Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности оценки эффективности авторской модели (связь с фактором приграничности) – качественная оценка
Главная особенность оценки модели институционального развития приграничных территорий должна заключаться в качественной оценке использования приграничного потенциала муниципального образования и связи такого потенциала с текущим уровнем социально-экономического развития. Исследований в сфере разработки методик оценки именно приграничных территорий ограниченное количество[188],[189],[190],[191],[192],[193],[194],[195] и, учитывая предлагаемые к расчету показатели, они в первую очередь направлены на анализ приграничного потенциала регионов, т.к. предлагают к оценке индикаторы, которые не рассчитываются органами статистики для муниципальных образований (например, ВВП, ВРП, внешнеторговый оборот и др.). При этом авторы делают упор в рассматриваемых методиках на показатели социально-экономического развития, оценивая приграничный потенциал через призму уровня развития внешнеэкономических связей с упором на экономические показатели. Тем не менее ряд авторов[196],[197] отмечает необходимость оценки уровня экономической эффективности приграничных связей. Другие исследователи[198] предлагают оценивать потенциал региона в сфере приграничного сотрудничества (наличие полезных ископаемых, ресурсов, транспортных артерий и т.д., способствующих деловым контактам с сопредельными территориями). Основная проблема построения таких методик оценки связана с ограниченностью статистических данных по муниципалитетам, доступных для анализа. Предоставляемые службами статистики данные носят более универсальный характер и не отражают приграничный характер территории и ее внешнеэкономические связи. Следовательно, представляется целесообразным разработка качественной оценки использования приграничного потенциала. Мы склонны согласиться с Хмелевой Г.А. и Умербаевой С.К.[199], которые считают, что способность территории к приграничному сотрудничеству может быть оценена через анализ внешней политики соседних государств. Однако, в условиях недостатка статистических данных для оценки проводимой внешней политики муниципального образования возможно осуществлять такую оценку через проверку наличия соглашений между соседними территориями, т.к. данные о действующих соглашениях в обязательном порядке публикуются на официальных сайтах Департамента экономического развития субъекта РФ, Правительства области и/или сайтах муниципальных образований. Наличие соглашений будет подтверждать существование утвержденных связей между соседними территориями. Однако, на практике фактического наличия соглашений недостаточно для признания приграничных связей действующими. В частности, коллектив авторов[200] предлагает оценивать приграничные связи посредством оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития через анализ их реализации. Принимая во внимания данную точку зрения, предлагается анализировать текущие соглашения о сотрудничестве в совокупности с оценкой их фактического осуществления. Мониторинг действия таких документов подразумевает анализ новостной публикационной активности на соответствующих сайтах о совместных проводимых мероприятиях соседних территорий. В случае регулярной публикации отчетов о совместных мероприятиях (международные выставки, обмен опытом, культурные и спортивные мероприятия и проч.) можно говорить о действующих приграничных связях. На наш взгляд, применительно к мониторингу соглашений регулярной можно считать ежегодную отчетность.
Помимо наличия и мониторинга осуществления межправительственных и межрегиональных соглашений между соседними странами использование приграничного потенциала может быть оценено посредством анализа стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, планов и программ приграничного сотрудничества. Суть мониторинга в данном случае будет заключаться в оценке отражения фактора приграничности в стратегии развития территории (особенно в части SWOT-анализа). Такая оценка позволит сделать вывод о том, как оценивают потенциал муниципалитета в части приграничного сотрудничества органы местного самоуправления и считают ли они приграничность потенциальным ресурсом развития. Дополнительно, необходимо оценить наличие планов и программ приграничного сотрудничества на перспективу. Таким образом, было предложено 4 составляющих качественной оценки использования приграничного потенциала муниципальным образованием:
а) наличие соглашений о сотрудничестве; б) регулярная публикация отчетности по совместным мероприятиям в рамках соглашений; в) отражение приграничного потенциала территории в стратегиях социально-экономического развития; г) наличие планов/программ приграничного сотрудничества на муниципальном уровне. Использование данных показателей позволит классифицировать приграничные территории по уровню использования приграничного потенциала. Методика оценки представлена в таблице 2.3.2. Типология основана на предложениях авторов[201] с той разницей, что они в качестве критерия оценки принимают приграничный потенциал с учетом уровня социально-экономического развития. В то время как нам более целесообразным представляется отдельная оценка уровня социально-экономического развития и использования приграничного потенциала. Объединение данных оценок в дальнейшем позволит классифицировать приграничные муниципальные образования по 9 группам, в рамках каждой из которых будет возможно оценить взаимосвязь уровня СЭР и использования потенциала приграничности, а также разработать отдельные рекомендации в рамках каждой группы. Таблица 2.3.2 – Типология приграничных территорий на основании критерия использования приграничного потенциала
Институциональная сфера |
|||||||||||||
1 Наличие соглашений о сотрудничестве | «0» | Отсутствие действующих соглашений о сотрудничестве между регионом/муниципалитетом и территорией соседнего государства | ||||||||||||
«0,5» | Наличие действующих соглашений о сотрудничестве между регионом и территорией соседнего государства | |||||||||||||
«1» | Наличие действующих соглашений о сотрудничестве между муниципалитетом и территорией соседнего государства | |||||||||||||
2 Регулярная публикация отчетности по совместным мероприятиям в рамках соглашений | «0» | Отсутствие новостной активности о реализации совместных мероприятий в рамках заключенных соглашений более 2-х последних лет | ||||||||||||
«0,5» | Нерегулярная новостная активность о реализации совместных мероприятий в рамках заключенных соглашений (раз в 2 года) | |||||||||||||
«1» | Регулярная новостная активность о реализации совместных мероприятий в рамках заключенных соглашений (ежегодно) | |||||||||||||
3 Отражение приграничного потенциала территории в стратегиях социально-экономического развития | «0» | Приграничный характер территории не отражен в стратегии социально-экономического развития | ||||||||||||
«0,5» | Отражение характера приграничности в стратегии социально-экономического развития носит поверхностный характер (упоминается не более чем в 2-х аспектах, не отражается в рамках SWOT-анализа) | |||||||||||||
«1» | Приграничный характер территории отражен в стратегии социально-экономического развития (указан как сильная сторона в рамках SWOT-анализа, задействован в рамках планирования развития территории) | |||||||||||||
4 Наличие планов/программ приграничного сотрудничества на муниципальном уровне | «0» | Отсутствие планов/программ приграничного сотрудничества на муниципальном уровне | ||||||||||||
«1» | Наличие планов/программ приграничного сотрудничества на муниципальном уровне | |||||||||||||
Итоговая оценка (сумма оценок по 4-м предложенным показателям) | «0-1» | Игнорирование приграничного потенциала территории, отсутствие развитых приграничных связей – «территории-аутсайдеры» | ||||||||||||
«2-3» | Неполное использование приграничного потенциала территории – «территории-коммуникаторы» | |||||||||||||
«4» | Упор на использование приграничного потенциала территории – «территории-лидеры» |
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.005 с.)