Лекция №3: « Чувственные формы освоения действительности » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №3: « Чувственные формы освоения действительности »



ВОПРОСЫ:

Понятие ощущений

Общая характеристика восприятия

Представления и их роль в жизни и деятельности человека

4.Понятие и функции внимания

 

Понятие ощущений

Ощущения – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы органов чувств или анализаторы.

При помощи ощущений мы узнаем о вкусе, цвете, тяжести окружающих предметов, о температуре поверхности, о свойствах поверхности (гладкая или шероховатая), о звуках, которые издает предмет и др. Ощущения позволяют нам замечать изменения в нашем собственном теле, фиксировать положение тела в пространстве, движение отдельных его частей, определять состояние внутренних органов.

Ощущение – это чувственный опыт, т.к. возникает только при прямом непосредственном воздействии предметов на наши органы чувств.

 

Анализатор – это анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей.

Структура анализатора

1. Периферический отдел, или рецептор, преобразующий определенный вид энергии в нервный процесс;

2. Проводящие пути – афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням анализатора, в том числе к рецепторам и регулируют их активность;

3. Корковые проекционные зоны, или центр анализатора.

В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.

Предметы, воздействуя на органы чувств, вызывают в окончаниях чувствительных нервов соответствующего воспринимающего органа – рецептора – нервный процесс возбуждения. Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический процесс – ощущение. Человек осознает что-то, что на него воздействует, отражает свойства предметов и явлений, - ощущает цвета, звуки, тепло, холод, запахи.

Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается, человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, прислушивается, отдергивает руку от горячего и т.д. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора.

Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.

 

Рис.4.1. Схема возникновения ощущений

 

Виды и свойства ощущений

В основе различных классификации видов ощущений, лежат разные признаки:

I. По модальности анализатора (по тому какие органы чувств отвечают за те или иные ощущения) выделяют зрительные, слуховые, кожные, вкусовые и обонятельные ощущения. 

· Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра, на световой рецептор глаза.

· Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны.

· Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи.

Осязание или кожная чувствительность включает в себя: тактильные (или ощущения прикосновения, давления и вибрации), температурные (или ощущения тепла и холода) и болевые ощущения. 

· Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Необходимым условием возникновения вкусовых ощущений является растворение веществ в слюне (или в воде). Сухо вытертый участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердым веществом.

Вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – область корня языка.

· Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки.

Обоняние – это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга занимает та часть, которая отвечает за обоняние. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около 1/3, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно 1/20 части.

Указанные различия соответствуют развитости других видов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ.

II. По расположению рецепторов в организме человека и выполняемой ими функции классификация англ. физиолога Ч. Шеррингтона) выделяют: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения (внешние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию из внешнего мира. Экстероцептивные рецепторы, расположены на поверхности нашего тела. Выделяют две группы экстероцептивных ощущений: контактные и дистант-ные ощущения. Контактные вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. К ним относится осязание и вкус. Дистантные отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относится зрение и слух.

Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в тоже время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Проприоцептивные ощущения (ощущения движения) – это ощущения, которые дают человеку информацию о движении и положении его тела в пространстве. Проприоцептивные рецепторы расположены в органах движений (в скелетных мышцах, связках и суставных сумках).

Интероцептивные ощущения (внутренние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию о состоянии его внутренних органов. Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах.

Свойства ощущений

Выделяют первичные и вторичные свойства ощущений. К первичным свойствам каждого ощущения относят: качество (или модальность ощущения), интенсивность, длительность и пространственную локализацию раздражителя.

 

Рис. 4.2. Первичные свойства ощущений

 

Качество (модальность) – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность – это количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность – это временная характеристика ощущений, которая определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием органов чувств человека.

Длительность включает в себя латентный (скрытый) период и время последействия раздражителя.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.

  Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействующего раздражителя. Например, свет – темнота, тяжесть – легкость, тепло – холод, и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к опр6еделенному воздействию.

Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, который дает нам сведения о месте нахождения раздражителя в пространстве (если имеем дело с дистантными раздражителями) или какова локализация раздражителя на поверхности тела. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем локализация всех других видов ощущений. Поэтому локализацию боли установить бывает довольно сложно.

К вторичным свойствам ощущений относятся: абсолютные и разностные пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия, контраст. Причем, абсолютные и разностные пороги позволяют измерять чувствительность, а адаптация, сенсибилизация, синестезия и контраст – характеризуют изменение чувствительности.

 

Рис. 4.3. Вторичные свойства ощущений

 

Чувствительность – это способность человека или животного реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Существуют два основных метода измерения чувствительности: прямой и косвенный. Прямой метод (метод словесной оценки раздражений) состоит в следующем: испытуемому предлагается соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, цвет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Испытуемому предлагается ответить, когда он впервые почувствовал соответствующее ощущение. Например, для определения ощущения прикосновения можно использовать эстезиометр.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию.

Чувствительность человека нужно определять при профессиональном отборе. Чувствительность измеряется с помощью абсолютных и разностных порогов.

Нижний абсолютный порог – определяется минимальной силой раздражителя, вызывающей едва заметное ощущение.

Нижний абсолютный порог характеризует чувствительность системы. Чем ниже нижний абсолютный порог, тем выше чувствительность системы.

Раздражители, сила действия которых, лежит ниже абсолютного порога, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г.В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменения электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г.В. Гершуни «субсенсорной областью».

Верхний абсолютный порог – определяется максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное ощущение.

Верхний абсолютный порог характеризует выносливость системы. Чем выше верхний абсолютный порог, тем выше выносливость (устойчивость организма к сильным воздействиям) системы.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражителя и т. д.

Разностный порог (или относительная чувствительность) – определяется минимальным различием между двумя раздражителями, вызывающим едва заметное различие в ощущениях.

Например, если мы положим на руку груз весом сто граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того, чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках, воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину, это и есть разностный порог или порог различения.

Различительная способность зависит от величины исходного раздражителя. Это величина относительная, а не абсолютная. Значит, отношение добавочного раздражителя к исходному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней, чтобы человек почувствовал разницу в ощущениях.


Понятие восприятия

Восприятие – это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом во всей совокупности его свойств. Продуктом восприятия является образ предмета или явления.

Восприятие не сводиться к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Способность ощущать дана человеку от рождения и не требует какой-либо активности со стороны субъекта.

Способность воспринимать складывается и совершенствуется у человека в жизненном опыте. Воспринимая какой-то предмет, человек склонен основываться на опыте прежних восприятий этого предмета – это явление получило название апперцепция.

Основой становления восприятия как высшей психической функции, и как текущего психического процесса служит активное движение.

Изящные эксперименты Хелда и Хейна на котятах подтверждают роль активного движения в становлении восприятия. Суть экспериментов такова. Новорожденные котята содержались в темноте, а на свету находились только в специальном станке.

Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят, каждая из которых могла двигаться вокруг трех осей: главной оси карусели, вертикальной и горизонтальной осей корзины. Активно двигался только один котенок, для которого в корзине были сделаны отверстия для лап. Другой не мог производить никаких движений и перемещался пассивно – его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движения, поэтому зрительные впечатления котята получали одновременно и одинаковые.

Впоследствии у котенка, который двигался самостоятельно, не наблюдалось никаких нарушений зрительного восприятия, в то время как у пассивного обнаружилась неспособность различать форму. Дело в том, что у первого котенка изменения в зрительной стимуляции связывались с его активными движениями, у второго такой связи не возникало. Дефекты восприятия, проявившиеся в поведении одного из котят, отчетливо продемонстрировали, что зрительная стимуляция сама по себе не достаточна для развития восприятия.

 

Рис. 4.6. Влияние активного движения на формирование восприятия. Аппарат Хелда и Хейна для исследования зависимости зрительного узнавания у котят от активного (слева) и пассивного (справа) обучения.

 

Аналогичные результаты получены в опытах Ризена и Ааронса, проведенных на детенышах шимпанзе. Новорожденных шимпанзе содержали в полной темноте, но ежедневно воздействовали на них рассеянным светом в течение 90 минут, не давая им при этом двигаться. В таких условиях через 7 месяцев они не научились узнавать даже бутылку, из которой их кормили. Через 3,5 месяца после того, как животных выпустили из темной комнаты, только одна обезьяна научилась отличать горизонтальные полосы от вертикальных. Эти эксперименты еще раз показали абсолютную необходимость активного движения для правильного формирования зрительного восприятия.

Важно отметить, что активность движения имеет значение для формирования каждого отдельного образа. Это отчетливо видно при анализе исследований движений глаз в процессе зрительного восприятия. Выявлено, что человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно и планомерно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры.

Рис. 7. Закономерности в движениях глаз при осмотре объекта. Слева – фотография Нефертити; справа – траектория движения глаз при ее осмотре.

 

Исследования также подтвердили значимость активного движения для развития осязательного восприятия. Так, если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания – водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, т.е. брать его поворачивать, прикасаться к нему с разных сторон, то создается правильное отражение формы предмета.

Таким образом, движение присутствует в каждом акте восприятия.

 

Физиологические основы восприятия

Восприятие вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Нейроны-детекторы – высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие, является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа не возможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

 

Виды и свойства восприятия

I. По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.

II. По формам движения материи выделяют: восприятие пространства, времени и движения.

 Наиболее изученным является восприятие пространства, оно включает в себя восприятие формы, объемности и величины предметов, восприятие глубины и удаленности предметов, линейную и воздушную перспективу.

 

Восприятие пространства включает в себя также изучение различных зрительных иллюзий.

Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предмета.

 

К видам зрительных иллюзий относятся:

· Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной.

· Неправильное восприятие величины предмета. Например, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется больше, а далекий – меньшесвойствительной величины.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало, или они мало существенны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями – как короткие.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает.

Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.

III. В зависимости от цели выделяют: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие при котором, предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

IV. В зависимости от степени организации выделяют: организованное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.

Организованное восприятие (наблюдение) – это целенаправленное планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие действительности.

Кроме этого в психологии выделяется и анализируется отдельно особый вид восприятия, который получил название социальной перцепции.

К нему относят восприятие других людей, восприятие жилой среды и восприятие социального окружения.

Свойства восприятия

Выделяют первичные и вторичные свойства восприятия. Первичные свойства восприятия соответствуют (но не полностью повторяют) первичным свойствам ощущений. К ним относится модальность, интенсивность и пространственно-временная структура восприятия.

Пространственно-временная структура восприятия включает две характеристики, которые есть у ощущений: пространственно-временную локализацию и длительность.

Пространственные компоненты образа восприятия – это локализация предмета, характеристики рельефа предмета, формы и величины.

Временные компоненты образа восприятия – это последовательность в восприятии каких-либо элементов, одновременность в восприятии каких-либо элементов и длительность.

К вторичным свойствам восприятия относится предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность – это характеристика отображаемого предмета как обособленного в пространстве и времени физического тела. Наиболее ярко данное свойство проявляется в выделении фигуры из фона.

 

 

Вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные части: одна (предмет) – воспринимается как конкретное четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, другая (фон) – как более аморфное неопределенное, расположенное позади предмета в неограниченном поле.

Впервые попытку систематического исследования соотношения фигуры и фона предпринял Рубин. Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью стремиться приобрести статус фигуры, и тогда все окружающее ее воспринимается как фон.

 Выделение фигуры из фона относится не только к зрению, но и к другим органам чувств.

Например, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как фигура на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты – у клумбы с розами.

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится более значимым. Тогда то, что за одну секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и сливается с общим фоном.

Например, если человек разговаривает в толпе со своим знакомым, то этот знакомый и то, что он говорит, является для него фигурой, а сама толпа и шум, создаваемый толпой – фоном. Но если в толпе происходит какое-то особое событие, то это событие становится фигурой, а наш знакомый превращается в элемент фона.

Иногда специальной задачей является помощь в более ясном и четком выделении объекта из фона. Рабочие на дорогах работают в оранжевых жилетах. Оранжевый цвет резко бросается в глаза на фоне серой дороги или зеленых насаждений.

Иногда задача заключается в обратном, затруднить выделение объекта из фона. Это маскировка так необходимая, например, в военном деле.

Целостность – это объединение отдельных частей предмета в целостный образ. При этом имеется четкая органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: первый заключается в том, что целое влияет на восприятие части, второй – в том, что части влияют на единое целое.

 

Рассмотрим закономерности влияния целого на части:

1. Один и тот же элемент, будучи включенным, в разные целостные структуры воспринимается по-разному. (Например, улыбка старухи – украшение на шее у молодой женщины).

2. Если заменить отдельные элементы, но сохранить отношения между ними, то общая структура образа останется неизменной.

 

Рис. 14. Замкнутость как принцип перцептивной группировки

 

Мы узнаем мелодию, даже если она проигрывается на разных инструментах.

3. Интегральная структура фигуры сохраняется при выпадении отдельных ее частей.

 

Рис. 15. Сохранение целостного образа при отсутствии некоторых частей

 

Таким образом, конкретные характеристики отдельных элементов образа восприятия ограничены в собственных степенях свободы и предопределяются тем местом, которое этот элемент занимает в структуре целого, т.е. элементы, входящие в образ не имеют доминирующего значения.

Рассмотрим теперь закономерности влияния частей на целое или зависимость способов группировки элементов в целое от характеристик самих элементов.

Иногда элементы не составляют целое, но из-за того, что у этих элементов есть определенные одинаковые характеристики они воспринимаются как целое. Т.е., сами характеристики элементов могут способствовать тому, что мы объединяет их в целое.

Различные принципы или законы группирования элементов в целостную структуру были впервые сформулированы М. Вертгеймером.

1. Принцип близости объектов в перцептивном поле. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.

 

 

2. Принцип однородности или сходства объектов в перцептивном поле. В единую группу входят элементы одной формы, величины, цвета и пр.

3. Принцип хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочитаемый класс фигур, так называемой хорошей формы (круг, прямоугольник, симметричные фигуры и пр.).

4. Принцип коллективного движения. К объединению тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение. Например, стаю птиц или людей на демонстрации, мы воспринимаем как единое целое.

5. Принцип замкнутости.  В единую структуру объединяются восприятия в совокупности, составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.

Было сформулировано более ста принципов выделение фигуры из фона.

Т.о., из различных интерпретаций, которые могли бы быть сделаны относительно серии элементов, наш мозг чаще всего выбирает самую простую, самую полную, или ту, которая включает наибольшее число рассмотренных выше принципов.

Структурность. Восприятие в значительной мере не является простой суммой наших ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные ноты, а определенную мелодию.

Константность – это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов, воспринимаются нами как постоянные, не смотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые предметы кажутся нам неизменной величины, вне зависимости от этого расстояния в определенных пределах.

Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается, как постоянная не зависимо от условий наблюдения.

Виды константности

1. Константность восприятия величины предмета.

Восприятие не зависит от расстояния до предмета, если это расстояние может быть оценено.

Например, машина, находящаяся от нас на большом расстоянии воспринимается нами не как маленькая, а как удаленная.

2. Константность восприятия формы предмета.

Восприятие не зависит от угла наклона предмета, если мы имеем возможность оценить этот угол наклона.

Например, дверь закрытая, приоткрытая и открытая не смотря на то, что ее проекция на сетчатку глаза меняется, воспринимаются нами как одна и та же дверь, а не как три разных двери.

 

 

3. Константность восприятия цвета.

Например, белая рубашка остается белой как на ярком свету, так и в тени.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, а восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств, тем не менее, оно неразрывно связано с мышлением. Каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием и относим к определенному классу. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.

Например, кирпич и блок взывчатки могут выглядеть одинаково, но действия человека при виде этих предметов будут различны.

Швейцарским психологов Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и пр.). Опыты Г. Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.

Восприятие также взаимосвязано с памятью.

 

 

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Приведем несколько примеров. Так, у 2-3 летнего ребенка константность восприятия еще очень не совершенна: воспринимаемая величина предметов уменьшается с их удаленность, но к 10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого. У ребенка окружающие его предметы не сохраняют постоянных отношений и константных характеристик, т.е. постоянство размера, веса, объема. Предметность у него тоже выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он еще как бы слит с миром внешних объектов.

Свойство осмысленности, которое включает в себя мыслительную операцию обобщения, также изменяется в процессе индивидуального развития. Это хорошо иллюстрируется на примере людей, слепых от рождения и обретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт обобщение зрительных объектов. По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства с помощью осязания по системе Брайля, не трудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова.

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные особенности в восприятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.111 с.)