Демократия как форма политической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократия как форма политической



Организации общества.

     Демократия – это одна из форм общественно-политического устройства общества, форма правления и в то же время совокупность социальных прав и политических свобод граждан, обеспечивающих им возможность активно участвовать в осуществлении функций государственного властвования непосредственно или через посредство образованных ими политических, профессиональных, производственных и иных общественных организаций.

   Демократия как форма политического устройства общества возникает и развивается, как показывает историческая практика, в тесном переплетении с государством. Первые ее формы стали проявляться в обществе, возникшем в результате разложения первобытнообщинного, родового и племенного самоуправления. Демократическую форму отличает от других форм государственного устройства то, что она официально (в законах, декларациях и т.д.) признает власть большинства, равенство граждан и т.д.

   В этом смысле для общества, ориентирующегося на демократическую организацию жизни во всех сферах государственной и общественной жизни, характерно проявление таких основных норм и принципов, как: существование законодательства, включая Основной Закон (Конституцию), в которой гарантировались бы основные права и свободы граждан и народов; разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную; наличие политического механизма, обеспечивающего свободное волеизъявление каждому члену общества избирать и быть избранным в различные по уровню органы правления; прямое и тайное голосование; законодательно гарантированный политический режим (парламент, местные органы власти, на основе прямых и тайных выборов; плюрализм политических позиций в организации управления обществом, а также по другим проблемам, достигаемым путем диалога; признание народа источником власти и т.д.

    Названные и ряд других принципов демократии представляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества. Демократические принципы – это составляющие демократии как общечеловеческие ценности. Разумеется, конкретное их применение означает применение к конкретному обществу, к конкретным людям.

    В данном аспекте в ряде европейских стран (Швеция, Франция, Австрия, Испания, Германия и др.) сформировалась относительно развитая демократическая система, базирующаяся в целом на демократических принципах, содержащихся в ряде общепринятых международных правовых актах, например, таких, как: «Всеобщая декларация прав человека» (принятая 10 декабря 1948 года), «Африканская хартия прав человека и народов» (1981г.), «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (Хельсинки, 1975г.), «Парижская хартия для Новой Европы»(1990г.) и др., гарантирующие политические и иные свободы граждан.

   Что же касается Российской Федерации, то следует отметить, что современный демократический процесс в стране идет медленно, сложно, противоречиво. Тем не менее, он целенаправленно вбирает в себя все новые и новые компоненты подлинного народовластия. Гарантией его необратимости являются последовательные шаги по созданию гражданского общества и правового государства.

    По вопросу о демократии как одной из форм общественно-политического устройства общества нет единого мнения, с точки зрения тех критериев, которые ее составляют. Например, часть западноевропейских политологов вопрос о демократичности того или иного государства рассматривает через призму теории разделения власти Монтескье. Функционирование взаимосвязанных между собой и одновременно противопоставляемых друг другу законодательной, исполнительной и судебной властей оценивается как главный показатель демократии. К этому следует дополнить требование многопартийности, которая считается основой плюрализма.

   Наиболее полно и четко концепция демократического обустройства общественно-политической жизни общества была сформулирована французским политологом М.Дюверже, подчеркивавшим, что демократическим является режим лишь тогда, когда он отвечает требованиям плюрализма, основанного на свободных выборах, разделения власти и парламентского контроля над исполнительной властью.

   Угрозу развала демократии как одной из форм политической жизни общества, перерождение ее в анархическую или авторитарную, что вполне реально в определенных условиях, возможно, предотвратить только при условии определенного правового порядка. Как всякая форма правления, демократия должна включать в себя определенные элементы «авторитарности», в смысле внешнего принуждения. Ибо демократия – это, прежде всего, жесткий порядок.

   Следует подчеркнуть, что демократия, являясь определенным типом власти, противостоит различным режимам личной власти. В то же время, в условиях демократии все или большинство властвуют над каждым, или меньшинством. Иначе, как и любая другая власть, демократия таит в себе определенную опасность для отдельной личности, подчиняя ее воле большинства «воле народа». В таком случае воля одного (меньшинства) может подавляться большинством. Такая власть при определенной ситуации может перерасти в тоталитарную, абсолютную власть большинства. В этом плане провозглашение демократических принципов на словах и авторитарность на деле, разговоры о демократических институтах и реальное ограничение демократии, отчуждение человека от собственности и управление государственными и общественными делами явились порождением сложившейся в нашем обществе так называемой командно-административной системы.

    Развитие в нашей стране политической системы и механизма государственной власти на протяжении десятилетий явилось попыткой реализовать общетеоретические принципы демократии, выдвинутые основоположниками марксизма, сводящиеся, в конечном счете, к выводу о том, что народ, взявший всю полноту власти в свои руки, становится одновременно субъектом и объектом управления в обществе.

   Участие всего народа в управлении государственными и общественными делами как бы доводит до предела демократию, как форму государственного самоуправления, превращает процесс управления в последующем в общественное самоуправление. Однако те формы и институты, через которые народ оказался вовлеченным в процесс управления, привели не к отмиранию государства, а наоборот, к его бесконечному усилению и отчуждению от него народа.

Непосредственная и

Представительная демократия

   Составной частью анализируемой проблемы является вопрос о различных формах демократии. В этом плане исторически сложились и функционируют две формы демократии: непосредственная и представительная.

   Непосредственная демократия – это такая форма организации общественной жизни и управления ею, при которой народ или его представители непосредственно участвуют в осуществлении государственно-властных функций. Например, в принятии важнейших государственных решений через референдум, плебисцит, выборы и т.д. Другими, не менее важными, сторонами проявления непосредственной демократии являются: право каждого члена общества на свободу мысли, выражения своего мнения и убеждения, участвовать в обсуждении тех или иных проектов законов, правовых актов и т.д.1 Таким образом, единая воля народа, как полагал Ж.Ж.Руссо, здесь полностью совпадает с волей государства.

    Непосредственная демократия – исторически первая форма демократии в Европе и России. Таковыми, как было сказано выше, были Афинская демократия и народное самоуправление (вече) в древнем Новгороде.

    Положительной стороной непосредственной демократии является то, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества в управлении своей общественной жизнью; исключает, или, по крайней мере, сводит к минимуму отчуждение народа от институтов власти; укрепляет легитимность власти (ее правомерность); наконец, преграждает путь к бюрократизации управления.

   Исторический опыт человечества показывает, однако, что прямое участие в решении вопросов общественной жизни возможно даже при современных средствах коммуникации лишь в пределах небольших территориальных или производственных общностей. Поэтому и в западном обществе и в нашей стране в рамках местного самоуправления и возможна всеобщая и непосредственная вовлеченность граждан в обсуждение, принятие и реализацию решений. Формы такой вовлеченности разнообразны: референдумы, оперативные опросы общественного мнения, общественные слушания, образование постоянно действующих общественных комитетов, различных комиссий и т.д.

    Наряду с этим есть и недостатки непосредственной демократии: это ее невысокая эффективность и недостаточная компетентность принимаемых ею решений, что связано с отсутствием у масс достаточных знаний о предмете политических решений, неизбежностью продолжительных дискуссий при коллективном обсуждении проектов решений, а также снижением персональной ответственности за последствия всенародно принятых решений.

    Во втором случае, когда речь идет о представительной демократии, следует иметь ввиду, что хотя демократия – правление народа, но это вовсе не означает, что в современном обществе возможно непосредственное участие каждого члена общества в принятии всех политических и социальных решений, что властно-политические должности могут замещаться всеми в порядке очередности, как думали социалисты-утописты. Непосредственная демократия распространяется на весьма ограниченный круг решений, принимаемых путем прямого участия всех или большинства.

    Потребовалось пройти длительный исторический путь развития, чтобы человечество осознало необходимость представительных учреждений как демократических институтов. Открытие принципа представительства было важным шагом в направлении прогресса политического руководства и его организации. Сущность открытия состояла в том, что стало возможным выразить волю многих людей в одной воле представительного учреждения или одного лица.

    Принцип «представительства» означает, что интересы и воля народа данного сообщества отражаются представительными политическими институтами. Народом делегируется его власть представителям, выдвинутым путем выборов, под собственную ответственность этими представителями формулируется и осуществляется.

   Представительная форма осуществления политической власти и правления имеет свои преимущества перед непосредственной демократией. Она сужает возможность установления тоталитаризма как диктатуры большинства, обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно осуществляющих власть и управление, является системообразующим звеном в политической организации общества.

    Представительная форма демократии является в наше время доминирующей формой. Представительство, полномочия, образование промежуточных властных структур, конституционность, политические партии, выборы – таковы элементы современной представительной демократии. Они наиболее полно воплощены в парламентаризме как ее разновидности.

   Представительной демократии свойственны и недостатки. Представительное правительство предполагает значительную долю вероятности искажения интересов и воли народа соответствующими институтами; она ограничивает рамки участия для большинства населения в принятии политических решений; создает условия для узурпации власти бюрократией и др. Самое существенное – это то, что система представительства позволяет проявлять большинству граждан политическую активность лишь один раз в несколько лет (во время выборов). Поэтому ее отвергали в свое время отдельные социалисты, а еще ранее - Ж.Ж.Руссо. Он не верил в возможности демократии в строгом значении данного термина, хотя и является автором идеи прямого народовластия.

Тем не менее, при всех недостатках представительная система является одним из основополагающих элементов демократии как народовластия, т.к. она составляет способ осуществления волеизъявления и властвования народа.

   Механизмом реализации представительной демократии являются выборы, а точнее, выборная система. Сегодня практически нет государства, в котором правящие круги не использовали бы выборы, стремясь с их помощью утвердить свою легитимность.

  Однако далеко не все такие страны можно отнести к демократическим. Дело в том, что именно институт, предназначенный якобы для регистрации волеизъявления большинства, служит узаконению правления привилегированного меньшинства и часто игнорирует интересы наиболее нуждающихся.1

   Следует подчеркнуть, что сегодня в России демократические силы еще не стали определяющим фактором преобразований. Понятно, что без них, без их активности и поддержки демократические преобразования будут идти плохо. Кроме того, сегодня существует определенная тупиковость, своеобразная пауза в политическом развитии России, в демократизации общества. Одной из основных причин такого положения является отсутствие необходимой правовой базы для дальнейшего утверждения и развития демократии.

   Объективная историческая реальность ставит вопрос о необходимости переосмысления нового подхода к проблемам демократии, а именно – признания общечеловеческих ценностей и интересов, все более выступающих на первый план. В реальной жизни речь идет о расширении социальной базы демократии. Возрастает ее роль как основы обновления общества, вовлечения в этот процесс широких масс людей. В этом плане развитие нашего общества в последние годы свидетельствует о том, что демократия, хотя и не в такой степени и объеме, как хотелось бы всем нам, тем не менее, предрасположена к развитию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.014 с.)