Место психологии в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место психологии в системе наук



Кратко вопрос о месте психологии в пространстве научного зна­ния можно сформулировать следующим образом: что заимствует психология от дру­гих наук? Что дает психология другим наукам?

Одна из идей О. Конта (1839-1843), изложенная им в «Курсе позитивной фи­лософии», состоит в том, что все науки находятся друг с другом в тесной связи, пропорционально устройству своего пред­мета. Так, биологические науки, согласно Конту, ищут более сложные закономерности, чем физические, поскольку объекты биологии, не­сомненно являясь и физическими объектами, обладают гораздо боль­шей степенью сложности и, соответственно, качественно иной специ­фикой. По этой же причине и социальные науки, как и открываемое ими знание, стоят выше, чем биологические или физические. Сам Конт не указал места психологии в своей классификации, но можно предположить, что в зависимости от выбранного исследователем ва­рианта понимания ведущей детерминации психология принадлежит или к кругу биологических, или к кругу социальных наук.

Если обратиться к более далекой истории, то междисциплинар­ный статус психологии оказывается еще более высоким. Так, Платон разделяет виды наук в соответствии с психическими функциями че­ловека: диалектика (логическое рассуждение), физика (чувственное познание, ощущение и восприятие) и этика (воля и стремление). Та­ким образом, психология, по Платону, становится «королевой наук», обосновывающей саму возможность их существования. Психология занимает центральное место и в трех влиятельных современных клас­сификациях наук, которые мы рассмотрим ниже.

В рамках нелинейной объектно-ориентированной классифика­ции наук Б.М. Кедрова (1965) психология представляет собой «свя­зующее звено» между вершинами так называемого «треугольника наук», в вершинах которого располагаются философские науки (гносеология, диалектика, этика, логика и т.д.), социальные науки (социология, история, культурология и т.д.), естественные науки (физика, биология, химия, математика и т.д.). Сутью данной классификации является отражение предметного и методического родства между различными научны­ми дисциплинами. Психология находится в тесном родстве с естествен­ными науками преимущественно в отношении метода построения исследования (например, прообразом психологического эксперимента в психологии сознания В. Вундта был физиологический экс­перимент), во взаимодействии с социальными науками по матери­алу исследований (психологи используют, например, данные этно­графии и лингвистики для построения оригинальных концепций) и по предмету – с философскими науками, так как область мышле­ния сама по себе является предметом диалектики и логики.

По мнению Ж. Пиаже (1966), совокупность наук может быть рассмотрена как некий континуум, в котором к одному из полюсов будут тяготеть науки, которые призваны координировать общую структуру познавательной деятельности человека (философия, математика, логика), а к другому те, что определяются специфиче­скими особенностями познаваемых объектов (физика, химия, биоло­гия). Психология, по словам Пиаже, занимает «ключевую позицию в системе наук», так как именно через нее вся система наук приоб­ретает свою замкнутость и целостность. Психология отвечает на вопрос, как человек познает мир, а все остальные науки - как опи­сывающие абстрактные правила познания, так и распространяющие эти правила на предметный мир - являются конкретным воплоще­нием познания. Другими словами, психология опосреду­ет понимание деятельности по реализации принципов абстрактных наук на материале наук специальных и процесс ассимиляции данных, полученных в рамках специальных наук, - науками абст­рактными.

Нобелевский лауреат Г. Саймон разделяет весь корпус современ­ных наук на науки о «естественном» и науки об «искусственном». В науки о «естественном» объединяются те науки, предметом которых являются области действительности, генетически не связанные с деятельностью человека (физика, химия, геология и т.д.). В науки об «искусственном» объединяются науки, предметом которых высту­пают области действительности, возникновение которых является результатом человеческой деятельности (компьютерные науки, социология, история, искусствознание и т.д.). При данной класси­фикации психология выполняет пограничную, связующую роль между различными группами дисциплин. С одной стороны, психи­ка является одним из природных феноменов, с другой стороны, пси­хика порождается в деятельности и тем самым превращается в ходе развития человечества во все более - «искусственный» объект и, на­конец, сама психика действует как производящая сила, создающая и поддерживающая всю сферу «искусственного».

В практическом плане наиболее очевидна взаимосвязь психо­логии со смежными дисциплинами, с которыми она во многом пе­ресекается. Такое взаимопроникновение можно проследить на при­мере «пограничных» отраслей психологии, или междисциплинар­ных специальных отраслей психологии. Активный взаимный обмен данными исследований и объяснительными схемами происходит у психологии с социологией, историей, культурологией, лингвисти­кой, компьютерными науками, нейрофизиологией, этологией и ге­нетикой.

Современная психология носит не только плюралистичный, но и многоотраслевой характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, которая изучает универсаль­ные закономерности функционирования психики, и специальные отрасли психологии. При этом фундаментальные специальные от­расли психологии концентрируются на том или ином аспекте пси­хики: нейропсихология, дифференциальная психология, соци­альная психология и т.д. А междисциплинарные специальные отрас­ли разворачиваются на границах психологического знания и областей других наук, например такие, как психофизиология, пси­холингвистика, психогенетика.

Особое место среди отраслей психологии занимает теоре­тическая психология. Предметом теоретической психологии является ее категориальный строй (рис. 5), основные объяснительные принципы, ключевые проблемы, решавшиеся на протяжении исторического пути развития психологической науки. Общая психология включает в себя четыре основных раздела: об­щетеоретический (вопросы возникновения и функций психическо­го), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи, психология воображения), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психоло­гия воли) и психологию личности.

Центральная проблема междисциплинарных отношений психологии с другими науками (и, прежде всего, с философией), а точнее вопрос о том, что такое объяснение в психологии, тесно связана с проблемой метода на­учного познания. Этим вопросом занимается философия, и, в час­тности, логика.

Относительно того, что есть научное познание в психологии, су­ществуют разные позиции. Одна из них состоит в том, что задача психолога заключается исключи­тельно в добывании, накоплении и описании фактов, - так назы­ваемая позиция эмпиризма, т.е. приоритета чисто опытного зна­ния. Следующие поколения на этой основе построят адекватную психологическую теорию. Например, в ходе подготовки и запуска первого человека в космос, решались технические вопросы жиз­необеспечения первого космонавта, заодно проводились и некото­рые психофизиологические исследования - записи ЭЭГ и т.д. Материал был получен просто уникальный. Но что с ним сдела­ли? Эти записи положили в шкаф, и они там долгое время и лежали, потому что не было сформулировано никакой гипо­тезы, т.е. вопрос не был задан. Потом появились новые задачи. Позиция эмпиризма на уровне практики, к сожа­лению, весьма распространена.

В процессе анализа соотношения психологии и философии может сложиться иллюзорное впечатление, что, по крайней мере, некоторые разделы психологии, например связанные с эмпирическими ис­следованиями, «свободны» от философии. В част­ности, приверженцы одной из философских систем - так называ­емой философии позитивизма - считают, что научное познание не должно выходить за пределы непосредственно на­блюдаемого и фиксируемого. Исследователь не свободен от философии, он неосознанно, стихийно разделяет определенную фило­софскую позицию. Так, позитивисты, отри­цающие необходимость всякого объяснения, в соответствии с которым психолог должен ограничиваться исключительно описа­нием реальности, не могут породить ника­кого теоретического знания, а это не позволяет ни истолковывать, ни предвидеть деятельность и поступки человека.

Среди сторонников перехода на уровень объяснений существует разное понимание объяснения в психологии. Например, одни считают, что объясне­ние сводит психо­логическую реальность к другой - непсихологической, т.е. к фи­зиологии, математике, социологии и т.п. Такой способ объяснения называется редукционизмом, что означает сведение одного явле­ния к другому (чаще всего - к более простому, иногда - к более сложному).

Основы иного, нередукционистского, подхода заложили в отечественной науке Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. За­порожец.

В ходе развития психологии сложились междисциплинарные отношения, появились отрасли психологической науки. В названиях большинства из них - психофизиология, психолингвистика, соци­альная психология, инженерная психология, педагогическая психология - отражено, о каких междисциплинарных отношени­ях в данной сфере идет речь. Важно заметить, что эти отношения непросты.

Общая психология, изучение которой начинается в рамках настоящего курса, призвана быть основной, фундаментальной дисциплиной в системе психологического знания, а это значит, что она должна обобщать накопленные знания в различных отраслях и быть осно­вой для разработок в каждой конкретной области.

В настоящее время принято выделять три основных объясни­тельных принципа научного познания, опираясь на которые наука способна адекватно теоретически отражать свой предмет (рис. 6).

Принцип детерминизма (от лат. determinare - определять). Со­гласно принципу детерминизма все явления взаимосвязаны и вза­имообусловлены закономерным образом, существуют факторы, определяющие происхожде­ние и функционирование, содержание и выражение психического. Принцип детерминизма в психологии не может быть сведен к ме­ханистической причинности. Нельзя утверждать, что человек по­ступает тем или иным образом только под воздействием внешней причины, так как свобода воли является одним из важнейших атрибутов человеческого существа. При этом не следует отождествлять свободу и произвол (в этом случае человек был бы вовсе не прозра­чен для познания, и психология утратила бы всякий смысл).

Сво­бода предполагает неоднозначное соответствие между воздействи­ем и поступком или переживанием человека, допускает возмож­ность выбора. В книге «Доктор и душа» известный представитель гуманистической психологии Виктор Франкл пишет: «Свобода оз­начает свободу относительно трех вещей: 1) инстинктов, 2) врож­денных диспозиций и 3) среды... Исследования показали, как высо­ка степень человеческой свободы в отношении наследственности. Из пары идентичных близнецов один стал ловким преступником, в то время как его брат - искусным криминалистом. Оба родились умными, смышлеными, изобретательными, но эти свойства сами по себе не обусловливают развития ни порока, ни добродетели. Что же касается среды, то мы знаем, что не она делает человека и что все зависит от того, что человек делает с ней, от его установки по отно­шению к ней... В концентрационных лагерях (в 1942-1945 гг. доктор Франкл был узником концлагеря Освенцим) мы были свидетелями того, как в одинаковой ситуации один че­ловек дегенерировал, в то время как другой вел себя как святой». СЛ. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма (специ­ально для психологии) в более строгой форме: «Эффект воздей­ствия одного явления на другое зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано». Другими словами, «внешние причины дей­ствуют через систему внутренних условий», т.е. действительность обусловливает психическую жизнь опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта.

Большинство психологов принимают гипотезу о существовании не только причинного детерминизма, который преломляется через систему внутренних (прежде всего личностных) особенностей субъекта, но и целевого детерминизма. В таком случае еще отсут­ствующая в реальности цель способна определять психическую жизнь человека. Конечно, под словом «цель» носители различных парадигм подразумевают совершенно разное. Так, например, гума­нистические психологи говорят о «самоактуализации», к которой стремится человек, в то время как последователи деятельностного подхода имеют в виду предвосхищение результата конкретной пред­метной деятельности.

Принцип развития. Согласно принципу развития, в связи с тем что имеет место необратимое, направленное, разворачивающееся не только в пространстве, но и во времени закономерное из­менение материальных и идеальных объектов, то и познание сущ­ности психического явления требует раскрытия «его истории» (условий и причин возникновения, а также факторов и форм его преобразования). Развитие может быть прогрессивным (улучше­ние, усложнение, совершенствование) или регрессивным (ухуд­шение, упрощение, деградация) и носить как эволюционный, так и революционный характер. Результатом развития психики явля­ется возникновение ее качественно новых состояний, что фикси­руется в структурных изменениях. Так, например, в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского описывается транс­формация натуральной психики ребенка в культурную. Теория происхождения и развития психики в филогенезе А.Н. Леонтьева прослеживает становление психики от чувствительности примитивных живых существ к сознанию и са­мосознанию человека.

Принцип системности. Согласно принципу системности слож­ные объекты (к которым, безусловно, относится психика) долж­ны анализироваться как системы. Система - это «совокупность компонентов, обладающих генетической общностью, отношения между которыми носят характер взаимодействия для обеспече­ния определенного взаимоотношения с миром». В психологии можно говорить о системах разного уровня (психика как целост­ная система, мотивационная система личности, система памяти и т.д.), каждая из которых является подсистемой в рамках более сложной системы и, в свою очередь, представляет собой вышеле­жащий уровень для более простых систем. Вышележащие уровни системы определяют функционирование нижележащих. Та­ким образом, хотя в некоторых случаях бывает удобно говорить об изолированном психическом процессе или функции (напри­мер, восприятии), всегда следует учитывать системный, целост­ный характер психики.

Общая психология решает проблему взаимоотношения психического и физического. Какова взаимосвязь между психическим и физическим? Этот вопрос имеет решающее значение для определения предмета психологии. Возможны два плана рас­смотрения данной проблемы: 1) какова вообще взаимосвязь между психикой и объективной, материальной действительностью? и 2) каковы отношения между пси­хическими и физиологическими процессами собственно в отдельном организме?

На первый вопрос следует ответить следующим образом: психика является высшей ступенью развития материи; вначале ей предшествует та форма движения материи, которая ограничивается исключительно физико-химическими процессами, за ней следует более сложная форма развития материи, лежащая в основе процес­сов жизни. Следовательно, генетически психика представляет собой одну из ступе­ней развития объективной действительности, материи.

Каково отношение между психикой и объективной действительностью, одной из ступеней развития которой она является? На этот вопрос окончательный ответ дает теория отражения. Реальная материальная действительность путем так называе­мых «органов чувств» действует на мозг и вызывает психические процессы, прежде всего - ощущение и восприятие, представляющие собой, в свою очередь, субъек­тивные образы действительности. Однако следует помнить, что ошибочно представ­лять эти образы в виде зеркального отображения реальности. Психическое является не пассивным, а активным отражением объективной действительности, а правиль­ного отражения человек достигает в процессе активного воздействия на объективную действительность.

Для психологии имеет особое значение вопрос об отношении между психичес­ким и физическим внутри самого организма, или, иначе, вопрос о соотношении психических и физиологических процессов. Следует исходить из того, что психичес­кое и физиологическое являются формами движения материи, а потому между ними не может быть пропасти.

Это не означает, что они не отличаются друг от друга, что между ними существуют отношения тождества. Отождествление психических и фи­зиологических процессов является такой же ошибкой, как и попытка их полного отрыва друг от друга. В действительности психика характеризуется определенными специфическими свойствами, и, несмотря на то, что она основывается на опреде­ленных физиологических процессах, она ни в коей мере не исчерпывается ими. «Несомненно, что когда-нибудь мы экспериментально сможем "свести" мышление к молекулярным и химическим движениям в мозге, но разве этим будет исчерпана сущность мышления?» - спрашивает Энгельс.

Таким образом, между психическим и физиологическим, между психикой и телом не существует ни пропасти, ни тождества. Между ними надо предполагать су­ществование диалектического единства. Такое решение психофизической проблемы полностью освобождает нас от тех непреодолимых трудностей, которые сопутствуют попыткам ее решения с позиций дуализма.

Характер этих трудностей легко увидеть, обратившись к рассмотрению так называемых «теории психофизического параллелизма» и «теории взаимодействия психического и физического» - двух основных теорий, пытающихся разрешить пси­хофизическую проблему с дуалистической точки зрения.

А. Психофизический параллелизм. Исходя из дуалистического подхода, если меж­ду психическим и физическим нет ничего общего, если между ними существует про­пасть, преодолеть которую невозможно, и если, следовательно, физическое не мо­жет оказать никакого влияния на психическое, то тогда ясно, что все происходящее в психике должно быть объяснено психическими причинами, а в физической дей­ствительности - физическими. Но чем тогда объяснить тот факт, что психические и физические явления часто протекают так, будто вызывают друг друга? Почему между ними существует совершенно определенное соответствие? Например, чтобы увидеть нечто, оно должно физически существовать, воздействовать на орган зрения и вызы­вать в нем физиологические процессы. Без этого был бы невозможен психический процесс - восприятие. Другие примеры не нужны - настолько очевиден факт вза­имного соответствия психического и физического, или физиологического.

Для объяснения этого явления у дуалистической теории оставался лишь один выход: факт соответствия невозможно было отрицать, но поскольку исключается воз­действие физического на психическое, это соответствие либо предопределено Богом, как считал Лейбниц, либо осуществляется само по себе, автоматически. Когда в фи­зической действительности происходит что-либо, именно в это время, совершенно параллельно, в психике происходит соответствующее ему явление. Между психичес­ким и физическим не существует причинная связь, есть только параллелизм. В этом состоит основная идея так называемого «психофизического параллелизма».

Факт связи между психическим и физическим этой теорией не отрицается. Но она вынуждена или полностью отказаться от его объяснения, или же обратиться к понятию Бога. Психофизический параллелизм представляет собой яркую иллюстра­цию бессилия дуализма.

Б. Теория взаимодействия. Ничем не лучше выглядит вторая теория, согласно которой психическое и физическое представляют собой два противостоящих друг другу, отличных по существу ряда явлений. Однако, несмотря на это, между ними все же существует определенная взаимосвязь - они оказывают влияние друг на друга, то есть причиной того или иного физиологического процесса может оказаться психоло­гический процесс и, наоборот, физиологический процесс может вызвать психологи­ческое явление. Однако совершенно непонятно, как могут воздействовать друг на друга два существенно различных ряда явлений. Если бы это было так, то ни о каком научном исследовании не могло быть и речи, поскольку если, например, встанет вопрос о причине того или иного физического явления, можно будет сослаться на психическую сферу, не исследуя физическую действительность, что равносильно отрицанию физической закономерности.

Отрасли науки отражают процесс её внутренней дифференциации, течения и школы в психологии с ними не следует смешивать. Отрасли психологии можно классифицировать по различ­ным основаниям: по сферам и видам деятельности - психоло­гия труда, политическая, экономическая, социальная, спортив­ная, медицинская, педагогическая, юридическая психология, психология религии, искусства, авиационная, инженерная и дру­гие; по объекту и специфике развития - психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая пси­хология), детская и возрастная психология, патопсихология.

Дифференциация психологии отвечает, прежде всего, прак­тическим задачам, стоящим перед наукой. Каждая из отраслей психологии имеет свои специфические задачи. Например, общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психо­логическом обосновании педагогической деятельности; возрастная психология нацелена на создание теории психического раз­вития человека в онтогенезе. Фундаментальные специальные отрасли психологии и междисциплинарные специальные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппа­рат общей психологии и основываются на допущениях и законах функционирования психики, сформулированных в ее рам­ках. Знания, накопленные общей психологией и преломленные че­рез более конкретную проблематику фундаментальных специальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии. По­следние, в свою очередь, обогащают общую психологию новыми проблемами и результатами, стимулирующими приращение фундаментального знания.           

Прикладные отрасли психологи позиционируются в связи с конкретными сферами деятельности психологов-практиков (под­бор персонала, консультирование, имиджмейкерство, реклама, со­здание комфортных условий на производстве, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.). Так, например, психотерапевт использует в своей практике общие знания о познавательных про­цессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень фундаментальной специальной отрасли психологии) и из психофизиологии (уровень междисцип­линарной специальной отрасли психологии). Совокупность при­кладных отраслей психологии отражает области предметной дея­тельности людей, в которых признано значение психологического фактора. С каждым годом потребность общества в квалифициро­ванных прикладных психологах растет, и конкретные сферы при­ложения теоретических знаний становятся все более разнообраз­ными. Отдельной областью профессиональной деятельности психологов является популяризация психологических знаний, по­вышение психологической культуры населения. В обобщённом виде взаимодействие различных отраслей внутри психологической науки представлено.

Теперь очертим круг проблем, которыми занима­ются фундаментальные специальные отрасли психологии. Критери­ем их выделения является акцент на одном из аспектов целостного функционирования и развития психики. Нейропсихология - отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов выс­ших психических функций на материале локальных поражений го­ловного мозга. Патопсихология - отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях, связанных с психическими или соматическими заболеваниями. Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных возрастных групп.

Фундаментальные специальные отрасли психологии: нейропсихология, пато-психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология, психосемантика, генетическая психология, зоопсихология, этнопсихология.

Междисциплинарные специальные отрасли психологии: психофармакология, психолингвистика, психофизиология, психогенетика, психосоматика, историческая психология.

К прикладным отраслям психологии относятся: психология спорта, психология рекламы, психология торговли, космическая психология, юридическая психология, медицинская психология, авиационная психология, педагогическая психология, инженерная психология, психология управления, психодиагностика, психотерапия, психология искусства, психология пропаганды, психология пруда, политическая психология, психология семьи, психология религии, психология творчества.

Дифференциальная психология - отрасль психо­логии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности. Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности социально обусловленного поведения и дея­тельности людей. Психосемантика - область психологии, изуча­ющая генезис, функционирование и строение индивидуальной си­стемы значений. Генетическая психология - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики в онтогенезе. Зоопси­хология - отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономер­ности функционирования психики животных. Этнопсихология - отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных этнических групп.

Обратимся далее к области интересов междисциплинарных спе­циальных отраслей психологии. Психофармакология - отрасль пси­хологии, возникшая на стыке фармакологии и психологии, изуча­ющая воздействие на психику фармакологических средств, среди которых особое место занимают психотропные средства. Психолин­гвистика - дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи структурой языка, которая формируется на стыке психологии и лингвистики. Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направлен­ных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Психогенетика - пограничная с генетикой область пси­хологии, задачей которой является выяснение роли наследственно­сти (генотипа) в формировании индивидуальных психологических особенностей. Психосоматика - отрасль психологии на стыке с ме­дициной, занимающаяся изучением влияния психологических фак­торов на возникновение и течение ряда заболеваний. Историческая психология - отрасль психологии, ставящая перед собой задачу ре­конструкции психики людей, живших в предшествующие эпохи, строится на стыке психологии, истории, культурологии.

В заключение перечислим несколько прикладных отраслей пси­хологии.

Психология спорта - отрасль психологии, изучающая зако­номерности функционирования психики человека в условиях спортивной деятельности. Психология рекламы - отрасль психоло­гии, изучающая явления и закономерности воздействия рекламных сообщений на психику и поведение потребителей. Космическая психология - отрасль психологии, изучающая явления и закономерно­сти психической жизни людей в условиях подготовки и осуществ­ления космических полетов. Юридическая психология - отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участи­ем в правовой деятельности. Медицинская психология - отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением медицинских манипуля­ций и пребыванием в медицинских учреждениях. Авиационная пси­хология - отрасль психологии, изучающая явления и закономерно­сти психической жизни людей, связанные с профессиональной де­ятельностью в сфере авиации. Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая закономерности усвоения индивидом соци­ального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности. Экологическая психология - отрасль психологии, которая занимает­ся изучением наиболее эффективных способов улучшения психо­логических условий жизни человека в населенных пунктах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.023 с.)