Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теоретические направления и концепции психологии
ВОПРОСЫ: Психология сознания Психоанализ Бихевиоризм Когнитивная психология Гештальтпсихология Гуманистическая психология Становление отечественной психологии Основные понятия: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология, самоактуализация, культурно-историческая психология, интериоризация, экстериоризация.
Общее представление о развитии психологических идей, о вкладах учёных в науку до ее рождения представлено в таблицах рис. 1. Мы же подробнее остановимся в этой лекции на основных направлениях развития психологии как самостоятельной науки. Обособление новой науки от смежных дисциплин предполагает формулировку научных программ и создание научных направлений и школ. Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально; другие - либо вовсе не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию. Направления и научные школы в психологии приобретают специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики. «...Фундаментальное понятие... первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предопределяет характер единства отдельных дисциплин, а через это - способ объяснения фактов, главный объяснительный принцип науки» (Выготский Л.С.). Со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе все другие категории и понятия, оформляя тем самым особое научное направление.
Психология сознания
Тенденция абсолютизации отдельных категорий проявилась в психологии в самом начале оформления ее в качестве самостоятельной науки, в процессе поиска своего предмета исследования. Психология как наука начала свой путь с первой психологической лаборатории, открытой В. Вундтом в 1879 г. в университете г. Лейпцига в Германии. Там же в 1881 г. был учрежден институт экспериментальной психологии. Вундт в качестве предмета исследования объявил сознание. Категория сознания стала центральной в его психологической теории. Но необходимо подчеркнуть, что для В.Вундта в сознании выражалось существо психологии человека; он исследовал не просто сознание, а человека, обладающего сознанием..
Право психологии на существование как самостоятельной науки обосновал В.Вундт (1832-1920) принципиальным отличием ее от других наук. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью самого сознания. Он считал, что психология имеет определенное преимущество перед другими науками: объекты ее исследования даны ей непосредственно, открываются самому человеку в ощущениях, представлениях и переживаниях. Поэтому психология может исследовать свой предмет непосредственно, «на себе», в интроспекции, т.е. самонаблюдении. Основной задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования. Описание всех видов чувствований укладывается в трёхмерное пространство, которое состоит из координатных осей удовольствия-неудовольствия, напряжения-разрядки и возбуждения-успокоения. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция представляет собой активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов. Вундт считал, что сложные психические функции изучать с помощью методов физиологической психологии невозможно. Однако уже спустя несколько лет методология Вундта была распространена Г.Эббингаузом на исследования явлений памяти.
Взгляды В.Вундта на предмет психологии разделял американский психолог Э. Титченер (1867-1927) - создатель структурной психологии. Предметом психологии он также полагал сознание, но уже как совокупность субъективных процессов, протекающих в течение всей жизни человека. Задача психологии состоит в анализе структуры, морфологии сознания, в разложении его на элементарные процессы, В конечном счете, в качестве элементарных процессов сознания для Э. Титченера выступали ощущения, а само сознание предстало как их совокупность, «мозаика». Он настаивал также на исследовании «чистого содержания сознания» методом аналитической интроспекции. Результатом атомистического подхода стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список из 44000 элементарных ощущений. Австрийский философ Ф. Брентано (1838-1917) выдвинул программу построения психологии, в центре которой стояло понятие «интенционального акта сознания». Предметом психологии провозглашалось не содержание и структуру сознания, а акт сознания как интенция или активность сознания. Сознание понималось как активное начало, направленное на объект, оно всегда есть сознание предмета. Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сосредоточились на проблеме мышления. У последователя Брентано К. Штумпфа на первый план в объяснении сознания выступило понятие функции, с помощью которой сознание осуществляет свой интенциональный акт. Из учений об интенциональном акте и функции сознания в США выросло и оформилось особое направление в психологии - функционализм. Предтечей этого направления был В.Джеймс (1842-1910). Оставаясь в рамках психологии сознания с ее субъективным методом, он рассматривал сознание как особую биологическую функцию, как инструмент приспособления человека к среде. В функционализме роль сознания сводилась к оценке меры успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей. Джеймс использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений, поэтому аналитическая интроспекция теряла в его концепции эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело место в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мёртвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии, по Джеймсу, в изучении приспособительной функции сознания. Сознание – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввёл «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внёс огромный вклад в психологию личности, психологию эмоций, психологию внимания, психологию памяти. Его учебник «Основы психологии» (1890) до сих пор не утратил своей актуальности для психологов. Исследовать сознание человека - значит ответить на вопрос, как оно позволяет человеку познавать окружающий мир, посредством каких операций оно обеспечивает решение жизненных задач. В функционализме психическое служит достижению практически полезных целей человека, выполняет приспособительные функции. Сознание рассматривается как промежуточный приспособительный механизм между организмом и средой.
Таким образом, исторически первой проекцией психологической реальности человека, предметом научной психологии выступило сознание. Предметом психологии стали любые проявления сознания. Различные варианты исследования сознания составили так называемую субъективную, или интроспективную, психологию. Психология сознания вызвала к жизни много споров, в результате которых возникли другие школы и направления современной психологии. С особой программой построения психологии выступил отечественный ученый И.М.Сеченов. Главной категорией, которую И.М.Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятие рефлекса. Он разработал рефлекторную теорию психического, согласно которой психические процессы (восприятие, память, мышление и т.д.), высшие акты сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса. Учение И.М.Сеченова о психическом представляет собой образец естественнонаучного способа объяснения психических актов, в том числе и сознания.
Психоанализ
В особой проекции предстает человек в психоанализе как учении о бессознательной психике или психологии бессознательного. Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1856-1939). Это направление называют также его именем - фрейдизмом. Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, был зафиксирован ещё в монадологии Г. Лейбница. З.Фрейд шел к своему пониманию психологии человека от естествознания и медицины: он имел большую практику лечения больных с функциональными нарушениями психики, главным образом невротиков. Медицинская практика позволила ему разработать психологическую концепцию природы неврозов и их лечения, которая стала основой психоаналитической теории и метода. Согласно представлениям З.Фрейда, невротическая болезнь развивается в результате действия вытесненных из сознания травмирующих переживаний («ущемленных аффектов»), которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг - аффективный комплекс. Задача психотерапии заключается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность. В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов - анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний и т.д. Все эти методы предполагают активную работу психолога, так как полученный в них материал лишь основа для анализа. Отсюда название метода и в целом концепции - психоанализ. Созданный первоначально как метод лечения истерических неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З.Фрейдом на объяснение нормальной психической жизни людей.
Ядро психоанализа как нового психологического направления составило учение о бессознательном. Человеческая психология стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами - влечениями, инстинктами. Основными из них являются сексуальное влечение и влечение к смерти. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль. Оно выступало как глашатай бессознательного. Представляя собой сферу сосредоточения влечений, вытесненных переживаний, бессознательное управляет поведением человека. Поэтому часто человек не может дать адекватного объяснения своим поступкам или объясняет их, не понимая подлинных побудителей своего поведения. Фрейд считал, что только через «сбои» в работе психики можно проникнуть в сферу бессознательного, которая и составляла область его интересов. Он предложил трёхкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно»- это сфера неосознаваемых влечений человека, которые представляют собой сочетание двух базовых психических «энергий»: экспансивных (Эрос) и разрушительных (Танатос). Эти две энергии, называемые Фрейдом «инстинктом жизни» и «инстинктом смерти», стараются реализовать себя не взирая ни на какие внешние обстоятельства. «Сверх-Я»- это своеобразное отражение социального мира в психике человека. Содержание сферы «Сверх-Я» составляют моральные запреты, нормы социального общежития, религиозные установки. Если «Оно» рождается вместе с ребёнком, то «Сверх-Я» развивается постепенно путём воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. Эти образования пребывают в постоянном напряжённом конфликте, который отражает конфликт общества и индивида, живущего в нём и ограничивающего себя во многих желаниях. Ни «Оно», ни «Сверх-Я» не проявляют себя непосредственно, объективность их существования проявляется через «Я», то есть через сознание в некотором смысле. «Я» ребёнка слабо и живёт по установлениям «Оно», поэтому ребёнок эгоистичен, зол и капризен, но со временем, сталкиваясь с противодействием взрослых, «Я» осваивает средства для адаптации в социальном мире, начинает существовать по «принципу реальности». Основными орудиями этой адаптации являются «механизмы психологической защиты», которые помогают обуздать «Оно» и направить его в «мирное русло». «Я» испытывает давление и «Оно» (желания, вспышки агрессии, невротические симптомы и т.д.) и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога и т.д.). Фрейд считал, что гармоничная личность максимально овладевает умениями сдерживать порывы «Оно» за счёт усиления функции сознания. Фрейд также предложил свою концепцию развития личности и описал её проблемы на каждом из этапов становления.
Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. Объясняется это тем, что в психоанализе на первый план выдвигались вопросы, которые затрагивали реальные жизненные нужды и проблемы людей, а главное - предлагались ответы на них. В психоанализе психическая жизнь человека предстала сложной, организованной, расчлененной, динамичной. Психоанализ давал свое истолкование важнейшей сфере человеческой жизни - сексуальной, что кардинально отличало его от других течений в психологии. Широкое признание у специалистов получила практика психоанализа, построенная на использовании методов и техник, созданных при лечении функциональных расстройств психики и опирающихся на реальные психологические механизмы. Отправным положением в работе психоаналитика-практика признается наличие конфликта между сознанием и бессознательным, вытеснение травмирующих переживаний в сферу бессознательного, освобождение личности от травмирующих переживаний через осознание вытесненных влечений Однако уже с момента объявления своей научной программы и до сего дня фрейдизм подвергается серьезной критике. Критикуются основные постулаты учения психоанализа (роль сексуальных влечений, бессознательного начала в поведении человека), способы обоснования концептуальных положений (широкое привлечение в качестве объяснения умозрительных конструкций, художественных образов, метафор и т.п.); произвольность в толковании проявлений бессознательного (содержания снов, ошибочные действия и т.д.), указывается на биологизацию и натурализацию человеческой психологии. Завершающим этапом развития психоанализа стало превращение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на все сферы человеческой культуры.. Среди учеников Фрейда, преобразовавших его концепцию, особо выделяют А. Адлера (1870-1937) и К.Г. Юнга (1875-1961). В рамках психоанализа сформировался ряд направлений (рис. 2).
Бихевиоризм
Бихевиоризм (от англ. bеhаvioг - поведение) - это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Понятно, что в случае с животным не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об интроспекции как способе постижения реальности психического. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э. Торндайка (1874-1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что «награды» оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем «наказания». Учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе (хотя его работы были переведены на английский язык только в конце 1920-х гг.) и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева (1857—1927) также оказали значительное влияние на формирование «психологии без сознания». Однако настоящим отцом бихевиоризма считается Дж. Уотсон (1878-1958), который в 1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии - в создании средств для контроля над поведением. «С точки зрения бихевиоризма, - писал он, - подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти». Поведение в качестве предмета психологии декларировалось как альтернатива психологии сознания. Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией {знаменитое S - R). То, что психологи прежде называли «сознанием», также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление - это речь минус звук). В центр интересов Дж. Уотсона сразу стала педагогика. Он полагал, что правильное воспитание, т.е. выработка полезных сочетаний стимулов и реакций, может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. В историю вошло экспериментальное исследование Уотсона по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Испытуемым в данном эксперименте стал сын одной из сотрудниц Уотсона — маленький Альберт. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»). Таким образом, Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм, курение, антисоциальные поступки) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившиеся в детстве. Он говорил: «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессий и расы их предков». Образование человека есть образование условных реакций. Основной проблемой бихевиоризма становится приобретение человеком навыков и научение; к ним сводится все богатство внутреннего мира человека. Последователи Уотсона значительно смягчили безапелляционный характер его концепции. Например, Э. Газри (1886—1959) ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реакции. Б. Скиннер (1904—1990) разделил классический (пассивный) рефлекс И.П. Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения. Подкрепление - необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимание, мышление. Например, восприятие, с его точки зрения, есть особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением такого поведения является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений. В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить предмет бихевиористской психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э. Толмен (1886— 1959) пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных». В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний — прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. Он ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных. Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Другими словами, она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху (например, направо — налево — налево — направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений. В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттер. Рассмотренное выше направление психологии в разное время подвергалось критике. «Для бихевиориста, - пишет известный психолог-гуманист К. Роджерс, - человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях, вести себя сообразно обстоятельствам». В приведенной цитате содержится достаточно точная оценка бихевиоризма.
Когнитивная психология
Против бихевиористских представлений о человеке выступила и когнитивная психология, которая как научная школа оформилась в США в середине 60-х гг. Видным представителем ее является У.Найссер. Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы - восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер. Когнитивная психология накопила уникальный и разнообразный фактический материал, который существенно дополняет и уточняет закономерности, выявленные ранее в психологии. В частности, был сделан вывод об уровневой организации познавательной деятельности по переработке, хранению и использованию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, переработка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако предлагаемые ею объяснительные модели когнитивных процессов далеки от реальной жизни человека. «Изучение процессов переработки информации, - пишет теоретик когнитивной психологии У.Найссер, - становится все более распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе применение за пределами лаборатории». Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отношении является точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».
Гештальтпсихология
Критическое отношение к пониманию предмета, проблем, объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, привело к возникновению на рубеже 1Х-XX в.в. особого направления - гештальтпсихологии. Видными ее представителями являются М.Вертгеймер (1880-1944), В.Келлер (1887-1967), К.Коффка (1886-1941), К.Левин (1890-1947). В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты и сами основания, и метод психологии сознания - атомизм психического, интроспекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным. Основным положением новой школы в психологии стало утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, в принципе невыводимые из образующих гештальт компонентов и несводимые к ним. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны. Гештальтпсихология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Целостность психологических структур стала главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии. Методом же стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей. При этом предлагалось занять позицию «наивного, неподготовленного» наблюдателя, не имеющего заранее выработанного представления о строении психических явлений. Многочисленные и тонкие экспериментальные исследования, проведенные гештальтпсихологами преимущественно на процессах восприятия и мышления, доказали, что действительно психические образования обладают первичной целостностью. В исследованиях восприятия был выявлен ряд других законов гештальта: «фигуры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение), принцип «хорошей формы» и т.п. (рис. 3). Исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации. Результаты экспериментов выявили активность субъекта, структурирующего дискретные события и придающего им смысл. Вместе с тем явление целостности психических образований относится не только к восприятию и мышлению. Гештальтпсихология утверждала, что сам человек есть часть целого, особого «психологического» поля, но такая часть, которая сама характеризуется целостностью. В рамках гештальтпсихологии К.Левиным специально разрабатывалась динамическая теория личности. Предметом его исследований стали потребности, аффекты (эмоции), воля. К.Левин полагал, что базовые потребности лежат в основе поведения человека. Образование и реализация потребности происходит в актуальной жизненной ситуации или в психологическом поле. Именно «поле» обусловливает мотивационную силу предмета потребности: он получает положительно или отрицательно заряженную валентность, побуждая и направляя поведение индивида, понять которое можно лишь анализируя психологическое поле, в котором он находится в данный момент времени. К.Левин ввел в психологический оборот целый ряд широко используемых понятий, таких, как «временная перспектива», «квазипотребность», «целевая структура», «уровень притязаний», «поиск успеха и стремление избежать неудачи» и др. Им была разработана особая геометрическая модель для описания векторов движения субъекта в психологическом поле, критически оцененная в психологии как формально-динамическая. Оценивая гештальтпсихологию как научную школу, необходимо отметить, что здесь был, по сути впервые, раскрыт принцип целостности при изучении психологии человека, свой взгляд на ее предмет, методы и объяснительные схемы. В рамках школы были разработаны оригинальные исследовательские методики, получены уникальные факты, которые легли в основу особого направления практической психологии - гештальттерапии. Гуманистическая психология
В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманистическая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. С самого начала своего возникновения она противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и редукционистские подходы к человеку. Гуманистическая психология представляет собой комплексную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Г. Олпорт, Г.А.Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс (1902-1987), А. Маслоу (1908-1970), Р. Мей, В. Франкл (1905-1997). Гуманистическая психология уходит корнями как в гуманитарные, так и естественные науки. Особое значение придается философии и литературе. Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенциализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Предметом исследования гуманистической психологии является уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. В качестве основных проблем выделяются проблемы саморегуляции, самоосуществления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к науке о человеке. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, и считает его способным управлять собственным развитием. Для гуманистической, психологии изучение конкретного человека, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций, характерна также ориентация на изучение сложившихся форм поведения человека. Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психологии является видение целостной природы психической жизни человека. Гуманистическая психология создала новый подход в практике консультирования и психотерапии, оказала влияние на практику воспитания, психологию производственных отношений, на разрешение межличностных политических конфликтов. Большой вклад в создание практики психологического консультирования и терапии внес К. Роджерс. Он разработал личностно-ориентированную психотерапию, получившую название «клиент-центрированной терапии», где в качестве ключевого понятия в терапии используется понятие «встреча». Концепция групповой терапии К. Роджерса содержит веру в рост личности, ориентирует членов группы на свободное выражение своих чувств, на принятие чувств других. Встреча в группе строится таким образом, что обратившийся за помощью подводится терапевтом к принятию на себя ответственности за решение своих жизненных проблем. Этому способствует теплая эмоциональная атмосфера общения, заинтересованное, эмпатическое слушание, установление близких межличностных отношений. Представления об уникальности личности гуманистическая психология реализует в практике обучения и воспитания. Критикуя существующую научно обоснованную педагогическую практику, А. Маслоу указывал, что «99% того, что написано по так называемой теории научения, просто неприменимо к развивающемуся человеческому существу». Негативную оценку современному образованию дает видный представитель современной гуманистической психологии Т. Грининг: «Традиционное образование с его переполненными учебными классами, формализмом и обезличенностью учебного процесса ориентировано исключительно на подготовку производителей материальных ценностей и формирует людей, которые должны заполнить заранее предназначенные для них «ячейки» в обществе. Такое образование уже давно стало тормозом, мешающим эффективно развиваться новому типу обучения, и, следовательно, воспитывать человека во всей полноте его уникальности и своеобразия, его возможностей активно и творчески учиться на всех возрастных этапах». Гуманистическая психология выступает в качестве мировоззренческой и практической основы педагогики, которая исходит из идеи самоактуализации личности, раскрытия творческих возможностей каждого человека, использования творческих форм групповой работы, апеллирует к духовным ценностям, поиску смысла бытия, настаивает на необходимости учета уникальности каждого учащегося в процессе обучения. Приоритет в таком обучении отдается собственному движению учащихся в знании, переживанию радости открытия нового знания, ценности межличностных взаимоотношений в процессе обучения, а не техникам эффективного управления учебной работой. Идеи гуманистической психологии представляются многим одним из наиболее перспективных направлений современной науки о человеке. Основные положения и принципы гуманистической психологии представлены на рис. 4 и 5. Как и любая наука, психология переживала периоды кризиса, в результате которых появлялись новые концепции (рис. 6 - 7).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.046 с.) |