Основные теоретические направления и концепции психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические направления и концепции психологии



ВОПРОСЫ:

Психология сознания

Психоанализ

Бихевиоризм

Когнитивная психология

Гештальтпсихология

Гуманистическая психология

Становление отечественной психологии

Основные понятия: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология, самоактуализация, культурно-историческая психология, интериоризация, экстериоризация.

 

Общее представление о развитии психологических идей, о вкладах учёных в науку до ее рождения представлено в таблицах рис. 1. Мы же подробнее остановимся в этой лекции на основных направлениях развития психологии как самостоятельной науки. Обособление новой науки от смежных дисциплин предполагает формулировку научных программ и создание научных направлений и школ.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объясни­тельным схемам. Психологическая реальность человека предста­ет в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально; другие - либо вовсе не изучаются, ли­бо получают слишком узкую интерпретацию.

Направления и научные школы в психологии приобретают специфику через выделение центральной категории, по­средством которой объясняются основные проявления психики. «...Фундаментальное понятие... первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предо­пределяет характер единства отдельных дисциплин, а через это - способ объяснения фактов, главный объяснительный принцип науки» (Выготский Л.С.). Со временем та или иная кате­гория абсолютизируется, превращается в объяснительный прин­цип, подчиняет себе все другие категории и понятия, оформляя тем самым особое научное направление.

 

Психология сознания

 

Тенденция абсолютизации отдельных категорий проявилась в психологии в самом начале оформления ее в качестве самостоятельной науки, в процессе поиска своего предмета исследования. Психология как наука начала свой путь с первой психологической лаборатории, открытой В. Вундтом в 1879 г. в университете г. Лейпцига в Германии. Там же в 1881 г. был учрежден институт экспериментальной психологии. Вундт в качестве предмета исследования объявил сознание. Категория сознания стала централь­ной в его психологической теории. Но необходимо подчеркнуть, что для В.Вундта в сознании выражалось существо психологии че­ловека; он исследовал не просто созна­ние, а человека, обладающего сознанием..

Право психологии на существование как самостоятельной науки обосновал В.Вундт (1832-1920) принципиальным отличи­ем ее от других наук. В психологии че­ловек одновременно является и субъек­том, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с по­мощью самого сознания. Он считал, что психология имеет определенное пре­имущество перед другими науками: объекты ее исследования даны ей непосредственно, открываются самому человеку в ощуще­ниях, представлениях и переживаниях. Поэтому психология мо­жет исследовать свой предмет непосредственно, «на себе», в ин­троспекции, т.е. самонаблюдении.

Основной задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования. Описание всех видов чувствований укладывается в трёхмерное пространство, которое состоит из координатных осей удовольствия-неудовольствия, напряжения-разрядки и возбуждения-успокоения. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция представляет собой активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов.

Вундт считал, что сложные психические функции изучать с помощью методов физиологической психологии невозможно. Однако уже спустя несколько лет методология Вундта была распространена Г.Эббингаузом на исследования явлений памяти.

Взгляды В.Вундта на предмет психологии разделял амери­канский психолог Э. Титченер (1867-1927) - создатель структурной психоло­гии. Предметом психологии он также полагал сознание, но уже как совокуп­ность субъективных процессов, проте­кающих в течение всей жизни человека. Задача психологии состоит в анализе структуры, морфологии сознания, в разложении его на элемен­тарные процессы, В конечном счете, в качестве элементарных процессов сознания для Э. Титченера выступали ощущения, а са­мо сознание предстало как их совокупность, «мозаика». Он на­стаивал также на исследовании «чистого содержания сознания» методом аналитической интроспекции. Результатом атомистического подхода стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список из 44000 элементарных ощущений.

Австрийский философ Ф. Брентано (1838-1917) выдвинул программу по­строения психологии, в центре которой стояло понятие «интенционального акта сознания». Предметом психологии провозглашалось не содер­жание и структуру сознания, а акт сознания как интенция или активность сознания. Сознание понималось как активное на­чало, направленное на объект, оно все­гда есть сознание предмета.

Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сосредоточились на проблеме мышления.

У последователя Брентано К. Штумпфа на первый план в объяснении созна­ния выступило понятие функции, с помо­щью которой сознание осуществляет свой интенциональный акт. Из учений об интенциональном акте и функции сознания в США выросло и оформилось особое направление в психо­логии - функционализм. Предтечей этого направления был В.Джеймс (1842-1910). Оставаясь в рамках психологии сознания с ее субъек­тивным методом, он рассматривал соз­нание как особую биологическую функ­цию, как инструмент приспособления человека к среде. В функционализме роль сознания сводилась к оценке меры успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей. Джеймс использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений, поэтому аналитическая интроспекция теряла в его концепции эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело место в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мёртвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии, по Джеймсу, в изучении приспособительной функции сознания. Сознание – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввёл «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внёс огромный вклад в психологию личности, психологию эмоций, психологию внимания, психологию памяти. Его учебник «Основы психологии» (1890) до сих пор не утратил своей актуальности для психологов.

Исследовать сознание человека - значит ответить на во­прос, как оно позволяет человеку познавать окружающий мир, посредством каких операций оно обеспечивает решение жизнен­ных задач. В функционализме психическое служит достижению практически полезных целей человека, выполняет приспособи­тельные функции. Сознание рассматривается как промежуточ­ный приспособительный механизм между организмом и средой.

Таким образом, исторически первой проекцией психологи­ческой реальности человека, предметом научной психологии вы­ступило сознание. Предметом психологии стали любые про­явления сознания. Различные варианты исследования сознания составили так называемую субъективную, или интроспективную, психологию.

Психология сознания вызвала к жизни много споров, в результате которых возникли другие школы и направления современной психологии.

С особой программой построения психологии выступил оте­чественный ученый И.М.Сеченов. Главной категорией, которую И.М.Сеченов положил в основу созда­ваемой им психологии, явилось поня­тие рефлекса. Он разработал рефлек­торную теорию психического, согласно которой психические процессы (вос­приятие, память, мышление и т.д.), высшие акты сознания и личности раз­ворачиваются по механизму физиоло­гического рефлекса.

Учение И.М.Сеченова о психическом представляет собой об­разец естественнонаучного способа объяснения психических ак­тов, в том числе и сознания.

 

Психоанализ

 

 В особой проекции предстает человек в психоанализе как учении о бессознательной психике или психологии бессознательного. Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1856-1939). Это направление называют также его именем - фрейдизмом. Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, был зафиксирован ещё в монадологии Г. Лейбница. З.Фрейд шел к своему пониманию психологии человека от естествознания и медицины: он имел большую практику лечения больных с функциональными нарушениями психики, главным обра­зом невротиков. Медицинская практика позволила ему разработать психологи­ческую концепцию природы неврозов и их лечения, которая стала основой психо­аналитической теории и метода.

Согласно представлениям З.Фрей­да, невротическая болезнь развивается в результате действия вытесненных из сознания травмирующих переживаний («ущемленных аффек­тов»), которые образуют в сфере бессознательного сильно заря­женный очаг - аффективный комплекс. Задача психотерапии за­ключается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность.

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бес­сознательных аффективных комплексов - анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний и т.д. Все эти методы предполагают активную ра­боту психолога, так как полученный в них материал лишь основа для анализа. Отсюда название метода и в целом кон­цепции - психоанализ. Созданный первоначально как метод ле­чения истерических неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З.Фрейдом на объяснение нормаль­ной психической жизни людей.

Ядро психоанализа как нового психологического направле­ния составило учение о бессознательном. Человеческая психоло­гия стала истолковываться как обуслов­ленная бессознательными, иррацио­нальными силами - влечениями, ин­стинктами. Основными из них являют­ся сексуальное влечение и влечение к смерти. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль. Оно выступало как глашатай бес­сознательного. Представляя собой сферу сосредоточения влечений, вытесненных переживаний, бессознательное управляет по­ведением человека. Поэтому часто человек не может дать адек­ватного объяснения своим поступкам или объясняет их, не по­нимая подлинных побудителей своего поведения.

Фрейд считал, что только через «сбои» в работе психики можно проникнуть в сферу бессознательного, которая и составляла область его интересов. Он предложил трёхкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно»- это сфера неосознаваемых влечений человека, которые представляют собой сочетание двух базовых психических «энергий»: экспансивных (Эрос) и разрушительных (Танатос). Эти две энергии, называемые Фрейдом «инстинктом жизни» и «инстинктом смерти», стараются реализовать себя не взирая ни на какие внешние обстоятельства. «Сверх-Я»- это своеобразное отражение социального мира в психике человека. Содержание сферы «Сверх-Я» составляют моральные запреты, нормы социального общежития, религиозные установки. Если «Оно» рождается вместе с ребёнком, то «Сверх-Я» развивается постепенно путём воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. Эти образования пребывают в постоянном напряжённом конфликте, который отражает конфликт общества и индивида, живущего в нём и ограничивающего себя во многих желаниях. Ни «Оно», ни «Сверх-Я» не проявляют себя непосредственно, объективность их существования проявляется через «Я», то есть через сознание в некотором смысле.

«Я» ребёнка слабо и живёт по установлениям «Оно», поэтому ребёнок эгоистичен, зол и капризен, но со временем, сталкиваясь с противодействием взрослых, «Я» осваивает средства для адаптации в социальном мире, начинает существовать по «принципу реальности». Основными орудиями этой адаптации являются «механизмы психологической защиты», которые помогают обуздать «Оно» и направить его в «мирное русло». «Я» испытывает давление и «Оно» (желания, вспышки агрессии, невротические симптомы и т.д.) и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога и т.д.). Фрейд считал, что гармоничная личность максимально овладевает умениями сдерживать порывы «Оно» за счёт усиления функции сознания. Фрейд также предложил свою концепцию развития личности и описал её проблемы на каждом из этапов становления.

Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. Объясняется это тем, что в психоанализе на первый план выдвигались вопросы, которые затрагивали реальные жиз­ненные нужды и проблемы людей, а главное - предлагались от­веты на них. В психоанализе психическая жизнь человека пред­стала сложной, организованной, расчлененной, динамичной. Психоанализ давал свое истолкование важнейшей сфере челове­ческой жизни - сексуальной, что кардинально отличало его от других течений в психологии.

Широкое признание у специалистов получила практика психоанализа, построенная на использовании методов и техник, созданных при лечении функциональных расстройств психики и опирающихся на реальные психологические механизмы. Отправ­ным положением в работе психоаналитика-практика признается наличие конфликта между сознанием и бессознательным, вытес­нение травмирующих переживаний в сферу бессознательного, освобождение личности от травмирующих переживаний через осознание вытесненных влечений

Однако уже с момента объявления своей научной програм­мы и до сего дня фрейдизм подвергается серьезной критике. Критикуются основные постулаты учения психоанализа (роль сексуальных влечений, бессознательного начала в поведении че­ловека), способы обоснования концептуальных положений (ши­рокое привлечение в качестве объяснения умозрительных конст­рукций, художественных образов, метафор и т.п.); произволь­ность в толковании проявлений бессознательного (содержания снов, ошибочные действия и т.д.), указывается на биологизацию и натурализацию человеческой психологии.

Завершающим этапом развития психоанализа стало превра­щение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на че­ловеческую природу, но и на все сферы человеческой культуры..

 Среди учеников Фрейда, преобразовавших его концепцию, особо выделяют А. Адлера (1870-1937) и К.Г. Юнга (1875-1961).

 В рамках психоанализа сформировался ряд направлений (рис. 2).

 

Бихевиоризм

 

Бихевиоризм (от англ. bеhаvioг - поведение) - это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Понятно, что в случае с живот­ным не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об ин­троспекции как способе постижения реальности психического. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э. Торндайка (1874-1949), который, основываясь на изуче­нии поведения кошек, сформулировал два основных «закона науче­ния». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются дей­ствия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различ­ных форм поведения. При этом Торндайк считал, что «награды» ока­зываются более эффективными регуляторами поведения, чем «на­казания».

Учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе (хотя его работы были переведены на английский язык только в конце 1920-х гг.) и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева (1857—1927) также оказали значительное влияние на формирова­ние «психологии без сознания». Однако настоящим отцом бихеви­оризма считается Дж. Уотсон (1878-1958), который в 1913 г. вы­ступил с манифестом нового направления в психологии под назва­нием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующих­ся в физической и социальной среде. Цель психологии - в создании средств для контроля над поведением. «С точки зрения бихевиоризма, - пи­сал он, - подлинным предметом пси­хологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти». Поведение в качестве предмета психоло­гии декларировалось как альтернатива психологии сознания. Бихевиоризм ис­ключил сознание из психологии, хотя нали­чие сознания у человека не отрицалось.

 Основным механизмом по­ведения является связь между стимулом и реакцией {знаменитое S - R). То, что психологи прежде называли «сознанием», также яв­ляется поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление - это речь минус звук).

В центр интересов Дж. Уотсона сразу стала педагогика. Он полагал, что правильное воспитание, т.е. выработка полезных сочетаний стимулов и реакций, может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. В историю вошло экспериментальное исследование Уотсона по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Испытуемым в данном эксперименте стал сын одной из сотрудниц Уотсона — маленький Альберт. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие пред­меты (это явление получило название «генерализации»). Таким об­разом, Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм, курение, антисоциальные поступки) име­ют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившиеся в детстве. Он говорил: «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возь­мусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способ­ностей, а также профессий и расы их предков». Образование человека есть образование условных реакций. Основной пробле­мой бихевиоризма становится приобретение человеком навы­ков и научение; к ним сводится все богатство внутреннего мира человека.

Последователи Уотсона значительно смягчили безапелляцион­ный характер его концепции. Например, Э. Газри (1886—1959) ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реак­ции. Б. Скиннер (1904—1990) разделил классический (пассивный) рефлекс И.П. Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения. Подкрепление - необходимое следствие действия, которое выпол­няет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимание, мышление. Например, восприятие, с его точки зрения, есть особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощу­пывании. Подкреплением такого поведения является усиление дей­ствия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему сим­волических подкреплений.

В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить пред­мет бихевиористской психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э. Толмен (1886— 1959) пришел к выводу о необходимости введения понятия «проме­жуточных переменных». В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных перемен­ных (намерений, ожиданий, знаний — прошлого опыта, зафиксиро­ванного в системе сложившихся реакций), наследственности и воз­раста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.

Он ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения живот­ных. Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где рас­положен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Другими словами, она ориентируется не на последова­тельность движений, которые однажды привели ее к успеху (напри­мер, направо — налево — налево — направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Таким образом, дополне­ния Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений.

В настоящее время модификации бихевиоризма широко распро­странены в американской психологии и представлены прежде все­го теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттер.

Рассмотренное выше направление психологии в разное время подвергалось критике. «Для бихевиориста, - пишет известный психолог-гуманист К. Роджерс, - человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в опре­деленных направлениях, вести себя сообразно обстоятельст­вам». В приведенной цитате содержится достаточно точная оценка бихевиоризма.

 

Когнитивная психология

 

Против бихевиористских представлений о человеке выступи­ла и когнитивная психология, которая как научная школа офор­милась в США в середине 60-х гг. Видным представителем ее яв­ляется У.Найссер.

Согласно основным идеям когнитивной психологии решаю­щую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, со­хранения и использования человеком своих знаний. Предмет ис­следования когнитивной психологии составляют познавательные процессы - восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психо­логии рассматривается как активный преобразователь информа­ции, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер.

Когнитивная психология накопила уникальный и разнооб­разный фактический материал, который существенно дополняет и уточняет закономерности, выявленные ранее в психологии. В частности, был сделан вывод об уровневой организации познава­тельной деятельности по переработке, хранению и использова­нию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал пси­хологической науки такие термины, как информация, переработ­ка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако предлагаемые ею объяснительные модели когнитивных процес­сов далеки от реальной жизни человека. «Изучение процессов переработки информации, - пишет теоретик когнитивной пси­хологии У.Найссер, - становится все более распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе примене­ние за пределами лаборатории».

Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отно­шении является точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».

 

Гештальтпсихология

 

Критическое отношение к пониманию предмета, проблем, объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, привело к возникновению на рубеже 1Х-XX в.в. особого направле­ния - гештальтпсихологии. Видными ее представителями явля­ются М.Вертгеймер (1880-1944), В.Келлер (1887-1967), К.Коффка (1886-1941), К.Левин (1890-1947). В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты и сами ос­нования, и метод психологии сознания - атомизм психического, интроспекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным.

Основным положением новой школы в психологии стало ут­верждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, в принципе невыводимые из об­разующих гештальт компонентов и несводимые к ним. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны.

Гештальтпсихология выступила с новым пониманием предме­та и метода психологии. Целостность психологических структур стала главной проблемой и объясни­тельным принципом в гештальтпсихоло­гии. Методом же стало феноменологи­ческое описание, направленное на непо­средственное и естественное наблюде­ние содержания своего восприятия, сво­его переживания, на выявление в созна­нии образных структур или целостностей. При этом предлага­лось занять позицию «наивного, неподготовленного» наблюдате­ля, не имеющего заранее выработанного представления о строе­нии психических явлений.

Многочисленные и тонкие экспериментальные исследова­ния, проведенные гештальтпсихологами преимущественно на про­цессах восприятия и мышления, доказали, что действительно пси­хические образования обладают первичной целостностью. В иссле­дованиях восприятия был выявлен ряд других законов гештальта: «фигу­ры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражите­ли, а на их соотношение), принцип «хорошей формы» и т.п. (рис. 3). Ис­следования мышления выявили феномен инсайта как мгновен­ного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.

Результаты экспериментов выявили активность субъекта, структури­рующего дискретные события и придающего им смысл. Вме­сте с тем явление целостности психических образований отно­сится не только к восприятию и мышлению. Гештальтпсихология утверждала, что сам человек есть часть целого, особого «пси­хологического» поля, но такая часть, которая сама характеризуется целостностью.

В рамках гештальтпсихологии К.Левиным спе­циально разрабатывалась динамическая теория личности. Предметом его исследо­ваний стали потребности, аффекты (эмоции), воля. К.Левин полагал, что базовые потребности лежат в основе поведения человека. Образование и реализация потребности происходит в актуальной жизненной ситуации или в психологическом поле. Именно «по­ле» обусловливает мотивационную силу предмета потребности: он получает положительно или отрица­тельно заряженную валентность, побуждая и направляя поведение индивида, понять которое можно лишь анализируя пси­хологическое поле, в котором он находится в данный момент времени.

К.Левин ввел в психологический оборот целый ряд широко используемых понятий, таких, как «временная перспектива», «ква­зипотребность», «целевая структура», «уровень притязаний», «поиск успеха и стремление избежать неудачи» и др. Им была разработана особая геометрическая модель для описания векто­ров движения субъекта в психологическом поле, критически оцененная в психологии как формально-динамическая.

Оценивая гештальтпсихологию как научную школу, необхо­димо отметить, что здесь был, по сути впервые, раскрыт прин­цип целостности при изучении психологии человека, свой взгляд на ее предмет, методы и объяснительные схемы. В рамках шко­лы были разработаны оригинальные исследовательские методи­ки, получены уникальные факты, которые легли в основу особо­го направления практической психологии - гештальттерапии.

Гуманистическая психология

 

В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманисти­ческая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. С самого на­чала своего возникновения она противопоставила себя бихевио­ризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и редукционистские подходы к человеку.

Гуманистическая психология представляет собой комплекс­ную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают   Г. Олпорт, Г.А.Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс (1902-1987), А. Маслоу (1908-1970), Р. Мей, В. Франкл (1905-1997).

Гуманистическая психология уходит корнями как в гума­нитарные, так и естественные науки. Особое значение прида­ется философии и литературе. Одной из основ гуманистической психологии ста­ло философское течение экзистенциа­лизма с его ориентированностью на про­блемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смыс­ла существования.

Предметом исследования гуманистической психологии яв­ляется уникальная и неповторимая личность, постоянно сози­дающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирую­щая границы своей субъективной свободы. В качестве основ­ных проблем выделяются проблемы саморегуляции, самоосуще­ствления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к науке о человеке. Гуманистиче­ская психология исходит из положения о том, что человек наде­лен потенциями к непрерывному развитию и реализации твор­ческих возможностей, и считает его способным управлять собст­венным развитием.

Для гуманистической, психологии изучение конкретного челове­ка, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций, характерна также ориентация на изучение сложившихся форм поведения че­ловека. Человек по своей природе активное, творческое сущест­во, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психоло­гии является видение целостной природы психической жизни человека.

Гуманистическая психология создала новый подход в практи­ке консультирования и психотерапии, оказала влияние на практику воспитания, психологию производственных отношений, на раз­решение межличностных политических конфликтов. Большой вклад в создание практики психологического консультирования и терапии внес К. Роджерс. Он разработал личностно-ориентированную психотерапию, получившую название «клиент-центрированной терапии», где в качестве ключе­вого понятия в терапии используется понятие «встреча». Концепция группо­вой терапии К. Роджерса содержит веру в рост личности, ориентирует членов группы на свободное выражение своих чувств, на принятие чувств других.

Встреча в группе строится таким образом, что обратившийся за помощью подводится терапевтом к принятию на себя ответ­ственности за решение своих жизненных проблем. Этому способ­ствует теплая эмоциональная атмосфера общения, заинтересо­ванное, эмпатическое слушание, уста­новление близких межличностных от­ношений.

Представления об уникальности личности гуманистическая психология реализует в практике обучения и вос­питания. Критикуя существующую научно обоснованную педаго­гическую практику, А. Маслоу указывал, что «99% того, что на­писано по так называемой теории научения, просто непримени­мо к развивающемуся человеческому существу».

Негативную оценку современному образованию дает видный представитель современной гуманистической психологии Т. Грининг: «Традиционное образова­ние с его переполненными учебными классами, формализмом и обезличенностью учебного процесса ориентировано исключительно на подготовку произво­дителей материальных ценностей и формирует людей, которые должны запол­нить заранее предназначенные для них «ячейки» в обществе. Такое образование уже давно стало тормозом, мешающим эффективно развиваться новому типу обучения, и, следовательно, воспитывать человека во всей полноте его уникаль­ности и своеобразия, его возможностей активно и творчески учиться на всех возрастных этапах».

Гуманистическая психология выступает в качестве мировоз­зренческой и практической основы педагогики, которая исходит из идеи самоактуализации личности, раскрытия творческих воз­можностей каждого человека, использования творческих форм групповой работы, апеллирует к духовным ценностям, поиску смысла бытия, настаивает на необходимости учета уникальности каждого учащегося в процессе обучения. Приоритет в таком обу­чении отдается собственному движению учащихся в знании, переживанию радости открытия нового знания, ценности межлич­ностных взаимоотношений в процессе обучения, а не техникам эффективного управления учебной работой.

Идеи гуманистической психологии представляются многим одним из наи­более перспективных направлений современной науки о человеке. Основные положения и принципы гуманистической психологии представлены на рис. 4 и 5.

Как и любая наука, психология переживала периоды кризиса, в результате которых появлялись новые концепции (рис. 6 - 7).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.046 с.)