Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Актуальность темы и история развития отношений РФ и Казахстана
История отношений России и Республики Казахстан берет свое начало в XVIII веке. После ряда набегов казахов на оренбургское ведомство и военных конфликтов казахи вступили во всероссийское подданство в 1731 году, что, однако стало лишь началом разрешения существовавших в ту пору споров, по большей части касавшихся взаимных обвинения в воровстве скота. Улучшение отношений с казахами происходило постепенно и потребовало значительного периода времени, начавшись с договора между казахской знатью и российскими правителями о сближении народов за счет взаимовыгодного политического и экономического сотрудничества вплоть до слияния в одно государство[41].
Сегодня Россия занимает особое место одного из ведущих стратегических партнеров Республики Казахстан. Правовой фундамент взаимоотношений этих двух стран был построен на политической концепции добрососедства[42], что во многом определялось существованием нормативно-правовой базы для установления отношений к началу их «новой истории» (после распада СССР) и характеру схожих интересов сторон. После распада союзного государства лидерам рассматриваемых стран понадобилось лишь полгода для подписания двустороннего договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи[43], который до сих пор сохраняет свою силу.
Характер текущих отношений между Российской Федерацией и Казахстаном определяется рядом факторов (табл. 1.3.1) и сформировавшихся уникальных для РФ условий, связанных с необходимостью выбора внешнеторговых партнеров в условиях действующих санкционных ограничений на экономику страны. Казахстан как страна, неограниченная санкциями, располагает большим потенциалом для России, что определяет важность стратегического партнерства двух стран.
Таблица 1.3.1 – Условия углубления и развития отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (на основании источников 1,[44],[45],[46],[47],[48],[49],[50],[51],[52],[53])
Условия и факторы
| Характеристика
| Влияние на характер взаимных отношений
| 1 Исторические
| История сотрудничества с XVIII века, развитие в рамках единого государства СССР
| Исторически сложившаяся общность интересов, понимание культурных особенностей, традиций, быта, языка и т.д. Упрощение углубления международных связей и заключения партнерских соглашений
| 2 Геополитические
| РФ и Республика Казахстан занимают значительную территорию на евроазиатском континенте и образуют звено, связывающее страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Действие Таможенного союза (Россия-Белоруссия-Казахстан). Членство в международных интеграционных организациях (в т.ч. ЕАЭС), оказывающее влияние на формат сотрудничества
| Преимущества в рамках межгосударственного экономического сотрудничества, выгодное положение в рамках международного разделения труда
| 3 Географические
| Географическая близость государств, наличие самой протяженной в мире административной границы (7,5 тыс. км). С российской стороны приграничное положение у 12 регионов: Волгоградская, Астраханская, Саратовская, Оренбургская, Челябинская, Кур-ганская, Тюменская, Омская, Новосибирская, а также Алтайский край и Республика Алтай), со стороны Казахстана – у 7 из 14 областей.
| Отсутствие необходимости в пересечении стран транзита при международной торговле и при осуществлении совместных проектов, проведении мероприятий
| 4 Природные
| Богатство природных ресурсов стран, в т.ч. нефть, газ, уголь, редкоземельные элементы, руды и т.д.
Наличие уникальных природных объектов, вкл. заповедники, национальные и природные парки.
| Перспективы формирования совместных производств, более низкая стоимость ресурсов в рамках осуществления экспортно-импортных операций. Формирование и продвижение совместных проектов в сфере природоохранной и туристической деятельности
| 5 Экономические
| Наличие взаимосвязей между предприятиями рассматриваемых стран (в т.ч. совместное функционирование), мощного промышленного потенциала, кооперации в научно-технической сфере. Схожесть условий ведения бизнеса и скорости его развития (согласно рейтингу стран по легкости ведения бизнеса Doing Business 2020[54]: Казахстан занимает 25 место (рост на 3 позиции по сравнению с прошлым годом), а РФ – 28 место (также рост на 3 позиции по отношению к 2019 году).
| База для дальнейшего развития международных связей, внешнеэкономической деятельности
| 6 Инфраструктурные
| Наличие развитой транспортной системы между странами (вкл. железные и автомобильные дороги, аэропорты, трубопроводный транспорт и т.д.), имеющей выход на аналогичные европейские и дальневосточные регионы
| Способствует углублению экономических и культурных связей между странами. Перспектива создания трансграничного региона, удобно расположенного как относительно национальных рынков, так и рынков друг друга
| 7 Социально-демографические
| Мультинациональность населения стран, тесная связь в культурной, образовательной, спортивной среде. Межнациональной общение на русском языке. Родственные связи между населением
| Упрощение заключения и выполнения соглашений и взаимной сотрудничестве, нивелирование юридических недопониманий, возникающих из-за перевода нормативно-правовой базы на третий язык (международный английский), стимулирование частоты перемещений между приграничными регионами России и Казахстана, в т.ч. вызванные наличием контактов между населением
|
Нормативно-правовая база
Отношения России и Казахстана охватывают широкий перечень сфер, включая экономическое сотрудничество, программы по развитию топливно-энергетического комплекса, промышленности, атомной энергетики, транспорта, сельского хозяйства[55], проведение совместных культурных и спортивных мероприятий, сотрудничество в образовательной и научно-технической сферах и т.д. Основу таких отношений составляет обширная нормативно-правовая база, которая начала формироваться с 1992 года (табл. 1.3.2).
Таблица 1.3.2 – Нормативно-правовая база сотрудничества России с Казахстаном
Наименование документа
| Общая характеристика
| 1 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (с изменениями на 7 июня 2012 года) -3
| Документ определяет характер взаимоотношений двух стран, основанных на дружбе, взаимной помощи, исторически сложившиеся связи, добрососедства (с учетом международного права и учитывая совместные договоренности). Цель – взаимное уважение, укрепление мира, стабильности, безопасности (учитывая совместное использование военных баз и объектов оборонного значения) и др.; неучастие в союзах, направленных против одной из сторон; поддержание принципа открытости границ между странами и др.
| 2 О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о совместных усилиях в охране внешних границ[56]
| Договоренность о совместной охране Пограничными войсками РФ и Казахстана «внешних границ» (участки государственных границ Республики Казахстан и Российской Федерации с государствами, не входящими в СНГ).
| 3 О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе[57]
| Договор подробно описывает пролегающую между странами границу, ее отображение на карте, начальную точку и направленность
| 4 О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке[58]
| Договор основывается на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1992 г. Согласно документу стороны развивают взаимодействие друг с другом как равноправные и суверенные государства на основе взаимного доверия, стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества, определяют территориальную целостность государств и нерушимость соответствующих границ.
| 5 Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией
о военно-техническом сотрудничестве[59]
| Документ определяет основные принципы и условия сотрудничества сторон в военно-технической сфере по следующим направлениям:
- взаимные поставки продукции военного назначения;
- работы по ремонту и обслуживанию военной техники, вооружения;
- совместное проведение НИОКР;
-совместные подготовки и обучение военно-технических кадров;
- проведение совместных испытаний и т.д.
| 6 Договор о коллективной безопасности (с изменениями на 10 декабря 2010 года)[60]
| Соглашение между РФ и Республиками Казахстан, Армения, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызской о воздержании от применения силы в межгосударственных отношениях и порядке разрешения возникающих разногласий мирным путем.
| 7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве[61]
| Документ определяет порядок осуществления приграничного сотрудничества на основе равноправие и взаимной выгоды, имеющего целью социально-экономическое развитие субъектов РФ и областей Республики Казахстан (в т.ч. приграничных). Приграничное сотрудничество включает заключение международных договоров, создание совместных рабочих групп для выработки механизмов совершенствования межрегионального и приграничного сотрудничества, разработку и реализацию совместных планов и программ действий в рамках приграничного сотрудничества. Перечень сфер сотрудничества включает: торгово-экономическую, энергетическую, агропромышленную, научно-техническую, культурную, гуманитарную, социальную, образовательную и др.
| 8 Договор о Евразийском экономическом союзе[62]
| Договор между РФ, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь о создании Евразийского экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
|
Помимо приведенных в таблице документов между Республикой Казахстан и Российской Федерацией действует значительное число двусторонних соглашений, расширяющих и уточняющих сферы и особенности сотрудничества между странами. По состоянию на конец 2020 года по запросу «Казахстан» на официальном сайте Министерства иностранных дел РФ[63] можно просмотреть около 280 документов (незначительная часть которых утратила юридическую силу в связи с выходом более актуальных нормативных актов), касающихся вопросов экономического, военного сотрудничества, порядка перемещения границы, совместных мероприятий в области стандартизации, сертификации, науки, образования, проведении культурных и спортивных мероприятий и др. Значительная роль в установлении взаимовыгодных отношений между странами и поддержании международного сотрудничества принадлежит органам государственной власти различных уровней и, прежде всего, правительствам РФ и Казахстана[64], которые принимают и реализуют соглашения и программы приграничного и регионального сотрудничества.
|