Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Политическая власть
Политическая власть является ключевым понятием политической науки. Причем её содержание входит в содержание ряда других политологических категорий. Наиболее важные из них раскрывают в определенной мере ту или иную сторону политической власти. Так, например, категория “политическая система” характеризует взаимоотношения различных институтов власти в процессе их функционирования, категория “политический процесс” отражает деятельность социальных субъектов, в результате которой формируется власть, категория “политический режим” показывает методы осуществления политический власти и т.д. Политическая власть является разновидностью властных отношений в обществе. И это естественно, ибо власть вообще, являясь одним из важнейших регуляторов общественной жизни, во многом определяет характер взаимоотношений между людьми в обществе. Прежде чем говорить о политической власти, необходимо иметь определенные представления о власти как таковой, причинах ее возникновения, этапах развития и т.д. Понятие и основные этапы Развития учения о власти Власть функционирует и присутствует во всяком человеческом обществе. Она необходима, прежде всего, для организации общественного производства, немыслимого без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и единства общества. Власть как таковая вытекает из объективной неоднородности положения людей в том или ином социуме (в семейно-родственных, социально-классовых, национально-этнических и др. общностях). В происхождении власти нельзя отрицать роль психологического фактора, суть которого в том, что человек в своем природном стремлении к самоутверждению имеет наклонность к доминированию над другим. Реализация этого качества рождает власть повсеместно в самых различных ситуациях и отношениях между людьми.[55] В самом общем смысле носителями власти могут выступать родители в семье, директора и президенты промышленных и иных предприятий, партийные лидеры, главы правительств, государств и т.д. Все они имеют большую или меньшую возможность на основании своего положения использовать власть, в связи с чем неизбежно возникает вопрос: “Что же такое власть?”. Многие философы, политики обращались к исследованию сущности и содержания власти. К примеру. Т. Гоббс в своей работе “Левиафан” определял власть как средство достичь блага в будущем и поэтому на первое место ставил общую наклонность человеческого рода как вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью.[56]
Власть есть, прежде всего, отношение между социальными субъектами, отношение как функциональная связь. Власть фактически вырастает именно из отношений. По сути, если нет отношений, то нет и власти. Важно с самого начала понять исходное положение, что власть есть отношение между субъектами, а не данное одному из них качество. Существует формулировка, которая выявляет сущностный признак любых властных отношений: политических, экономических, военных, семейных и т.д. Власть означает отношения зависимости между людьми. Отношения зависимости рождают отношения господства и подчинения, что предполагает понимание власти как преобладание одной из воль во взаимоотношениях между социальными субъектами.[57] В современной западной политической литературе отправным считается определение, данное М.Вебером, согласно которому в основе определения власти лежит признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другой. Согласно другой точке зрения, (Б.Рассел) власть определяется как способность менять отношения людей, добиваться цели и т.д.[58] В энциклопедическом словаре по политологии дается определение власти как “ особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого”. [59] Необходимо отметить, что содержание власти многогранно, оно не исчерпывается господством, принуждением, силой, насилием с чем обыкновенно власть ассоциируется. В основе властных отношений могут находиться традиции, закон, добровольное подчинение воле одного, религиозное — почитание кого-либо и т.д. В данном случае нужно помнить о неразрывности обеих сторон, рождающих власть, например, лидера и социальной группы.
Власть, следовательно, представляет собой субъектно-объектные отношения, выступает единством властвующего субъекта и подчиняющегося объекта, который остается социальным субъектом по своей природе. Как видим, понятие “власть” трактуется неоднозначно. Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результат, продукт определенного целенаправленного влияния на кого-либо и т.д. При этом необходимо учитывать ряд факторов взаимосвязанных с сущностью власти. По мнению российских политологов для полного, системного определения власти необходимо исходить из ряда факторов, в т.ч. классового конкретно-социологического подходов, учитывающих плюралистический характер власти в обществе; выяснения специфических особенностей отдельных ее видов: экономической, политической, государственной и т.д; учета различных особенностей власти в социально-политических структурах; выделение волевых и правовых начал, связанных между собой, но не всегда совпадающих друг с другом и т.д.[60] Следует обратить внимание на то, что различия в толковании понятия “власть” обусловлены разными подходами к этому многомерному явлению общественной жизни. Ясно и то, что содержание власти не может быть исчерпано определениями, какими бы авторитетными они ни были. Исходя из вышеобозначенных моментов, можно утверждать, что власть в общем смысле есть способность и возможность осуществлять волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия (экономического, политического, государственного, военного, семейного) и т.д. Одной из сущностных сторон власти является доминирование властной воли, а не просто влияния. При этом следует иметь в виду, что воля есть «способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления». Другая особенность власти состоит в том, что она выступает одной из форм социального регулирования, т.е. определенного, целенаправленного воздействия на людей в целях ориентации их деятельности в соответствующем направлении. В этом плане можно выделить два вида регуляции социальных процессов. Во-первых, социально-объективный, связанный с регулятивным воздействием со стороны ряда факторов, не зависящих от воли и сознания людей. Ими могут выступать рыночные отношения, социальный антагонизм в обществе и т.д. Во-вторых, социально-субъективный, т.е. сознательно осуществляемое регулирование социальных процессов. Оно может носить научно обоснованный или иррациональный (неразумный) характер. Примером научно не обоснованной регуляции могут быть субъективно-волевые методы руководства и т.д. В своем развитии власть прошла длительный исторический путь развития от первобытно-общинного строя и до наших дней. В первобытном, родовом обществе власть осуществлялась всеми членами рода (племени), которые избирали старейшину. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, вместо морального авторитета старейшины рода возник авторитет публичной власти, которая отделилась от общества и стала над ним.[61]
Политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим представлениям, согласно которым земные порядки составляют неразрывную связь общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение, т.е. на земле власть от Бога. Вместе с тем в древней мифологии различно рассматривается вопрос о способах и характере связи общественного начала с земными отношениями. Согласно древнекитайской версии, народ имеет отца, императора. Подчинение ему абсолютно, так как он Сын Неба. Вся власть сосредоточена в императоре. Все остальные чиновники являются только помощниками в осуществлении личной власти императора. В другом плане власть представлялась в Египте, Вавилоне, Индии. Там согласно мифам, боги, являясь источником власти, сами продолжают оставаться вершителями дел и людских судеб. Кроме того, у древних египтян и греков боги выступают также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в образованных ими государствах. По христианской версии “вся власть от Бога” и связь земной жизни с Богом — только через Иисуса Христа, сына Бога, ставшего Богом. Отход от мифологических воззрений в сторону рациональных начал связан с именами Заратустры (Персия), отождествляемого с борьбой добра против зла и бирманского принца Сиддхартха Гаутамну, прозванного Буддой (просветленным). Будда отвергает мысль о Боге как верховной личности и нравственном правителе, первоисточнике закона. Дела человеческие, считает Будда, зависят от собственных усилий самих людей. Теологическому брахманистскому (жреческому) толкованию дхармы (закона, обычая) буддизм противопоставляет рационалистический подход. В понимании буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Существенным вкладом в развитие учения о политике, власти и государстве явились работы Тита Лукреция Кара(99-55 гг. до н.э.), особенно его поэма “О природе вещей”, учение Цицерона о государстве и праве. Следуя традиции древнегреческой мысли, Цицерон, анализируя различные формы государственного устройства, выделяет три простые формы управления: царскую власть, аристократическую и народную власть (демократическую). Цицерон выступал за смешанную форму власти, считая ее вполне осуществимой. Он утверждал, что в управлении государством необходимо сочетание науки и искусства, требуются не только знания добродетели, но и умение практически их применять в интересах общего блага. Им был сформулирован и главный правовой принцип: “Под действие закона должны попадать все”.
Учение Цицерона оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Идеи о власти, государстве, праве своеобразно развивались в древней Руси. Следует подчеркнуть, что образование государства на Руси сопровождалось возникновением и развитием политико-правовой идеологии. Особенно сильный толчок этому процессу был дан с принятием в 988 г. христианства, санкционировавшего в своем роде развитие феодализма и способствовавшего усилению власти князя. До нас дошли различные источники, в которых раскрываются проблемы власти и властных отношений в древности. Среди них такие как “Слово о законе и благодати” Илариона, “Повесть временных лет”, “Новгородская летопись”, ”Слово о полку Игореве” и др. Практически во всех этих источниках общей является идея о единовластии князя. Характерной тенденцией средневековых учений о власти (крупнейшим представителем которых был Фома Аквинский), было стремление обосновать правомерность господства церковной власти, превращение ее догматов в политические аксиомы, приравнивание библейских текстов к законам и т. д. В эпоху Возрождения в Западной Европе большой вклад в развитие учения о власти внес Н.Макиавелли (1469-1527г.). Согласно его взглядам, государство означает политическое состояние общества; отношения властвующих и подвластных; наличие соответствующим образом организованной власти и т.д. Макиавелли резко критикует власть церкви, поглотившую светскую власть, но, тем не менее, способную объединить страну. Он проводит мысль о необходимости неограниченной власти для одного лица в целях “преобразования” развращенного государства и для объединения страны. Симпатии Макиавелли на стороне умеренной республики, сочетающей демократические, аристократические и монархические элементы власти, что делает ее более прочной по сравнению с “простыми формами”. Значительную роль в учении о власти сыграл французский просветитель Ш.Л.Монтескье, выдвинувший и четко сформулировавший идею о разделении власти, развитую впоследствии в теорию, которая обосновывала принципы законности, политическую свободу, необходимость придания праву роли истинного регулятора взаимоотношений между государством и гражданами. В разделении власти он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью. Монтескье верил в прогресс, который связывал с установлением политической свободы. «Политическая свобода, — писал он,— способствует развитию экономики, промышленности, торговли». Он обосновал идеи свободы слова, печати, свободы совести и т.д. Своеобразные подходы к проблемам власти, государства и права характерны для Т. Гоббса, Дж. Локка, Гегеля, а также ряда представителей русской политической мысли в лице А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.
Проблемы власти остаются объектом пристального внимания и современной западной политической мысли. Следует отметить, что существенный вклад в исследование и разработку концепций власти внесли М.Вебер, В.Парето, Г.Моска, Р. Михельс и другие представители политической науки. В дальнейшем развитии теории власти большую роль сыграли представители структурного функционализма. Видный представитель данного направления Т.Парсонс утверждал, что власть занимает в анализе политических систем такое же место, которое занимают деньги в экономических системах. Следует подчеркнуть, что для западной политической науки в целом характерно как бы своеобразное разделение труда в исследовании проблем власти. В частности, французская политическая наука в качестве ведущего направления отдает предпочтение изучению таких составных, как авторитет – власть - влияние; западногерманская — анализу власти как категории авторитета; англо-американская основное внимание уделяет категории социального контроля как идентичному понятию власти. Лишь с утверждением нового политического режима, демократического по своей сути, во всю полноту встала проблема развития теории власти в целом. Однако в настоящее время трудно назвать какие-либо четко выделившиеся направления теоретических изысканий в области теории власти. В тоже время, развитие современного общества диктует необходимость дальнейшего углубленного изучения данной проблемы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.016 с.) |