Лекция №4: « Рациональные формы освоения действительности » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №4: « Рациональные формы освоения действительности »



ВОПРОСЫ:

Понятие памяти. Процессы и виды памяти

Воображение и его виды. Особенности творческого и воссоздающего воображения

Характеристика мышления как обобщенного и опосредованного отражения действительности.

 

Основные понятия темы: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, виды воспроизведения, виды памяти, амнезия, мнемотехника, мышление, понимание, целеобразование, рефлексия, формы мышления: понятия, суждения, умозаключения (индукция, дедукция, аналогия); мыслительные опе­рации: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстракция; гибкость, шаблонность, инертность, ригидность и пластичность.

Понятие памяти. Процессы и виды памяти

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Память это не просто психический процесс, но и важнейший компонент всех психических процессов.

Образы внешнего мира в виде ощущений и восприятий никогда не исчезают бесследно, они запечатляются сохраняются и при необходимости воспроизводятся. Человек использует эти знания в своем поведении и деятельности. По сути, усложнение поведения человека стало возможным только за счет накопления опыта и, очевидно такое усложнение было бы невозможным без процессов памяти, которые как раз и формируют наш прошлый опыт.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой, вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии, вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов.

Процессы и виды памяти

Память включает в себя процессы запечатления (запоминания), сохранения и воспоизведения.

Запечатление (запоминание)– это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового опыта (новой информации) путем связывания его с приобретенным ранее. Выделяют непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание – это запоминание прошлого опыта без заранее поставленной цели запомнить, без использования каких-либо приемов запоминания и без проявления волевых усилий.

 

Произвольное запоминание – это запоминание прошлого опыта, при котором человек ставит перед собой цель запомнить некую информацию, использует для этого различные приемы и прикладывает волевые усилия.

Исследованием непроизвольного и произвольного запоминания занимались отечественные психологи П. И, Зинченко и А. А. Смирнов.

Было установлено, что лучше непроизвольно запоминается то, что было предметом активной деятельности человека то, что соотносится с его интересами, зависит от потребностей, мотивов и целей.

Покажем, что запоминание существенно улучшается при активной деятельности на примере экспериментов П. И. Зинченко. Испытуемым предлагалось классифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой кроме предмета было изображено число. После опыта участников просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что все хорошо запомнили предметы, с которыми, они оперировали, что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что их вообще «не видели». В другом опыте надо было разложить эти же карточки по порядку в соответствии с изображенными на них числами. В этом случае все было иначе: хорошо запомнились числа и почти не запомнились картинки.

Материал легче запомнить, если четко сформулировать цель деятельности. Человек, решивший арифметическую задачу, часто не помнит исходных чисел, хотя они были объектами его деятельности, но они входили не в цель, а в способы достижения цели. Если попросить его самого придумать исходные числа для задачи, то, решив ее, он назовет их, не задумываясь.

Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ активная, организованная целью умственная работа. В одном эксперименте студенты были разбиты на четыре группы. В первой – отрывок текста читали 4 раза, во второй – читали 3 раза и 1 раз пересказывали, в третей – 2 раза читали и 2 раза пересказывали, а в четвертой – 1 раз читали и 3 раза пересказывали. Содержание текста лучше всего запомнили студенты четвертой группы и хуже всего – первой.

Непроизвольное и произвольное запоминание имеет и ряд других закономерностей, среди которых можно выделить следующие.

Лучше запоминается начало и конец словесной информации, а середина, как правило, выпадает.

На процессы как непроизвольного, так и произвольного запоминания оказывает влияние эмоциональная окраска слов. Положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а отрицательный – лучше, чем нейтральный. Поэтому, излагая трудный для запоминания материал, полезно сопроводить его своей эмоциональной оценкой. В тоже время, чрезмерно выраженное эмоциональное состояние препятствует полноте запоминания, сужая поле внимания.

Одним из условий успешности произвольного запоминания является установка на его продолжительность. В эксперименте двум группам участников прочли одинаковый отрывок текста. Причем первой группе сказали, что этот отрывок спросят завтра, а второй через – месяц. В действительности предложили рассказать отрывок обеим группам участников через две недели. Оказалось, что испытуемые первой группы отрывок почти забыли, а у испытуемых второй группы отрывок сохранился в памяти значительно лучше.

В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. Важную роль среди механизмов запоминания играет повторение.

Приемы произвольного запоминания, основанные не на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале, а на привнесении извне искусственных связей в запоминаемый материал называются мнемотехническими.

Мнемотехника – это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию. Например, общеизвестен способ запоминания цветов спектра – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Очень часто используют такой способ запоминания как запоминание через что-то (узелок на память). Например, человек может нарисовать на руке крестик, который впоследствии, попадаясь ему на глаза, выполняет функцию напоминателя, т.е. он используется как своеобразное средство запоминания.

При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно обеспечивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.

По степени осмысления запоминаемого материала выделяют механическое и логическое запоминание.

Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т.д.

Логическое запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Доказано, что логическое запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание не экономно, так как требует большого количества повторений.

От организации запечатления зависит успешность использования информации.

Сохранение – это процесс памяти, который состоит в удержании следов прошлого опыта. Во время сохранения с информацией могут произойти изменения. Забывание – это обратная сторона сохранения.

Немецкий ученый Г. Эббингауз, который занимался изучение запоминания бессмысленных трехбуквенных слогов, установил, что в первый час после заучивания забывается 60% всей полученной информации, а через 6 дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Следует отметить, что забывание – это не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающего механизма. Забывание позволяет предохранить нашу память от чрезмерной перегрузки.

Воспроизведение – это процесс памяти, состоящий в актуализации следов прошлого опыта. Различают несколько видов воспроизведения:

· Узнавание – это воспроизведение информации при ее повторном предъявлении, как правило, сопровождается эмоциональными реакциями.

· Припоминание – это воспроизведение, которое характеризуется необходимостью активного поиска следов прошлого опыта. Внешне можно видеть, предпринимаемые человеком усилия.

· Собственно воспроизведение – это свободная актуализация информации.

· Воспоминание (историческая память) – это актуализация событий давнего прошлого.

Виды памяти

Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.

 

 

Генетическая память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития, врожденные формы видового поведения (инстинкты), а также некую предрасположенность к социальным нормам поведения.

Генетическая память дает возможность сохранять постоянные тенденции к целесообразному поведению.

Наследственная информация храниться в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), состоящих из длинных свернутых в спирали цепей. Молекулы ДНК очень устойчивы к повреждающим факторам и способны к исправлению некоторых своих повреждений, что обеспечивает надежность наследственной информации.

Даже если инстинктивное поведение нецелесообразно оно все равно будет воспроизводиться. Это ограничение генетической памяти.

Прижизненная память – это хранилище информации, полученной индивидом с момента рождения до смерти. Содержание этого вида памяти зависит от конкретного индивида, от внешних условий его существования.

Хранилищем этого вида памяти являются молекулы РНК, они очень изменчивы и поэтому могут удержать невероятное количество кодов информации.

Особый вид памяти – импринтинг (или раннее запечатление) является промежуточным между генетической и прижизненной памятью.

Изучением импринтинга занимался английский этолог К. Лоренц. Он выводил утят в инкубаторе и регулярно выпускал их на прогулку. Как показали исследования К. Лоренца, утята начинают двигаться за первым, попавшим в их поле зрения движущимся объектом (за мячиком от пинг-понга, за заводной игрушкой, за человеком и т.д.). В природе первый движущийся объект, который видят утята – это мама-утка.

Ярким примером может служить эпизод, рассказанный К. Лоренцем. Он импринтировал утят на свои полосатые брюки и они не соглашались отправляться к водоему, если экспериментатор был в другой одежде. Для того, чтобы утята шли за ним и не потеряли его в густой траве, Лоренцу приходилось передвигаться на корточках, чтобы большая поверхность брюк была видна утятам, и непрерывно крякать. «Когда я вдруг взглянул в верх, -  пишет он, - то увидел над оградой сада ряд мертвенно бледных лиц: группа туристов стояла за заборам и со страхом таращила глаза в мою сторону. И неудивительно! Они могли видеть толстого человека с бородой, который тащился, скорчившись в виде восьмерки, вдоль луга, то и дело оглядывался и крякал, а утята были скрыты от глаз изумленной толпы высокой весенней травой».

Импринтинг это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. Запечатлевание заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи с конкретным объектом внешней среды.

Импринтинг позволяет фиксировать отличительные признаки родителей, животных жертв, врагов, признаки местности, а также сохранять в памяти некоторые поведенческие акты (например, отношения родителей между собой, отношение с родителями и др.). Импринтинг осуществляется без внешнего подкрепления в особый критический или сензитивный период. Импинтинг существует не только у животных, но и у человека. У птенцов сензитивный период для импринтинга – 12 часов после рождения; у обезьян – 20-40 день жизни; у человека – от рождения до 6 месяцев.

Ребенок способен неосознанно запоминать все то, что происходит вокруг него, и затем именно эти воспоминания позволяют ему каким-то особым образом строить свое поведение в течение всей жизни.

Прижизненную память по содержанию запоминаемого материала делят на двигательную, образную, эмоциональную и словесно-логическую.

Двигательная память (моторная) – это память на различные движения и их последовательность.

Этот вид памяти обнаруживается очень рано и лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков, которые есть у каждого человека (навыки ходьбы, письма, работы на компьютере, вождения машины и др.).

Достигая полного развития раньше, чем другие виды, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у остальных ведущую роль играют другие виды памяти.

Эмоциональная память (аффективная) – это память на эмоциональные состояния. Появляется эмоциональная память также как и двигательная довольно рано.

Особенности эмоциональной памяти – в быстроте формирования следов, особой их прочности, непроизвольности (формируется независимо от воли человека) и часто в неосознанности (человек может не отдавать себе отчета в том, что у него есть какие-то следы эмоциональной памяти). Эмоциональная память, даже если ее содержание не осознается, жестко регулирует поведение человека. Этот вид памяти наиболее изучен в психоанализе.

Несмотря на то, что эмоциональная память очень прочная не всегда можно положиться на ее надежность.

Образная память – это память на психические образы. Этот вид памяти подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

Особенностью этого вида памяти является то, что в процессе хранения с запечатленным образом происходят определенные изменения. Среди них наиболее часто встречается упрощение (опускание деталей) и некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры. 

Образная память плохо поддается произвольному управлению. Этот вид памяти характерен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. У подростков и взрослых людей, как правило, преобладает словесно-логический вид памяти. Однако есть профессии, где необходимо иметь развитую образную память.

Словесно-логическая память – это память на мысли, т.е. этот вид памяти тесно связан с речью. Так как, речь полностью формируется к 12-13 годам, то словесно-логическая память появляется в подростковом возрасте.

У взрослого словесно-логическая память становиться ведущей, т.к. это наиболее надежный вид памяти. Однако и при этом виде памяти возможны искажения.

Прижизненную память на основе длительности хранения информации делят на сенсорную, кратковременную, промежуточную и долговременную.

Сенсорная (или мгновенная память) позволяет на очень короткое время, до 1 сек. сохранить образ очень полной детализированной картины мира, затем этот образ тускнеет и исчезает.

Этот вид памяти необходим, чтобы обеспечить слитное восприятие картины мира. Дело в том, что глаза человека не все время открыты, он время от времени мигает. Сенсорная память как раз и сохраняет образ окружающего мира на то мгновение, пока глаза человека закрыты.

Зрительную сенсорную память по-другому называют иконической памятью, слуховую сенсорную память – эконической.

Сенсорная память формируется пассивно, не зависимо от воли человека, и на нее нельзя воздействовать. Однако есть люди, у которых существует способность сохранения полных детализированных образов не в течение 1 секунды, а в течение нескольких минут. Если у человека от рождения есть такое свойство, то это может использоваться в профессиональной деятельности. Например, у некоторых художников развита иконическая память.

В основе формирования следа сенсорной памяти лежат электро- химические изменения, а не электро-физиологические, т.е. в самой структуре клетки никаких изменений не происходит.

Кратковременная память. Сенсорная память превращается в кратковременную тогда, когда на запоминаемую информацию направлено внимание.

Главная особенность кратковременной памяти ее малый объем.

V = 7 ± 2 ед.

Единица памяти это величина не абсолютная, а относительная. Это значит, что не зависимо от того какую информацию человек запоминает (цифры, буквы, слоги, слова, предложения, геометрические фигуры и др.), он может запомнить от 5 до 9 элементов.

Объем кратковременной памяти трудно поддается развитию и не выходит за пределы указанных чисел, но его можно увеличивать за счет укрупнения единиц.

Информация в кратковременной памяти может храниться примерно в течение часа, это так называемый период консолидации следов прошлого опыта. За это время в клетках мозга должны произойти или накопиться структурные изменения, которые обеспечат хранение этой информации на протяжении более длительного времени.

Поскольку объем кратковременной памяти ограничен, а в течение дня человек получает огромное количество информации и сразу решить вся ли она будет ему нужна не может, то из кратковременной памяти информация поступает в промежуточную.

Промежуточная (буферная) память – это память, в которой информация храниться в течение нескольких часов, до того времени пока у человека появится возможность ее переработать.

Важной особенностью промежуточной памяти является следующее: если в течение нескольких суток она не очищается, то организм принудительно отключается от приема информации из внешнего мира. Процессы очищения промежуточной памяти происходят в основном во сне, и, вероятно, этим в значительной степени, по мнению Р. М. Грановской определяется его специфика и назначение.

Таким образом, становится понятным, что если дети делают домашнее задание за счет ночного сна, то на следующий день они становятся не способными усваивать новою информацию, так как их промежуточная память перегружена.

Долговременная память – это хранилище информации на протяжении длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Существует два вида кратковременной памяти.

1. Долговременная память с произвольным доступом;

2. Долговременная память без произвольного доступа.

В первом виде долговременной памяти информация храниться в обобщенном, систематизированном виде. При желании человек может вспомнить то, что храниться в памяти и воспроизвести.

Во втором виде долговременной памяти информация храниться в первозданном не переработанном виде, чаще всего в виде психических образов. Просто так, по желанию человек не может воспроизвести информацию, хранящуюся таким образом, для этого необходимо особое стечение обстоятельств.

Например, Р. М. Грановская описывает историю неграмотной женщины, жившей в XVIII веке, которая заболела лихорадкой и в бреду заговорила на греческом, латинском и древнееврейском языках. Врач, лечивший ее, был очень удивлен и произвел расследование. Он установил, что еще девочкой эта женщина жила у пастора, который любил читать вслух книги на этих языках. Разыскали даже те места в его книгах, которые в бреду цитировала больная, они были там специально помечены.

Из-за того, что существует долговременная память без произвольного доступа, считается, что человек запоминает все то, что с ним произошло.

Обучаясь в течение всей жизни различным способам организации информации, человек тем самым как бы повышает ее доступность.

Прижизненную память по характеру целей деятельности делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память – это такое запоминание и воспроизведение прошлого опыта, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи.

Мнемическая задача – это задача, направленная на запоминание и воспроизведение прошлого опыта.

Произвольная память – это такое запоминание и воспроизведение прошлого опыта, при котором человек ставит себе цель запомнить, использует для этого различные средства и прикладывает волевые усилия.

 

Индивидуальные особенности и развитие памяти

К индивидуальным различиям памяти относятся следующие количественные характеристики: объем, быстрота, точность, длительность и готовность к использованию, сохраненной информации.

Объем  – это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. В качестве показателя объема памяти используют количество запомненных единиц информации.

Быстрота – характеризует способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.

Точность  – отражает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Длительность – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Готовность – это одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека (и его сознания) всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

Качественные различия памяти касаются как доминирования отдельных видов памяти, так и их функционирования.

Выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и различные их сочетания.

Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему лучше опираться на зрительные образы. У другого преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Есть люди, которые обладают феноменальной памятью. Например, отечественный психолог А. Р. Лурия, описывает в свой книге «Маленькая книжка о большой памяти», уникальную память человека по фамилии Шеришевский, который мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него было комплексное, синтетическое восприятие. Образы – зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные – сливались для него в единое целое. Шеришевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и цвет.

В многолетнем исследовании А. Р. Лурия выявил не только сильные, но и слабые стороны интеллектуальной деятельности Шеришевского. Поскольку каждое слово, порождало у него яркий образ, это приводило к затруднению понимания любого читаемого текста. Помимо этого у него было сильно затруднено обобщение. Вот пример, демонстрирующий слабые стороны феноменальной памяти. Шеришевскому прочитали длинный ряд слов и попросили его воспроизвести. С этим он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в данном ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие в аудитории зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово (тиф), а Шеришевскому потребовалось целых 2 минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, что в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все, заданные списком слова.

Развитие памяти

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые происходят с ней по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

 П. П. Блонский считал, что онтогенитическое развитие памяти повторяет филогенетическое. С его точки зрения, виды памяти, выделяемые по содержанию запоминаемого материала (двигательная, аффективная, образная, словесно-логическая) можно считать стадиями ее развития.

Л. С. Выготский рассматривал филогенетическое и онтогенетическое развитие памяти как совершенствование средств запоминания и установление более прочных связей с другими познавательными процессами. Л. С. Выготский показал, что формирование произвольной памяти происходит у ребенка с помощью опосредующей функции речи в процессе взаимодействия со взрослыми. Произвольная память формируется сначала как внешнее действие с использованием предметов, затем действие становится внутренним и подчиняется самоинструкции, тогда память превращается в опосредованную. Исторически ранние формы произвольной памяти связаны с запоминанием одних предметов через другие.

Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провел А. Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, что непосредственное запоминание с возрастом постепенно замещается опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала.

Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов и т. д.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания ведущая роль принадлежит речи.

 На основе исследований А. Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания, изображенную на рис.5.3, которая получила название «параллелограмм развития памяти».

 2.Воображение и его виды. Особенности творческого

И воссоздающего воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятель­ности человека играет воображение. (VII)

Воображение - это психический процесс создания нового в форме об­раза, представления или идеи.

Процесс воображения свойственен только человеку и является необхо­димым условием его трудовой деятельности.

В чем назначение воображения? Первое и очень важное назначение во­ображения не только в том, что оно позволяет предвидеть результат, ко­нечный продукт труда до его начала, но также все промежуточные продукты. Следовательно, воображение ориентирует человека во всем про­цессе деятельности, позволяет создать психическую модель конечного и промежуточного труда. Потому и возможно их предметное воплощение.

Второе и тоже очень важное назначение воображения в том, что оно работает на том этапе познания, когда имеет место дефицит информации. Очень велика неопределенность ситуации. Воображение позволяет дори­совывать ситуацию, иногда даже перепрыгнуть через какие-то этапы и подготовить конечный результат. В этом случае легко убедиться, что мы имеем дело не с мышлением, а с воображением, фантазией. Воображение так же, как и мышление возникает в проблемной ситуации, т.е. когда нуж­но отыскать новое решение. Оно тоже мотивировано потребностями чело­века. Процессу удовлетворения потребностей предшествует воображаемое их удовлетворение, т.е. яркое живое представление ситуации. При кото­рой эти потребности могут быть удовлетворены. Это, так называемое, опережающее отражение. Оно происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время, как в мышлении опережающее от­ражение происходит путем оперирования понятиями, которые дают воз­можность обобщенно и опосредованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации существует две системы опе­режения сознанием результатов деятельности - с одной стороны, органи­зованная система образов (представлений), а с другой - организованная система понятий. Два этажа, которые между собой очень тесно связаны, органически слиты. В зависимости от обстоятельств, которыми характе­ризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления, существует мнение, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика.

Ценность воображения состоит в том, что даже при отсутствии инфор­мации, необходимой полноты знаний, оно позволяет принять решение. Но в этом и слабость такого решения, оно, как правило, неточно и не строго. Однако, поскольку такие ситуации встречаются часто, человек вынужден пользоваться аппаратом воображения для решения подобных проблем.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность чело­века. Прежде чем что-то сделать, человек представляет, что надо делать и как он это будет делать, т.е. он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в практической деятельности чело­века.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в про­шлом опыте. (VII) Причем создание нового предполагает такое сочетание, ко­торое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Слово при этом играет очень важную роль. Процесс вооб­ражения представляет собой совместную работу двух сигнальных систем. Слово же служит источником появления образов, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, их измене­ния.

Источником воображения является объективная реальность. Процесс воображения протекает в неразрывной связи с другими психическими

процессами. Оно характеризуется большей или меньшей активностью. Иногда оно может выступать как замена деятельности. Человек в это вре­мя уходит в область фантастических образов, далеких от реальности.

 

 Виды и значение воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основ­ные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь может быть про­извольным и непроизвольным. Пассивное воображение подчинено внут­ренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное вообра­жение подчинено желаниям, которые в процессе фантазирования пред­ставляются как осуществленные. В образах пассивного воображения как бы удовлетворяются неосознанные потребности личности. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, заманчивом, приятном. Но если грезы преобладают над другими процессами воображения, то человек ока­зывается с дефектным развитием личности.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой зада­чи, оно направлено больше вовне, определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словес­ных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Главным об­разом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого проис­ходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой комби­нации.

Творческое воображение - это такой его вид, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.

Оперирование и синтез образов в процессах воображения осуществля­ется благодаря операциям агглютинации - соединения несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов; гиперболизации - преуве­личения или преуменьшения предметов, их частей и качеств; заострения -подчеркивания каких-либо признаков; схематизации - сглаживания раз­личий и выявления сходства; типизации - выделения существенного в од­нородных явлениях и воплощения его в каком-либо конкретном образе.

Воображение формируется в деятельности, а потому неразрывно связа­но с ведущим видом деятельности. Например, ведущим видом деятельно­сти дошкольника является игровая деятельность. Воображаемая ситуация в игре преобразуется в соответствии и в зависимости от накопленного опыта. Одновременно фантазия является для ребенка условием усвоения общественного опыта, условием его нормального развития.

Особой формой воображения является мечта. Она одно из необходи­мых условий претворения в жизнь творческих сил человека, она является обязательным элементом научного предвидения. Любой предмет, сделанный руками человека, в исторической сущности есть овеществленная, осуществленная мечта.

В любом деле роль фантазии огромна, но особенно она важна в науч­ном и художественном творчестве. Существует много примеров, когда воображение выступало одним из важнейших элементов научной дея­тельности. Оно приводило подчас к замечательным научным догадкам на разных уровнях изучения научных проблем. Например, открытие тепло­рода, как особой жидкости - послужило фантастической моделью явлений теплоты в воззрениях физиков конца 18 века, она оказалась наивной, но с помощью этой модели удавалось описать некоторые явления и получать новые факты в термодинамике и это, в свою очередь, привело к новому открытию - 2-го начала термодинамики, что сыграло не последнюю роль в современных представлениях физики. Эйнштейн сказал, что «надо раз­решить теоретику фантазировать, ибо иной дороги к цели для него вооб­ще нет».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.073 с.)