Централизованного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Централизованного государства



Русская общественно-политическая мысль возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась во взаимосвязи с русской культурой.

Основные исторические формы русской общественно-политической мысли могут быть соотнесены с тремя крупными и относительно самостоятельными эпохами русской культуры XI-XX вв. Первой является эпоха с XI по XVII вв. Вторая эпоха охватывает период с конца XVII в. – по первую четверть XIX в. Она начинается реформаторской деятельностью Петра I и заканчивается восстанием декабристов. Третья эпоха – со второй четверти XIX в. до 1917 года. В истории русской политической мысли периода возникновения и развития феодализма и образования централизованного государства определенное место отводится “Слову о законе и благодати” (1043 г.) митрополита Илариона. Киевский митрополит Иларион считается основателем общественно-политической мысли на Руси (XI в.).

В своем «Слове о законе и благодати» (1049 г.) он построил богословско-историческую концепцию, обосновавшую включённость русской земли в общемировой процесс торжества божественного света (т.е. Христа) над тьмой язычества. Иларион рассматривал исторический процесс как смену принципов религии. В основе Ветхого Завета – принцип закона. Нового Завета – принцип благодати. Благодать для автора – синоним истины, а закон лишь тень истины, слуга и предтеча благодати. Ветхозаветные запреты, по Илариону, недостаточны, мораль – это проблема свободного человека. Человек должен свободно творить доброе. Он утверждал, что укрепление государства является единственным средством для сохранения и умножения богатства, просвещения и независимости всей Руси.

В древнерусских источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной. Так, в “Поучениях” Великого князя Киевского, Смоленского, Черниговского и Переяславского Владимира Мономаха (1053-1125) говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. Основные политические идеи В. Мономаха: о качествах идеального христианского (православного) государя, который не терпит беззакония в религиозной и в обыденной жизни, признает старшинство в роде, блюдет честь перед другими странами, ратует за единство русской земли.

Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Дошла до нас «Повесть временных лет» - летописный свод, созданный в 1113 году. Главная ее идея – единство русской земли: «Почто вы распри имати межи собою? А погани губят землю Русьскую». Этими же идеями проникнуто и одно из первых русских литературных произведений – «Слово о полку Игореве». Наиболее известны Лаврентьевская летопись (1377 г.), Новгородская летопись (ХIV век), Ипатьевская летопись (ХV век).

В средневековой общественно-политической мысли источник власти идентифицируется с божественным началом. Начинается углубленное изучение человеческой душевной природы и складывается представление о человеке как “образе и подобии” Бога, призванном своим трудом и поведением поддерживать гармонию и порядок в обществе. Эта концепция соответствовала созданию централизованного Московского государства, укреплению самодержавия, борьбе с реакционными политическими позициями боярства. Дальнейшее совершенствование и развитие эта идея нашла в теории “Москва — третий Рим”, разработанной монахом Филофеем в начале XVI в.

По этой теории, история развития человеческого общества представляет собой историю трех великих всемирных государств, судьба которых направлялась волей Бога. Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва – хранительница православия.

При Иване Грозном идея “Москва – третий Рим” стала основой всех социальных теорий, политических ориентаций и религиозных чаяний Московского государства. При нем же церковь попадает во все большую зависимость от государства. Постепенно в древнерусском государстве росло сознание того, что в основе государства должно лежать согласие. Постепенно здесь созрела идея избрания царя “всей землей”, что противоречило старой традиции о божественном происхождении власти. Одновременно складывалась русская традиция соборности, общинности. Соборность исключала “я”, предлагала только “мы”, исключала несогласие и, тем более, оппозицию, но предполагала авторитарность. По сути своей соборность основана на полновластии большинства, которое может обернуться и тиранией большинства.

В XVI-XVII вв. в политическую мысль России проникает манихейство — религиозное учение, основанное в III в. Мани, характерное для русского религиозного мышления. На политику была перенесена вера в абсолютность, равносильность и непримиримость добра и зла. Такой подход означал деление всех на своих и чужих. Манихейство исключало какую-либо возможность взаимовлияния, развития государства как объединяющего фактора на приемлемой для всех основе. Развивается идея воплощения Антихриста в политиках, носителях неугодных мыслей и дел. На основе жесткого противостояния формировалось отношение к государственности, разрушительный потенциал будущих противостояний, восстаний, революций. В XVII в. это проявилось в характеристике политики Петра I, оправдывающей его жестокость и произвол.

На рубеже XVII и XVIII вв. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старо-феодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны.

Более глубокое теоретическое обоснование эти идеи получили в трудах Ф. Прокоповича и В. Татищева.

Феофан Прокопович (1681-1736 гг.) – преподаватель риторики, философии, богословия и математики Киевской духовной академии. Он получил широкое образование в Киеве, затем в Польше и Италии. Петр I нашел в нем своего активного сторонника.

Происхождению государства, по мнению мыслителя, предшествует естественное состояние, в котором люди страшнее хищников и способны по любому поводу убивать себе подобных. Поэтому люди вынуждены сначала образовать “гражданский союз”, а потом соглашаться и на верховную власть.
Ф. Прокопович резко критикует аристократию и демократию, выступает за неограниченную монархию: подданные должны “без прекословия и роптания все от самодержавца повелеваемое творить”[21].

В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) был государственным деятелем, организатором горного дела на Урале, географом, историком. Он внес значительный вклад в развитие отечественной науки. В.Н. Татищев – сторонник естественного права, просвещения, развития науки. Проблемы религии его интересуют с точки зрения политической: “разность вер” опасна там, где их две равных по силе, так как раздоры между протестантами и католиками порождали великие смуты и кровопролития, “но ежели где три и более разных вер, там такой опасности нет”.

Как и другие представители естественного права, В.Н. Татищев различает естественные и гражданские (положительные) законы. Если естественные законы определяют, что “право и неправо”, то политика судит о том, что полезно, а что вредно. Естественное право рассуждает об отдельном человеке, политика – об обществе в целом.

Теоретическим камнем преткновения для Татищева явилось крепостничество. Рабство и невольничество он признавал противоестественным, противоречащим природе человека.

Политико-правовые учения Прокоповича и Татищева, несмотря на их дворянскую классовую ограниченность, имели для своего времени прогрессивное значение. Они отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, выступали против реакционных феодалов. Политическое учение В. Татищева почти полностью освободилось от религиозного элемента, стало светским.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.7 (0.007 с.)