Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отражение элемента в документе
|
||||||
Половинский район | Звериноголовский район | Куртамышский район | Макушинский район | Петуховский район | Притобольный район | Целинный район | |
1 Основные положения | |||||||
1.1 Ключевые понятия | - | - | - | - | - | - | - |
1.2 Методология | - | - | - | - | - | - | - |
1.3 Основания разработки | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü |
1.4 Участники | ü | ü | - | ü | ü | - | - |
2 Анализ текущего состояния СЭР | |||||||
2.1 Оценка показателей СЭР | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü |
2.2 Анализ развития (SWOT-анализ) | ü | ü | - | - | ü | ü | ü |
2.3 Оценка использования приграничного потенциала | - | ü | - | - | ü | - | ü |
2.4 Выводы об ограничениях и факторах, повлиявших на показатели СЭР | ü | ü | - | ü | ü | ü | ü |
3 Целеполагание | |||||||
3.1 Цели СЭР | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü |
3.2 Задачи СЭР | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü |
3.3 Приоритеты СЭР | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü |
4 Сценарии СЭР | |||||||
4.1 Вероятные сценарии | - | ü | - | ü | ü | ü | ü |
4.2 Целевой сценарий | - | ü | - | ü | ü | ü | ü |
5 Направления развития отраслей экономики и инфраструктуры | |||||||
5.1 Конкурентные преимущества и направления развития отраслей | ü | ü | - | ü | ü | ü | ü |
5.2 Внешние и внутренние рынки | - | - | - | - | - | - | - |
5.3 Инвестиционные проекты и инвесторы | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü |
5.4 Ожидаемый результат развития отрасли | ü | ü | ü | ü | ü | - | ü |
5.5 Определение «локомотивов развития» | ü | - | - | - | - | - | - |
5.6 Использование фактора приграничности | - | ü | - | ü | - | - | - |
6 Пространственное развитие | ü | - | - | - | ü | - | - |
7 Ожидаемые результаты реализации стратегии | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü |
8 Сроки и этапы реализации стратегии | ü | ü | - | ü | ü | - | ü |
9 Ресурсное обеспечение реализации стратегии | ü* | ü | - | ü* | ü | - | ü* |
10 Система управления и мониторинга реализации стратегии | ü | ü | - | - | ü | - | ü |
10.1 Контроль реализации стратегии | ü | - | - | - | ü | - | ü |
10.2 Порядок мониторинга и сроки его проведения | ü | ü | - | - | ü | - | ü |
Примечание: п. 9 таблицы – ü* означает, что в стратегии приведен ресурсный потенциал территории, но отсутствует его оценка для целей реализации стратегии (предложенный элемент отражен не в полной мере).
|
Примечательно, что в рассматриваемых стратегиях социально-экономического развития районы, отразившие фактор приграничности как потенциальный ресурс (Петуховский и Целинный районы), не связывают с ним направления развития отраслей экономики и инфраструктуры. При этом есть муниципальное образование (Макушинский район), которое планирует развитие отраслей с учетом специфики приграничного положения, но при этом не проводит оценку использования приграничного потенциала и не отражает фактор приграничности как сильную сторону территории. Единственный из рассматриваемых районов (Звериноголовский) учитывает фактор приграничности как сильную сторону территории (указан в SWOT-анализе в рамках оценки сферы «Транспорт и связь») и использует его для планирования стратегического развития отраслей экономики (в частности планируется транспортное сотрудничество с Республикой Казахстан и создание единого спортивно-культурного пространства). Стоит также отметить, что структура рассмотренных стратегий СЭР значительно отличается, что затрудняет их анализ. Приведение стратегического планирования к единому формату позволит более полно отражать существенную информацию о муниципальных образованиях, а также планировать развитие территории с учетом присущей ей специфики, что в конечном итоге должно привести к повышению качества содержания таких документов и, как следствие, качества муниципального управления.
Заключение
Для целей преодоления кризисного состояния приграничных муниципальных образований Российской Федерации на основании ряда нормативно-правовых актов и анализа авторских подходов была разработана структура стратегии социально-экономического развития приграничной территории. Ее ключевая особенность заключается в полном охвате основных положений и целей стратегического планирования на уровне муниципалитета с учетом приграничного потенциала территории как ресурса развития. В частности, предлагается включить анализ реализации потенциала приграничья как территории с особым географическим положением в раздел анализа текущего состояния СЭР муниципалитета, а также использовать фактор приграничности как определяющий при выборе «локомотивов развития» территории. Такой подход позволит планировать развитие каждого муниципального образования с учетом его индивидуальных особенностей.
|
Предлагаемый для территориальных стратегических документов единый формат также упростит отражение возможностей взаимной увязки системы приоритетных направлений СЭР территории с целевыми сценариями социально-экономического развития субъекта РФ и Российской Федерации в целом. Таким образом, суть стратегии развития будет сведена к обеспечению единства стратегического планирования на всех уровнях: страны, субъектов и муниципальных образований (включая межмуниципальное взаимодействие).
В данном исследовании был также проведен контент-анализ действующих стратегий социально-экономического развития приграничья Курганской области (граница с Республикой Казахстан), позволивший сделать следующие выводы: 1) отсутствие унифицированных требований к содержанию документов стратегического планирования приводит к их несогласованности, затрудняет анализ и допускает утверждение документов, не в полной мере охватывающих специфику и перспективы развития территории; 2) при формировании документов стратегического развития муниципалитетов, прилегающих к государственной границе, их приграничный потенциал часто игнорируется или упоминается как сильная сторона в рамках SWOT-анализа без дальнейшей оценки перспектив развития, основанных на таком потенциале (в частности, из 7 рассмотренных районов только 1 планирует дальнейшее развитие с учетом фактора приграничности). В результате, игнорируется фактор, использование которого может стать для приграничной территории первым шагом к выходу из состояния стагнации.
Таким образом, предложенный единый формат документа стратегического планирования позволит более полно отражать существенную информацию о муниципальных образованиях, а также планировать развитие территории с учетом присущей ей специфики, что в конечном итоге должно привести к повышению качества содержания таких документов и, как следствие, качества муниципального управления.
Библиографический список
1 Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 25.11.2019).
2 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 19.04.2020).
3 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30364/f9aa6cb5043d4f74b58f06d014a947d9d7bd8e9b/ (дата обращения: 30.05.2020).
4 Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2193-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420313859 (дата обращения: 17.12.2019).
|
5 Божко Л. Л. Сценарные подходы к развитию приграничных территорий // ТДР. 2010. №11. с. 3-5.
6 Ободец Я.В., Павлюкова А.В. Методические подходы к обеспечению пространственного развития приграничной территории // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-obespecheniyu-prostranstvennogo-razvitiya-prigranichnoy-territorii (дата обращения: 20.12.2019).
7 Антонюк В.С., Эрлих Г.В. Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор развития приграничных территорий РФ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. №4. с. 7-11.
8 Костяев А.И., Мицкевич А.А., Юрчак Р., Мицкевич П.А. Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2014. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-mehanizm-razvitiya-prigranichnyh-selskih-territoriy (дата обращения: 25.12.2019).
9 Мут Ю.В., Блинов Г.Н., Горяева Н.Г., Никифорова А.А., Методологические подходы по обеспечению сбалансированности системы стратегического планирования на муниципальном уровне // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2016 г. - №3. – 18-34 с.
10 Романюк М.А., Личко К.П. О стратегическом планировании в Российской Федерации // Известия ТСХА. – 2015 г.- №6. – 83-91 с.
11 Орешников В.В., Аитова Ю.С., Применение методов экономико-математического моделирования при разработке стратегии развития муниципального образования // Вопросы территориального развития. – 2019 г. - №3 (48). – 1-13 с.
12 Горб В.Г., Методологические аспекты разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. – 2018 г. - №1 (22). – 5-11 с.
13 Шамарова Г.М., Разработка стратегического плана развития муниципального образования: инструменты, методика, практика // Практика муниципального управления [электронный ресурс]. URL: http://cmokhv.ru/materials/mat20140403/ (дата обращения: 28.11.2019).
14 Assessing and Starting a Local Economic Development (LED) Initiative: A Primer for USAID Field Staff. Agency for International Development. Office of Poverty Reduction - Urban Programs Team. - p. 11. URL: https://www.urban.org/sites/default/files/publication/59581/411087-Assessing-and-Starting-a-Local-Economic-Development-LED-Initiative.PDF (дата обращения: 02.04.2020).
15 Toolkit IV on Strategic Municipal Planning and Performance Management At Local Level. Councel of Europe. - p. 146. URL: https://rm.coe.int/smp-strategic-municipal-planning/16807470ea (дата обращения: 02.04.2020).
16 Community Economic Development for Municipal Councils. Handbook. Manitoba. - p. 22. URL: https://www.gov.mb.ca/agriculture/rural-communities/community-planning/pubs/municipalguide.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
17 Lawson, J., 2014. LED Strategy and Action Plan. Stellenbosch Municipality. - p. 52. URL: https://www.stellenbosch.gov.za/documents/socio-economic-data/1604-led-stratetgy-and-projects-jun-2014/file (дата обращения: 02.04.2020).
|
18 Fishman, L.I., Ivanov, M.Yu., Sosunova, L.A., Petryanina, O.V., 2019. Strategies of Municipal Socio-Economic Development: Do They Improve the Life Quality? GCPMED 2018. International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development". The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. – pp. 969-979. URL: https://www.researchgate.net/publication/331905282_Strategies_Of_Municipal_Socio-Economic_Development_Do_They_Improve_The_Life_Quality/link/5c9279ab92851cf0ae8bc5c3/download (дата обращения: 03.04.2020).
19 Swinburn, G., Goga, S., Murphy, F. Local Economic Development: a Primer Developing and Implementing Local Economic Development Strategies and Action Plans. Bertelsmann Stiftung, Gütersloh; The World Bank, Washington, D.C. – 2006. – p. 83. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/763491468313739403/pdf/337690REVISED0ENGLISH0led1primer.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
20 Promoting Local Economic Development Strategic Planning — Volume 1: Quick Guide. United Nations Human Settlements Programme, - 2005. – p. 37. URL: https://www.natcapsolutions.org/LASER/LASER_Ecoplan-Guide.pdf#page=1&zoom=auto,483,716 (дата обращения: 18.04.2020).
21 Young, C., Kaczmarek, S. Local government, local economic development and quality of life in Poland. GeoJournal, - 2000. – pp. 225-234. URL: https://www.researchgate.net/publication/226538266_Local_government_local_economic_development_and_quality_of_life_in_Poland (дата обращения: 18.04.2020).
22 Agbevade, A. Local Economic Development Strategies and Challenges: A Comparative Empirical Evidence from Ghana’s Local Governance System. Journal of Public Administration and Governance, Vol. 8, No. 4, - 2018. – pp. 110-126. URL: https://www.researchgate.net/publication/328907569_Local_Economic_Development_Strategies_and_Challenges_A_Comparative_Empirical_Evidence_from_Ghana's_Local_Governance_System (дата обращения: 19.04.2020).
23 Local Economic Development. Training Module. Introduction to Local Economic Development. Seberang Perai, Malaysia, - 2016. – p. 32. URL: https://www.local2030.org/library/254/Local-Economic-Development-Training-Module.pdf (дата обращения: 19.04.2020).
24 Chandler, C. Strategic Planning In Local Government: The Main Components & Examples. ClearPoint Strategy. URL: https://www.clearpointstrategy.com/government-strategic-plan-examples/ (дата обращения: 20.04.2020).
25 Распоряжение от 15 декабря 2017 года № 14-р «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования в муниципальных образованиях Архангельской области, а также по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития муниципального образования Архангельской области». Агентство Стратегических Разработок Архангельской Области, г. Архангельск. - 2017 г. – 17 с.
26 Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В., Формирование прогноза развития муниципального образования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2018 г. - №1. – 26-31 с.
27 Ткачев С.А., Совершенствование системы документов стратегического планирования на муниципальном уровне // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016 г. - №3. – 90-99 с.
28 Довбий И.П., Калина Е.С., Маковкина С.А., Институциональные и правовые аспекты стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник ЧелГУ. – 2018 г. - №12 (422). – 88-99 с.
29 Российское пограничье: проблемы развития в новых геополитических условиях. / Под ред. В.А. Колосова и А.Б. Володина. — М., 2019. — 180 с.
30 Мяснянкина О.В., Фокина О.М., Пискарев Р.В., Применение системного подхода при формировании стратегии муниципальных образований // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018 г. - №7 (33). – 79-83 с.
31 Стратегия социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года. Приложение к решению Звериноголовской районной Думы Звериноголовского района от 5 июля 2018 года № 204 «О Стратегии социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года». С. Звериноголовское, - 2018 г. – 57 с.
|
32 Стратегия социально-экономического развития Куртамышского района до 2030 года. Г. Куртамыш, - 54 с.
33 Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года. Приложение к проекту решения Макушинской районной Думы «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года». Г. Макушино, - 37 с.
34 Стратегия социально-экономического развития Половинского района до 2030 года. Администрация Половинского района Курганской области. С. Половинное, - 2017 г. – 36 с.
35 Стратегия социально-экономического развития Притобольного района до 2030 года. С. Глядянское, - 2017 г. – 56 с.
36 Стратегия социально-экономического развития Целинного района до 2030 года. С. Целинное, - 2017 г. – 82 с.
37 Стратегия социально-экономического развития Петуховского района на период до 2030 года. Приложение к решению Петуховской районной Думы от 31 октября 2018г. № 308 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Петуховского района до 2030 года». – 2018 г. – 68 с.
3.3 Прогноз эффективности [результативности, устойчивости, динамичности, …] развития приграничных территорий России с Казахстаном (на примере Зауралья)
Актуальность и цели
Для апробации предлагаемой методики оценки эффективности развития приграничных территорий и выявления положительных и отрицательных тенденций развития приграничья для выработки релевантных текущей ситуации управленческих решений проведем анализ текущего уровня социально-экономического развития приграничных районов на примере Зауралья. Объектом исследования выступают 7 приграничных муниципальных образований Курганской области, граничащих с Республикой Казахстан: Половинский район, Целинный район, Куртамышский район, Звериноголовский район, Притобольный район, Макушинский район, Петуховский район. Используемые методы: статистический анализ, сравнительный межтерриториальный анализ, контент-анализ. Источниками информации выступают данные Росстата[204], паспортов районов, стратегий социально-экономического развития территорий.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.035 с.)