Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития психологии
В истории любой науки следует выделять условно два периода: донаучный и собственно научный период развития. До того момента, когда наука заявляет о своем рождении, идет длительный процесс накопления знаний в рамках других наук и в житейском опыте. Предшествующий период играет большую роль в подготовке категориальной и методологической базы любой науки. Обращение к прошлому науки может осуществляться с двух различных позиций. Позиция антикваризма (перевод. - древний) предполагает введение научного факта в контекст эпохи, выяснение того, как то или иное явление трактовалось самим автором научного открытия. Позиция презентизма (перевод. - настоящее время) заключается в соотнесении исторического источника с современными знаниями об описанном в нем факте. Например, Р. Декарт объясняет механизм воздействия внешних стимулов на наши органы чувств с помощью термина «животные духи». Историк науки, стоящий на позиции антикваризма, исследовал бы фрагмент, который включает такого рода описания с точки зрения господствовавших во времена Декарта метафизических представлений. Презентист, напротив, обнаружил бы в данной модели несомненное сходство с учением о нервном импульсе как носителе сенсорной информации. Таким образом, антикваристская исследовательская позиция стремится объяснить, почему сложилась та или иная научная теория, в то время как презентистская исследовательская позиция позволяет понять значение и место рассматриваемой концепции в современной науке. Творческое взаимопроникновение обеих позиций дает возможность истории науки не только увидеть «временную развертку» динамики представлений о предмете исследования, столкновении идей, преодолении заблуждений, смену круга проблем и объяснительных принципов, но и предвидеть следующий этап развития науки. «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем», - писал С.Л. Рубинштейн. Психология оформилась в самостоятельную научную дисциплину сравнительно недавно. В строгом смысле история психологии насчитывает не более полутора веков. Но стремление к познанию своего душевного мира сопровождает человека на всем пути его исторического развития.
Научные психологические знания в течение длительного времени вызревали в недрах других наук, прежде всего философии и физиологии. Многие ученые наращивали объем психологического знания, являясь при этом представителями иных дисциплин. «Концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества», - пишет М.Г. Ярошевский. Вместе с тем знания, которые изначально позиционировались как психологические, спустя определенное время оказывались весьма далекими по содержанию от того, что сегодня принято включать в круг психологического знания. По мнению М.Г. Ярошевского, задачи истории науки сводятся к: 1) изучению внутренних закономерностей смены категорий, понятий и методического аппарата науки; 2) выявлению зависимости процессов порождения, восприятия и передачи знаний от «социального запроса», характерного для того времени, когда ученый разрабатывал свои идеи; 3) реконструкции личностной неповторимости (мотивов, картины мира, стиля мышления, черт характера, способностей и т.д.) ученых прошлого. Первая из трех задач реализуется преимущественно в презентистском типе анализа, вторая – в антикваристском, третья требует смешанного типа анализа. Использование этих двух линий изучения развития научной мысли задает положение предмета истории психологии в системе трех координат: историологической (М. Г. Ярошевский), социальной и личностной. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществлялось в несколько этапов. Рассмотрим основные определения психологии, соответствующие основным этапам ее развития. I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа. На первом этапе представления о психике носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Он изложил свои идеи в трактате «О душе». Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Уже в период античности душа представлялась Эмпедоклом как смешение четырех элементов, а Алкмеон головной мозг рассматривал как орган души. На втором этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Человек, согласно его теории,- машина и объяснить его поведение можно на основе механистической модели. Он заложил основы детерминистской концепции поведения человека. Его концепция человека дуалистична. Декарта считают основателем антропопсихизма. Именно Декарту принадлежит высказывание «Я мыслю - значит, я существую». Жюльен Ламетри, французский философ, врач, за свои произведения был приговорён к смертной казни, но бежал в Пруссию. Был атеистом. Основные психологические идеи Ламетри: основа любого познания- ощущения; психика – атрибут материи; превосходство человека над животными связано с образованием и воспитанием и др.. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека. У Гельвеция наиболее известны труды «Об уме» и «О человеке». Дэвид Юм, английскийфилософи историк, признавал реальным лишь существование чувственного опыта, который ограничивался потоком впечатлений. Вопрос о том, существует объективный мир или нет, он считал неразрешимым. В основе познания лежат ассоциации между впечатлениями. Опыт человека может быть лишь вероятным, но не истинным. Ассоциации лежат и в основе восприятия своего «Я», а каково оно – неизвестно. Ассоциации бывают правильные и неправильные. Пьер Кабанис – французский философ и просветитель, считал, что мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью. Выделял три уровня поведения: рефлекторное, полусознательное и сознательное. При нарушении регуляции поведения на более высоком уровне, его функции берёт на себя более низкий. Ощущения связаны с мозгом, который синтезирует их, образуя мысли и идеи. Его соотечественник Этьен Кондильяк считал ощущения единственным источником познания, а психические функции - ощущениями в различных превращениях. Все знания человека приобретаются опытным путём. Ещё одна его идея: человеку трудно наблюдать всё, что происходит в нём самом (высказывается идея о наличии неосознаваемых явлений). Основные труды: «Трактат об ощущениях», «Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достоинства».
На третьем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека. На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества. Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористский (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.), когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер, они связаны с такими именами как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на десятилетия. В 60-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.
Лекция 2.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.011 с.) |