Национальная политика Республики Дагестан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная политика Республики Дагестан



Дагестан - многонациональная республика. На ее территории живут представители более 100 наций и народностей, составляющих многонациональный дагестанский народ.

В такой республике очень важны отношения власти к проблемам социально - экономического и культурного развития всех народов. Эти отношения должны быть офор-млены, закреплены в четко выверенной, научно-обоснованной национальной политике. В современных условиях эта политика приобретает особую актуальность.

Следует подчеркнуть, что высшими органами государственной власти Республики Дагестан в 90-е годы прошлого столетия был принят ряд важнейших документов по этому вопросу, что является свидетельством пристального внимания Госсовета, Парламента и Правительства Республики к пробелам национальной политики и межнациональных отношений.

На основе тщательного учета интересов и запросов больших и малых народов Республики Дагестан, Верховный Совет Дагестана в 1993 году подготовил и принял «Комплексную программу решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан», которая содержит разнообразные практические задачи, определяет формы и методы их выполнения и контроля.

Комплексная программа учитывает сложившиеся реалии во взаимоотношениях как центральных российских властей и государственных органов Дагестана, так и во взаимоотношениях последних с народами республики, их политическими партиями, общественными движениями. Программа исходит из концептуальных принципов, которые соответствуют международному праву и специфике нашей республики. В ней ставится одна сквозная цель – согласовать национальные интересы народов Дагестана, найти оптимальные варианты их сочетания, создать условия, необходимые для демократического развития с тем, чтобы упредить возникновение новых конфликтов и погасить имеющиеся.

Программа охватывает самые различные сферы национальной жизни: государственно-правовые, экономические, экологические, кадровые, национальных культур, языков, средств массовой информации, книгоиздания, истории, этнографии, укрепления единства Дагестана и т.д.

Во главу угла Комплексной программы поставлен приоритет сохранения национального, гражданского мира, политической стабильности и государственного единства республики. Исторический опыт показывает, что первейшей задачей национальной политики выступает, как правило, отстаивание государственной целостности и безопасности страны, какие бы доводы ни возникали в пользу иных соображений. Этот приоритет заложен в основу Программы. Он исходит из принципа дальнейшего развития Дагестана в составе Российской Федерации. В основу этого важного документа положена идея сохранения существующей формы политического устройства Дагестана. Программа отстаивает принцип культурного плюрализма, культурного самоопределения народов Дагестана при сохранении унитарной формы их политического устройства. В современных условиях ставка на национально-культурную автономию стала определяющей во всех полиэтнических странах. В соответствии с этим каждому народу предоставляется свобода своего национально-культурного развития, самостоятельного решения всего, что связано с языком обучения, традициями, обрядами, обычаями.

В программе воздается должное разным общественным объединениям, равно как и политическим партиям. Соответственно, большие надежды возлагаются на постоянно действующий «круглый стол» Республики Дагестан, который должен стать механизмом, объединяющим различные политические интересы, центром притяжения всех сил, заинтересованных в национальном мире.

Вместе с тем, в документе заложена идея, возвышающая роль и значение закона в решении всех проблем национальных отношений в Дагестане. В частности, в нем отмечено, что любое ущемление граждан по национальному признаку нужно рассматривать как неприемлемое и противоречащее принципам государственности, всеобщей Декларации прав человека, как оскорбление национального достоинства и чести людей; действия же, направленные на разжигание национальной розни, должны пресекаться по всей строгости закона.

В подтверждение сказанного приведем ряд положений, зафиксированных в Комплексной программе решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан. Среди них: последовательно проводить в жизнь конституционные принципы равноправия всех наций и народностей, всех граждан, проживающих в республике, вне зависимости от национальности и вероисповедания; добиваться того, чтобы Закон стал регулятором общественных отношений; всесторонне и глубоко изучать проблемы, которые выдвигают национальные движения, политические партии, религиозные организации, подготовить практические предложения по реализации наиболее приемлемых из них; под постоянным контролем органов государственной власти держать проблемы малочисленных народов Дагестана и др.[42]

Как же реализовалась вышеназванная программа? Во-первых, прошедший с момента принятия этого документа период подтвердил верность выбранных в нем целей, приоритетов, концептуальных положений. Сведение разнообразных задач национального развития и взаимодействия дагестанских народов в единую Комплексную программу позволило продвинуть вопросы реализации как общедагестанских, так и конкретно-национальных интересов.

Одним из важнейших требований было обеспечение равного представительства всех народов республики в структурах государственной власти и управления. В этих целях в Дагестане был создан качественно новый политический орган - Государственный Совет. По Конституции РД Государственный Совет представляет собой коллективного президента, а его Председатель выступает главой дагестанского государства. Каждая из 14 национальностей Дагестана, имеющая статус «народа», представлена в нем одним лицом, независимо от её численности. Таким образом, уравниваются в правах все народы Дагестана. 

Такой же принцип представленности всех народов Дагестана в высших государственных органах был распространен и на формирование Народного Собрания РД.

Учет национальных и межнациональных интересов народов Дагестана находит отражение и в том, что высшие должностные лица (Председатель Госсовета, Председатель Народного Собрания, Председатель Правительства) являются представителями разных народов, и они все стремятся не допускать соперничества, разобщения ветвей власти.

Неотъемлемой частью национальной политики является кадровая политика. Она в условиях многонационального региона, каким является Дагестан, выступает не только могучим рычагом решения сложнейших вопросов социально-экономического и культурного развития, но и действенным средством обеспечения стабильности, укрепления единства, дружбы и сотрудничества дагестанских народов.

После принятия новой Конституции РД в республике были разработаны и приняты Концепция и Программа осуществления кадровой политики РД. Она предусматривает выявление, отбор и расстановку специалистов и руководящих работников республиканских органов государственного и хозяйственного управления на основе объективной оценки их общекультурных, профессиональных и личностных качеств. Другим важным шагом в этом плане стала подготовка реестра государственных должностей РД. Этот документ упорядочивает всю структуру государственных органов управления в республике начиная от Госсовета, Народного Собрания и Правительства Дагестана.

Каковы же принципы государственной кадровой политики? Это равное право граждан на занятие любой должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Приоритет профессионализма и высоких человеческих и нравственных качеств. Пропорциональное представительство всех народов Дагестана в органах государственной власти и управления. Вся государственная кадровая политика ориентирована на укрепление стабильности республики и сохранение межнационального мира.

Опыт Дагестана в национальной политике уникален уже тем, что в нем главенствующее значение отводится, во-первых, не одному какому-то исходному принципу, а совокупности общезначимых принципов, понятных гражданам республики и проверенных на их историческом опыте, - это толерантность, мир, лояльность, осознание принадлежности к общему дому- Дагестану.

Во-вторых, национальная политика Республики Дагестан в достаточной мере этнически индивидуализирована. За основу своей концепции она берет конкретный народ, его национальные запросы, заботы и интересы.

В-третьих, национальная политика, проводимая в республике, исходит из гармоничного соединения специфических интересов каждого отдельно взятого народа (национальной идеи) с общедагестанскими интересами (общедагестанской идеей). Национальная политика Дагестана направлена на удовлетворение общегосударственных, российско-федеративных интересов (государственная идея), равно как и интересов ближнего и дальнего зарубежья.

В-четвертых, национальная политика в нашей республике осуществляется всеми ветвями власти, используя различные методы и средства претворения ее в жизнь, они имеют одну и ту же общую цель. Между ними нет расхождений в ее историческом истолковании и путях ее реализации. Принцип конструктивного сотрудничества является гарантом национальной политики Республики Дагестан.

В-пятых, дагестанская национальная политика соединяет государственно-правовые нормы национальных отношений с традиционно-народными, общественными регуляторами. Совершенствуется механизм достижения межнационального согласия, отработанный народами Дагестана с давних времен.

Стратегия согласия, этика согласия встают из глубинных структур традиционного согласия дагестанцев. Все политические партии и национальные движения республики, за редким исключением, различаясь по многим позициям, едины в признании общедагестанской идеи.[43]

 

Литература

Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2001.Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1995.

Гасанов Н.Н., Зачесов К.Я., Казимов А.К. Межнациональное согласие в Дагестане: проблемы и перспективы. // Полис. - 1993. - №3.

Гасанов Н.Н., Зачесов К.Я., Казимов А.К. Национальный вопрос: иллюзии и поиск истины. //Социально-политический журнал. - 1993. - №3.

Гусейнов О.М. Межнациональные отношения: проблемы и перспективы. // Народы Дагестана. - 1999. - №2.

Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты к структуре современного российского общества. // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №1.

Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т.24.

Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №5.

Марченко И.И. Этнос как объект и субъект политики: социальные основы национальной политики. // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - 1997. - №5.

Иванов В.Н. Состояние межнациональных отношений в Российской Федерации. //Социально-политический журнал. - 1996. - №3.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем состоит основное содержание национальной политики?

2. Расшифруйте понятие «национальные отношения», назовите типы национальных отношений.

3. Назовите известные Вам социально-этнические общности, дайте их характеристику.

4. Каковы причины возникновения межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения?

5. Назовите основные принципы национальной политики, провозглашенные в «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»

6. Каковы основные проблемы и трудности практической реализации национальной политики Российской Федерации в современных условиях?

7. Назовите приоритеты современной национальной политики Республики Дагестан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.018 с.)