского); загадывание загадок; про­смотр диафильмов, телепередач с известными сказками; зна­комство с рисунками художников-иллюстраторов — Ю. Вас­нецова, Е. Чарушина, В. Конашевича, Е. Рачева.

 

 

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

Вводная часть

Педагог вспоминает вместе с детьми, о чем они говорили вчера (о любимых сказках и их героях) и просит отгадать загадки.

Загадки о сказках

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился... (Колобок).

 

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон.)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее...

(Красная Шапочка).

                 Лечит маленьких детей,

                Лечит птичек и зверей,

                 Сквозь очки свои глядит

                Добрый доктор... (Айболит).

Основная часть

Педагог напоминает, что в сказках всегда используются яркие краски. Дети обводят карандашом выбранный пред­мет. Затем превращают его во что-то другое путем дорисовы­вания и раскрашивают любыми подходящими материалами.

В процессе работы педагог обращает внимание на распо­ложение персонажей на листе бумаги, на цвет, ритм, форму изображаемого. Важно, чтобы дети самостоятельно сделали выбор персонажа, по желанию создали какой-либо сюжет из сказки, дорисовав недостающие предметы и детали.

Заключительная часть

В конце занятия педагог выясняет, понравилось ли детям изображать сказку, какие интересные моменты им больше всего запомнились, какие герои им нравятся и чем. С целью развития творческих способностей, воображения можно пред­ложить детям придумать свою сказку с интересным сюжетом и героями, оформив ее в виде «мультфильма» или представив в виде кукольного спектакля.

 

Занятие 12 «Мои игрушки»

ЦЕЛИ

• Продолжать развивать творческие способности.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения:
оттиском пенопластом.

• Совершенствовать точность и переключаемость тонких дви­
жений кистей и пальцев рук.

• Развивать чувство цвета.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Листы бумаги.

2. Мисочки или пластиковые коробочки, в которую вложе­
на штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью.

3. Плотная бумага.

4. Кусочки пенопласта.

5. Акварельные краски.

Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный (демонстрация).

Предварительная работа: проводится беседа на тему «Иг­рушки»; чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Вводная часть

Педагог вспоминает вместе с детьми, какие игрушки име­ются в группе, как с ними можно играть. Дети стараются описать их. Чтение стихотворения об игрушках.

Игрушки

Тьма игрушек у меня:

Ванька-встанька, два коня,

Пестрый мячик,

Толстый мальчик,

Мишка, зайка,

Кукла Майка.

Иногда я папу с мамой

Приглашаю поиграть.

Но молчит голыш упрямый -

Не желает отвечать.

Кукла дуется, молчит,

Мишка хнычет и ворчит.

 

Основная часть

Педагог предлагает ребятам нарисовать свою любимую иг­рушку с помощью пенопласта, который нужно прижать к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бума­гу. Чтобы получить другой цвет, необходимо сменить и ми­сочку и пенопласт, недостающие детали дорисовать акварель­ными красками.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд Дети попеременно хлопают

Куклы Катины сидят:         в ладоши и стучат кулачками.

Два медведя, Буратино,   Загибают поочередно пальцы.

И веселый Чиполлино,      Разгибают поочередно пальцы.
И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Попеременно хлопают в ладоши

Помогаем нашей Кате      и стучат кулачками.
Мы игрушки сосчитать.

Заключительная часть

В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует ри­сунок каждого: какую игрушку он хотел изобразить, получи­лось ли это сделать или нет и почему.

Занятие 13

«Волшебный мир зверей и птиц»

ЦЕЛИ

• Продолжать развивать творческие способности, воображе­
ние.

• Познакомить с правилами работы с тушью и нетрадицион­
ным способом изображения: монотипией предметной.

• Научить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие
детали.

 

Библиотека журнала «Логопед»

• Продолжать воспитывать умение видеть, замечать прекрас­
ное в повседневной жизни.

• Продолжать развивать тонкие движения руки.

• Воспитывать аккуратность в процессе работы.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Черная тушь.

2. Баночки с водой.

3. Кисточки.

4. Акварельные краски.

5. Листы бумаги.

6. Магнитофонная запись «Звуки леса».

Методы и приемы: наглядно-действенный (иллюстрация, демонстрация) и словесные (объяснение, разъяснение).

Предварительная работа: до занятия ведется просмотр вместе с детьми иллюстраций наиболее известных живот­ных и птиц в творчестве русских художников -- Ю. Васне­цова, Е. Чарушина, В. Лебедева.

Вводная часть

Педагог объясняет детям, что, отправляясь в волшебный мир зверюшек и птичек, нужно вспомнить известных птиц и животных (место их обитания, повадки).

Основная часть

Педагог объясняет, как нужно рисовать с помощью черной туши и белой гуаши, напоминает, что работать с ними надо осторожно, чтобы не испачкаться.

Сначала надо нарисовать изображение птицы или живот­ного акварельными красками только на одной половине лис­та, т.е. половину туловища, чтобы при складывании листа бумаги пополам изображение «отпечаталось» на другой. Кон­тур животного или птицы обвести черной тушью, ею же до­рисовать глазки, носик, ротик, усики. Объяснить, что в вол­шебном мире животные и птицы имеют разные форму (круг­лую, овальную, треугольную), строение (с двумя головами, несколькими хвостами), окраску (одно животное может пест­рить красками).

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей  Дети ритмично сжимают
Прилетело? Мы расскажем.                  и разжимают кулачки.

 

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

Две синицы, воробей,                  Загибают по одному

Шесть щеглов и голубей,     пальцу на каждое название

Дятел в пестрых перышках,      птицы.
Всем хватило зернышек.             Сжимают и разжимают

кулачки.

Заключительная часть

По окончании занятия организуется выставка детских ра­бот. Дети самостоятельно оценивают рисунки. Педагог прово­дит беседу, выясняя, с какими трудностями встретились ре­бята при рисовании необычных птиц и зверей, сразу ли воз­ник замысел того или иного животного, запомнили ли они, с помощью какой техники рисовали.

Примечание. В свободное от занятий время можно поста­вить инсценировку на любую сказку о животных или сходить в зоопарк.

Вводная часть

Педагог беседует вместе с детьми по заранее просмотрен­ным картинам известных художников. Задает вопросы, кото­рые помогают раскрыть замысел автора, настроение, пере­данное им в картине: чем вам нравится эта картина, как ху­дожнику удалось передать грусть или радость, какие краски нужны ему были для этого, какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?

Основная часть

Педагог знакомит детей с нетрадиционной техникой изобра­жения: монотипией пейзажной. Сначала нужно сложить лист пополам. На одной половине листа нарисовать пейзаж, на другой получится его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж вы­полнять быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протирать влажной губ­кой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживить красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,                                  Дети загибают пальцы,

начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.                    «Лепят», меняя положе-

ние ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг,

сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.                   Грозят пальцем.

Раз — подбросим.                                          Смотрят вверх, подбра-

сывают воображаемый снежок.

Два — поймаем.                                             Приседают, ловят вооб-

ражаемый снежок.

Три — уроним                                                  Встают, роняют вообра-

жаемый снежок.

И... сломаем.                                                   Топают.

 

 

Заключительная часть

Проводится анализ выполненных детьми работ, выясняет­ся, на какую тему они сегодня рисовали, что использовали, что понравилось или не понравилось,

Занятие 15 «Новогодняя елка»

ЦЕЛИ

• Развивать творческие способности и воображение.

• Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисо­
вания — по мокрой бумаге.

• Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

• Развивать мелкую моторику рук.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Акварельные краски.

2. Баночки с водой, губка.

3. Листы бумаги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.307 с.)