Выбор показателей оценки эффективности для предложенной модели – интегрированный показатель, количественная оценка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор показателей оценки эффективности для предложенной модели – интегрированный показатель, количественная оценка



Прежде чем оценивать использование приграничного потенциала территории необходимо разработать методику оценки эффективности ее социально-экономического развития. Необходимость разделения данных направлений оценивания связана с рядом причин: во-первых, уровень СЭР возможно оценить количественно, в то время как ввиду отсутствия необходимых статистических данных для использования приграничного потенциала будет применяться качественная оценка; во-вторых, разделение данных показателей обеспечит возможность оценки корреляции между уровнем развития территории и использованием ее приграничного потенциала, что в свою очередь окажет влияние на разработку рекомендаций для повышения эффективности институциональной модели динамичного развития.

Петрова Е.М.[165] выделяет 3 основных подхода к выбору и расчету индикаторов социально-экономического развития муниципального образования:

1) стратегический подход – выбор индикаторов коррелирует со стратегическими целями (соответственно, показатели индивидуальны для конкретной территории в зависимости от принятых стратегических целей на муниципальном уровне и подлежат корректировке со временем при изменении целей на различных уровнях);

2) управленческий подход – построение системы показателей для оценки деятельности органов власти и принимаемых управленческих решений (перечень показателей оценивания, соответственно, вытекает из нормативно-правовой документации, посвященной данному вопросу, что подробно было рассмотрено выше);

3) сравнительный подход – формирование системы показателей для сопоставления уровня развития приграничных территорий с целью выработки мероприятий для достижения динамичного развития территории.

Для целей нашего исследования наиболее целесообразным представляется взять за основу третий подход (сравнительный). Это связано с тем, что в рамках стратегического подхода могут игнорироваться ключевые особенности территории (в частности, приграничный потенциал), а возможность оценки перечня закрепленных на законодательном уровне индикаторов деятельности органов власти ограничивается доступными статистическими данными. В свою очередь, сравнительная оценка дает возможность проанализировать территории, находящиеся в сходных условиях функционирования[166], которые могут учитывать естественные условия (в т.ч. пространственный фактор), ключевые особенности потенциала развития (минерально-сырьевая база, климат, национальность населения и др.). Для целей нашего исследования «объединяющим» фактором является приграничное положение муниципалитетов.

Анализ методик оценки эффективности показал, что наиболее распространенным является использование интегральных показателей. В частности, Смицких К.В. и Смирнова И.Г.[167] делят индикаторы на несколько категорий, для каждой из которых рассчитывается интегральный показатель с учетом весовых коэффициентов, на основании которых в дальнейшем рассчитывается комплексный интегральный показатель (также с учетом «веса» каждого индикатора). Кураченко Е.В.[168] также предлагает использовать интегральный показатель уровня социально-экономического развития, однако вместо весов применяет среднюю арифметическую. На основании полученных интегральных показателей производится ранжирование муниципальных образований по уровню развития для оценки результативности их функционирования и выявления тенденций развития. Схожую методику использует Старикова К.С.[169], однако к особенности ее методики можно отнести предварительный расчет усредненных за несколько лет показателей, т.е. при определении комплексного интегрального показателя индикаторы учитываются в динамике. Гуменюк Л.Г.[170] в основу расчета комплексного интегрального показателя закладывает расчет средней геометрической трех показателей для его стандартизации от «0» до «1» (метод синтетической балльной оценки).

Помимо интегрального показателя могут использоваться методы кластерного анализа[171] (деление районов, обладающих значительными различиями, на группы по ряду индикаторов), а среди зарубежных авторов[172],[173] наибольшей популярностью пользуется система сбалансированных показателей. В частности, основанная на данном методе модель оценки применяется Европейским фондом управления качеством (EFQM). Она предполагает оценку эффективности по комплексу параметров: лидерство, политика и стратегии, люди, партнерство и ресурсы, результаты и др. Основной принцип применения данного инструмента оценивания основан на взаимосвязи рассматриваемых показателей между собой и с учетом ожиданий и влияния заинтересованных сторон (населения, организаций, институтов и т.д.).

В рамках нашего исследования для оценки эффективности развития приграничных муниципальных образований предлагается использовать интегральный показатель, т.к. он является наиболее универсальным и позволяет унифицировать индикаторы, характеризующие различные сферы. На основании анализа литературы, посвященной выбору показателей оценки уровня развития территории[174],[175],[176],[177],[178],[179],[180],[181],[182], [183],[184],[185],[186],[187] (включая нормативно-правовую базу), составляющей разработанной институциональной модели и данных, предлагаемых официальной статистикой, нами были выбраны индикаторы, являющиеся основой для расчета комплексного интегрального показателя и определения уровня развития муниципального образования в рамках институциональной модели динамичного развития:

1 Социальное развитие и уровень жизни:

- численность населения;

- общий коэффициент естественного прироста (убыли);

- среднемесячная заработная плата работников организаций;

- численность безработных граждан;

- наличие автотранспортных средств на 1 000 чел. населения;

- общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя;

- численность врачей на 10 000 чел. населения;

- численность педагогических работников на 10 000 чел. населения;

2 Экономическое развитие и инфраструктура

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг;

- протяженность автомобильных дорог;

- удельный вес прибыльных (убыточных) организаций в общем числе организаций.

3 Экологическое развитие (развитие в рамках экологической сферы):

- текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды, включая оплату услуг природоохранного назначения;

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ.

4 Финансовое развитие:

- доходы местного бюджета;

- расходы местного бюджета.

Статические показатели

Для приграничного муниципального образования по каждому из предложенных показателей предлагается рассчитать индекс уровня развития (Iрi - индекс развития i-го муниципалитета) по следующей формуле:

Iрi = Pi/Pjmax

где Pi – показатель i-го муниципалитета за год;

Pjmax – показатель j-го муниципалитета (максимальное значение среди всех оцениваемых муниципальных образований) за год.

Динамические показатели

Для приграничного муниципального образования по каждому из предложенных показателей предлагается рассчитать индекс динамики развития (Iрi  - индекс развития i-го муниципалитета) по следующей формуле:

Iрi  = ТПi/ТПjmax

где ТПi – темп прироста показателя i-го муниципалитета за период;

ТПjmax – темп прироста показателя j-го муниципалитета (максимальное значение среди всех оцениваемых муниципальных образований) за период.

Среди предложенных показателей есть индикатор, который недопустимо оценивать по предложенной формуле в связи с тем, что территории стремятся к его снижению (это уровень выброса в атмосферу загрязняющих веществ). Соответственно, для такого индикатора будет использоваться формула:

Iрi  = 1 - ТПi/ТПjmax

За основу расчета взята оценка показателей с учетом темпов прироста за временной отрезок (3, 5, 10 и более лет в зависимости от целей исследования), что вызвано необходимостью учета показателей в динамике (т.к. речь идет о динамичном развитии приграничных территорий).

Для общей оценки эффективности необходимо рассчитать интегрированный показатель (I) по методу средней арифметической:

I = ΣIрn/n,

где ΣIрn – сумма индексов развития среди n-показателей;

n – количество применяемых показателей.

Значения рассчитанного интегрированного показателя по каждой приграничной территории (по аналогии с индексами развития) будут варьироваться от -1 до 1. Возможность получения отрицательного значения связана с тем, что на практике значение показателя базисного периода может превышать значение в отчетном периоде. На основании значения интегрированного показателя приграничные территории по уровню развития предлагается разделить на следующие категории:

«А» - I>0,5 – развивающиеся территории – более близкие по своему значению к эталонному (максимальному) показателю, лидеры по уровню развития среди рассматриваемых муниципальных образований.

«В» - 0<I<=0,5 – рецессивные территории – муниципалитеты, характеризующиеся медленным, незначительным ростом индикаторов развития за период.

«C» - I<=0 – депрессивные территории – наиболее «проблемные» районы, отличающиеся отрицательной динамикой развития.

Данную типологию также планируется дополнить оценкой использования приграничного потенциала, что позволит выработать рекомендации, более подходящие каждой группе приграничных территорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.012 с.)