Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обзор существующих институциональных моделей развития (объединено с пред. в 1 пункт)
Согласно [1[114]] разработка и внедрение институциональной модели (ИМ) является непременным условием развития экономики России. При этом структура такой модели закладывается на этапе целеполагания, именно конечная цель определяет общее содержание ИМ. Авторы [6[115]] также считают, что направление развития региона в рамках институциональной модели зависит от доминирующих в обществе групп интересов (экономическая сфера, социальные процессы и явления и др.), т.е. целей, при этом для успешного функционирования ИМ и, соответственно, социально-экономического развития территории необходимо соблюдение баланса между ретроориентированными группами интересов и сильным «инновационным лобби» (деловые, профессиональные и научные элиты). При этом, несмотря на важность инноваций как институционального инструмента для обеспечения социально-экономического прогресса территорий [10[116]], их внедрение и развитие невозможно без прямой и/или косвенной поддержки государства. Ряд авторов [5[117], 7[118], 10[119], 16[120], 18[121]] считают элемент инновационного развития основой устойчивого и сбалансированного развития территорий в рамках институциональных моделей. Ткач А.В. [8[122]] определяет термин «институция» как нормы, обычаи поведения в обществе. Соответственно, «институты» рассматриваются им как закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений и т.д. В связи с этим целесообразно считать, что в основу институциональной модели должны быть положены закрепленные на законодательном уровне правила и нормы хозяйствования (нормативно-правовые акты), важной особенностью которых является способность к изменению и дополнению под воздействием результатов реализации установленных целей (т.к. именно они определяют общее содержание модели). Целенаправленное воздействие ИМ реализуется посредством вмешательства государства [12[123]]. Таким образом, связь между целями модели и ее законодательной основой можно определить, как прямую и двустороннюю: цели системы определяются законодательными актами (и закрепляются в них), а изменения и дополнения нормативно-правовых актов в рамках институциональной модели базируется на корректировке целеполагания в зависимости от ожидаемых или реально полученных результатов.
Согласно Усик Н.Н. [1[124]] одним из наиболее важных принципов регулирования институциональной модели является развитие конкуренции в рыночной среде. Конкуренцию здесь можно рассматривать в двух аспектах: 1) конкурентоспособность территории, которая развивается в рамках институциональной модели; 2) наличие «здоровой» конкуренции между институтами/организациями внутри модели. Именно конкурентоспособность территории формирует возможности для экономического роста и развития [2[125]], т.к. является индикатором эффективности институциональных условий, что способствует привлечению дополнительных ресурсов (материальных, трудовых, инвестиционных, финансовых и т.д.), и в свою очередь дает дополнительные возможности участникам институциональной модели. Конкурентное взаимодействие институтов можно рассматривать как «генератор институциональных изменений» [8[126]]. Однако, условия развития конкуренции определяются характером институциональной среды [14[127]], непременным атрибутом которой является обеспечение доступа различных социальных групп к общественным благам. Не менее важным фактором поддержания конкурентоспособности организаций в рамках институциональной модели стоит считать особенности региона [3[128], 15[129]] (во многом определяющие ключевые направления развития территорий), мотивацию участников модели, а также соблюдение принципов субсидиарности и пропорциональности [4[130]]. По мнению коллектива авторов [11[131]], институциональная среда состоит из совокупности взаимосвязанных элементов (активных – организации, акторы; и пассивных – законы, нормы, традиции) в рамках социальной, экономической, производственной и экологической сфер жизнедеятельности человека на определенной территории. Элементы ИМ или институционального развития могут включать в себя [9[132]]: природные ресурсы, навыки общественной жизни, политическое устройство, уровень знаний, качество человеческого капитала, особенности организации экономики, хозяйственную и ментальную культуру и др. Палаш С.В. [13[133]] определяет институциональную среду как комплекс формальных и неформальных институтов, определяющих уровень свободы и эффективности инвестиций и предпринимательской деятельности (могут быть оценены через индекс экономической свободы, уровень сложности налоговой системы, индекс деловой среды и др.). Более полное и подробное определение институциональной среды дано Иляковой И.Е. в рамках диссертационного исследования [17[134]], автор предлагает понимать такую среду не только как совокупность активных и пассивных элементов и комплекс формальных и неформальных институтов, но также уточняет необходимость достижения минимального согласия между людьми в отношении стимулов в деятельности в рамках ИМ, конечной целью которых должна стать организация единого воспроизводственного процесса в рамках национальной экономики. Иными словами, институциональную модель необходимо рассматривать не только в рамках определенной территории, но и во взаимодействии с другими аналогичными моделями, объединенными общей целью (т.е. интересами страны в целом).
Рассмотрим особенности подходов к определению и описанию институциональной модели в зарубежных источниках. Согласно Healey P. [19[135]] институциональная модель должна учитывать сложность событий и учреждений (как институтов, так и организаций), являющихся частью ИМ. Она определяет следующие основные элементы модели: 1) связь между процессами внутри модели и функционирующими в рамках этих процессов учреждений; 2) определение ролей участников модели и отношений между ними; 3) соотношение интересов участников и имеющихся ресурсов, правил, идей; 4) связь между ресурсами, правилами, идеями и обществом в целом. Иными словами институциональная модель в обязательном порядке должна включать в себя: процессы (экономического, социального, культурного и т.д. характера), учреждения и/или институты (включая органы власти), интересы (на основании которых определяется цель модели), ресурсы (трудовые, финансовые, инвестиционные и т.д. – могут быть как фактором дополнительного развития в условиях их достаточности или тормозящим фактором при их недостатке или несоответствии целям системы), правила (формальные, т.е. закрепленные законодательно, и неформальные, т.е. устоявшиеся традиции, обычаи и др.), а также общество в целом. Ряд зарубежных авторов также отмечает тесную связь инновационного фактора с институциональным развитием. Так коллектив авторов источника [21[136]] Abubakari S.M., Yang H., Karimu A.-R., Hikima A. отмечает, что институциональное развитие держит ключ к инновациям. Таким образом, сравнение отечественного и зарубежного подходов говорит о двух, принципиально разных позициях – большинство российских авторов [5[137], 7[138], 10[139], 16[140], 18[141]] считают, что инновации являются основой институционального развития, в то время как их иностранные коллеги рассматривают институциональное развитие как основу для инноваций (однако большинство исследователей сходятся во мнении о том, что существует тесная взаимосвязь между институциональным развитием и инновационной составляющей). Авторы [21[142]] в то же время уточняют, что целью развития новой экономики является переход к экономике знаний и изучения личности, следовательно, в основе инноваций в рамках институциональной модели должно быть применение знаний, возникающих в результате сложного сочетания научных технологических и управленческих навыков в контексте социального спроса и индивидуального творчества. Данную точку зрения разделяют Draskovic, M., Milica, D., Mladen, I.,& Chigisheva, O. [25[143]], D. Acemoglu [28[144]], North D.C. [29[145]], которые сходятся во мнении о том, что существует прямая корреляции между институциональным развитием страны и ее экономическим развитием, которое в свою очередь напрямую связано с уровнем знаний. Авторы утверждают, что необходимой предпосылкой для формирования основы для дальнейшего моделирования институционального поведения экономических агентов является постоянная взаимосвязь различных сфер – институциональной, экономической, социальной, когнитивной и т.д., базой для которой выступают развитие, основанное на знаниях, и инвестиции в знания.
Согласно Seputiene [26[146]] стимулирование инвестиций и инноваций в институциональной среде происходит за счет четкой определенности каждого института и его роли в модели, что позволяет уменьшить неопределенность, снизить макроэкономическую волатильность, стимулировать специализацию и снизить операционные издержки. Аналогичного мнения придерживаются Jütting J. [22[147]], Forss K. [23[148]] и Rodrick D., Subramanian A., Trebbi F. [27[149]] – они отмечают, что институты посредством прямого и косвенного воздействия могут привести к увеличению инвестиций, лучшему управлению этническим разнообразием и конфликтам, совершенствованию политики и увеличению социального капитала общества. В целом, авторы склонны оценивать влияние институтов на доходы (а, соответственно, и уровень жизни общества в рамках ИМ) как положительное и значительное. В общем, институциональное развитие рассматривается как процесс изменений, которые повышают способность социальной системы достигать своих целей и задач. Однако, для целей поддержания эффективности функционирования институциональной модели необходимо учитывать и факторы, которые могут привести к потере качества работы институтов, в частности [24[150]]: неспособность контролировать институциональные изменения, соперничество между институтами и агентами, слишком быстрый процесс модификации институтов и/или внедрения новых институтов, экономическая политика, ухудшающая качество институциональной системы из-за мотивов поведения экономического агента. Понимание потенциальных сложностей в рамках модели может способствовать их предупреждению и повышению общей эффективности институциональной модели.
7) Возможность применения институциональной модели регионального развития к приграничным территориям Согласно Смирновой А.П. [[151]] организации экономической сферы имеют двойственную институциональную природу. Это связано с тем, что, с одной стороны, они вынуждены подчиняться внешним условиям, т.к. являются объектом воздействия окружающей среды, с другой стороны, такие организации в процессе своей деятельности влияют на внешнюю среду, изменяя ее за счет образования новых форм и правил. Иными словами, институциональная структура муниципального образования формируется под воздействием ряда факторов, из которых одним из ключевых является пространственный, определяющий условия хозяйствования и возможности взаимодействия с соседними субъектами, уровень развития которых будет оказывать прямое непосредственное влияние на состояние экономики и, соответственно, уровня жизни рассматриваемой территории. В связи с этим, фактор приграничности становится не только потенциальным фактором развития, но (в большой степени) уникальной особенностью муниципального образования, игнорирование которой может привести к разработке неэффективной модели развития. Важность учета фактора приграничности при построении институциональной модели развития территории связана с рядом причин: 1) учет уровня развития соседней территории (в данном случае зарубежной) и происходящих на такой территории процессов позволяют принимать во внимание и внедрять в российскую практику новые международные институциональные форматы [[152]]; 2) трансграничное сотрудничество способствует развитию местных институциональных структур, т.к. предлагает новые рынки сбыта и варианты сотрудничества в различных отраслях (обмен интеллектуальными ресурсами, научными разработками, природными ресурсами и др.); 3) сотрудничество подразумевает образование новых институциональных структур, в частности, - формирование институтов, регулирующих международные экономические связи, а также международных институтов. Иными словами, приграничный потенциал территории при грамотном подходе является основой становления и поиска новых форм организации социальной и хозяйственной жизни территории, что может стимулировать развитие человеческого капитала [[153]] и, соответственно, выступить главным драйвером всестороннего развития как региона в целом, так и входящих в его состав муниципальных образований в частности.
8) Цель/ожидаемые результаты применения/разработки институциональной модели применительно к приграничным территориям (к преимуществам институциональной модели можно отнести…, т.о. ее разработка/внедрение позволит повысить социально-экономическую эффективность развития приграничных территорий за счет…)
О целесообразности выбора институциональной модели развития для приграничных территорий свидетельствуют следующие факторы:
1) соответствие модели интересам страны на национальном уровне; 2) возможность построения эффективного взаимодействия участников модели с учетом соблюдения интересов всех институциональных единиц и имеющихся ресурсов; 3) способствование развитию конкуренции как отдельных институтов, так и субъекта в целом. Уровень конкурентоспособности в данном случае выступает индикатором эффективности институциональных условий; 4) универсальность модели. Институциональная модель может включать в себя отдельные элементы, присущие другим моделям развития, в частности: - модель устойчивого развития (может быть выстроена на развитии институциональной среды); - модель роста (определение «полюсов роста» может основываться на сформированных институциональных структурах; - дивергентная модель (институциональная модель может базироваться на использовании уникальных условий, присущих территории – в данном случае, приграничного фактора). Таким образом, институциональная модель будет способствовать росту социально-экономической эффективности развития приграничных территорий за счет собственной универсальности, учета интересов всех участников модели в зависимости от имеющихся ресурсов, развития конкуренции и принятия во внимание трансграничного влияния. Целью внедрения такой модели станет преодоление депрессивного состояния российских приграничных территорий и выход на динамичный уровень социально-экономического развития при соблюдении требований национальной безопасности.
2.2 [Институциональная] модель динамичного развития приграничных территорий 2.3 Методика оценки эффективности [результативности, устойчивости, динамичности, …] [институциональной] модели динамичного [пространственного] развития приграничных территорий
Актуальность Необходимость оценки эффективности деятельности муниципальных образований определяется рядом факторов: во-первых, при качественном подборе показателей производимая оценка эффективности позволяет своевременно выявлять положительные и отрицательные тенденции развития территорий[154], что в свою очередь способствует выработке управленческих решений более релевантных текущему положению дел в муниципалитете. Иностранные исследователи отмечают, что регулярная оценка деятельности муниципалитета оказывает прямое воздействие на улучшение качества жизни населения территории. Это связано с тем, что системы измерения эффективности позволяют оперативно собирать, анализировать и предоставлять информацию заинтересованным должностным лицам системы управления с целью достижения более быстрого соглашения по приоритетам развития[155], а также дают возможность предоставлять доступную для понимания и своевременную информацию населению муниципального образования для оценки результатов работы системы управления и достижения приоритетов развития. Результатом взаимодействия между властными структурами муниципального образования и населением должно стать совершенствование планируемых и уже реализуемых программ и планов развития территории, конечной целью которых является повышение качества жизни. Во-вторых, система оценки обеспечивает подотчетность как внутреннюю (т.е. между участниками управленческого звена разных уровней – муниципалитет, субъект, страна), так и внешнюю (между системой управления и населением). В-третьих, немаловажным фактором необходимости оценки эффективности становится возможность соотношения распределения ресурсов с конкретными измеримыми результатами, отражающими определенные приоритеты развития муниципального образования. Для приграничного муниципалитета актуальность оценки эффективности деятельности в том числе связана с возможностью оценить уровень использования уникальных особенностей конкретной территории, в данном случае – приграничного потенциала, а также его влияние на уровень социально-экономического развития.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.017 с.) |