Металлургическая промышленность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Металлургическая промышленность



Металлургию Финляндии характеризует высокая степень переработки сырья. Ее конечной продукцией являются, главным образом, высокотехнологичные полуфабрикаты для машиностроения и готовая продукция. Финляндия в течение целого ряда лет остается одним из лидеров по разработкам и внедрению в производство современных высокоэффективных энергосберегающих и экологически чистых технологий и имеет одни из лучших в мире показателей производительности труда в металлургической отрасли.

Отсутствие достаточных объемов собственного сырья и недостаток отечественных энергоресурсов привели к тому, что финская металлургия по структуре затрат и рентабельности производства стала проигрывать конкурентам, производящим аналогичную продукцию и имеющим в своем распоряжении достаточную сырьевую и энергетическую базу. Таким образом, повышение эффективности металлургического производства в стране стало возможным только на основе его коренной модернизации, внедрения энергосберегающих технологий, применения более эффективной организации труда, углубления процессов переработки сырья и увеличения в производстве доли продуктов с высокой добавленной стоимостью. Постоянная связь с конечными потребителями также способствует повышению качества и расширению в отрасли ассортимента выпускаемой продукции.

Улучшению показателей энергоэффективности и экологичности металлургического производства в определенной степени способствовали действующие в странах ЕС жесткие природоохранные нормы, которые стимулируют внедрение новейших, экологически чистых и энергосберегающих технологий. В частности, в ЕС в 2018 г. принята стратегия по созданию углеродонейтральной экономики к 2050 г.

На базе металлургической промышленности Финляндии сформировался металлургический кластер, демонстрирующий тесное взаимодействие всех его элементов: производителей металлов, металлообрабатывающих компаний и сервисных металлоцентров, основных потребителей металлопродукции (машиностроительные и строительные компании), а также университетов и научно-исследовательских центров.

Основными направлениями развития металлургического кластера являются: сокращение доли продаж первичных металлов и полуфабрикатов и увеличение доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, разработка и предложение новых видов товаров, ориентация на запросы потребителей конкретных региональных рынков, увеличение доли экспорта инжиниринговых услуг.

На формирование структуры металлургической промышленности Финляндии оказали влияние общемировые тенденции последних лет. С одной стороны, в Финляндии действует достаточно большое количество компаний по металлообработке, в том числе специализированные сервисные металлоцентры, а также переработчики вторичных металлов. Как правило, такие предприятия представляют малый и средний бизнес.

С другой стороны, в производстве первичных металлов преобладают крупные компании, что обусловлено высокими потребностями в капиталовложениях. Такие компании имеют в своем составе интегрированные предприятия полного цикла производства. При этом металлургические компании постепенно трансформируются из национальных в транснациональные корпорации. Эти процессы происходят путем приобретения финскими металлургическими компаниями производств за рубежом и иностранными компаниями финских производителей, а также в результате слияний. Например, финский концерн «Оутокумпу» владеет металлургическими и металлообрабатывающими предприятиями в странах Западной Европы, Китае, США и Мексике. В свою очередь, на территории Финляндии расположены предприятия, входящие в состав зарубежных групп и компаний, в частности, из Швеции, России и США. В 2014 г. произошло объединение двух крупнейших в Северной Европе производителей углеродистой стали и готовой стальной продукции – шведской компании «ССАБ» и финской «Раутаруукки» на базе шведского концерна. Стоимость сделки составила 1,15 млрд. евро.

По данным Ассоциации технологической промышленности Финляндии, оборот металлургической и металлообрабатывающей отраслей в 2018 г. составил 10,8 млрд. евро. Число занятых в отрасли по состоянию на конец 2018 г. достигло 16,4 тыс. человек.

Следует отметить, что металлургия в Финляндии рассматривается государством как стратегически важная отрасль промышленности. В частности, через свою инвестиционную управляющую компанию «Солидиум» государство является одним из основных акционеров в крупнейших финских компаниях металлургического сектора: «Оутокумпу» - 24,3%, «Оутотек» - 14,9%., а также в объединенной компании «ССАБ - Раутаруукки» с долей 17,1% (из них голосующих акций 10,1%).

Базовым направлением в металлургической отрасли является производство стали. По данным Всемирной ассоциации производителей стали «Worldsteel», Финляндия в 2018 г. заняла 32-е место в мире по объемам выплавки стали
(4,1 млн. тонн).

Финские сталелитейные предприятия покрывают внутреннюю потребность в большинстве видов металлов и сплавов. Потребление стали по секторам финской экономики распределено примерно следующим образом: строительство – 31%, машины и оборудование – 30%, металлические изделия – 18%, судостроение – 10%, транспортные средства – 5%, прочие отрасли – 6%.

В структуре внешней торговли металлургической продукцией в 2018 г. доля экспортных поставок составила около 56 %, доля импорта – около 44 %. По данным Таможенного управления Финляндии, объем экспорта металлургической отрасли Финляндии в 2018 г. упал на 25 % по сравнению с предыдущим годом и составил в стоимостном выражении около 1,823 млрд. евро (2,277 млрд. евро в 2017 г.). При этом экспорт стальной продукции вырос на 54 % и составил
1,435 млрд. евро (931 млн. евро в 2017 г.)

Основными статьями финского экспорта продукции металлургической отрасли являются сталь, полуфабрикаты и готовые стальные изделия (составляют в среднем 60% от общего объема экспорта отрасли), цветные металлы (около 38%) и 2% экспорта приходится на металлические руды.

В Финляндии активно разрабатываются местные месторождения металлических руд. Добываемое сырье обогащается и перерабатывается внутри страны.

Черная металлургия

Черная металлургия представлена производством углеродистой стали, нержавеющей стали и различных стальных изделий (полуфабрикаты и заготовки для различных отраслей промышленности, трубная продукция, строительные конструкции и т.д.), а также феррохрома. Крупнейшими металлургическими компаниями, работающими в стране, являются финский концерн «Оутокумпу» и объединенный шведско-финский концерн «ССАБ – Раутаруукки».

Концерн «Оутокумпу»занимает третью строчку среди крупнейших мировых производителей нержавеющей стали, уступая китайским компаниям «Тсингшан» и «Тиско».

В компании занято около 10,5 тыс. человек в 30 странах мира. Объем продаж в 2018 г. достиг показателя в 6,9 млрд. евро.

Основное производство нержавеющей стали компании «Оутокумпу» расположено на севере Финляндии в г. Торнио. В состав предприятия входят металлургическое производство, цеха по изготовлению холодного и горячего проката, а также производство феррохрома. На комбинате трудится 2150 человек. Комбинат в Торнио является одним из самым эффективных металлургических производств в мире. Этого удалось добиться, в частности, за счет применения технологии использования жидкого феррохрома при выплавке стали. В 2018 г. предприятие произвело около 2,4 млн. тонн стальной продукции и 450 тыс. тонн феррохрома.

Сырьем для производства феррохрома служит хромовая руда, добываемая на месторождении Кеми недалеко от Торнио. Месторождение разрабатывается с 1968 г. На сегодняшний день подтвержденные запасы руды составляют 33 млн. тонн, общие запасы – около 105 млн. тонн. Ежегодно на руднике добывается около 2,7 млн. тонн хромовой руды.

Кроме того, в состав компании входит морской порт, обеспечивающий экспортные отгрузки с завода готовой продукции и поставки сырья.

Помимо финских активов - сталелитейного комбината в г. Торнио и шахты по добыче хромитовой руды в г. Кеми, «Оутокумпу» располагает зарубежными производственными мощностями в Германии, Швеции, Великобритании, США, Мексике, Китае. Сервисные металлоцентры компании действуют в 10 странах мира, а отделения компании - в 30 странах.

Около 60 % всех операционных расходов приходятся на закупку сырья. Не имея собственных источников сырья, за исключением хрома, компания «Оутокумпу» вынуждена закупать его на свободном рынке. Такие закупки, как правило, ведутся на основе долгосрочных контрактов. Наиболее важным сырьем для производства стали является никелесодержащий металлолом, поскольку это наиболее дешевый источник никеля - одного из самых дорогих легирующих компонентов. Как отмечает руководство компании, в процессе производства нержавеющей стали доля содержания рециклинговых компонентов достигает 87%.

Для обеспечения своего комбината в г. Торнио никелем, компания заключила долгосрочное соглашение с ОАО «ГМК «Норильский Никель» на поставку первичного никеля с его финского завода «Норильск Никель Харьявалта».

Вторая важная статья расходов приходится на электроэнергию (10-15%). С целью снижения расходов на электроэнергию принято стратегическое решение о вхождении «Оутокумпу» в состав акционеров энергетической компании «Фенновойма» - оператора проекта по строительству на территории Финляндии новой АЭС в Ханхикиви совместно с российским концерном «Росатом». Доля концерна «Оутокумпу» в компании «Фенновойма» составляет 14%.

Концерн «Оутокумпу» владеет 45 % акций в проекте строительства  СПГ-терминала на берегу Ботнического залива в г. Торнио.

В целях поддержания своей конкурентоспособности на мировых рынках компания «Оутокумпу» инвестирует значительные средства в научно-исследовательские разработки и инновации – 15 млн. евро в 2018 г. Расходы компании на инвестиции в модернизацию производства в 2018 г. составили около 260 млн. евро.

Объединенная компания «ССАБ Европа» стала ведущим североевропейским производителем высокопрочных, закаленных и отпущенных сталей, стандартных штрипсов и изделий из листовой и трубной стали, строительных металлических конструкций. Штаб-квартира расположена в Стокгольме. Акции компании торгуются на Хельсинкской и Стокгольмской фондовых биржах.

В состав объединенной компании вошли крупнейшие финские металлургические и металлообрабатывающие заводы, расположенные в городах Раахе и Хямеенлинна, а также более мелкие предприятия в городах Сейняйоки, Алаярви, Вимпели, Юливеска.

Металлургический комбинат в г. Раахе является одним из крупнейших в Северной Европе. Объем производства стали и металлопродукции составляет около 2 млн. тонн. На комбинате работает более 2,5 тыс. человек. В течение длительного времени на комбинат ведутся поставки окатышей с Костомукшского ГОКа. Кроме того, ведутся совместные разработки по улучшению качества сырья.

Большая часть передельного чугуна производится двумя доменными печами, которые обслуживаются двумя коксовыми батареями. Для приготовления необходимого количества кокса используется порядка 1,2 млн. тонн угля, закупаемого в России (примерно 20% от потребности поставляется ОАО «Воркутауголь»), а также в Австралии, США и Канаде.

Металлообрабатывающий завод компании в г. Хямеенлинна специализируется на производстве штрипсов и труб. На предприятии работает 900 человек.

С целью снижения расходов на электроэнергию в феврале 2014 г. принято решение об участии компании в проекте по строительству АЭС в Ханхикиви.

Шведская компания «Овако» владеет металлургическим заводом в г. Иматра, основной продукцией которого являются стальные прутки. В качестве сырья на заводе используется металлолом.

Компания « ЭфЭн Стил Далвайр Ою», владеющая предприятием в
г. Далсбрук по производству стальной катанки, входит в состав нидерландской группы компаний «ЭфЭн Стил».

 

Цветная металлургия

Цветная металлургия представлена производством никеля, цинка, меди. В
г. Харьявалта расположен рафинировочный завод «Норильск Никель Харьявалта», входящий в состав российского ОАО «ГМК «Норильский Никель». Приобретение данного предприятия у американской компании «ОМ Груп» позволило российской компании не только расширить присутствие на европейском рынке, но и получить доступ к современным технологиям и возможности производить продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Применяемая на предприятии технология позволяет достигать показателей по извлечению металла свыше 98% и является передовой в горно-металлургической отрасли. Завод перерабатывает сырье подразделений группы «Норильский никель», а также никелесодержащие продукты сторонних поставщиков. Концентраты предварительно перерабатываются на плавильном заводе компании «Булиден», расположенном в пределах единого с заводом «Норильск Никель Харьявалта» индустриального парка.

На предприятии производится товарная продукция в виде никелевых катодов, брикетов и соли, а также полуфабрикаты, содержащие металлы платиновой группы и кобальт в растворе. Годовая мощность предприятия –
66 тыс. тонн.

В состав шведского концерна «Булиден» входят расположенные в финских городах Харьявалта и Коккола предприятия по производству меди, никеля, цинка, серной кислоты (в качестве побочного продукта), а также медно-цинковый рудник Кюлюлахти.

На заводе в г. Харьявалта в 2018 г. было произведено 139 тыс. тонн катодной меди и 31 тыс. тонн никелевого штейна. На предприятии работает 530 человек.

Цинковое производство концерна расположено в г. Коккола. На заводе перерабатывается цинковый концентрат, поставляемый с месторождений концерна «Булиден», расположенных в Швеции и Ирландии, а также закупаемого у сторонних компаний. На предприятии работает 540 человек. По итогам 2018 г. было произведено 295 тыс. тонн металлического цинка. После завершившегося процесса модернизации данное предприятие вошло в число одних из самых современных цинковых производств в мире. В настоящее время реализуется программа по расширению номенклатуры выпускаемой продукции за счет строительства рядом с цинковым заводом предприятия по получению концентрата серебра из завозимого цинкового сырья.

В г. Коккола расположен принадлежащий американской компании «ОМ Груп» завод по производству кобальта. На предприятии активно ведутся исследования по развитию и внедрению новых производственных технологий, в частности, порошковой металлургии, а также по новым сферам применения металлонеорганических солей.

В г. Пори размещено производство изделий из меди компании «Лувата», штаб-квартира которой находится в Великобритании. На предприятии занято 350 человек, его производственная мощность составляет 40 тыс. тонн медных изделий в год, 90% которых поставляется на экспорт.

В Финляндии действует также целый ряд компаний так называемой вторичной металлургии, осуществляющих закупки и переработку металлолома, в частности фирмы «Куусакоски» (переработка лома цветных металлов) и «Стена Рисайклинг» (сбор и переработка лома черных металлов и отходов электротехнической промышленности).

В Финляндии отсутствуют специализированные научно-исследовательские институты, работающие в области металлургии. В то же время ведутся активные НИОКР в сфере разработки новых производственных процессов, технологий, материалов. Особое внимание уделяется энергосберегающим и «чистым» технологиям. Такие разработки ведутся как самими металлургическими компаниями, в составе которых имеются собственные научно-исследовательские центры, так и по линии ряда университетов (Университет «Аалто», Университет «Або Академия», Университет г. Оулу и др.), центра компетенций DIMECC в рамках специальных программ, в том числе при участии Центра технических исследований Финляндии VTT.

Финская компания «Оутотек» является мировым лидером по разработке технических решений и технологий для горнообогатительной и металлургической промышленности. Поставляя заводы «под ключ», отдельное оборудование и услуги, в основном, на базе технологий собственной разработки, компания использует свой накопленный опыт и передовые знания технологических процессов. Компания работает в тесном сотрудничестве со своими заказчиками, предоставляя технические решения, признанные энергосберегающими и безвредными для окружающей среды.

В последние годы компания развивает также направления, связанные с «чистыми» технологиями. Расходы, связанные с научно-исследовательской деятельностью, составляют ежегодно около 5% от объема продаж компании.

Объем продаж компании в 2018 г. составил 1,3 млрд. евро. В компании занято 4100 человек.

Компания «Оутотек» достаточно давно и успешно работает на российском рынке. Среди заказчиков финской компании такие предприятия как ГМК «Норильский Никель», золотодобывающая группа компаний «Петропавловск», Новолипецкий металлургический комбинат, «Русская медная компания», Михайловский ГОК (входит в состав компании «Металлоинвест»). Подписано долгосрочное соглашение с Михеевским ГОКом по модернизации предприятия.

 

 


 

Судостроение

 

Морская промышленность в Финляндии традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Она включает в себя верфи, предназначенные для строительства и ремонта судов и морских оффшорных сооружений (платформ), большое число компаний, являющихся производителями и поставщиками судового оборудования, приборов, а также проектные и консалтинговые бюро, поставщиков материалов и компонентов, субподрядчиков (предприятия по декоративному оформлению судов, металлообрабатывающие предприятия), поставщиков целостных систем «под ключ».

По данным Ассоциации морской промышленности Финляндии, в отрасли работают порядка тысячи компаний, в которых занято около 30 тыс. человек. Годовой оборот отрасли оценивается в 8 млрд. евро, а доля экспорта превышает 90%.

В последнее время конкурентоспособность финской промышленности в целом находится на довольно низком уровне, а в мире существует переизбыток судостроительных мощностей. С другой стороны, в глобально работающих компаниях, особенно в сфере морской промышленности и предприятиях, обслуживающих арктическое судоходство, деятельность компаний является рентабельной и в обозримой перспективе имеет большие возможности для роста.

В Финляндии в настоящее время существует три крупных судостроительных верфи. Крупнейшей из них является « Майер Турку » в г. Турку - одна из самых современных верфей в Европе, специализирующаяся на строительстве пассажирских и круизных судов. При этом имеются технические возможности её переоборудования для строительства крупных транспортных судов водоизмещением более 100 тыс. тонн (танкеров и газовозов ледового класса). Верфь полностью принадлежит немецкой компании «Майер Верфт».

В 2017 г. было начато строительство первого из двух круизных судов для компании «Коста Круизерс» - «Коста Смеральда». В марте 2019 г. судно было спущено на воду для достройки у причальной стенки. Завершение строительства и передача заказчику планируются в октябре 2019 г. Второе судно этого класса планируется завершить в 2021 г. Оба судна водоизмещением 182,7 тыс. тонн, будут работать на сжиженном природном газе (СПГ).

В декабре 2018 г. началась реализация проекта по строительству круизного судна для компании «Карнивал Круиз Лайн», в перспективе оно станет первым в своем классе судном на СПГ, базирующимся на североамериканском континенте.

Одновременно верфью реализуется проект по постройке серии круизных судов для группы компаний «ТУИ Круизерс». В январе 2019 г. заказчику был сдан круизный лайнер «Майн Шифф-2». В настоящее время продолжается строительство еще одного лайнера серии «Майн Шифф-7», ориентировочные сроки поставки - 2023 г. Суда данной серии являются следующим поколением линейки лайнеров «Нью Майн Шифф». Длина будет увеличена на 20 метров и достигнет 315 метров. Увеличение габаритных показателей судна повысит возможности разработчиков по организации и использованию внутреннего пространства. За счет применения энергосберегающих решений энергопотребление судов обновленной серии будет на 30 % ниже, чем у аналогичных по классу круизных лайнеров предыдущей серии. Благодаря использованию скруббера и каталитического конвертора выбросы серы будут сокращены на 99 %, а оксида азота – на 75 %.

Наличие большого количества заказов, полученных верфью в г. Турку, означает перспективы занятости для многочисленных субпоставщиков и субподрядчиков. Ожидается, что в течение ближайших лет прямая занятость населения от деятельности верфи в судостроительном кластере экономики и его субподрядчиков увеличится с 7 до 20 тыс. человек.

Второй крупной верфью Финляндии является входящая в российское
АО «Объединенная судостроительная корпорация» верфь «Арктех Хельсинки Шипъярд». Более подробная информация о деятельности данной верфи приведена в разделе, посвященном опыту сотрудничества с Российской Федерацией в области судостроения.

Третья верфь - «Раума Марин Констракшнс», г. Раума - возобновила свою деятельность в 2014 г. Этому способствовало участие государства в акционерном капитале судоверфи.

В 2018 г. компания «Раума Марин Констракшнс» занималась плановыми доковыми и конверсионными работами на автопассажирских паромах и ледокольных судах, а также строительством плавучих конструкций, предназначенных для сферы развлечений. В сентябре 2018 г. компания завершила работы по строительству 158-метрового автопассажирского парома стоимостью около 68 млн. евро по контракту с датской судоходной компанией Mols-Linien.

В октябре 2018 г. компания «Раума Марин Констракшнс» и компания «Майер Верфт» заключили соглашение по продолжению сотрудничества, в рамках которого верфь в г. Раума продолжит строить блочные конструкции элементов корпусов новых круизных судов, строящихся в настоящее время на верфи в г. Турку.

Одновременно с этим компанией «Раума Марин Констракшнс» и транспортной компанией «Таллинк» (Эстония) подписан в октябре 2018 г. меморандум о намерениях по строительству автопассажирского парома. В настоящее время ведутся работы по строительству судна, поставка заказчику ожидается в конце 2021 г. Стоимость заказа, по предварительным данным, составит около 250 млн. евро. Паром будет эксплуатироваться на маршруте Хельсинки-Таллинн.

Верфь также заключила контракт со шведской компанией «Кваркен Линк АБ» на строительство нового автопассажирского парома вместимостью до 800 пассажиров, а также палубой для грузового транспорта, общей длинной загрузочных коридоров до 1500 м. Паром предполагается использовать на маршруте г. Вааса (Финляндия) – г. Умео (Швеция). В качестве топлива может использоваться как сжиженный природный газ, так и биогаз. Судно относится к ледовому классу «1 А Супер», что позволит эксплуатировать судно без ледокольной проводки в условиях зимней навигации. Строительство парома планируется завершить к 2021 г., стоимость контракта составляет около 120 млн. евро.

Кроме того, в марте 2019 г. верфь заключила контракт с «Таллинк Групп» на строительство автопассажирского парома, предназначенного для использования на маршруте Хельсинки–Таллинн. Паром длинной 212 метров, водоизмещением 50 тыс. тонн и вместимостью до 2800 пассажиров станет самым крупным проектом верфи в г. Раума. Реализовать проект строительства планируется до 2022 г., стоимость контракта составит 250 млн. евро.

Ранее на верфи, а также при ее участии в поставках узлов и элементов конструкций было построено в общей сложности около 30 паромов и судов типа «Ро-Ро», включая суда для компаний Tallink, Silja и Р&O.

Старение европейского судового парка автомобильных паромов и ужесточение природоохранных норм потребуют строительства новых судов в течение следующих 10-15 лет. Наибольший рыночный потенциал верфь представляет в сегменте строительства легковых и пассажирских паромов.

Более того, компания «Раума Марин Констракшнс» намерена возобновить обслуживание и строительство военных кораблей для вооруженных сил Финляндии. С этой целью заключено соглашение с финским государственным концерном оборонной промышленности «Патриа» и входящей в него сервисной компанией «Миллог».

Судоверфь «Раума Марин Констракшнс» в ноябре 2018 г. заключила с логистическим командованием Министерства обороны Финляндии соглашение о намерениях по строительству 4 корветов по государственной программе «Эскадра – 2020». Строительство планируется осуществить в период с 2019 по 2024 год. В 2019 г. на начало реализации проекта планируется выделить из бюджета страны 260 млн. евро. Общая стоимость заказа оценивается в 1,2 млрд. евро, из которых, по экспертным оценкам, на долю верфи-подрядчика может приходиться около 500 млн. евро.

Портфель заказов «Раума Марин Констракшнс» быстро растет, что позволяет обеспечить дополнительные рабочие места в регионе. В дальнейшем на мощностях верфи могут быть размещены госзаказы по обновлению финского ледокольного флота.

Помимо вышеназванных предприятий, в Финляндии имеется еще ряд судоверфей и судоремонтных заводов:

- судоремонтный завод «Турку Репэйр Ярд», г. Наантали (входит в эстонский концерн BLRT Grupp),

- верфь Western Shipyard, н.п. Тейо (ремонт и техническое обслуживание судов)

- верфь «Лайтаатсиллан Телакка», г. Савонлинна (ремонт и техническое обслуживание судов);

- компания «Ууденкаупунгин Тюёвене», г. Уусикаупунки (специализируется на строительстве малоразмерных портовых ледоколов, буксиров, небольших пассажирских судов и автопассажирских паромов, специальных судов для сбора нефти, судов для служб спасения, патрульных катеров для береговой охраны, таможни и контроля за рыбным промыслом, катамаранов).

- компания «Марин Алютек» (н.п. Тейо) занимается производством катеров для нужд береговой охраны, ВМС и спасательных служб.

Город Раума на западном побережье Финляндии реализует проект индустриального парка Seaside Industry Park, первоочередной задачей которого является улучшение конкурентоспособности предприятий, занятых в морской промышленности и тяжелом машиностроении региона. В парк планируется привлекать компании, занимающиеся НИОКР, а также субподрядные и логистические компании.

В Финляндии осуществляют деятельность крупные производители и поставщики оборудования для строительства судов, в том числе машиностроительный концерн «Вяртсиля», подразделение «АББ Финланд» («АББ Марин»), компании «Стиирпроп» и «Роллс-Ройс».

Подразделение «Марин Солюшенз» концерна «Вяртсиля» является производителем судовых силовых установок, пропульсивных систем, трансмиссий, гребных винтов, систем автоматизации и управления, систем очистки выбросов, а также разрабатывает проекты по строительству морской техники.

В 2018 г. объем продаж продукции концерна «Вяртсиля», предназначенной для судостроения и судоремонта, составил 1,232 млрд. евро (1,104 млрд. евро в 2017 г.). Объем новых заказов, поступивших в подразделение концерна в 2018 г., составляет 1,710 млрд. евро. Доля судостроительного подразделения «Марин Солюшенз» в общем объеме продаж концерна «Вяртсиля» составляет 23,8 %. Основными рынками сбыта подразделения являются Китай, Южная Корея, США, Россия. В судостроительном подразделении концерна занято около 6,1 тыс. человек. Доля концерна «Вяртсиля» на мировом рынке в сегменте среднескоростных основных судовых двигателей составляет 51 %. Подразделение концерна «Сервис» занимается обслуживанием судового оборудования. В 2018 г. расходы на НИОКР машиностроительного концерна «Вяртсиля» в целом составили 165 млн. евро (в 2017 г. 141 млн. евро).

Концерн «АББ» - крупнейший производитель силовых систем и систем автоматизации. Подразделение концерна - компания «АББ Марин» производит электрические силовые установки и предоставляет полный пакет электротехнического оборудования для судостроения. Широкое распространение получили запатентованные компанией азиподные электрические движители, которые придают судну бóльшую маневренность. Использование разработанных инженерами компании азиподных установок в судах способствует экономии используемого судами топлива до 20 % по сравнению с традиционными решениями. В Финляндии производственные площадки «АББ Марин» расположены в городах Вааса, Хельсинки и Хамина. Компания имеет также производство в Китае.

В марте 2019 г. компания заключила контракт с китайской судостроительной компанией «Шанхай Ваигаокиао Шипбилдинг Ко» на поставку азиподной пропульсивной системы для установки на первое в истории построенное в Китае круизное судно китайского производства.

Производителями винторулевых колонок также являются компании «Стиирпроп» и «Роллс-Ройс», расположенные на территории Seaside Industry Park в г. Раума. Компания «Роллс-Ройс» в январе 2019 г. завершила модернизацию своего производства. Общая стоимость инвестиций в модернизацию завода составила 57 млн. евро.

Особое место в структуре судостроительной промышленности Финляндии занимают научно-исследовательские и проектные организации, а также лаборатории отраслевого и академического направлений. Накопленный научный потенциал позволяет не только выполнять сложные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении. Среди них следует выделить компании «Дельтамарин», «Эломатик Марин Инжиниринг», «Акер Арктик» и «АйЭлЭс». Кроме того, проектирование морской техники осуществляет конструкторское бюро в рамках подразделения «Марин Солюшенз» машиностроительного концерна «Вяртсиля».

Компания «Акер Арктик», в своем активе инженерно-конструкторских мощностей имеет современный ледовый бассейн, позволяющий проводить испытания прототипов арктических судов, моделируя при этом различную ледовую обстановку. В июне 2018 г. «Акер Арктик» успешно завершила испытания автономной навигационной системы. В ходе демонстрационных испытаний модель корабля смогла обнаружить препятствия в ледовом резервуаре с помощью бортовых датчиков, маневрировать вокруг них без участия оператора и автоматически причаливать к пирсу.

Особенностью деловой культуры Финляндии является развитая система объединения предпринимателей в региональные и отраслевые ассоциации, что позволяет снижать затраты на получение актуальной информации по оценке рынков, особенностям научно-технологического прогресса в данной отрасли, прогнозным разработкам, сведениям о потребителях и конкурентах. Кроме того, отраслевые ассоциации содействуют снижению затрат на НИОКР и лабораторные испытания, получение юридических услуг и защиту интеллектуальной собственности, а также на повышение квалификации специалистов и маркетинг как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

С этой целью в Финляндии создана и успешно функционирует Ассоциация морской промышленности[1], в которую входят ведущие судостроительные и судоремонтные верфи, производители морского оборудования, поставщики «под ключ» в данной области, проектировщики судов и финских компаний оффшорной индустрии – всего примерно 90 компаний-членов. Ассоциация координирует сотрудничество в области промышленной и экономической политики между предприятиями данной отрасли, содействует налаживанию отраслевых связей в Финляндии, координирует национальные исследования и разработку новой продукции и технологий, а также способствует внедрению судостроительной политики ЕС в Финляндии и представляет своих членов в европейской ассоциации судов и морского оборудования – Sea Europe.

По экспертным оценкам Ассоциации, на долю Финляндии приходится около 1% мирового рынка судостроения. Особое внимание уделяется специализации отрасли, в частности, строительству круизных лайнеров, автопассажирских паромов, ледоколов и судов ледового класса многофункционального использования, других типов судов специального назначения, нефтегазодобывающих платформ, а также проведению НИОКР в области арктического судостроения. Это позволяет стране конкурировать в наиболее технологичных секторах мирового рынка судостроения. Доля Финляндии в мировом производстве пассажирских судов и паромов составляет около 20%, а в проектировании и производстве ледоколов и судов ледового класса - почти 60%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.058 с.)