Социальные и гносеологические причины развития микросоциологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные и гносеологические причины развития микросоциологии



Микросоциологическая теория, или микросоциология, – специфически американское социологическое направление. «Small group research» является одной из наиболее популярных и развитых областей исследования в современной американской эмпирической социологии. Эмпирическое изучение малых групп в США началось в конце 20 –начале 30-х годов и получило, большое развитие в годы второй мировой войны и особенна, после нее.

Превращение малой социальной группы в один из основных объектов исследования, на наш взгляд, было вызвано рядом; гносеологических и социальных причин. Гносеологически оно» было обусловлено, во-первых, психологизацией современной буржуазной социологии, т. е. превращением ее из науки об общих и специфических законах развития общества в науку о поведении людей, входящих в небольшие социальные группы; во-вторых, неопозитивистской концепцией методологии науки, в частности ее принципом верификации, т. е. требованиями непосредственно-чувственной эмпирической проверки истинности теории. К этому следует добавить, что небольшая группа людей, наблюдаемая в естественных или лабораторных условиях, оказалась очень удобным объектом для подтверждения различных гипотез буржуазных социологов о человеческом поведении.

Развитие и становление эмпирической социологии в США было связано и с их общим социально-экономическим положением. Экономический кризис в стране в 30-х годах сочетался социальным кризисом: резким обострением классовых противоречий, усилением борьбы рабочих и фермеров против капиталистов. За шесть лет, с 1934 по 1939 г., забастовками было охвачено более 7 млн. человек. Во многих городах страны состоялись массовые демонстрации безработных, резко усилился расистский террор, особенно в южных штатах.

«Новый курс» президента Рузвельта должен был способствовать выходу страны из экономического и социального кризиса. Перед общественной наукой стояла задача создания новых теорий, перед социальной практикой – задача выработки новых методов социального управления. Американское общество ощущало «сильный голод по лучшей социальной практике» и «готово было схватиться за любые новые идеи и технику социального управления».

К этому времени относится возникновение в США различных доктрин социальной практики: теорий «научного управления», «прогрессивного воспитания», «групповой динамики», «групповой терапии», «социометрии» и др. Все они в той или иной мере были посвящены конкретным социальным группам и должны были способствовать решению таких актуальных социальных проблем, как борьба с разложением американской семьи, юношеской преступностью и психическими заболеваниями, ликвидация конфликтов между «трудом и управлением», между неграми и белыми и т. д. В период второй мировой войны по заказам военных ведомств, монополий, правительства проводились эмпирические исследования малых групп по вопросам «социальной стратификации», «человеческих отношений» в промышленности, морального духа в армии, действенности пропаганды, межрасовых и межнациональных конфликтов, положения семьи, воспитания детей и т. д.

В настоящее время буржуазная социологическая литература насчитывает тысячи книг и статей, в которых рассматриваются или затрагиваются проблемы социального взаимодействия в малых группах. Если на рубеже XIX – XX вв., по данным Ф. Стродтбека и А. Хэе, за год в среднем опубликовывалось по одной научной работе, имеющей отношение к малым группам, то в начале 50-х годов число публикаций увеличилось до нескольких в неделю.

В 50 – 60-е годы наблюдалось дальнейшее увеличение исследований малых групп. В предисловии ко второму изданию - сборника статей «Групповая динамика» его составители Д. Картрайт и А. Зандер писали: «За время, прошедшее после опубликования первого издания, исследование групп продолжалось ускоренными темпами. Хотя точного подсчета не производилось, можно с уверенностью сказать, что с 1953 г. выполнено больше эмпирических исследований, чем за все предшествующие годы». По данным одного из американских журналов с 1967 по 1972 г. было выполнено около 3400 исследований, т. е. примерно по 570 в год. Недаром один из американских авторов писал: «Спросите сегодня у социального ученого, каковы его научные интересы, и чаще всего вы получите ответ: „Я интересуюсь малыми группами"».

Малая группа стала одним из основных объектов исследования новой научной дисциплины – социальной психологии, объединившей интересы социологов и психологов: «Психологи, которые обычно довольствовались описанием реакции субъекта на цветовую гамму или реакции крысы на лабиринт, теперь изучают влияние групповых норм на индивидуальное мнение... Социологи, которые могли когда-то изучать целые общества или институты, теперь регистрируют поведение малых групп в лаборатории, либо в „поле"». Результаты исследований малых групп, проведенных в научных лабораториях, дополнялись прикладными исследованиями в армии, больницах, промышленных предприятиях, жилых кварталах и правительственных учреждениях.

Быстрое развитие этой области общественного знания привело к необходимости подготовки соответствующих кадров. Первый семинар по малым группам для студентов был проведен Р. Бейлсом в Гарвардском университете в 1946 г., а в середине 50-х годов в американских университетах на отделениях социологии и психологии уже читалось 45 специальных курсов, полностью посвященных малым группам, и дополнительно 200 курсов, имевших отношение к тем или иным проблемам группового поведения. По замечанию А. Эйстера, «всоциологии анализ малых групп... достиг статуса „специальности"» и широко поддерживается как научными, так и официальными учреждениями США.

'J Американский социолог Т. М. Миллз отмечает четыре момента, способствующих широкому изучению малых социальных групп. Во-первых, исследовать групповые процессы заставляет прагматический интерес, поскольку решения, принимаемые в малых группах, воздействуют на образ жизни многих социальных общностей. Так, кучка лидеров в правительстве может принудить целую нацию к определенному курсу действий, решения отдельных семей о рождении ребенка приводят к серьезным демографическим последствиям. Группы являются не только источниками уважения, любви и безопасности, но и причиной напряжений, конфликтов и фрустрации, поэтому знание процессов групповой динамики должно помочь человеку в его повседневной жизни. Во-вторых, с точки зрения социально-психологической малые группы представляют собой поле проявления различных социально-психологических законов, управляющих поведением индивидов в групповых ситуациях. Научные эксперименты должны выявить общие законы, знание которых поможет индивиду справляться с насущными проблемами социальной реальности. В-третьих, научное исследование малых групп способствует разработке эмпирически обоснованных теорий. В-четвертых, малые группы рассматриваются как особый вид социальных систем, которые представляют собой не просто социальные микросистемы, а микрокосмы больших обществ, в которых в миниатюре представлены многие социальные явления – разделение труда, управление, идеология, религиозные и этические традиции и т. д. Теоретические модели, построенные и проверенные на малых группах, могут быть применены к большим обществам, которые менее доступны непосредственному исследованию.

В течение полувековой истории исследований малых групп сложились различные направления микросоциологии, которые хотя и имеют общую методологическую основу, представленную философией неопозитивизма и прагматизма, непосредственно связанного с утилитаризмом, тем не менее различаются относительно самостоятельными теоретическими концепциями. Главными из них являются социометрическое направление, идущее от психиатрии, теория «групповой динамики», представляющая собой социально-психологическое исследование малых групп, и бихевиористское направление, сложившееся в рамках социологии. Рассмотрим их подробно, акцентируя свой анализ на следующих моментах: происхождение направления, его главные представители, суть теоретико-методологической концепции (основные идеи, понятия, гипотезы, законы), ее предметное «поле» и объяснительные возможности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.005 с.)