Род – это группа людей, объединенных кровнородственными связями, ведущих свое происхождение от материнской или отцовской линии, осознающих себя потомками общего предка, носящих общее родовое имя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Род – это группа людей, объединенных кровнородственными связями, ведущих свое происхождение от материнской или отцовской линии, осознающих себя потомками общего предка, носящих общее родовое имя.



Наука предполагает, что в родовом обществе производственные отношения людей характеризовались коллективным трудом и потреблением, общественной собственностью на средства производства, равноправием в общественных делах. Род является экономической и социальной ячейкой первобытного общества.

Племя- объединение нескольких родов. Первоначально племя состояло из двух родов, связанных брачными отношениями. Позднее стал развиваться процесс расширения, объединения. Одна из характерных черт племени – кровнородственная связь между соплеменниками, их определённая экономическая общность. Речь идёт о коллективной охоте, об обычаях взаимопомощи. Для племени было характерно наличие единого племенного языкового диалекта и самосознание. На развитом этапе у племени было самоуправление, состоящее из совета племени, военных и гражданских вождей. Племя обычно существует до перехода к классовому обществу. Но в пережиточных формах оно может сохраняться и в классовом обществе.

Более высокой общностью является народность. Она представляет собой исторически сложившуюся языковую, территориальную, экономическую и культурную общность людей. Начало формирования народности относится к периоду консолидации племенных союзов. Народности обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Язык более многочисленного и развитого племени превращается в общий язык народности. Хозяйственная, территориальная, культурная и языковая общность способствует формированию общего самосознания.

Нация – продукт капиталистического общества. Она складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания. Определяющую роль в становлении и развитии нации играют социально-экономические факторы. Выделенные признаки у нации развиты больше, чем у народности.

Как видим, нация и народность имеют одни и те же признаки. Чем же тогда они отличаются друг от друга?

В настоящее время, определяя нацию, часто делают упор не на этнические признаки, а на признаки этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К таким признакам относятся унификация языка, прежде всего в процессе распространения его литературной формы главным образом через систему образования, литературы и средств массовой информации, развитие профессиональной культуры и искусства, наличие рабочего класса и интеллигенции, определённую форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение и т.д.

Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое включает в себя сознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, определённые стереотипы отношения к нации, чувство национальной гордости.

В современных условиях распространены три основных подхода к пониманию нации – политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Биологический подход основан на признании кровной общности главной доминантой нации. Он характерен для таких стран как Япония и Германия. Согласно конституциям обоих государств, нацию составляют лишь те люди, в жилах которых течет, соответственно, японская или германская кровь. В силу этого подхода, ФРГ давала гражданство тем лицам, которые могли доказать германское происхождение своей крови.

Израильская нация также формируется по признаку крови. Другим обязательным её признаком является соответствующая вера (иудаизм).1

Следует признать, что биологический принцип крови, как вообще биологическое начало, «имеет место быть» в человеке. Этнос родителей накладывает отпечаток на внешний облик ребёнка, и даже на черты его характера. Это явственно проявляется в детях от межнациональных, особенно межрасовых, браков. И всё-таки национальность определяется не столько генами, т.е. биологическими факторами, сколько социальными особенностями культурной среды, системой воспитания и обучения ребёнка. Личностью не рождаются, личностью становятся. Это относится и к феномену национальности.

Проблемами этносов занимаются многие науки. Это – этнография (народоописание), этноантропология (описание индивидов отдельных рас и народностей), этносоциология, этнополитология и др. Этнополитология является достаточно развитой мировой наукой. Многие великие мыслители – Т.Гоббс, О.Бауэр, Р.Шпрингер, К.Каутский, М.Вебер, В.Ленин, Н.Бердяев, Л.Гумилев – внесли свой вклад в ее разработку. Каждый из них, по-своему трактуя отдельные аспекты национального развития и национальных отношений, выходил на констатацию колоссального значения национальных моментов в политическом процессе.

Целенаправленное внимание ученых уделено самому феномену нации: ее происхождению, сущности, эволюции в историческом пространстве. Различные научные подходы обусловили появление множества определений нации и бесконечные дискуссии по этому поводу. Отметим лишь наиболее типичные, раскрывающие суть данного явления.

Одно из первых фундаментальных определений нации дал английский экономист и социолог Дж.Милль. Анализируя причины формирования нации, ее принципиальные характеристики, он писал: «…входящие в нее люди объединены общими чувствами, каковых нет между ними и другими людьми… общность языка и общность религии могут значительно содействовать этому, так же, как и географические границы… Но наиболее важной причиной является общность политической судьбы, общая национальная история и основанная на этом общность воспоминания, общие гордость и унижение, радость и страдания, связанные с сообща пережитым в прошлом.[34] В рассуждениях Дж.Милля категория нации выводится как из социокультурных, так и из политических характеристик.

Австрийский марксист Отто Бауэр в большей степени опирался на культурно-психологические моменты.

Он считает, что «нация – это вся совокупность людей, связанных в общность характера на почве общности судьбы. На почве общности судьбы этот признак отличает национальную культурную общность от интернациональных общностей: профессии, класса, народа, составляющего государство – словом от всех таких общностей, которые покоятся на однородности, а не на общности судьбы… Национальный характер есть не что иное, как осадок истории данной нации».[35]

Бауэр считает: «что национально-охранительная политика консервативна, так как цель её – сохранить национальную самобытность, какова бы она ни была по существу. Она консервативна ещё в том смысле, что её почти всегда отстаивают господствующие и имущие классы, все те, кто заинтересован в сохранении существующего общественного порядка».[36]

Примерно так же мыслил Р.Шпрингер, считавший, что нация – это культурная общность, союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих людей. Подобные же взгляды на сущность нации высказывал и Н.Бердяев: бытие нации не определяется и тем более не исчерпывается ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя эти признаки существенны для национального бытия. Фундаментальным признаком наций является единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание. Н.А. Бердяев подчеркивал также стремления всякой нации к своей государственности, к созданию и укреплению своего национального государства.

Как и О.Бауор, он обращает внимание на биологическое в нации, отмечая, что раса есть фактор природно-биологический, зоологический, а не исторический.

Интересен подход русского философа Г.П.Федотова. «Нация, - пишет он, - разумеется, не расовая и даже не этнографическая категория. Это категория, прежде всего, культурная, а во вторую очередь, политическая. Мы можем определить ее как совпадение государства и культуры».[37]В определении нации до сих пор преобладает сталинская формулировка: «нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».[38]

Однако некоторые исследователи (Р.Г.Абдулатипов, А.Г.Агаев, Ю.В.Бромлей, Г.Т.Тавадов) признали, что подобное определение нации не соответствует тем новым данным о формировании и развитии нации, о соотношении их признаков, которые накоплены после выхода работы И.В.Сталина «Марксизм и национальный вопрос», т.е. после 1913года.

Профессор Р.Г. Абдулатипов считает, что определение нации должно быть свободно как от догматизма, так и от идеологических интерпретаций. С учетом реалий развития современного мира он даёт следующее определение нации. «Нация – это исторически формируемая социальная общность, которую отличает устойчивое самосознание своей этнической идентичности, основанное на общности исторической судьбы и экономических связей и территорий, взаимодействия с природой психологии и характера, соответствующим общим культурным и духовным ценностям, пользование единым в своих корнях языком, так же самобытной системой миропонимания, которая проявляется как внутри общества, так и во взаимодействии с другими народами и культурами. Нация – исторический способ человеческой солидарности».[39]

Заслуживает внимания и определение, данное профессором А.Г.Агаевым. Он утверждает, что язык, территория, хозяйственные связи и культура выступают не признаками нации, а лишь благоприятными условиями её формирования и развития. Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, психологическом самоопределении. Нация означает политически, государственно организованный народ – в этом её сущность.[40]

Таким образом, многочисленные определения понятия «нация», имеющиеся в нашей социально-политической литературе, свидетельствуют о разных подходах к этому сложному феномену сообщества людей разных национальностей. Причем, среди нациеобразующих признаков в качестве приоритетного в разные исторические эпохи на первый план выдвигается тот или иной признак.

Реалии начала ХХI века таковы, что в качестве приоритетных признаков отдельные авторы, как это видно из вышеизложенного, выдвигают социокультурные. Такой подход к определению нации отражает противоречивость процессов, протекающих в национальной жизни отдельных народов и стран.

Завершая изложение первого вопроса, следует остановиться на таких общностях, как национальная группа, этническая группа, этнографическая группа, национальное меньшинство, национальность.

Национальная группа – это небольшая часть (в редких случаях значительная по численности) какой-либо некоренной для данной страны или региона, определенного государства нации или народности. Социальные и этнические связи (последние выступают как основные) национальных групп со своими нациями или народностями крайне слабые, чаще всего они носят даже случайный характер.

Этнические группы – немногочисленные общности в несколько тысяч, иногда даже несколько сот человек, часто распыленных и поэтому слабо связанных между собой социальным единством.

Основой объединения таких групп являются почти исключительно этнические признаки: самосознание, язык, территория, расселение, осознание общности происхождения и единой истории, культуры, быта, традиций.

Этнографические группы – структурный элемент тех или иных наций, реже народностей. Их существование отражает собой главным образом незавершённость процессов национальной консолидации.

Этнографической группой может стать и народность, не родственная нации по происхождению и языку, но всё же близкая по материальной и духовной культуре, проживающая совместно с нею и постепенно ассимилируемая.

 

 

Национальные отношения

И национальная политика

В мире сегодня существует более 2000 национально-этнических общностей. Сам этот факт говорит о том, что между ними складываются определенные отношения, которые обозначают ученые как национальные (межнациональные) отношения.

Национальные отношения – сложная социально-политическая категория, одна из специфических форм социальных отношений. Они возникают между социально-этническими общностями, этническими группами и их национально-государственными образованиями в процессе их общения, взаимодействия, т.е. национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.

Эти отношения бывают трех типов: равноправные; отношения господства и подчинения; попытки уничтожения других субъектов.

В национальных отношениях отражается вся совокупность социальных отношений. Определяющее воздействие на них оказывают экономические и политические факторы. Последние являются ключевыми, решающими. Это обусловлено, прежде всего, значением государства как важнейшего фактора формирования и развития нации. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, подготовка и представительство национальных кадров в структуре власти…

Вместе с тем на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций, народностей. Однако при этом всегда следует иметь в виду, что национальные отношения – крепкий сплав национального и политического. Главные вопросы в национальных отношениях – это равноправие или подчинение, неравенство уровней экономического и культурного развития, национальные розни, распри, вражда и подозрения на национальной почве.

 Национальные отношения как подсистема многонационального общества относятся к числу трудноуправляемых объектов. Как правило, они требуют длительного, постоянного воздействия, а в результате управленческой деятельности бывают отдалёнными, желаемые преобразования происходят медленно. Более того, непродуманные, необоснованные решения способны нанести огромный ущерб отношениям между нациями, перечеркнуть то позитивное, что накапливалось годами и десятилетиями.

Так, незаконная депортация целых народов в 40-е годы прошлого века оставила глубокий след в сознании людей. Эхо этих событий до сих пор отзывается на межнациональных отношениях.

В апреле 1991 года Верховным Советом РФ был принят закон «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому допускался пересмотр границ в местах расселения депортированных народов. Однако это непродуманное, поспешное решение привело к обострению этнополитической ситуации на Северном Кавказе. Чтобы как-то исправить допущенную ошибку, Верховный Совет принимает ещё один закон «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ», устанавливающий мораторий на изменение границ между республиками. Однако уже было поздно, страсти разгорелись, вылившись в территориальные притязания друг к другу.

Национальные отношения имеют свои особенности. Прежде всего, они относятся к числу интеграционных отношений, включающих экономические, социальные, государственные, идеологические, культурные и другие аспекты.

Следующая особенность национальных отношений связана с их исторической обусловленностью, заданностью. Национальный вопрос, уходя своими корнями в прошлое, оставляет следы в исторической памяти народов, которая цепко удерживает как позитивную, так и негативную информацию. Так, Кавказская война, после которой прошло 150 лет, оставила глубокий след в сознании народов Северного Кавказа.

Специфика национальных отношений обусловлена также консервативностью некоторых сторон национальной жизни, что делает весьма затруднительным воздействие на них. Речь идет о национальных обычаях, привычках, традициях, национальной психологии, национальных особенностях культуры и т.д.

Сфера национальных отношений имеет свои тенденции, противоречия и проблемы. К тенденциям относятся: рост национального самосознания, стремление к суверенитету национально-государственных образований; развитие экономической интеграции, переплетение экономических связей; стабилизация черт самобытности и интенсификация взаимовлияния, интернационализация национальных культур и др.

Противоречия имеются между процессом интернационализации общественной жизни и относительной консервативностью национального, между стремлением к суверенитету и целесообразностью федеративного объединения; между ростом узко-этнического понимания национального самосознания и интернационализацией общественной жизни; между центральными органами государства и национально-государственными образованиями; между национализмом и интернационализмом.

Следует выделить также национальные проблемы российского государства. К ним относятся обеспечение стабильности РФ; правовое обеспечение языков внутринационального и межнационального общения; проблемы разделённых и репрессированных народов; проблемы малочисленных народов; проблемы этнических беженцев; проблемы нерегулируемой этнической миграции и т.д.

Рассматриваемая проблема требует ответа на вопрос: какова была национальная политика Советского государства, ее плюсы и минусы.

В современных условиях, как известно, неоднозначно отношение к Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.

При всём этом, надо признать, что именно она способствовала решению многих аспектов национального вопроса в Российской империи. В то же время, надо признать, что были допущены серьёзные ошибки и просчёты в теории и на практике реализации национальной политики: недостаточное внимание к проблемам развития национальных языков, литератур, истории отдельных народов, перекосы в размещении производительных сил, насильственное выселение целых народов: чеченцев, крымских татар, калмыков, немцев Поволжья, турков - месхетинцев, балкар и др., столь же насильственное переселение на их земли других народов. Например, в Дагестане, где на земли выселенных чеченцев-аккинцев (коренное население Дагестана) были переселены аварцы, лакцы, а на территорию ряда районов Чечни – даргинцы - аварцы. Подобная несправедливость по отношению к некоторым народам была допущена и в других регионах страны.

Задача состоит в том, чтобы была осуществлена продуманная национальная политика. А что это такое? Это научно обоснованная система мер, направленная на реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика имеет свои цели. Применительно к нашей стране таковыми являются: создание всем народам РФ условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и признания его высшей ценностью, обеспечения национального единства, согласия, мира и на этой основе межэтнической интеграции и сближения народов, проживающих в стране. Эти цели должны реализоваться на основе выработки и осуществления такой социально-экономической политики, которая бы максимально учитывала как общероссийские, так и национальные интересы. Такая национальная политика будет нацелена на предупреждение и предотвращение национального обособления, замкнутости, устранения этнической «чистоты» и т.д. Если говорить о содержании, направленности форм и методов современной национальной политики, проводимой в РФ, то она должна отличаться общегуманистическим содержанием, демократической, миротворческой, созидательной, прогрессивной направленностью. Здесь следует несколько подробно остановиться на вопросе об интернационализме. Не секрет, что в последнее время термин «интернационализм» подвергается жесточайшему остракизму. Даже многие специалисты, профессионалы, всю свою жизнь посвятившие изучению этого феномена и сделавшие себе на нем карьеру и имя, стараются ныне вообще не применять соответствующий термин.

В этом нет ничего удивительного. Драматические события на межнациональной почве, потрясшие едва ли не все республики бывшего Союза высветили не только массу реальных нерешенных проблем в практике межнациональной жизни чуть ли не на всей территории СНГ, но и фактическую неразработанность теории национального вопроса в нашей стране. Между тем, реалии современности требуют нового осмысления интернационализма. Он состоит из нескольких слоев: пролетарский, который связан с классовыми интересами. Второй слой – с общечеловеческими идеями, ведущими к всестороннему развитию личности. Таким образом, в интернационализме можно различать как узкоклассовое, так и общечеловеческое. Сильная сторона интернационализма в том, что усиливается гуманистическая направленность, гуманистическое начало. Без солидарности человечество не может существовать, но эта солидарность должна быть общечеловеческой.

В наше время интернационализм означает синтез национальных и общечеловеческих интересов, поэтому гуманистически настроенный человек не может не быть интернационалистом. Интернационализм несовместим с национализмом.

Национализм – явление многогранное и многоликое.
В разных странах он используется по-разному. На западе национализм понимается как гражданский патриотизм. Но национализм это не патриотизм. Патриотизм заслуживает уважения, а национализм нет. Правда, в национализме есть и положительные и отрицательные стороны. Положительные: национальное самосознание; национальный стыд; национальная гордость. Национальный стыд дает возможность к самоочищению; стремление к национальному развитию, равноправию. Отрицательные: признание национальной исключительности; противопоставление другим нациям; стремление обеспечить превосходство своей нации за счет интересов других народов; национальный нигилизм, поиск виновных в жизненных трудностях. Однако в массовом сознании очень часто отождествляется национальное и националистическое.

С национализмом нельзя мириться, так как он не только ведет к обострению конфликтов между народами, но и к саморазрушению собственной нации. Тактика борьбы с национализмом должна быть постепенной и последовательной: сначала носителей национализма надо переориентировать с националистических на национальные идеи, а затем формировать интернационалистическое мировоззрение.

Важной задачей национальной политики РФ должна стать оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений (народностей, наций).

Главным в содержании национальной политики нашей страны следует считать отношение к национальным интересам с учетам их общности, расхождения, столкновения. Речь должна идти о координации в реальной политике общероссийских и национальных интересов, которая служит как предпосылкой их реализации, в чем заключается и смысл национальной политики.

Национальная политика в условиях сегодняшних реалий должна рассматриваться с точки зрения определения в ней тех или иных приоритетов. Выделить их бывает непросто. В реальной практике межнациональных отношений нередко складывается впечатление, что именно эта, а не иная проблема является основной, первоочередной и требует немедленного внимания и разрешения. На самом деле, с точки зрения общегосударственных интересов, не всегда так. К этому вопросу следует подходить с позиции диалектики целого и части, общего и особенного.

В национальной политике РФ различаются стратегические и тактические задачи. К первой относится укрепление единства и сплоченности всех народов России на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение общероссийских связей, формирования государственно-политической и межнациональной общности россиян. Что же касается задач тактического плана, то они могут быть: снижение напряженности в межнациональных отношениях, разрешение проблем репрессированных народов, защита русскоязычного населения (применительно к субъектам РФ), урегулирование межнациональных конфликтов, недопущение таковых в будущем и т.д.

Разрабатывая и реализуя национальную политику, руководство страны призвано учитывать и общемировые тенденции развития в условиях наличия сложных глобальных проблем.

Национальная политика имеет свои функции:

-функция целеполагания: определения целей и задач;

-организационно- регулятивная функция, т.е. функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп;

-функция интеграции, сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей;

-функция разрешения межнациональных противоречий;

-прогностическая функция;

-функция воспитания людей в духе интернационализма, уважения национального достоинства каждого, высокой культуры межнационального общения, непримиримости к проявлению национализма и шовинизма. Названные функции взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Основные положения национальной политики РФ даны в Концепции Государственной национальной политики РФ, принятой в 1996 году. Это - равенство прав и свобод человека независимо от национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; равноправие народов; сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти; гарантия прав коренных малочисленных дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией; право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения извне; содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности; своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласованных процедур; запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды и агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на национальную и религиозную рознь; защита прав и интересов Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права; поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.[41]

Реализация принципов Государственной национальной политики Российской Федерации позволит снять многие острые проблемы во взаимоотношениях народов, укрепить дружбу между ними.

Напряжение в сфере межнациональных отношений исчезнет только тогда, когда каждый гражданин выработает в себе уважительное отношение к национальным и инонациональным ценностям, научится смотреть на заботы и боль других народов, других людей, как на свои собственные. В современных условиях существует ряд причин (факторов) конфликтов в сфере межнациональных отношений: отступление от принципов национальной политики; ухудшение жизненного уровня масс, в целом общего положения; борьба за природные ресурсы и т.д. При наличии перечисленных факторов национальные интересы начинают считать приоритетными, что может привести к нежелательным явлениям.

Современная национальная политика в нашей стране только разрабатывается. Чтобы она была результативной, ею следует заниматься постоянно, систематически.

Решая проблемы межнациональных отношений, реализуя национальную политику, надо исходить от основного противоречия национальных отношений: противоречия между неделимостью границ и получением суверенитета, с одной стороны, и правом народов на самоопределение - с другой.

Национальная политика может быть эффективной, успешной в случае если есть дифференцированный подход к проблемам национальных отношений.

Те, кто разрабатывает национальную политику, и те, кому она адресована, должны осознать, что мы живем в условиях переходного периода. Должна быть осмыслена необходимость федеративно-конституционного устройства государства. Подход ко всем вопросам национальной политики должен исходить снизу, от субъектов федерации, а не от центра. То есть идеология реализации национальной политики должна исходить не сверху, а снизу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.91.239 (0.065 с.)